Физические упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
методическая разработка по логопедии ( группа) на тему
Использование логопедических упражнений в процессе физического воспитания детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rjyathtywbz.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логопедических упражнений в процессе физического воспитания детей с ОВЗ
Для детей с речевой патологией характерны отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации.
Чем меньше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранение двигательных нарушений и недостатков физического развития. Значение двигательной активности очень велико для развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакций человека.
Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждой очередной физической нагрузки происходит не просто восстановление затраченной организмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление, то есть фаза суперкомпенсации. Поэтому роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни.
Физические упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников имеют важное значение. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук (вверх - вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс, вверх на голову и т.д.), туловища (вправо - влево, наклоны вперёд, круговые вращения), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты).
В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. (Бехтерев, Выготский). Объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.
Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.
Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.
Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.
Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.
Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).
Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах...
Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...
Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях
Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....