Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Всё дело в шляпе». Образовательная область « Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект ОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №40 «Звездочка»
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи
в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Всё дело в шляпе».
Образовательная область « Речевое развитие»
Воспитатель: Шалеева Т.В.
Елец 2015 г.
Цель:
Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные:
- Учить образованию сложных прилагательных: длиннобородый, зловредная и т.д.
- Закрепить знания о названиях головных уборов и их назначении
- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе (поварской колпак, пожарная каска).
- Активизировать предметный словарь названиями головных уборов и деталей головных уборов.
- Закрепить образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
- Закреплять умение составлять описательный рассказ о предмете, опираясь на схему.
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости.
Развивающие:
- Развивать координацию движений.
- Мелкую моторику
- Продолжать развивать связную речь.
- Продолжать развивать логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- Привить навыки бережного отношения к головным уборам.
- Воспитывать эстетический вкус.
- Воспитывать отзывчивость, желание помочь.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы (сказки, Льюис Кэррол «Алиса в Стране Чудес» (перевод Бориса Заходера), рассказ Носова Н. «Живая шляпа», произведение Маршака С. Я. «Человек рассеянный»), беседы, рассматривание иллюстраций.
Оборудование:
техническое современное средство (интерактивная доска), дидактический материал по теме «Головные уборы», цилиндр фокусника (из цветного картона), наклейки «Звездочки», мяч, схема для составления описательного рассказа, стенд - «витрина».
Ход занятия
Дети входят в зал, становятся около воспитателя.
Воспитатель достает цилиндр фокусника. На цилиндре нарисованы силуэты звездочек разной формы)
Воспитатель:
Как вы думаете? Кому мог бы принадлежать этот цилиндр?
Дети:
Фокуснику, волшебнику.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, на этом волшебном цилиндре пока нет звездочек, и он выглядит очень грустным. Давайте заглянем в него, может быть чудеса и звездочки спрятались внутри.
Достает из цилиндра письмо.
«Здравствуйте, ребята, пишет Вам Шляпник из Страны Чудес! У нас случилась беда – Злая Королева заколдовала мой домик и все вокруг, в домике теперь беспорядок, а с Волшебной Шляпы разлетелись все звезды. Помогите собрать звезды, и навести порядок. Цилиндр вам в этом поможет.
Ваш Шляпник!»
Мы отправляемся к нему на помощь в Страну Чудес. А как вы думаете, что можно сделать, чтобы попасть в Страну Чудес?
Ответы детей
Воспитатель:
Для этого нужно встать в круг и закрыть глаза! Сейчас я произнесу слова, а вы их повторите.
«Раз, два, три, в Страну Чудес попади!»
(Звучит музыка из радиоспектакля «Алиса в стране Чудес» )
На доске появляются изображения Шляпника и его дома.
Основная часть:
Воспитатель:
Вот мы и в Стране Чудес! Как вы думаете, чей это дом?
Дети:
Это дом Шляпника.
Воспитатель: Почему вы так решили?
А вот и сам Шляпник, только он очень грустный и в домике у него такой беспорядок. Шляпник говорит, что он забыл имена сказочных героев и названия их головных уборов.
Ребята, давайте поможем Шляпнику навести порядок, попробуем одним словом описать каждого героя и раздадим всем героям их головные уборы. Например, у этого героя самый длинный нос, значит, он длинноносый.
(На доске появляются две группы картинок – слева головные уборы, справа – герои сказок, ребенок называет героя и передвигает к нему картинку с соответствующим головным убором.)
Воспитатель:
Назовите, что носит самый длинноносый человечек?
Дети:
Длинноносый человечек, которого зовут Буратино, носит полосатый колпачок с кисточкой.
Воспитатель:
Что носит зловредная старуха?
Дети:
Зловредная старуха, которую зовут Баба Яга, носит платок.
Воспитатель:
Что носит простодушная девочка?
Дети:
Простодушная девочка, которую зовут Красная шапочка, носит красную шапочку.
Воспитатель:
Что носит длиннобородый господин?
Дети:
Длиннобородый господин, которого зовут Карабас Барабас, носит цилиндр.
Воспитатель:
Что носит самый добродушный доктор?
Дети:
Самый добродушный доктор, которого зовут Айболит, носит медицинский колпак.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, помогли Шляпнику навести порядок. Нашли звезду для цилиндра.
А тут живет Шалтай-Балтай, он любит играть со словами. Давайте и мы поиграем с ним
Давайте мы поиграем в игру «Собери словечко», повторим имена и описания героев. Становитесь в круг.
(Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и называет имя героя и описывающее его словосочетание, ребенок возвращает мяч, называя сложное прилагательное)
Воспитатель:
У Буратино длинный нос, значит он…
Ребенок:
Длинноносый…
Воспитатель:
Что я слышу, Шляпник все ещё расстроен! Давайте спросим у почему?
Достает из цилиндра письмо
Ребята, все вокруг стало большим, а главное то, что стали большими все головные уборы, которые сшил Шляпник! Вот почему он расстроен!
Я думаю, мы сможем помочь шляпнику! Ведь в стране чудес стоит только пожелать и все получится.
Я буду показывать головные уборы, которые сшил шляпник, а вы уменьшайте их
(На доске появляются увеличенные изображения головных уборов, если ребенок правильно назвал слово - изображение уменьшается, если ошибся - звучит тревожный сигнал, воспитатель предлагает детям исправить ошибку)
Например:
Шапка – шапочка;
Шляпа - шляпка;
Панама - панамка;
Берет - беретик;
Косынка – косыночка;
Платок-платочек;
Колпак – колпачок;
Воспитатель:
Ребята, вы отлично справились! Давайте мы с вами пройдемся по другим комнатам в доме Шляпника, ведь в Стране Чудес все время что-то происходит, вдруг наша помощь снова потребуется. А пока мы идем, можем поиграть, в Стране Чудес все жители любят играть со словами. Подскажите словечко.
(Дети шагают по дорожкам, повторяя слова чистоговорок)
Ок-ок-ок-ок,
Разноцветный платок (платок)
Аска-аска-аска,
Огнеупорная (каска)
Ама-ама-ама
Солнцезащитная (панама).
Ынка-ынка-ынка
Треугольная (косынка).
Ем-ем-ем
Водолазный шлем.
( Дети подходят к столу, на котором лежат: шляпка, шапка, панамка, бейсболка.
Рядом со столом стоит магнитная доска со схемой ).
Воспитатель:
В этой комнате Шляпник не успел расставить головные уборы на подставки. Давайте ему в этом поможем. Головной убор ставим на подставку после того, как о нём рассказали. В этом вам помогут рисунки.
(Дети по схеме рассказывают о шляпе, шапке, бейсболке, панамке)
Образец: женская, демисезонная, фетровая шляпа с широкими полями и бантом. Воспитатель:
О чём может рассказать головной убор?
Дети:
О возрасте человека, о стране, в которой он живёт, о профессии человека, о времени года, о сказочном персонаже.
Воспитатель:
Головной убор следует за хозяином.
Вот какой разговор произошёл между шапками.
(Речь с движением)
- Здравствуй, шапка, где была?
- Я была в кино.
- Что ж ты, шапка, видела?
- Было так темно.
- Задремала я нечаянно на коленях у хозяина.
- Ну а где же ты была?
- В цирке шапито.
- Что ж ты в цирке видела?
- Шапки да пальто. Номерки, зонты и палки. Всё, что было в раздевалке.
Воспитатель:
Шляпник приглашает нас дальше.
(Звучит музыка. Дети подходят к интерактивной доске, на которой появляются изображения представителей разных профессий, головные уборы у них перепутаны)
Воспитатель:
А для кого эти головные уборы?
Дети:
Для людей разных профессий.
Воспитатель:
Что здесь не так?
Дети:
Головные уборы перепутались.
Воспитатель:
Надо помочь навести порядок, и рассказать, кому какой убор принадлежит.
Дети расставляют предметы соответственно картинкам.
(Пожарному – пожарную каску; повару – поварской колпак; водолазу – водолазный шлем; полицейскому – полицейскую фуражку; врачу – медицинскую шапочку/мед. колпак).
Воспитатель:
Ребята, мы помогли Шляпнику, собрали все звезды, давайте наклеим их на цилиндр.
(Дети подходят к столу, на котором лежат звездочки из самоклеящейся бумаги. Подбирают звездочку, подходящую к силуэту, и приклеивают на цилиндр.)
Воспитатель:
Ребята, Шляпник очень благодарен нам за помощь, он хочет подарить вам цилиндр, и говорит, что это не обычный, а волшебный головной убор, который поможет нам вернуться в детский сад. Надо только повернуть его три раза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три! Цилиндр в садик нас верни!» Прощайтесь со Шляпником. Нам пора возвращаться в садик.
(Дети говорят слова, звучит «волшебная музыка», доска гаснет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-111957-1383097562.jpg)
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по лексической теме «Краски осени».
Занятие проводилось в логопедической группе, с использованием ИКТ....
"Зимушка - зима" Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию и развитию речи (подготовительная логопедическая группа)
Занятие для детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста пол теме "Зима"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-897778-1488053107.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей младшей группы тема: «Солнышко в ладошке»
Цель: Развитие речи детей посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-262449-1455466754.jpg)
Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе
Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе "Сказочный переполох"...
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в средней логопедической группе на тему "Сад - огород"
Данное занятие может быть использовано на логопедическом занятии и на занятии по развитию речи с детьми среднего дошольного возраста с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-1438047-1669057574.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной логопедической группе по теме: «Домашние животные зимой».
Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни; уточнение, активизацию и актуализацию словаря по теме....
Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»
Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»...