Влияние сенсорных игр и упражнений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников
статья на тему

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Доклад

«Влияние сенсорных игр и упражнений  на коррекцию речевых нарушений у дошкольников»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

Фирсова Валентина Николаевна

г. Покачи

Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие социальные, экологические и другие изменения повлекли резкое увеличение разного вида патологий у детей. Особенно отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. С каждым годом речевые отклонения в нагрузку усложняются и нарушениями в неврологическом, психическом и психологическом направлениях. Нередко стали такие диагнозы как задержка психического развития, дизартрии, ринолалии. У детей с различными речевыми расстройствами помимо собственно речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, и одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательных областей коры головного мозга. Усвоить сенсорный эталон — это не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Дети с нарушениями речевой функции имеют несформированность отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Среда имеет огромное значение для развития детей. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Также одним из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНР (общим недоразвитием речи), является кружковая работа по сенсорному развитию. Её назначение многофункционально: дети, пришедшие в логопедическую группу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, а занятия приводят часто к умственному переутомлению, сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье воспитанников, улучшить память, внимание, включить сенсомоторные механизмы способствующие развитию речи и поможет организация кружковой работы. Ведь совершенствование сенсорных действий происходит не само собой, а в процессе правильно организованного обучения практики, позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия. Влияет на психическое и эмоциональное состояние детей через комплексное воздействие звука, цвета, формы, света, запаха. Нормализует нарушение мышечного тонуса, развитие движений пальцев и кистей рук. Корригирует речевые нарушения и высшие психические процессы. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание. Мною составлены положения к проведению развивающих занятий на кружковой работе по сенсорному развитию:

1. Использовать приемы и дидактические игры которые бы позволили задействовать все анализаторы, так как каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чем больше количество информации получит мозг ребенка через анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт.

2. При необходимости каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей - двигательных и интеллектуальных.

3. При необходимости неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом.

4. Проводить работу по принципу от «простого-к сложному».

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например«Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма - круглое, окраска - жёлтое, на вкус - сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Наряду с использованием «абстрактного» дидактического материала я включаю и «естественный» материал (шишки, цветы и т. п.) Таким образом, основной упор в развитие сенсорного восприятия делается на знакомство со свойствами реальных предметов.

В ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо использовать дидактические игры и упражнения.

В основу игр положены следующие принципы:

1. Деятельность детей должна быть интересной, мотивированной, продуктивной.

2. Задача с сенсорного развития следует тесно увязывать с окружающей жизнью.

3. Предлагая ребенку задания, нужно дать ему возможность отыскать решение самостоятельно.

4. В процессе выполнения игр и упражнений необходимо развивать язык, память, мышление детей.

5. Задача состоит в том, чтобы не столько добиться, чтобы ребенок, в конце-концов правильно выполнил то или иное действие, сколько выработать у него определенные способы деятельности.

Разработанные игры можно использовать и как диагностические, и как развивающие. Подойти к ним с таких позиций помогла теория Л. С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития.

Уровень актуального развития - это тот уровень развития психических процессов, который сложился в ребенке на сегодня. Он определяется характером задач, которые ребенок в состоянии выполнить самостоятельно.

Уровень ближайшего (потенциального) развития определяется теми задачами, которые ребенок может решение связать с помощью взрослого, в сотрудничестве с ним.

На протяжении дошкольного детства сенсорная культура состоит во взаимосвязи с развитием речи и мышления. Восприятие является основой, которая питает мышление чувственным материалом в окружающем мире. Обучение сенсорным действиям сочетается с различными видами деятельности, обеспечивает жизненную пригодность сенсорных знаний и умений.

В каждом возрасте сенсорное развитие имеет свои задачи. И в детях 5 - 7 лет надо не только формировать сенсорные эталоны, учить обследовать предметы, но и развивать аналитическое восприятие.

Психологи отмечают, что в процессе развития человека первым формируется восприятие, на основе которого у ребенка складывается сенсорный опыт. Именно эта связь приводит к функционированию в учебной деятельности различных видов мышления: наглядно - образного, практического и словесно - логического, или понятийного.

Поэтому необходимо с дошкольного возраста на основе специальных систем упражнений развивать ребенка. Целью сенсорного развития детей является формирование у них сенсорных способностей. Способности, с одной стороны, является условием успешного выполнения определенного вида деятельности, а с другой - развиваются в процессе этой деятельности. Важно не столько, сколькими знаний обладает ребенок, сколько то, как он ими владеет и как осваивает новые. Знания и умения - единственный и эффективный путь формирования способностей. Поэтому, широкий перенос способов действий в игровые ситуации, позволяет лучше формировать обобщенные умения, которые становятся основой воспитания сенсорных способностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....