Конспект образовательной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Птицы Прибайкалья»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

АЛДАРАНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: Птицы Прибайкалья

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности, в процессе знакомства с птицами Прибайкалья: клестом, кедровкой.

Задачи:

Обучающие: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Животные и птицы Прибайкалья». Совершенствовать навыки составления описательного рассказа по алгоритму «Птицы».

Развивающие: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать любознательность, умение придумывать объяснение явлениям природы, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитывать интерес, положительное отношение к природе Прибайкалья.

Образовательные области: приоритетная - речевое развитие, в интеграции – познавательное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.

Оборудование: предметные картинки (кедровка, клёст), энциклопедия, диктофон, интерактивная доска, алгоритм описательного рассказа по теме «Птицы», корзинка с кедровыми шишками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\fc65a38c90c90ac8e06866b7eb812fcd.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495 – 469, e-mail: doyrik@mail.ru

        

Конспект образовательной деятельности

по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

по теме: «Птицы Прибайкалья»

        

Подготовила

Алдаранова Светлана Юрьевна,

воспитатель

с. Урик, 2017 г.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: Птицы Прибайкалья

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности, в процессе знакомства с птицами Прибайкалья: клестом, кедровкой.

Задачи:

Обучающие: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Животные и птицы Прибайкалья». Совершенствовать навыки составления описательного рассказа по алгоритму «Птицы».

Развивающие: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать любознательность, умение придумывать объяснение явлениям природы, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитывать интерес, положительное отношение к природе Прибайкалья.

Образовательные области: приоритетная - речевое развитие, в интеграции – познавательное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.

Оборудование: предметные картинки (кедровка, клёст), энциклопедия, диктофон, интерактивная доска, алгоритм описательного рассказа по теме «Птицы», корзинка с кедровыми шишками.

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап (3 минуты)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель обращается к детям и предлагает рассмотреть пустые кедровые шишки:

- Вчера я гуляла по осеннему лесу, и увидела кедровую сосну. Вокруг дерева было много кедровых шишек. Но все они были пустыми, без орешков. Местные жители и лесничие очень обеспокоены.

Слушают, рассматривают пустые шишки, стоя на ковре.

Постановка проблемы и мотивация детей

- Как вы думаете, куда исчезли орешки?

- Я хочу узнать, куда исчезли орешки.

- Кто хочет?

Делают предположения, отвечают.

II. Основной этап (25 минут)

Актуализация представлений

Задача: актуализировать представления детей о животном мире Прибайкалья

- Вы предположили, что орешки кто-то съел. Давайте подумаем, кто это мог быть?

Рассуждения детей.

Фиксация затруднений

Задача: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения.

Педагог наводит детей на размышление о том, что тот, кто съел орешки, был маленьким, аккуратно извлек орешки и не повредил шишку, т.е. это не мог быть медведь, кабан, белка (так как она унесла бы шишку в дупло). Это была птица.

- Какие птицы питаются орешками?

- Где мы можем узнать ответ на этот вопрос?

- К сожалению, мы не можем воспользоваться интернетом, но зато у нас есть энциклопедия. (Берёт книгу с полки).

- В книге есть указатель, на странице 20 рубрика «Птицы, которые питаются орешками». Здесь всего две птицы.

Слушают, сидя за столом, отвечают на вопросы.

Рассматривают книгу.

Открытие детьми нового знания

Рассказ педагога о птицах байкальского леса: клесте, кедровке.

- Клёст – кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Обитает в еловых лесах. Гнёзда строят на верхушках деревьев. Клёст – птичка небольшая. Окрас грудки у самцов красно-малиновый, а у самочек – зеленовато-серый. Хвост прямой – раздвоенный, очень необычный клюв – скрещенный. Питается семенами еловых шишек, всё, что не съедает, летит на землю и кормит долгое время мышей, белок или других обитателей леса. Дальше нам предлагают посмотреть видео, вот диск.

Показ видеофрагмента «Питание клеста»

https://www.youtube.com/watch?v=aqbk79ArNt0

- Клёст похож на похитителя орешков?

- Почему?

- Я думаю, что похож/не похож. (Педагог создаёт провокационную ситуацию).

- Итак, это не клёст.

- Тут есть ещё одна птица.

- Кедровка – это зимующая птица нашего края. Она обитает в тайге, в хвойных лесах. Гнездо строит из мелких веточек и мягко выстилает пухом и мхом. Кедровка размером с сороку. Окрашена в коричневый цвет с белыми пятнами. Хвост прямой, короткий. У кедровки тонкий, длинный и крепкий клюв. Питается созревшими кедровыми орешками, еловыми и сосновыми семенами, ягодами, насекомыми. Орешки она запасает в специальный мешочек под языком. А потом летает по лесу и прячет орешки в пни, в траву, в снег, под коряги. Часто сама птица забывает, куда она спрятала запасы. Те орехи, что она забыла, разбухают по весне. Из них проклевывается зеленый стройный росточек будущей могучей кедровой сосны.

Показ видеофрагмента «Кедровка прячет орехи», педагог комментирует происходящее на экране.

(https://www.youtube.com/watch?v=xXERlEu2DJA)

- Кедровка похожа на похитителя кедровых орешков? Почему?

Слушают, сидя на стульчиках перед интерактивной доской.

Дети доказывают свою точку зрения.

Дети смотрят видео и слушают педагога.

Рассуждения детей.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Неужели кедровка съедает все орешки?

- А что она с ними делает?

- Как вы считаете, кедровка приносит пользу лесу? Как?

- Вот мы и нашли ответ на наш вопрос: куда исчезли орешки.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ребята, спасибо, что вы мне помогли разобраться! Теперь я точно знаю, кто опустошил кедровые шишки. Вот только местные жители не знают этого. Как мы сможем рассказать им об этом, чтобы они не волновались?

- Написать не можем, позвонить не можем. Вы знаете, ребята, что можно отправлять голосовые письма? Вы сможете составить такое письмо, чтобы мы его всем разослали. Голосовое письмо должно быть коротким. Посмотрите, у меня есть подсказка. Я попробую сначала сама, а вы послушайте. (Педагог включает диктофон, делает запись описательного рассказа с опорой на алгоритм «Птицы»). Мое голосовое сообщение отправлено, но только одному человеку. Вы можете мне помочь записать сообщение для всех остальных?

Образец рассказа:

- Это кедровка. Кедровка - зимующая птица нашего края. Она строит гнездо из мелких веточек и мха. Кедровка маленькая птица. Она окрашена в коричневый цвет с белыми пятнышками. Хвост у кедровки прямой и короткий. А клюв тонкий, длинный, крепкий. Питается кедровка орешками, семенами, ягодами и насекомыми. Она раскидывает по всей тайге орешки кедровой сосны, которые весной прорастают.

Педагог проявляет дифференцированный подход при опросе детей.

Переходят на стульчики к мольберту.

.

Дети составляют описательный рассказ.

Включение в систему представлений и повторение

По окончании работы педагогу на телефон приходит сообщение. Педагог зачитывает его:

- «Мальчики и девочки, большое спасибо, за то, что вы раскрыли нам тайну исчезновения орешков. Теперь мы знаем, что нам не о чем волноваться и кедровка не вредит нам, а помогает. Благодаря кедровке в лесу вырастают новые кедровые сосны».

Слушают, анализируют.

III. Заключительный этап (2 минуты)

Рефлексивный компонент

- Вам понравилось открывать тайну исчезновения орешков?

- Что нам помогло её раскрыть?

- О каких птицах вы сегодня узнали?

Отвечают на вопросы.

Организация перехода к другому виду деятельности

- Я рада, что вы узнали много интересного о птицах нашего края. Вы сможете рассказать эту историю дома. Как же вы покажете, как выглядит эти птицы?

Дети рисуют птиц.

Тема организованной образовательной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, проведенной воспитателем звучала «Птицы Прибайкалья».

Данное мероприятие соответствует изучаемой лексической теме «Дикие птицы».

Речевой материал, предложенный для ознакомления соответствует возрастным характеристикам дошкольников подготовительной к школе группы.

Педагог построила свое занятие с использованием технологии системно – деятельстного подхода, предложенного Людмилой Георгиевной Петерсон. Одним из необходимых условий успешного использования технологии системно- деятельного подхода является реализация принципа непрерывности.

Основные этапы технологии:

1 Введение в игровую ситуацию.

2. Мотивационная игра:

3. Затруднение в игровой ситуации:

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации:

5. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях:

7. Итог занятия.

6. Повторение и развивающие задания.

Данная технология, использованная на занятии, позволила педагогу:

- вызвать положительную мотивацию к деятельности;

-активизировала эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях игровой ситуации;

- стала неким инструментом тренировки:

-способности к самоопределению, самореализации, целеполаганию,

самооценке,

-способности к согласованию в общении;

-способности к познанию мира в условиях жизнедеятельности.

Участие дошкольников в решении возникшей проблемы можно охарактеризовать как активное, деятельностное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по развитию коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в форме игрового речевого тренинга по теме "В гости к Лунтику"

Технологическая карта образовательной деятельностипо развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР в форме игрового речевого тренингаТема: «В гости к Лу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ТНР на тему «Открываем Африк...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Здравствуй Зимушка. Зима» Цель: уточнить и систематизироват...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...