Перспективное планирование по речевому развитию в младшей и старшей подгруппах разновозрастной дошкольной группы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: "Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Примерное планирование в разновозрастной дошкольной группе по развитию речи | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие
Месяц | Младшая группа | Старшая группа |
С Е Н Т Я Б Р Ь | № 1. Звуковая культура речи. Звук [У]. Цель: упражнять в четкой артикуляции звука [У]; отрабатывать полный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. | № 1. Знакомство с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»», «Уж небо осенью дышало…» Цель: познакомить с творчеством А.С.Пушкина; учить читать наизусть стихотворения. № 2. «Скоро в школу». Цель: развивать умение составлять по памяти рассказ на тему «Что я видел в школе?»; учить подбирать обобщающие слова для группы предметов. |
№ 2. Звуковая культура речи. Звуки [У] и [А]. Цель: упражнять в правильном произношении звуков [У] и [А] (изолированных, в звукосочетаниях, в словах). | № 3. Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога». Цель: развивать умение слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей; закреплять понятия о жанровых особенностях литературных произведениях. № 4. Рассказ по картине «Дети идут в школу». Цель: развивать умение составлять рассказ по картине; закреплять понятие «речь», «слово», «предложение»; развивать умение составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении, членить слова на слоги. | |
№ 3. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Колобок". Цель: развивать умение внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций. | № 5. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Цель: развивать образное мышление, умение понимать содержание произведения, главную мысль русской народной сказки; совершенствовать умение связно передавать содержание произведения. № 6. Рассказ К.Ушинского «Четыре желания». Цель: продолжать развивать умение пересказывать текс точно, последовательно, выразительно; развивать связную речь детей; дать понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный»; производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, придумывать предложения. | |
№ 4. Звуковая культура речи. Звук [О]. Цель: отрабатывать четкое произношение звука [О]; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. | № 7. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Цель: знакомить детей с жанровыми особенностями литературных произведений; формировать представление о главной мысли былины. № 8. Рассказ по предметным картинкам «Явления природы». Цель: формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинкам; развивать умение сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета; дать понятие об ударном слоге; закреплять умение определять место ударения в словах. | |
О К Т Я Б Р Ь | № 5. Рассматривание сюжетных картинок к сказке «Три медведя». Цель: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными; помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. | № 9. Рассказ Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Цель: развивать умение осмысливать содержание небольшого литературного произведения, оценивать поступки и характер героев рассказа, способствовать развитию связной речи. № 10. Рассказ по картине «Летом в парке». Цель: развивать умение составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять род предмета; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. |
№ 6. Звуковая культура речи. Звук [И]. Цель: упражнять в правильном произношении звука [И] (изолированных, в звукосочетаниях, в словах). | № 11. Заучивание стихотворения Н.Рубцова «Про зайца». Цель: выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают; заучить наизусть стихотворение. № 12. Коллективный рассказ «Наша поездка в зоопарк». Цель: развивать речевые умения; активизировать словарь по теме «Зоопарк»; развивать умение дифференцировать понятия «буква», «звук», «гласные и согласные звуки», составлять предложение из двух слов. | |
№ 7. Рассматривании картинки «Коза с козлятами». Цель: развивать умение внимательно рассматривать картинку, отвечать на вопросы воспитателя. | № 13. Чтение рассказа А.Куприна «Слон». Цель: познакомить с произведением; учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы. № 14. Рассказывание по картине – пейзажу А.Саврасова «Поздняя осень». Цель: познакомить с репродукцией картины А.Саврасова «Поздняя осень»; развивать умение описывать предметы изображенные на картине, выделяя их характерные признаки; развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух; развивать эстетические чувства. | |
№ 8. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель: упражнять в умении употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко употреблять слова. | № 15. Беседа о сказках. Цель: уточнить и обогатить представление о сказках А.Пушкина; формировать интерес к рассматриванию иллюстраций в книге. № 16. Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Цель: развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объёму литературный текст; развивать умение объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте; подбирать слова используя рифму, различать простейшие случаи много значимости слов. | |
Н О Я Б Р Ь | № 9. Игра-инсценировка «У матрешки новоселье». Цель: формировать диалогическую речь. | № 17. Знакомство с произведением Д.Мамина-Сибиряка «Медведко». Цель: познакомить с творчеством Д.Мамина-Сибиряка; помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; развивать умение определять к какому жанру относится каждое произведение; развивать интерес и любовь к книге. № 18. Беседа «Моя семья». Цель: развивать умение отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи. |
№ 10. Дидактические игры: «Эхо», «Чудесный мешочек». Звук [Э]. Цель: упражнять в произношении слов со звуком [Э], в определении качеств предметов на ощупь; развивать слуховое восприятие. | № 19. Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах». Цель: развивать умение различать жанровые особенности сказки; осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание прочитанного средствами игры; формировать оценочное отношение к героям сказки. № 20. Составление рассказа «Мой первый день в детском саду». Цель: развивать умение составлять рассказ из личного опыта на заданную тему; учить формулировать высказывание с личной оценкой героев, воспринимать смысл пословиц; упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы); познакомить с твёрдыми и мягкими согласными звуками; совершенствовать умение делить слова на слоги. | |
№ 11. Звуковая культура речи. Цель: упражнять в отчетливом и правильном звукопроизношении; побуждать вступать в диалог в игровой ситуации. | № 21. Рассказ М.Зощенко «Великие путешественники». Цель: познакомить с литературным произведением М.Зощенко; развивать умение определять характер персонажей, связно пересказывать литературный текст; развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы. № 22. Сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами». Цель: учить составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы; выделять согласные звуки, различать их по звонкости; развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображаемому, а также последующее; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. | |
№ 12. Звуковая культура речи. Звуки [М] и [М']. Цель: упражнять в отчетливом и правильном звукопроизношении в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию выразительности речи; развивать умение вставлять слова по смыслу. | № 23. Былина «Садко». Цель: Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки; помочь понять мотивы поступков героев. № 24. Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка». Цель: развивать умение придумывать сказку на определенную тему, описывать внешний вид персонажей, их действия, переживания; развивать речевые умения по подбору однокоренных слов синонимов и антонимов; упражнять в проведении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания. | |
Д Е К А Б Р Ь | № 13. Звуковая культура речи. Звуки [Б] и [Д]. Цель: упражнять в четком произношении согласных звуков в словах; развивать умение заучивать стихотворение; отрабатывать выразительность речи. | № 25. Сказка К. Ушинского «Лиса и козёл». Цель: подвести к пониманию смысла сказки; учить оценивать поступки героев. № 26. Речевая игра «Из чего что сделано?». Цель: закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова; развивать творческую деятельность способом морфологического анализа; дать понятие о предлогах; упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами. |
№ 14. Стихотворение А.Босева «Трое». Цель: познакомить со стихотворением, оживит в памяти детей их собственные впечатления от катания на санках; формировать диалогическую речь; помочь запомнить стихотворение. | № 27. Знакомство с произведением И.Сурикова «Зима». Цель: помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть; закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров; развивать умение внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. № 28. Рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка». Цель: развивать умение пересказывать текст, используя авторские выразительные средства; совершенствовать умение составлять сложные предложения, производить звуковой анализ слов, определять род предмета; развивать звуковую культуру речи и грамматическую правильность; упражнять в подборе синонимов; расширять знания о предложениях. | |
№ 15. Звуковая культура речи. Загадки. Цель: упражнять детей в различении слов, похожих по звучанию; учить отчетливо проговаривать слова, отгадывать загадки. | № 29. Знакомство с произведением Ю.Коваля «Стожок». Цель: познакомить с новым художественным произведением; развивать умение определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; помочь понять мотивы поступков героев. № 30. Рассказвание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер». Цель: продолжить работу по составлению описательного рассказа по картине; развивать умение придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; разделять предметы на одушевлённые и неодушевлённые. | |
№ 16. Звуковая культура речи. Цель: упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах); учить вести диалог в сюжетно-ролевой игре, петь песенку, четко проговаривая звуки и слова. | № 31. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка». Цель: учить понимать образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. № 32. Сравнительно-описательный рассказ «Зимний вечер». Цель: активизировать словарь; учить сравнивать явления природы, подбирать синонимы и антонимы, отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов, правильно задавать вопрос, дифференцировать собственные и нарицательные существительные; упражнять в звуковом анализе слов. | |
Я Н В А Р Ь | № 17. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди». Цели: развивать умение рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения. | № 33. Знакомство с произведением П.Ершова «Конёк-горбунок». Цель: развивать умение различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; осмысливать содержание прочитанного, связно передавать содержание средствами игры. № 34. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы». Цель: продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенности, элементами композиции сказки (зачин, концовка); развивать умение осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ; развивать умение пересказывать сказку по плану; формировать образность речи, понимание образных выражений. |
№ 18. Рассматривание сюжетных картин. Цель: развивать умение рассматривать сюжетную картинку, давать ей название, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей; отрабатывать правильное и четкое произношение слов и звука [В]. | № 35. развивать умение Рассматривание картины «Путаница». Цель: анализировать юмористические картинки, рисунки, задавать вопросы, выделять в тексте слова – признаки предмета. № 36. Пересказ произведения Е.Чарушина «Медведь». Цель: развивать умение пересказывать последовательно, полно, передавая образные словосочетания и обороты, используя выразительные интонации. | |
№ 19. Звуковая культура речи. Звук [Т]. Цель: закреплять произношение звука [Т] в словах и фразовой речи; учить отчётливо произносить звукоподражание со звуком [Т]; отчётливо произносить звукоподражание с разной скоростью и громкостью. | № 37. Стихотворение С.Есенина «Берёза». Цель: развивать умение чувствовать ритм стихотворения, понимать замысел произведения. № 38. Пересказ сказки «У страха глаза велики». Цель: развивать умение пересказывать сказку; развивать речевые умения в образовании однокоренных слов; составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки; подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; активизировать употребление прилагательных. | |
№ 20. Звуковая культура речи. Звук [К]. Цель: развивать умение отчетливо произносить слова и звукоподражания со звуком [К] в словах и фразовой речи; отчётливо произносить звукоподражание со звуком [К] с разной скоростью и громкостью. | № 39. Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утёнок». Цель: помочь вспомнить знакомые сказки Х-К.Андерсена, познакомить с новой; упражнять в пересказе простых коротких произведений; развивать интонационную выразительность речи. № 40. Беседа «Моя любимая игрушка». Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ из своего личного опыта, выразительно, последовательно; познакомить с многозначными словами, омонимами и словами употребляемыми только во множественном числе. | |
Ф Е В Р А Л Ь | № 21. Звуковая культура речи. Звук [П]. Цель: тренировать отчетливо и правильно произносить изолированно звук [П] и звукоподражательные слова с этим звуком. | № 41. Рассказ В.Бианки «Приспособился» Цель: способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. № 42. Рассказы Н.Сладкова из книги «Воробьишкина весна». Цель: развивать умение воспринимать короткие литературные произведения, объяснять непонятные слова; продолжать учить составлять разные виды предложений с заданными словами; закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом. |
№ 22. Звуковая культура речи. Звук [Ф]. Цель: развивать умение отчетливо и правильно произносить изолированно звук [Ф] и звукоподражательные слова с этим звуком. | № 43. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Цель: продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений. № 44. Беседа «Как мы заботимся о малышах». Цель: развивать умение участвовать в коллективном составлении рассказа по опорным вопросам, формировать личную оценку поступков героев; развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов. | |
№ 23. Звуковая культура речи. Звук [С]. Цель: отрабатывать четкое произношение звука [С]; упражнять в умении вести диалог. | № 45. Рассказ В.Даля «Старик –Годовик» Цель: продолжать развивать умение понимать жанровые особенности сказки; выделять главную мысль, её мораль; совершенствовать умение использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки. № 46. Составление рассказа «Моя мама». Цель: Обучать составлению рассказа из личного опыта; учить придумывать рассказ без опоры на наглядный материал; рассказывать последовательно, грамматически правильно, подбирать прилагательные к существительному, на слух определять количество слов в предложении. | |
№ 24. Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки». Цель: помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать чувство ритма. | № 47. Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» Цель: развивать интонационную выразительность речи, восприятие ритма стихотворения. № 48. Беседа «Хорошие поступки». Цель: упражнять в выполнении звукового анализа слова. | |
М А Р Т | № 25. Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она». Цель: познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь. | № 49. Сказка Х-К. Андерсена «Дюймовочка». Цель: продолжать развивать умение различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к персонажам сказки; учить осмысливать содержание сказки. № 50. Рассказ по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Цель: закреплять умение рассматривать картину, слушать рассказывание; развивать умение составлять рассказ по картине. |
№ 26. Звуковая культура речи. Звук [З]. Цель: упражнять в произношении звука [З]; развивать умение отчетливо и правильно произносить изолированно звук [З] и звукоподражательные слова с этим звуком. | № 51. Рассказ И.Чарушина «Кабан». Цель: закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведениях; обратить внимание на нравственные качества героев сказки. № 52. Рассказ М.Пришвина «Золотой луг». Цель: развивать умение пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение; закреплять знание специфики жанра рассказа, умение ставить ударение в ловах, определяя ударный и безударный слоги, делить слова на слоги; дать представление о понятии «приставка». | |
№ 27. Звуковая культура речи. Звук [Ц]. Цель: развивать умение изменять темп речи; отрабатывать четкое произношение звука [Ц], параллельно в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний. | № 53. Стихотворение Эдварда Лира «Лимерики». Цель: дать понятие о жанровых особенностях рассказа, отличии его от сказки, басни; развивать навыки пересказа литературного текста; развивать умение применять в тексте образные выражения, сравнения. № 54. Описательный рассказ по картине И.Левитана «Весна. Большая вода». Цель: познакомить с содержанием картины; развивать умение составлять рассказ по картине, правильно подбирать местоимения и предлоги в речи. | |
№ 27. Звуковая культура речи. Звук [Ч']. Цель: упражнять в произношении звука [Ч']; учить отчетливо и правильно проговаривать слова с этим звуком. | № 55. Стихи о весне. Цель: развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства. № 56. Сочинение сказок. Цель: развивать умение сочинять сказки об игрушках; активизировать в речи употребление сложных предложений. | |
А П Р Е Л Ь | № 28. Звуковая культура речи. Цель: отрабатывать четкое произношение слов; упражнять в умении вести диалог. | № 57. Рассказ В.Бианки «Лесные домишки. Цель: познакомить с творчеством В.Бианки; продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. № 58. Составление рассказа «Мой щенок». Цель: закреплять умение составлять рассказ на заданную тему, придумывать концовку, формулировать личность персонажей; воспринимать смысл пословиц, выраженных образно. |
№ 29. Заучивание стихотворения С.И.Белоусова «Весенняя гостья». Цель: помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить стихотворение. | № 59. Сказка Братьев Гримм «Горшок каши». Цель: продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа; обратить внимание на нравственные качества героев сказки. № 60. Сочинение сказки. Цель: закреплять навыки составления сказки на заданную тему; совершенствовать умение производить звуковой анализ слова; активизировать в речи употребление существительных и прилагательных женского, среднего и мужского рода. | |
№ 30. Звуковая культура речи. Звуки [С] и [С']. Цель: отрабатывать четкое произношение звуков [С] и [С']; упражнять в умении вести диалог. | № 61. Рассказ С.Алексеева «Первый ночной таран». Цель: развивать память, творческое воображение и устную речь детей. № 62. Весна в пословицах и поговорках. Цель: закреплять умение правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора; воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам. | |
№ 31. Звуковая культура речи. Звуки [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц]. Цель: упражнять в правильном произношении звуков [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц] в словах. | № 63. Стихотворение А.Блока «На лугу». развивать умение выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение; побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. № 64. Сказки А.Пушкина. Цель: закреплять умение рассказывать о своих любимых книгах, инсценировать фрагменты произведений; воспитывать любовь к художественной литературе. | |
М А Й | № 32. Звуковая культура речи. Звук [Ш]. Цель: развивать умение в правильном произношении звука [Ш] в словах. | № 65. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Цель: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; формировать образность речи; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. № 66. Беседа по картинам на тему «Весна». Цель: развивать умение детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведений искусства. |
№ 33. Рассматривание сюжетных картин. Цель: развивать умение рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено. | № 67. Загадки, скороговорки, считалки. Цель: повторить известные произведения малых форм фольклора; познакомить с новыми произведения. № 68. Игры со словами. Цель: развивать фонематический слух. | |
№ 34. Заучивание стихотворения В.Берестова «Котёнок». Цель: помочь запомнить стихотворение, выразительно читать. | ||
№ 35. «Что такое хорош, что такое плохо?». Цель: совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно другим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей логопедической группе.
Сентябрь НеделяЛексическаятемаРечевое развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе
Данный материал используется для облегчения работы с детьми в старшей группе...
Перспективное планирование подвижных игр для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (3-7 лет)
Перспективное планирование подвижных игр для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (3-7 лет)...
Перспективное планирование по речевому развитию старший дошкольный возраст
laquo;Речевое развитие» по О.С. Ушаковой старший возраст...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе.
Материал для глубокой поэтапной проработки развития речи для детей старшей группы детского сада....
Перспективное планирование по физическому развитию на свежем воздухе для детей разновозрастной группы с тяжелым нарушением речи № 11 "Пчелки"
Перспективное планирование по физическому развитию для детей разновозрастной группы с тяжелым нарушением речи № 11 "Пчелки"...
Перспективное планирование по "Речевому развитию" "РАЗВИТИЕ РЕЧИ" 2 младшая группа
Перспективное планирование по "Речевому развитию" "РАЗВИТИЕ РЕЧИ" 2 младшая группа...