Конспект досуговой деятельности по речевому развитию «Путешествие по лабиринту» Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Горбулько Анна Николаевна

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарный запас детей через участие в словесно – речевых играх;

- совершенствовать грамматический строй речи:

- упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов);

- согласовывать существительные с числительными;

- упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

- учить использовать в речи пространственную терминологию;

- совершенствовать навыки слогового анализа слов;

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательный интерес, интеллектуальную и коммуникативную активность;

- развивать связную речь, фонематическое восприятие, память, внимание;

- развивать координацию движений, мелкую моторику рук;

- развивать силу, темп и подвижность голоса;

- развитие у ребенка пространственного представления, воображения,

Коррекционно -воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество, инициативность;

- формировать умение работать в команде, стремление к достижению цели;

- воспитывать чувство товарищества и коллективизма/

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

досуговой деятельности

по речевому развитию

«Путешествие по лабиринту»

Подготовительная группа

                                                               

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарный запас детей через участие в словесно – речевых играх;

- совершенствовать грамматический строй речи:

- упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов);

- согласовывать существительные с числительными;

- упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

- учить использовать в речи пространственную терминологию;

- совершенствовать навыки слогового анализа слов;

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательный интерес, интеллектуальную и коммуникативную активность;

- развивать связную речь, фонематическое восприятие, память, внимание;

- развивать координацию движений, мелкую моторику рук;

- развивать силу, темп и подвижность голоса;

- развитие у ребенка пространственного представления, воображения,

Коррекционно -воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество, инициативность;

- формировать умение работать в команде, стремление к достижению цели;

- воспитывать чувство товарищества и коллективизма;

Методы и приёмы: сюрпризно-игровой, пояснение, показ, рассказ, самостоятельная работа детей, вопросы, поощрение, использование наглядности, оценка.

Предварительная работа: чтение сказок, загадывание загадок, заучивание поговорок и пословиц, беседы, рассматривание иллюстраций, настольно – дидактические игры.

Словарная работа: ЛАБИРИНТ, КАРТА, МАРШРУТ, ТУРИСТ, СНАРЯЖЕНИЕ

Здоровьесберегающие технологии:  физкультминутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

Материал и оборудование:

- проектор,

- плакат с изображением лабиринта,

- медали «Умники и Умницы»,

- картинки, начинающиеся на букву  З, Т, Ж.

- предметные картинки, состоящие из 1, 2, 3, слогов: кукла, машина, кит, дом, апельсин, огурец, кофе, горчица, банан,

- предметные картинки для слова «Книга» (кот, носорог, иголка, гусь, арбуз);

- конверты с буквами (К, Н, И, Г, А)

- мольберты 2 шт., столы 2 шт.

- красочно оформленная книжка.

- музыкальная подборка.

Ход занятия:

На экране 1 СЛАЙД «Доброе утро»

(звучит музыка)

В: Ребята, я очень рада видеть всех вас. Сегодня такое прекрасное утро, не правда ли?  Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу «Доброго утра».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Солнце раннее проснулось,

Осторожно потянулось.

Лучикам пора вставать,

Нашу землю согревать.

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай,

Имя друга называй,

Утра доброго желай!

 (Звучит музыка)

В: Ребята, слышите, какая-то таинственная музыка.  Что это может быть?

2 СЛАЙД

(на экране появляется «Фея Правильной Речи», аудиозапись с голосом Феи)

- Здравствуйте, ребята. Я Фея Правильной Речи. Сегодня я предлагаю вам совершить удивительное путешествие в «Страну Правильной речи», которая находится на «Острове Умников и Умниц». Вы согласны? ……

Вам предстоит нелегкий путь.  Чтобы добраться до этой волшебной страны, вам нужно совершить увлекательное путешествие по Таинственному лабиринту, и побывать на «Островах». Вы должны преодолеть все преграды, встретившиеся на пути, выполнить довольно сложные задания-испытания, не забывая при этом правильно и четко произносить все звуки. За правильно выполненное задание, вы получите подсказку (букву). В конце путешествия вас ждет сюрприз. Желаю вам успеха и счастливого пути!

В: Ребята, нам пора в дорогу.  Одно из условий, которое мы с вами должны выполнять – правильно и четко проговаривать все звуки.

Ребята, скажите, пожалуйста, какой должна быть наша речь, чтобы с нами было приятно общаться? Чтобы нас понимали?

Дети: Четкой, грамотной, громкой, ясной, красивой.

В: Верно. Чтобы речь была такой, нужно постоянно тренироваться, что мы с вами и делаем ежедневно. Предлагаю вам сделать гимнастику для язычка

 (Проводится артикуляционная гимнастика)

Погулять язык собрался,

Он умылся, причесался,

На прохожих оглянулся,

Вправо, влево повернулся,

Вниз упал, наверх полез,

Раз, и в ротике исчез.

В: Ребята, а вы знаете, что такое ЛАБИРИНТ?

Дети: ЛАБИРИНТ – это запутанные дорожки, ходы, которые сообщаются между собой.

В: Верно. А вот и наш таинственный лабиринт, который приготовила для нас Фея. И он поможет нам добраться в Страну Правильной речи.  Итак, посмотрите на лабиринт, и определите путь, по которому мы могли бы попасть на первый остров.  

(Дети находят путь к первому острову. Один ребенок, с помощью указки, обозначает этот путь, комментируя направление движения: «надо повернуть налево, потом направо…»)

В: На чем обычно отправляются в путешествие?

Дети: На транспорте.

В: Верно. Какие виды транспорта вы знаете?  (водный, воздушный, наземный, подземный).

В: Для начала предлагаю вам отправиться пешком. Чтобы дорога не казалась длинной и скучной, предлагаю в пути проговорить чистоговорки. Не забывайте при этом четко произносить звуки!

3 СЛАЙД:  «Дорога, на ней дети идут в поход»

(Дети идут «по дороге», при этом проговаривая чистоговорки)

КА-КА-КА – дорога далека,

ТИ-ТИ-ТИ – мы уже в пути,

ВА-ВА-ВА – ждут нас   острова,

РА-РА-РА – остановится нам пора.

4 СЛАЙД «Остров волшебных звуков».

В: Ну, вот мы и оказались на Острове «Волшебных звуков».    И здесь нас ждет первое задание-испытание:

- ребята, вам необходимо будет подобрать картинки на заданный звук, но вы должны помнить, что этот звук может стоять не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Итак, посмотрите на букву и найдите картинку с этим звуком. (З, Т, Ж).

(Звучит музыка. Дети, сидя за столами, подбирают картинку с заданным звуком, при этом определяя его местоположение.)

В: А теперь выберите понравившуюся вам картинку и составьте предложение с этим словом. (дети составляют предложения)

В: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Фея приготовила для вас подсказку, которая находится в этом конверте. Давайте посмотрим, что в нем? (БУКВА «А»). Эту букву мы возьмем с собой в дальнейшее путешествие.

В: Посмотрите на лабиринт. Куда нам дальше идти? (дети определяют дальнейший путь, проговаривая направление) Отправляемся к следующему острову по стрелочкам.

В: Дальше в путешествие я предлагаю отправиться на транспорте. А чтобы узнать на каком – вы должны будете отгадать загадку:

Он бывает пассажирским,

Он бывает грузовым.

Во весь дух по рельсам мчится.

Мы на станции стоим.  /Поезд/

В: Верно. Отправляемся в путь на поезде. (Звучит музыка, дети при этом проговаривают слова с нарастанием темпа речи)

Едет, едет паровоз,

Мимо сосен и берез,

Мимо утренних полей,

Мимо красных снегирей,

Мимо дуба и сосны,

Мимо лета и весны.

Чух,  чух, чух, чух, чух пыхтит,

И колесами стучит.

Свистит громко ту-ту-ту.

Догоняя  детвору.

Пассажиров тут и там

Он везет по островам.

В: Ну, вот мы с вами и добрались до следующего острова, который называется «ОСТРОВ ГРОМОТЕЕВ»

5 СЛАЙД «ОСТРОВ ГРАМОТЕЕВ» (со слоговыми вагончиками).

В: Ребята, посмотрите здесь стоят вагоны. Здесь какая-то станция.  Как называется станция, где стоят вагоны? (железнодорожная). Но это не простые вагончики, а слоговые. В них живут слова.  

Второе задание, которое приготовила для нас Фея: разместите в первом вагоне картинки, на которых изображены предметы, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне – картинки, на которых изображены предметы, названия которых состоят из двух слогов, в третьем вагоне – из трех слогов, в четвертом – из четырех.

(Дети распределяют картинки по «вагонам» по слоговому составу: сыр, шар, крот; роза, рыба, пирог; кукла, корова, мухомор; машина, пирамидка, бабочка). При этом дети проверяют количество слогов при помощи хлопков.)

В: Назовите, кто или что поедет в первом вагоне? (дети называют)

Пока мы были в пути, наши глазки устали. Предлагаю сделать зрительную гимнастику.

 Гимнастика для тренировки глазных мышц

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

(Закрываем оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(Продолжаем стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открываем глаза, взглядом рисуем мост)

Нарисуем букву «О», получается легко.

(Глазами рисуем букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз.

(Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)

Вправо, влево повернем

Глаза смотрят вправо- влево)

Заниматься вновь начнем.

В: Задание выполнено. За правильно выполненное задание - получаем подсказку – (Букву К). Отправляемся в путь!  Давайте посмотрим на наш лабиринт и определим: куда нам двигаться дальше? Как нам с вами построить маршрут? (Дети по лабиринту определяют дальнейший путь).

В: Наше путешествие продолжим на другом транспорте. А каком? Догадайтесь сами. Загадка: 

Очень, длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревёт

Пассажиров он везёт. (Самолет)

6 СЛАЙД «В НЕБЕ САМОЛЕТ»

К путешествию приготовиться!

Моторы завести!

И всем ребятам весело

«Д-д-д» произнести. (дети произносят звук «д-д-д-д» с нарастанием громкости голоса)

 (Звучит музыка – логоритмика  «самолет», дети идут по дорожкам, при этом изображая самолет)

Путешествуя по странам

Утомились мы в пути.

Предлагаю вам, ребята,

Встать и с трапа всем сойти.

Посмотреть направо,

Посмотреть налево.

Потянуться к солнцу

Удивиться: «Где мы?»

Пролетают птицы,

Крылья расправляют.

Деревья великаны

Ветками качают.

Через ручьи и кочки,

Мы перепрыгнем ловко,

Для первооткрывателей

Всегда нужна сноровка.

Вдыхаем свежий воздух,

Как бабочки кружимся,

И на цветок чудесный,

Спокойно мы садимся.

(Дети садятся на ковер.)

7 СЛАЙД  «ОСТРОВ ЧУДЕС»

В: Ребята, посмотрите где мы с вами оказались - это Острове Чудес. (звучит музыка - пение птиц) Посмотрите, как здесь красиво.  Подумайте: почему   его так назвали? Найдите что-то необычное на острове. Обратите внимание на деревья, которые здесь растут. (Дети рассматривают дерево, на котором растут разные фрукты: апельсин, банан, ананас, яблоко, груша…)

В: И правда, чудо-дерево! Скажите, что растет на этом дереве? Как одним словом можно сказать?

Дети: На дереве растут фрукты.

В: Какие фрукты растут на этом дереве? Опишите их внешний вид и расскажите все,  что вы знаете об этих фруктах, подбирая слова-признаки. (Под деревом лежит корзина с фруктами. Дети берут фрукты в руки и описывают их)

 (апельсин-оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Яблоко-красное, круглое, гладкое, твердое. сочное, кисло-сладкое;

Банан-желтый, длинный, гладкий, сладкий;

Лимон –желтый, твердый, кислый,  )

Д/и «Посчитай» (счет фруктов от 1-5)

В: А давайте посчитаем: сколько красных яблок растет не дереве? Оранжевых апельсинов? Зеленых груш? (дети считают)

Д/и «Назови ласково»

В: Как мы можем ласково назвать яблоко? Ананас?  Банан?..

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Составь предложение правильно».  

Мама, яблоки, красные, магазин, купила. – Мама купила в магазине красные яблоки.

Расти, желтый, пальма, банан, на. – На пальме растут желтые бананы.

В: Задание выполнено. За правильно выполненное задание- получаем подсказку - (Букву Г). Отправляемся в путь!  

В: Ребята, посмотрите на нашу карту-лабиринт и скажите, куда дальше лежит наш путь? Что это на карте может быть синего цвета? (Дети по карте-лабиринту определяют дальнейший путь. Он   проходит через «море»). Как вы думаете на чем мы может дальше продолжить наше путешествие?

Дети: Передвигаться по морю можно на корабле.

8 СЛАЙД «КОРАБЛЬ НА МОРЕ» (звук – шум моря, чаек)

Логоритмика «Кораблик»

9 СЛАЙД «ОСТРОВ  ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ»  

В: Вот мы добрались до следующего острова и называется он «Остров противоположностей». Как вы думаете, почему он так называется и какое задание нам приготовила Фея на этом острове? В какую игру можно здесь поиграть?

Дети: В игру «Скажи наоборот».

В: Верно.  Я буду называть слова и бросать мяч. Вы, поймав мяч, будете называть слова, противоположны по смыслу. Будьте внимательны!

Злой – добрый                                                          великаны – карлики

сильный – слабый                                                    взрослый - маленький

хороший – плохой                                                    высокий – низкий

трусливый – храбрый                                              толстый – худой

грустный – веселый                                                 старый – молодой

больной – здоровый                                                 мелкий – глубокий

сытый – голодный                                                    веселый – грустный

маленький – большой                                              сухой – мокрый

белый – черный                                                    длинный – короткий

твердый - мягкий                                                  полный – пустой

потолок – пол         далеко – близко

начало недели – конец недели                             день – ночь

минус – плюс                                                        весна – осень

зима – лето                                                           стоит – идет

взлетает – садится                                                сидит – лежит  

плачет – смеется                                                   впереди - сзади

на (столе) – под (столом)        со (стола) – на  (стол)

над облаками – под облаками        под диван – из-под дивана

В: Молодцы, вы отлично справились с заданиями.

А теперь, ребята, я предлагаю вам назвать предметы, в которых сочетаются разные качества (утюг-холодный и горячий, вода – жидкая и твердая, термос – холодный и горячий, тень –большая и маленькая, снег –холодный для людей, теплый для травы, дождь – хорош для растений, плох – для людей, машин)

Фея приготовила нам конверт с подсказкой (дети получают букву – подсказку «Н» и определяют дальнейший маршрут)

В: Нам осталось добраться до последнего острова. Какой самый быстрый транспорт? (Дети: Самый быстрый транспорт – Самолет). Вот им мы снова с вами воспользуемся.

10 СЛАЙД С САМОЛЕТОМ

Логоритмическое упражнение «Самолёт».

В: Ну – ка, лётчики – пилоты,

Приготовились к полёту!

(Дети стоят прямо, руки вниз, осанка гордая, плечи расправлены).

К самолёту подошли

И по трапу вверх взошли

(маршируем и изображаем вход по трапу).

Начинается полёт,

загудел наш самолёт.

(Дети приседают на одно колено, расставив руки в стороны как крылья самолёта и гудят: ууууу)

Лётчик вправо посмотрел,

(Повернуть голову вправо)

Лётчик влево посмотрел

(Повернуть голову влево),

Вверх поднялся, полетел.

(прямые руки в сторону, бег по кругу).

Правое крыло вперёд,

(правую выпрямленную руку выдвигаем чуть вперёд).

Выдвинул наш самолёт.

Левое крыло вперёд

(левую выпрямленную руку выдвигаем чуть вперёд)

Что за чудо самолёт!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

На посадку мы летим

приземлиться мы хотим.

- Давайте расскажем, что мы видели в полёте.

Дети вместе с педагогом рассказывают чистоговорки, используя движения фонетической ритмики.

ТА – ТА – ТА – не страшна мне высота.

ЖУ – ЖУ – ЖУ – за штурвалом я сижу.

ШО – ШО – ШО – сверху видно хорошо!

СА – СА – СА – видим горы и леса.

КА – КА – КА – видим как течёт река.

РА – РА – РА – вот высокая гора.

ТА – ТА – ТА – ах, какая красота!

Мы летели высоко,

(поднимаем руки повыше)

Мы летели низко.

(чуть опускаем руки)

Мы летели далеко

(руку подносят к глазам)

Прилетели близко.

(Дети садятся на мягкие модули).

11 СЛАЙД «ОСТРОВ  УМНИКОВ И УМНИЦ»

 (с изображением Феи Правильной Речи)

В: Ну, вот мы с вами и добрались до Острова Умников и Умниц. Посмотрите, как здесь красиво.

Как в любой сказочной стране, на её границе стоят волшебные ворота, а на них висит замок. Давайте его откроем! А поможет нам пальчиковая гимнастика "Замок"!

Пальчиковая гимнастика "Замок"

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог,

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!

- Вот и открылись волшебные ворота сказочной страны!

 И здесь нас ждет последнее задание, которое приготовила для нас Фея.  

(Воспитатель открывает конверт с заданием, читает Слова Феи: «Ребята, для того чтобы выполнить последнее задание вам пригодятся подсказки-буквы, которые вы собрали в пути. Вам нужно будет собрать слово из имеющихся букв. А помогут вам картинки - картинки нужно будет заменить первой буквой их названия).

В: Ребята, нам предстоит всем вместе собрать последнее слово. Приступайте к выполнению задания. (Дети на мольберте собирают слово из букв-подсказок, заменяя картинки первыми буквами их названия)

д/и «Собери слово  по  первым буквам»

 (Звучит музыка, на экране появляется Фея Правильной речи.)

Фея: «Ребята, я очень рада видеть вас в моей стране Правильной речи. Дорога была нелегкой, но вы преодолели все преграды в лабиринте и достигли поставленной цели. За  время путешествия вы показали хорошие знания. Ваша речь была грамотной, правильной и красивой. Спасибо вам за это!

И вот мой обещанный сюрприз, название которого вы отгадали – это Книга Знаний. Она поможет вам узнать много нового и интересного. До новых встреч, ребята!» (Воспитатель достает большую красочную КНИГУ)

В: Какой замечательный подарок приготовила для нас Фея Правильной Речи.

 Скажите, ребята, для чего нужны книги? (Чтобы получать новые знания). Благодаря книгам, мы имеем возможность учиться, узнавать что-то новое, получать новые знания.

В: Какие пословицы и поговорки вы знаете о книгах, знании, учении?

Пословицы и поговорки о книгах, знаниях, учении.

 «С книгой поведешься – ума наберешься»

«Ученье – свет, неученье – тьма»

«Знание – лучше богатства»

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

«Не стыдно знать – стыдно не учиться»

«Ученье и труд – рядом живут»

«Знание и мудрость украшают человека»

«Век живи – век учись»

Итог: 

В: Наше чудесное путешествие подошло к концу. Пора   нам возвращаться в детский сад. (Звучит волшебная музыка)

Покружись, покружись,

В детском саде окажись.

         В: Ну, вот мы с вами и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Скажите, что вам больше всего понравилось? (дети высказывают свое мнение) Какое задание было самым интересным? Какое самым трудным?

В: Вы замечательно справились со всеми заданиями. Все вы очень старались, отвечали правильно, были веселыми и сообразительными, поэтому всем участникам путешествия Фея приготовила «Медали для Умников и Умниц». (Детям вручают Медали)

До новых встреч в Стране Правильной речи, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление со звуком [З]» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе

В конспекте используются:методы и приемы: игровой момент, показ артикуляции, чтение по слоговой таблице, дидактические игры, продуктивная деятельность, физминутка.технологии: Игровая. Здоровьесбе...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Путешествие капельки" в подготовительной группе

Совместная   образовательная деятельность  по экологическому воспитанию в подготовительной группе  с использованием информационно-коммуникативных технологий...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасности в подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасностив подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"...