Дидактические игры и упражнения по коррекции речевых нарушений в подготовительной группе
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать; связную речь, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры и упражнения | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: Обобщение, классификация.
1. «Найди лишнее понятие в каждой группе».
Объясни свой выбор.
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать; связную речь, внимание.
- Треугольник, овал, квадрат.
- Помидор, огурец, апельсин.
- Ворона, бабочка, гусеница.
- Троллейбус, автобус, трамвай.
- Стол, стул, кресло.
- Ножницы, ложка, молоток.
- Вертолет, самолет, яхта.
- Стакан, тарелка, кастрюля.
- Береза, дуб, сосна.
- Ромашка, астра, василек.
- Сорока, курица, утка.
- Лисичка, мухомор, груздь.
- Щука, акула, дельфин.
- Ручка, тетрадь, кисточка, карандаш.
- Инженер, парикмахер, пловец, воспитатель.
- Кефир, сыр, сметана, колбаса.
- Лицо, лоб, щеки, нос.
- Бабушка, сын, папа, мальчик.
- Ветер, дождь, весна, снег.
- Сосна, гвоздика, береза, дуб.
- Река, лодка, озеро, море.
- Клоун, фокусник, кассир, дрессировщик.
- Длинный, короткий, высокий, новый.
- Красный, маленький, белый, зеленый.
- Яркий, добрый, веселый, умный.
- Считать, писать, играть, читать.
- Спать, прыгать, бегать, скакать.
- Лаять, мяукать, мычать, лететь.
2.«Пять названий на пять шагов»
Ребенок делает пять шагов и на каждый шаг произносит название предмета на предложенную тему («Мебель», «Города», «Деревья», «Цветы», «Обувь», «Геометрические фигуры»).
- Я знаю молочные продукты…
- Я знаю комнатные растения…
- я знаю перелетных птиц…
- Я знаю садовые цветы…
- Я знаю лиственные деревья…
- Я знаю школьные принадлежности…
- я знаю головные уборы…
- Я знаю виды спорта…
- Я знаю кондитерские изделия…
- Я знаю профессии людей…
- Я знаю музыкальные инструменты…
- Я знаю животных жарких стран…
- Я знаю явления природы…
- Я знаю сказки…
- Я знаю ягоды…
- Я знаю названия инструментов…
- Я знаю названия электробытовой техники…
- Я знаю названия городов…
- Я знаю названия рек…
- Я знаю названия стран…
- Я знаю названия спецтехники…
- Я знаю геометрические фигуры…
- Я знаю насекомых…
- Я знаю дни недели…
- Я знаю мебель…
- Я знаю посуду…
- Я знаю съедобные грибы…
3. «Вот так магазины»
Магазин «Лакомка» - торты, пирожные, конфеты, шоколад, вафли.
Магазин «Каблучок» - сапоги, тапочки, босоножки, туфли, валенки.
Магазин «Школьник» - тетради, ручки, карандаши, линейки.
Магазин «Верный друг» - собаку, кошку, попугая, хомяка.
Магазин «Океан» - рыбу (окунь, сазан), кальмаров, креветок.
Магазин «Твой дом» - светильник, обои, краску, плитку.
Магазин «Все для душа» - мыло, шампунь, пенку, стиральный порошок.
Магазин «На старт!» - спортивный костюм, лыжи, коньки, мячи.
Магазин «Мелодия» - кассеты, диски, магнитофоны, музыкальные центры.
Магазин «Шкатулка» - сережки, цепочки, кольца, ожерелье.
Магазин «Обжорка» - колбасу, сыр, мясо, хлеб, масло, кефир.
4. «Три части»
Я знаю три части машины… кузов, кабина, бампер.
Я знаю три части дома… лестница, дверь, окно.
Я знаю три части вертолета… кабина, сиденье, лопасти.
Я знаю три части телевизора… экран, шнур, панель управления.
Я знаю три части компьютера… монитор, мышка, колонки.
Я знаю три части дивана… спинка, сиденье, подлокотник.
Я знаю три части часов… циферблат, стрелки, винтики.
Я знаю три части корабля… каюта, палуба, мачта.
Я знаю три части стиральной машины… панель управления, барабан, шнур.
Я знаю три части велосипеда… сиденье, колеса, педаль.
Я знаю три части шубы… воротник, рукав, пуговицы.
Я знаю три части дерева… ствол, ветки, корни.
Я знаю три части тела… голова, руки, туловище.
5. «Закончи предложение»
Быстро бегает… заяц, олень.
Ловко плавает… пловец, рыба, утка.
Важно ходит… гусь, начальник.
Высоко прыгает… спортсмен, кенгуру.
Тихо ползает… разведчик, змея.
В небе летает… птица, самолет.
В лесу растет… ягода, грибы.
На полу валяется… ребенок, игрушка.
По полю мчится… конь, машина.
В цирке выступает… акробат, клоун.
К хозяину спешит… собака.
Сладко спит… человек, ребенок.
Громко кричит… малыш, мама.
В саду спеет… яблоко, груша.
В воде тонет… человек, игрушка.
По дороге едет… машина, карета.
В корзине лежит… ягода, грибы.
6. «О чем или о ком я говорю».
Отгадайте предмет по описанию, сначала загадывает воспитатель, затем дети друг другу.
Дикое животное: живет в лесу; большое, лохматое; любит мед... (медведь)
Дикое животное: живет в Африке; большой; царь зверей…(лев)
Транспорт: большой, тяжелый, с крыльями и хвостом…(самолет)
Овощ бывает: красным, желтым, зеленым; сочный, хрустящий, едят как в сыром, так и в вареном виде; много витаминов; кладут в салат; овальной формы в виде сердечка…(перец)
Сладкая; маленькая; в красивой бумажке, бывает шоколадная или леденец... (конфета)
Мебель: мягкий, удобный; можно на нем спать; можно сидеть… (диван)
Домашнее животное: большая, рогатая, длинный хвост с метелкой, дает молоко…(корова)
Хвойное дерево: вырастает высокое, имеет прямой ствол, растут шишки, вместо листьев иголки…(сосна)
Сначала было деревом, потом древесиной, бумагой, ее можно читать, рассматривать иллюстрации…(книга)
Транспорт: бывает маленькой и большой, на четырех колесах, на ней можно ездить, железной и пластмассовой…(машина)
Спортивный инвентарь: звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
Ягода: вкусный, алый, сочный ... (арбуз)
Дикое животное: бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)
Желтые, красные, осенние ... (листья)
Школьные принадлежности: в клеточку, линейку, толстая и тонкая, в ней можно писать…(тетрадь)
Домашнее животное: сторожит, рычит, добрая, злая… (собака)
7. «Что бывает? Какое бывает?»
Начните игру словами:
Холодным может быть снег, а еще вода, а еще холодным может быть...- ребенок должен продолжить — дать хотя бы один ответ.
Теперь наоборот:
Горячим бывает чай, а еще огонь, батарея, а еще горячим может быть…
Твердым может быть камень, а еще хлеб, а еще твердым может быть…
Зайчик может быть белым или серым, пушистым или гладкий, шустрый, живой или игрушечный. А еще… и так далее рассуждать о других предметах или живых существах.
А может зайчик быть одновременно серым и шустрым? А одновременно гладким и пушистым? Или одновременно большим и маленьким?"
Каждый знает, что круглым бывает…
Каждый знает, что острым бывает…
Каждый знает, что жидким бывает…
Каждый знает, что длинным бывает…
Каждый знает, что пушистым бывает…
Каждый знает, что твердым бывает…
Каждый знает, что квадратным бывает…
Каждый знает, что ароматным бывает…
Каждый знает, что синим бывает…
Каждый знает, что новым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что жарким бывает…
Каждый знает, что сладким бывает…
Каждый знает, что легким бывает…
Каждый знает, что старым бывает…
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что умным бывает…
8. «Закончи предложения»
Зима, весна, осень, лето — это ...(времена года)
Понедельник, вторник, среда — это ...(дни недели)
Январь, февраль, март — это…
Утро, день, вечер, ночь — это…
Врач, учитель, строитель — это…
Плавание, футбол, гимнастика — это…
Квадрат, круг, овал — это…
Окунь, ерш, карась — это…
Снегирь, синица, воробей — это…
Тополь, дуб, осина — это…
Татьяна, Мария, Анна — это…
Андрей, Иван, Михаил — это…
Россия, Франция, Германия — это…
Волга, Днепр, Енисей — это…
Ноябрьск, Екатеринбург, Самара – это…
А, У, О – это…
В, Р, С – это…
Плюс, минус, равно – это…
Золушка, Три поросенка, Кот в сапогах – это…
Пенал, тетрадь, ручка – это…
Клюшка, лыжи, обруч – это …
Пылесос, холодильник, микроволновая печь – это…
Молоток, кусачки, отвертка – это…
Кузнечик, бабочка, муравей – это…
Ромашка, колокольчик, василек – это…
Роза, астра, георгин – это…
Раздел: Суждения, классификация
(соотнесение понятий род - вид)
9. «Кого больше, чего больше»
Кого на свете больше: людей или детей? Все люди – дети? Все дети – люди?
Кого на свете больше: людей или женщин? Все люди - женщины? Все женщины – люди?
Кого на свете больше: животных или медведей? Все животные – медведи? Все ли медведи – животные?
Чего на свете больше: деревьев или лиственных деревьев? Все деревья – лиственные? Все лиственные – деревья?
Кого на свете больше: насекомых или бабочек? Все ли насекомые - бабочки? Все ли бабочки – насекомые?
Чего в лесу больше деревьев или сосен? Все ли деревья - сосны? Все ли сосны – деревья?
Чего в лесу больше: грибов или несъедобных грибов?
Чего больше: кукол или игрушек? Все ли игрушки куклы? Всели куклы – игрушки?
Чего больше: чашек или посуды? Вся ли посуда – чашки? Все ли чашки – посуда?
Что дольше длится: зимний день или зимняя ночь?
Что дольше длится: летняя ночь или летний день?
Что дольше длится: пятница или неделя?
Что дольше длится сутки или день?
Чего больше: времен года или весенних месяцев?
Чего больше весенних месяцев или весенних дней?
Что дольше длится: весна или март?
Раздел: Сравнение.
10. «Что общее и чем отличаются друг от друга»
Город и деревня Квартира и комната
Весна и лето Школа и детский сад
Учитель и воспитатель Портфель и сумка
Молоток и отвертка Гвоздь и шуруп
Самолет и вертолет Собак и волк
Корова и коза Ель и береза
Нож и ножницы Корабль и подводная лодка
Ложка и вилка Чашка и стакан
Стол и стул Платье и сарафан
11. «Какими звуками отличаются слова»
Ветер – вечер Галка – палка
Рак – мак Пол – гол
Город – голод Стол – стул
Бочка – почка Козы – косы
Раздел: Систематизация.
12. «Что сначала, что потом»
Цель: Развивать умение обобщать; понимать последовательность, выявлять причинно-следственные связи; связную речь.
Есть много игр-карточек с такими заданиями. Но можно поиграть в такую игру и без карточек.
Вы начинайте фразу, а ребенок пусть продолжает:
Кем был головастик раньше и кем станет потом?
Кем был цыпленок раньше и кем станет потом?
Как появляется бабочка? Яичко – Гусеница – Куколка – Бабочка.
Как появляется лягушка? Икринка – Головастик – Лягушка.
Как появляется курица? Яйцо – Птенчик – Курица.
Младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.
Как получается хлеб? Колос – Зерно – Мука – Тесто – Хлеб.
Сначала на дереве появляются: почки - листочки – цветы - плоды.
Дерево – древесина – бумага – книга.
Семечко – хлопок – вата – материал – одежда.
Снег зимой – вода весной.
Семечко – подсолнух.
Ягоды – варенье, компот.
Облака - туча – дождь
13. «Подумай и назови следующее слово»
Зима, весна, лето…
Январь, февраль, март…
Утро, день, вечер…
Понедельник, вторник, среда…
Десять, девять, восемь…
Один, два, три…
Круг, квадрат, треугольник…
Береза, тополь, дуб…
Белка, заяц, лиса…
Ясли, детский сад, школа…
Раздел: Суждения, умозаключения.
14. «Закончи предложение»
Лимоны кислые, а сахар…
Собака лает, а кошка…
Трава зеленая, а небо…
Лодка плывет, а машина…
Дрова пилят, а гвозди…
Птица летает, а змея…
Стакан из стекла, а ведро…
Платье из шелка, а кофта…
Мяч из резины, а обруч…
Свечка из воска, а снеговик…
Ваза из хрусталя, кувшин…
Перец горький, а суп…
Зимой холодно, а летом…
Дерево высокое, а куст…
Слон большой, а комар…
15. «Продолжи предложение».
Продолжите предложения, придумав подходящий по смыслу свой ответ.
Если на улице выпал снег, то…
Если на небе светит солнце, то…
Если птицы улетают на юг, то…
Если ты вместе с мамой пошел в магазин, то…
Если на небе сверкает молния, то…
Если ты услышал веселую музыку, то…
Если зазвонил телефон, то…
Если у тебя сегодня день рожденья, то…
Если дома нарядили елку, то…
Если прошел дождь, то…
Если зимой будет сильный мороз, то…
Если взлететь высоко, как птица, то…
Если тротуар мокрый, то…
Если мама отпустит, то…
16. «Назови причину».
Дети поливают цветы на клумбе, потому что…
На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…
Зимой медведь спит, потому что…
Яблоки из зеленых становятся красными, потому что…
Игрушки надо убирать после игры, потому что…
Снег начал таять, потому что…
Зимой надо теплее одеваться, потому что…
На ночь надо выключать свет, потому что…
Дети учатся в школе, потому что…
Мама гладит ребенка по голове, потому что…
Дети лепят снеговиков, потому что...
Дети учат буквы, потому что…
Лед на речке растаял, потому что…
Деревья сильно закачались, потому что…
Маму вызвали в школу, потому что…
На проталинах появились первые цветы, потому что…
Очень хочется пить, потому что…
Маша взяла зонт, потому что…
Стало очень холодно, потому что…
Вова заболел, у него поднялась температура, потому что…
Мышка убежала в норку, потому что…
Сегодня в цирке отменили представление, потому что…
На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…
17. «Верю – не верю»
Кошка гуляет по крыше.
Олень сидит на дереве.
Домик рисует девочку.
Олень бродит по лесу.
Трава растет на лугу.
В кастрюле варится кружка.
На деревьях растут булки.
Земля имеет форму шара.
После ночи наступает вечер.
Весной распускаются почки на деревьях.
Летом всегда идет снег.
Мороженое всегда едят вареным.
Спелый арбуз должен быть сладким.
В кино все идут, чтобы спать.
Самый главный цвет в радуге – черный.
Самый маленький палец на руке называется мизинцем.
Все ученики в школе получают только пятерки.
Когда идет дождь надо брать с собой зонт.
Если ничего не делать, то все будешь знать.
Пчелы живут в ульях.
Воздушные шары – маленькие и квадратные.
Зимой медведь спит в берлоге.
После понедельника наступает четверг.
Дятел любит плавать на воде.
После зимы наступает лето.
Летом коровы пасутся на лугу.
Из головастика появляется лягушка.
18. «Исправь ошибки Незнайки»
Цель: Развивать критичность мышления, наблюдательность; соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом.
- Уборщица шьет головные уборы.
- Плотник печет торты.
- Машинист чинит машины.
- Водитель водит хороводы.
- Секретарь хранит секреты.
- Пожарный обжаривает продукты.
- Часовой чинит часы.
- Строитель учит ходить строем.
- Садовник заведует детским садом.
- Портной работает в порту.
- Механик шьет изделия из меха.
- Тепличница следит за теплом в домах.
- Парикмахер – тот, кто делает парики.
- Курьер – тот, кто ухаживает за курами.
- Оператор – тот, кто делает операции.
- Журналист продает журналы.
- Переводчик переводит людей через улицы.
19. «Закончи предложение»
Если сосна выше ели, то ель…
Если папа старше мамы, то…
Если чемодан тяжелее сумки, то…
Если мотоцикл едет быстрее велосипеда, то…
Если сапоги грязнее туфель, то…
Если река шире ручейка, то…
Если кофта дороже туфель, то…
Если лента короче веревки, то…
Если валенки теплее сапог, то…
Если тетрадь тоньше книги, то…
Если мальчик тяжелее девочки, то…
21. «Веселые «Данетки»
Ребята, я сегодня вам
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом "нет",
А утвердительный - тогда
Скажите громко слово "да".
Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы "ДА", ответы "НЕТ"
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.
* * *
1.
Откройте мне один секрет:
Живут жирафы в тундре? ...
2.
Увидишь в ясный день крота,
Парящим в небе, правда? ...
3.
Строитель строит города.
А осы строят соты? ...
4.
Оранжевый и красный цвет
Горячими считают? ...
5.
Машинам дан зелёный свет,
Идти по зебре можно? ...
6.
В окошке утром - солнца свет,
Ночь наступает, верно? ...
7.
В реке теплющая вода.
И в проруби такая? ...
8.
А будет нам видна звезда,
Коль ночью небо в тучах? ...
9.
Лес - обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов? ...
10.
Ведь без кленового листа
Флаг Украины, точно? ...
11.
Читатель, прочитав, всегда
Съедает книжку, правда? ...
12.
Морковь с капустой в турникет,
Входя в метро, опустим? ...
13.
Монах себе даёт обет.
Его кладёт он ложкой? ...
14.
Худой мальчишка, как скелет,
Легко поднимет штангу? ...
15.
На небе много есть планет,
Луна - планета! Так ведь? ...
16.
Из рубероида рулет
Подходит на десерт нам? ...
17.
Пасутся в Арктике стада
Коров и коз рогатых? ...
18.
С аэродрома поезда
По полосе взлетают? ...
19.
У пешеходов есть мечта -
Споткнувшись, рухнуть в яму? ...
20.
Когда приходят холода,
На юг летят все лоси? ...
21.
Печём ватрушки изо льда
В горячей печке, правда? ...
22
Ответишь ты мне без труда:
Зимой цветёт черешня? ...
23.
По морю плавают суда.
Нефть перевозит танкер? ...
24
По снегу две полоски - след.
Медведь прошёл по снегу? ...
25.
Замёрзшая вода тверда.
Вода стать может газом? ...
26.
В игру с названьем чехарда
Играют клюшкой с шайбой? ...
27.
Бежит дистанцию атлет
От финиша до старта? ...
28.
За вторником идёт среда,
За четвергом - суббота? ...
29.
Хамелеон меняет цвет.
А осьминог меняет? ...
30.
Мы ставим чашечки в буфет.
Диван туда поставим? ...
31.
Друзьям ты говоришь: "Привет!"
И завучу так скажешь? ...
32.
Растает снег - в ручьях вода.
Весной бывает это? ...
33.
Садится слон на провода,
Чтоб пообедать, правда? ...
34.
На карте мира - города,
Материки и страны? ...
35.
Увидев рыбака, - "Привет!" -
Кричит плотва из речки? ...
36.
Что есть лягушка на обед -
Слона с горошком, правда? ...
37.
У жабы, точно, нет хвоста.
А у коровы есть он? ...
38.
В тени - "плюс тридцать", и тогда
Мы шубы надёваем? ...
39.
Мамуля купит мне конфет
За то, что я ленился? ...
40.
В троллейбусе, купив билет,
На крыше нужно ехать? ...
* * *
Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
Зачёту подошёл конец.
Кто не ошибся - молодец!
А кто ошибся хоть чуток,
Не молодец, а молоток!
22. Веселые «Данетки»
Закончи предложение, но помни, что не всегда ответ в рифму бывает правильным!
Веселые данетки - без фантиков "конфетки" -
Только "да" и только "нет" - дайте правильный ответ!
— Если ты бежишь в буфет,
Значит, ты голодный? ... (да)
— В небе месяц и звезда —
Значит, это полдень? ... (нет)
— На лётном поле поезда
Готовы к старту в небо? ... (нет)
— Кто много кушает конфет,
Тот сладкоежка, верно? ... (да)
— Кастрюля и сковорода
Нужны для ловли рыбы? ... (нет)
— Сохранить большой секрет
Очень трудно, правда? ... (да)
— Если любишь ты балет,
То пойдешь в театр? ... (да)
— Растут усы и борода
У тех, кто ходит в садик? ... (нет)
— Если ленишься всегда,
В дневнике пятерки? ... (нет)
— Ты с аппетитом съел обед,
Сказать спасибо нужно? ... (да)
— Если врешь везде, всегда,
Значит, ты правдивый? ... (нет)
— В колодце чистая вода,
Чтоб плавать и нырять там? ... (нет)
23. Загадки от Бабы Яги
1.
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
Василиса Премудрая Баба Яга
2.
В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее...
Снегурка Кикимора
3.
Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его...
Незнайка Леший
4.
Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка...
Мороз Водяной
5.
Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
Пятачок Кощей Бессмертный
24. Занимательные задачки.
1. Сколько ушей у трёх мышей?
2. Сколько лап у двух медвежат?
3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
5. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
6. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)
7. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(отдать одно яблоко вместе с корзиной).
8. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)
9. У мамы есть братья Николай и Виктор, сестра Маргарита, сын Олег и дочь Мария. Сколько всего детей у мамы?
10. Шли по дороге трое братьев, с каждым братом было по два брата. Сколько всего человек шло по дороге?
11. Меня зовут Сергей. У моей сестры есть единственный брат. Как зовут брата моей сестры?
12. Три музыканта играли вместе разные музыкальные произведения 3 часа. Сколько времени играл каждый музыкант?
13. Термометр за окном показывает 5 градусов тепла. Сколько градусов показывает еще один термометр, висящий рядом?
14. Игорь ниже Саши, но выше Гены. Кто выше: Саша или Гена?
15. На ветке сидели 3 воробья и 2 голубя. Один голубь и один воробей улетели. Сколько всего воробьев осталось на ветке?
16. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь!»
Как она догадалась? Что увидела девочка на улице?
17. Как ты думаешь, какая птица быстрее летает: страус или журавль?
18. Чтобы поджарить яичницу из 2 яиц нужно 3 минуты. А сколько нужно минут, чтобы поджарить яичницу из 1 яйца?
19. Сможешь ли ты сказать, чем питаются пингвины в Африке?
20. На большом диване в ряд
Вещи Танины лежат:
Два чулка, кукла Марина
И веселый Буратино.
Помогите Танюшке
Сосчитать ее игрушки.
21. Скажи, что тяжелее: килограмм клубники или килограмм груш?
22. В солнечную погоду дорога от дома до детского сада занимает 10 минут. Скажи, сколько времени занимает обратная дорога от детского сада до дома, если солнце закрыто облаками?
23. В каком слове семь букв «Я»?
24. Подумай и скажи, какие грибы не едят зайцы?
25. Ты да я, да мы с тобой,
Сколько нас всего, открой?
26. Подумай и скажи, из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
27. Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два, конечно…
Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке…
28. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
29. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
30. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?
31. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
32. На одном дереве сидело 10 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
33. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться? (подсказка: дед, отец и внук = 2 отца и 2 сына)
34. Подумай и скажи — кто быстрее переплывет речку — утята или цыплята?
35. Подумай и скажи — какого цвета волосы у колобка?
36. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
37. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок?
38. Подумай и скажи — что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
39. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
40. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
41. Подумай и скажи — кто громче рычит: тигр или буйвол?
42. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
— А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
43. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 — остальные идут обратно)
44. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
45. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
46. Прочитай слова и скажи, какое слово лишнее в каждом ряду?
— диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
— гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
— боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
47. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
48. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки — островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
49. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
50. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель?
51. Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?
52. Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?
53. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?
25. «Главное значение»
Какие из названных предметов имеют прямое, а не переносное значение.
Горький… лук, лекарство, шоколад, правда, слова.
Светлый… день, ум, голова, человек, комната.
Теплый… воздух, вода, день, взгляд, разговор, человек.
Темный… мысли, волосы, силы, дела, пещера.
Золотые… руки, браслеты, волосы, сердце, слова.
Холодный… руки, приветствие, взгляд, прощание, чай.
Легкий… походка, задачка, ветерок, волненье, одеяло.
Тяжелый… характер, груз, чемодан, взгляд, болезнь, путь.
Длинный… язык, коса, речь, веревка, дорога, разговоры, остановка.
Горячий… напиток, батарея, сердце, песок, день, конь.
26. «Давай поиграем»
С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов:
• на предположение, угадывание, додумывание;
• на выяснение причины или смысла происходящих событий;
• на принятие решения и планирование своих действий.
Например.
Вопросы первого типа:
- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем эти люди пришли в ресторан?
- … для чего нам нужны книги?
- … для чего нам нужны печки и плиты?
- … для чего нам нужны ножницы?
- … для чего человек спит?
- … зачем нам нужен телефон?
- … чего боится дерево?
Вопросы второго типа:
- Почему масло тает на раскаленной сковороде?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?
Вопросы третьего типа:
- Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.
- Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
- В очереди за помидорами Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?
- Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
- Как узнать, сколько времени?
27. «Противоположности»
Крутой подъем – пологий спуск
Долгожданное богатство – неожиданная бедность
Слабый мороз – сильная жара
Грустная старость – радостное детство
Тихий плач – громкий смех
Узкий выезд – широкий въезд
Радостная встреча – грустное расставание
Вспомнить радость – забыть печаль
Светлый верх - темный низ
Мелкий недостаток – большое достоинство
Отдать много – получить мало
Темное прошлое – светлое будущее
Грустный конец – радостное начало
Счастливый конец – грустное начало
Внезапная ссора – долгожданное примирение
Богатый урожай – бедный урожай
Большой плюс – маленький минус
Частые пропуски – редкие пропуски
Добрый волшебник – злой чародей
Горячее сердце – холодное сердце
Легкая задача – трудная задача
Жаркое лето – холодная зима
28. «Самые, самые»
Самый знаменитый долгожитель – Кощей Бессмертный
Самый добрый врач – доктор Айболит
Самая печальная царевна – Несмеяна
Самый высокий мужчина – дядя Степа
Самый маленький мальчик – мальчик с пальчик
Самый некрасивый птенец – гадкий утенок
Самый большой сладкоежка – Карлсон
Самый длинноносый человечек – Буратино
Самый длиннобородый человек – Карабас Барабас
Самая злая старуха – Баба Яга
Самая холодная королева – Снежная королева
Самая маленькая девочка - Дюймовочка
29. «Парное слово - картинка».
Цель: Развивать умение обобщать связную речь; самоконтроль; внимание.
Море – корабль, небо …- самолет
Поезд – машинист, автобус…- водитель
Самолет – аэропорт, корабль…- порт
Автомобиль – дорога, поезд… - рельсы
Лекарство – аптека, продукты…- магазин
Театр – спектакль, музей…- экскурсии
Самолет – летчик, ракета… - космонавт
Больница – врач, магазин…- продавец
Школа – учитель, детский сад… - воспитатель
Моряк – корабль, летчик… - самолет
Охотник – ружье, рыбак… - удочка
Щука – река, кит… - море
Собака – будка, лошадь… - стойло
Медведь – берлога, волк… - логово
Овощи – суп, фрукты… - компот
Суп – ложка, макароны… - вилка
Компот – сахар, суп… - соль
Ваза – стекло, кастрюля… - металл
Обедать – стол, спать… - кровать
Лиса – хитрая, заяц…- трусливый
Тапочки – дома, туфли… - улица
Сандалии – лето, валенки…- зима
Обувь – сапожник, одежда … - портной, швея
Человек – ребенок, птица…- птенец, лягушка…- головастик
Кофта – шерсть, шуба…- мех
Человек – нос, птица…- клюв
Звери - шерсть, птица… - перья, человек…- кожа
Береза – подберезовик, осина…- подосиновик, мох… - моховик.
30. «Игра - ассоциации»
Цель: развитие логики, фантазии, быстроты реакции.
Играть можно вдвоем, втроем и больше.
Первый ребенок говорит, например — «Я — гроза»,
второй — «А я — туча», третий - «А я — дождь», четвертый — «А я — зонтик» и т.д.
31. «Небылицы»
Цель: Развивать критичность мышления; умения соотносить усвоенные
знания с воспринимаемым материалом; связную речь, внимание.
Сел воробышек на дом, -
Провалилась крыша.
Под березкою с котом
Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука
Рыбы ловят рыбака.
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
- Бывает ли так на самом деле?
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке.
32. «Лучший знаток природы»
У какого дерева белый ствол?
У какого цветка на стебле острые шипы?
На каком дереве растут желуди?
У каких овощных растений стебли стелются по земле?
Какое время года благоприятно для роста растений? Почему?
Какие грибы растут на пеньках?
Как еще можно назвать белый гриб?
Какое название грибов похоже на ласковое название животных?
Какая ягода после мороза становится сладкой?
33. «Памятные узелки»
Бумажный … змей, пакет
Золотой … ключик,
Зоркий … человек, глаз
Надёжный … друг
Негасимый … огонь
Недовольный … человек
Счастливый … день
Торопливый … ребенок
Трудовой … подвиг
Хитрый … лис
Белая … стена
Берёзовая … роща
Болтливая … девчонка
Дикая … собака
Дорогая … вещь
Крылатая … фраза, птица
Некрасивая … кукла
Скрипучая … дверь
Чужая … вещь
Журчащий … ручей
Волшебные … слова
Еловые … шишки
Знакомые … люди
Мелкие … предметы
Мыльные … пузыри
Неуступчивые … ребята
Пропавшие … деньги
Самоходные … сапоги
34. ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ
(Рассказ с вопросами)
После мультфильма “Левша” мы с Леной отправились гулять. Лена взяла меня за руку и спросила:
– Папа, а какая рука у меня правая?
– Правой рукой ты держишь ложку, когда ешь. Ясно?
– Ясно, мы с тобой идём и держимся за правые руки.
– Нет, твоя правая рука держит мою левую. Лена обежала меня и пошла с другой стороны:
– А теперь мы держимся за правые руки?
1. А ТЫ КАК ДУМАЕШЬ?
– Нет, моя правая рука держит твою левую. Непонятно? Давай поступим так: у меня есть две конфеты, мы возьмём их в правые руки...
– Знаю, знаю, – перебила меня Лена. – Мы встанем спиной друг к другу и возьмёмся за руки. И конфетки встретятся!
2. ПРАВА ЛИ ЛЕНА?
– Проверим, – согласился я.
Мы встали, как хотела Лена, но конфеты не встретились. Лена очень удивилась.
Тем временем мы подошли к газетному киоску, и я сказал:
– Ты пока думай, а я посмотрю: нет ли новых журналов.
3. ПОДУМАЙ И ТЫ: КАК НАМ С ЛЕНОЙ ВЗЯТЬСЯ ПРАВЫМИ РУКАМИ И ЛЕВЫМИ РУКАМИ?
Когда мы пошли дальше, Лена с хитрецой взглянула на меня:
– Папа, я догадалась, но хочу, чтобы ты сказал.
4. КАК ТЫ ДУМАЕШЬ: ДОГАДАЛАСЬ ЛИ ЛЕНА?
– Ладно, слушай, – улыбнулся я. – Чтобы взять правой рукой правую руку, а левой рукой – левую, можно встать “паровозиком”. Становись впереди. Сейчас наши конфеты встретятся. Мы взялись за руки.
– Чух, чух, чух! – поехал “паровозик”. Но конфеты не встретились.
– Где же твоя конфета? – удивился я. А Лена почему-то покраснела.
5. ГДЕ КОНФЕТА ЛЕНЫ?
– Ладно, Лена. Съешь и мою конфету! – засмеялся я.
А потом я посадил Лену на плечи, и мы пошли домой.
– Папа, а мы опять держимся правыми и левыми руками, – сказала Лена.
6. ТАК ЛИ ЭТО? |
А дома Лена спрыгнула с моих плеч и лукаво посмотрела на меня:
– А я знаю, как нам по-другому ухватиться правыми и левыми руками.
Думал я, думал, но так и не догадался.
7. А ТЫ?
Ответы:
1. Нет. 2. Нет. 3. Встать “паровозиком”. 4. Нет, Лена хитрит. 5. Лена её съела. 6. Да. 7. Надо встать лицом к лицу и протянуть друг другу руки: крест-накрест.
35. НАЙДИ РИФМУ
1. Как у нашего Мирона
На носу сидит... ворона
2. А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря... кит
3. Кит царапался, кусался,
Если ж был неравен спор
От врагов своих спасался,
Залезая на... забор
4. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в... окно
5. В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Ванином носу
Крылатый...
6. Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это... брюки
7. Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит...
8. И наутро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло –
Он сказал, что это...
9. На брата сердится сестра:
Её зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: – Ты где, ... Малина
10. Брал в столовой дядя Стёпа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Стёпа –
Ноги клал на... табурет
11. Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на...
12. Снова леший козни строит,
Но теперь он - гуманоид.
Пересел в тарелку джинн –
Устарел его...
13. Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный...
14. Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и...
15. В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый...
16. То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака...
17. Всем-всем-всем!
На нас идёт
Чудо-Юдо Рыба-...
18. Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как...
25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Использование логопедических упражнений в процессе физического воспитания детей с ОВЗ....
Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"
В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер. У детей с ТНР и нормой речевого разви...
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нейропсихологиическая коррекция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлена на изучение связей ум – тело, переструктурирование нарушенных функций и...
Использование кинезиологических и психомоторных упражнений в коррекции речевых нарушений
Среди дошкольников с ОВЗ большую группу составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для исправления речевых нарушений можно использовать кинезиологические и психомоторные упражнения: составить ...