Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Рассказывание по картине "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Именно в дошкольном возрасте речь становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Развитие связной речи связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_koshka_s_kotyatami.doc | 54.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 22»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «КОШКА С КОТЯТАМИ»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Форма организации деятельности: занятие
Возрастная группа: общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
Бугуруслан – 2019
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4 |
III. | Список используемой литературы | 12 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Именно в дошкольном возрасте речь становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Развитие связной речи связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
2. Образовательная деятельность (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
11. | Ф.И.О. педагога | Кожевникова Алёна Алексеевна |
22. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие |
33. | Виды деятельности детей | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Познавательно-исследовательская (обследование объектов окружающего мира) Восприятие художественной литературы и фольклора Изобразительная Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения) Двигательная |
44. | Форма организации деятельности | Занятие |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
11. | Тема образовательной деятельности | «Рассказывание по картине «Кошка с котятами» |
22. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- просьба героя- помочь решить проблему; -рассматривание выставки картин «Домашние животные и их дененыши»; -отгадывание загадки.
-рассматривание картины «Кошка с котятами»; -игра малой подвижности «Продолжи предложение»; -физминутка «Кошкина зарядка»; -артикуляционная гимнастика «Кошка».
- составление рассказа по картине «Кошка с котятами»; -рассказ детей о своем питомце; -интерактивная игра «Котёнок»; -закрашивание раскрасок «Котята». 4. Приемы поддержания интереса у детей: - создание проблемной ситуации; - чередование видов деятельности.
- словесное поощрение в ходе ОД; -рефлексия. |
33. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Познавательное: поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (оргмомент «Станем рядышком по кругу», помощь героя помочь решить проблему, выставка картин «Домашние животные и их детеныши», интерактивная игра «Котята». Художественно-эстетическое: закрашивание раскрасок «Котята». Физическое: игра малой подвижности «Продолжи предложение», физминутка «Кошачья гимнастика», артикуляционная гимнастика «Кошка». |
44. | Возрастная группа: | общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет |
55. | Цель: | Учить детей составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами» вместе с воспитателем и самостоятельно. |
66. | Задачи: | -формировать умение внимательно рассматривать картину; -формировать умение активно участвовать в беседе; -формировать умение составлять описательный рассказ по картине; -упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая); -активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; -расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных. -развивать умение согласовывать слова в предложении; -развивать умение согласовывать речь с движением; -развивать психические функции: воображение, внимание, память; -развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около); -воспитывать доброе отношение к животным, желание заботиться о них; -воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника. - Словарная работа: кошка, котята, белолапый, белогрудый, полосатый, предлоги «за», «около», «возле». |
.7. | Планируемые результаты: | -дети научились составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами» вместе с воспитателем и самостоятельно. - ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; - действует рядом с другими детьми, не мешая, подражает действиям сверстника; - общается в диалоге с воспитателем; -выполняет простейшие действия (с помощью воспитателя); |
88 | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Речевой центр: проектор, демонстрационный экран, ноутбук, колонки; магнитная доска, выставка картин «Домашние животные и их детеныши»; зеркала; мяч. Центр изобразительного искусства: раскраски «Котята». |
99 | Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах | Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных; Чтение стихотворений и рассказов о домашних животных; Отгадывание загадок о кошке; Игровые упражнения «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка»; Лепка «Кошка». |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 15 мин. | ||
II | Вводная часть | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели | 7 мин. |
11.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | (Воспитатель вместе с детьми входит в группу и приветствует гостей). В.: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. Д.: Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Доброе утро! В.: Внимание! Внимание! Дети! Гости! Чудеса сейчас придут, Интересно будет тут! (На экране появляется Незнайка) В.: Ребята, посмотрите, кто нам звонит по видеосвязи? Н.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка! Знайка дал мне задание составить рассказ по картине. А по какой именно не сказал, только отправил меня к моему другу художнику Тюбику на его выставку картин. Помогите мне, ребята. И тогда я всем докажу, что я этот…великий писатель! В.: Ребята, поможем, нашему гостю? Д.: Да, поможем. (Дети вместе с воспитателем подходят к выставке картин «Домашние животные и их детеныши). | СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 |
11.2 | Мотивация деятельности детей | В.: Ребята, посмотрите на картины и скажите, кто на них изображен? Д.: Корова и теленок, овца и ягненок, лошадь и жеребенок, свинья и поросёнок, собака и щенок, кошка и котёнок, кролик и крольчонок, коза и козленок. В.: Ребята, скажите, а что объединяет эти все картины? Д.: На картинах показаны домашние животные и их детеныши. В.: А как вы думаете, как Тюбик назвал свою выставку? Д.: «Домашние животные и их детеныши». В.: Верно, ребята. Здесь так много картин, как же нам узнать, какая именно нужна Незнайке? Вот задача! Незнайка, скажи, может тебе Знайка оставил какую-нибудь подсказку, а ты нам забыл её сказать? Н.: И правда, совсем забыл! Знайка же загадал мне загадку – послушайте её: У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. Д.: Это кошка. | Выставка картин «Домашние животные и их детеныши»
СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 |
11.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | В.: Ребята, как вы думаете, какая картина нам нужна, чтобы мы могли помочь Незнайке? Д.: «Кошка с котятами». В.: Ребята, я предлагаю вам присесть на стульчики. | |
III. | Основная часть: | Презентация ситуации. Выявление проблемы. Научить детей составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами» | 7 мин. |
22.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | (Дети занимают своё место на стульчиках. На экране появляется картина «Кошка с котятами») В.: Ребята, эта картина называется «Кошка с котятами». Достаньте свои бинокли и внимательно рассмотрите эту картину. (на фоне аудиозаписи дети вместе с воспитателем описывают картину) В.: Кто нарисован на картине? Д.: Кошка и котята. В.: Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят. Д.: Кошка большая, серая, полосатая, с белой грудкой, пушистая, добрая. Она ласково смотрит на своих котят. В.: Скажите, сколько у неё котят? Д.: Три котенка. В.: Что делают котята? Д.: Играют около мамы. В.: Скажите, какой этот котенок? (показ) Д.: Котенок рыжий, у него белые лапки и мордочка. В.: Что он делает? Д.: Лакает молоко. В.: Какого вы еще котенка видите? Д.: Серого с белой грудкой. В.: Что можно про него сказать? Д.: Он весело играет с желтым клубком за мамой. В.: Расскажите про третьего котенка. Какой он и чем занят? Д.: Котенок серый полосатый. Он спит рядом с мамой. В.: Молодцы, ребята. Вы верно описали картину, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в игру «Продолжи предложение». (Дети встают в круг) В.: Закончите предложение у кошки хвост, а у котенка… Д.: хвостик. В.: К кошки глаза, а у котенка… Д.: глазки. В.: У кошки уши, а у котенка… Д.: ушки В.: У кошки лапы, а у котенка… В.: лапки В.: У кошки когти, а у котенка… Д.: коготки. В.: Молодцы, а теперь проведем физминутку. В.: Вот мы отдохнули, а теперь продолжим работу. Присядьте на стульчики. Проведем гимнастику для язычка «Кошка». | СЛАЙД 6 Мяч СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 Зеркала, СЛАЙД 9 |
22.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | В.: Ребята, послушайте мой рассказ. Картина называется «Кошка с котятами». Кошка большая серая, полосатая, белогрудая. Она ласково смотрит на своих котят. У кошки-мамы три котенка – один рыжий, второй серый, а третий полосатый. Рыжий котенок лакает молоко из блюдца. Серый котенок весело играет с клубком ниток. А третий, полосатый котенок, свернулся клубочком и спит около мамы. Всем – кошке и котятам хорошо и радостно. В.: Ребята, кто хочет представить нам свой рассказ? (2-3 ребенка составляют рассказ по картине) В.: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Скажите, у кого есть кошка? Как её зовут? Что вы можете о ней нам рассказать? (Рассказ детей о своем питомце) В.: Незнайка, а у тебя есть котенок? Н.: Нет, у меня его. А мне так хочется, завести красивого, пушистого, доброго, игривого котенка. В.: Ребята, я вам предлагаю подарить котёнка Незнайке. Посмотрите на экран. (Дети выбирают цвет шерсти и глаз котенка, ошейник и аксессуар). В.: Опишите котенка, который у вас получился. (Дети описывают котенка) Н.: Ребята, какой красивые котенок. Я так давно о нем мечтал. Спасибо вам за такой подарок. В.: Ребята, как вы считаете, справились ли мы с заданием Незнайки? Д.: Да, справились. Н.: Вот так спасибо, ребята за помощь! Без вас я бы точно не справился. Побегу скорее к Знайке, уверен, что ему понравится рассказ и мой котёнок. До свидания, ребята! Д.: До свидания, Незнайка. | СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 СЛАЙД 12 (сразу) СЛАЙД 13 СЛАЙД 14 (сразу) СЛАЙД 15 |
IIII. | Заключительная часть | Заключительный этап решения проблемы. Выдвижение новых проблем. | 1 мин. |
33.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | (Воспитатель оценивает отдельных ребят, которые в течении занятия активно работали) В.: Ребята, скажите, кому мы сегодня оказали помощь? Д.: Незнайке. В.: Ребята, скажите, где мы сегодня были? Д.: На выставке картин художника Тюбика В.: Что мы делали на занятие? Д.: Составляли рассказ по картине. В.: Как называется картина? Д.: «Кошка с котятами». В.: Закончите предложение, сегодня я узнал… Д.: как составить рассказ по картине. В.: Кому вы расскажете о нашем занятии? Д.: Маме, папе, бабушке, дедушке, сестричке (брату), друзьям. В.: Вы друзья мои старались Все прилежно занимались Всех хочу благодарить И раскраску подарить. В.: А теперь я предлагаю вам устроить нашу выставку «Котята». У вас на столах лежат раскраски и карандаши. Изобразите котёнка своей мечты. Спасибо, ребята за работу. (Дети переходят в самостоятельную деятельность) | Раскраски, цветные карандаши. |
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд. , дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2014.- 272с. – (Развиваем речь).
МАДОУ «Д/с №22», г. Бугуруслан, Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Водичка, водичка…» (развитие культурно-гигиенических навыков)
Предлагается конспект занятия в первой младшей группе по развитию культурно-гигиенических навыков, в котором решаются задачи:Образовательные задачи: Учить правильно называть предметы туалета. Расширят...
Влияние сенсорного развития на речь детей дошкольного возраста. Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие к Гному»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие к Гному"...
Конспект образовательной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Птицы Прибайкалья»
Технологическая карта организованной образовательной деятельностипо развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНРТема: Птицы ПрибайкальяЦель: создание ус...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"
Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так, как составлен в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Кошка с котятами»
Программное содержание: формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план....