Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Путешествие капельки" в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Совместная образовательная деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno-rechevomu_razvitiya_puteshestvie_kapelki.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22
компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
Тема занятия: «Путешествие капельки»
Составила воспитатель: Соловьева Мария Евгеньевна
Программные задачи:
1.Образовательные
Продолжать формировать представления детей о воде, значении воды на Земле.
Способствовать формированию представлений о круговороте воды в природе ее свойствах, способах очищения воды.
2. Развивающие
Продолжать развивать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: фильтровать, очистные сооружения, испарение.
Способствовать развитию познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, элементов логического мышления.
Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитательные
Вызвать познавательный интерес к занятию, способствовать проявлению активности и самостоятельности.
Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие, действовать сообща, работать аккуратно.
Воспитывать природоохранное поведение и разумное отношение к водным ресурсам.
Возраст детей: старший дошкольный возраст 6-7 лет
Способы организации: сменная, свободная, подгрупповая, индивидуальная
Материалы и оборудование: Презентация; 2 капельки (одна чистая другая грязная); материал для дидактической игры: «Экологический светофор»; загадки, стихи; схемы «Круговорот воды в природе», «Вода пресная», «Очистные сооружения»; мнемотаблица «Свойства воды»; таз с водой; металлические, пластиковые бумажные предметы, песок, земля; пластиковые стаканы; бумажные фильтры, магниты «удочки», сачок. Веревочки, счетные палочки. Экран, проектор.
Ход занятия:
№ | Этап | Длительность (мин.) | Методы, формы, приемы, способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
1. | Вводная часть (организационный момент) | 1 минута | Словесный метод (Дети стоят свободно) | Дети входят в зал, педагог обращает внимание детей на гостей. | Дети здороваются с гостями. |
2. | Мотивация на деятельность | 2 минуты | Вопросы Сопровождаются показом слайдов Дети располагаются на подушечках полукругом перед экраном | - Ребята, как называется наш город? - Вам нравится, родной город? Почему? - Как вы думаете, что можно сказать о погоде в нашем городе? Какая она? - Какой дождь пошел! - Ой, кто это к нам выпрыгнул с экрана, да ведь это Капелька, знаменитая путешественница, интересно какие истории о своих путешествиях она нам сегодня расскажет, хотите узнать? (Воспитатель прикрепляет капельку к магнитной доске) Тогда отгадайте загадки: | Предполагаемые ответы детей: -Наш город называется Санкт-Петербург. -Он очень красивый. -У нас чисто идут дожди -Дождливая погода |
Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитан ников) | 8 минут | Словесный метод (беседа, загадки, вопросы) Дети располагаются вокруг магнитной доски
Работа с динамической моделью Вопросы сопровождаются показом слайдов Дети сидят на подушечках перед экраном Работа с мнемотаблицей «Свойства воды»
Дети стоят около фланелеграфа полукругом Восприятие художественного слово Игровое упражнение на магнитной доске «Кому нужна вода», дети стоят полукругом Словесный метод сопровождается показом слайдов Дети стоят в кругу | Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Туча - дом Капельки, она там живет со своими сестрами капельками. Когда капелек становится на туче много они собираются в путешествие и превращаются отгадайте, во что: Ждали, звали, А показался – Все прочь побежали. Упали на землю, а куда же наша знакомая попала. отгадайте? Бежит, журчит, волнуется Все на неё любуются! Никак не остановится, Назад не поворотится Поплыла Капелька со своими подружками по реке, а на небе Налитое светит яблоко златое, Посылая нам в оконце Теплый лучик это – Пригрело солнышко, и капельки стали превращаться в пар, стали легкие поднялись в небо и вернулись домой на тучку -Подумайте, если у нас наступает зима, что происходит с капельками воды? -Благодаря нашей путешественнице мы узнали, как происходит круговорот воды в природе. -Когда Капелька летела с тучи на землю, она увидела нашу планету - Как она называется? - Посмотрите, у нас в где-то в зале можно найти макет Земли? - Как он называется? - Если внимательно присмотреться какого цвета на глобусе больше всего? (можно покрутить глобус) - Что обозначает голубой цвет? -Вы правы, один поэт даже сочинил такие строки: Если, на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть, Но странный вопрос возникает тогда, Планета должна называться ВОДА -Вы согласны с автором? Почему? -Действительно, воды на нашей планете много Давайте вспомним какими свойствами обладает вода, подойдите к нашей таблице, Вместе ответим на вопрос: Вода, какая она? - Молодцы, ребята, мы с вами учили стихотворение о воде кто хочет его прочитать? - Действительно без воды нам не прожить - Давайте вспомним, кому нужна вода? - Зачем нужна вода? Мы увидели, что на земле очень много, но к сожалению не всю воду можно использовать. Почему?
- Правильно, вы сказали вода бывает соленая, а где можно встретить соленую воду? -Подойдет ли она для человека? -Кто в такой воде живет? -А какая вода нужна человеку для жизни? - Где можно встретить пресную воду? - Давайте правильно назовем воду (передавать в руках капельку) - в море - в озере - в реке - воду которую можно пить - в роднике - бьет из ключа - в колодце - которую используют в технических целях | (Дети отгадывают загадки и прикрепляют отгадки на схему) круговорот воды в природе. Туча Дождь Речка Солнце и работают со схемой круговорота воды в природе. – Зимой капельки воды превращаются в снежинки и в место дождя идет снег. -Наша планета называется Земля - Это глобус - Голубого цвета больше. -Голубой цвет обозначает моря, океаны, реки, озера. Очень много воды Предполагаемые ответы детей. -Вода жидкая, - Вода может превращается в пар, - Вода может стать твердой, - Вода без запаха, - Вода течет, - Вода растворитель, - Вода может принимать любую форму, - Вода прозрачная, - Вода бесцветная Ребенок читает стих Н. Рыжковой. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. Дети выставляют картинки и говорят: - кому нужна вода - для чего нужна вода -Человеку -Растениям- деревьям, кустарникам, травам, - Грибам, ягодам - Животным (птицам, рыбам, насекомым, зверям, млекопитающим) - Потому что вода бывает соленая и пресная - Соленая вода встречается в морях и океанах. - В такой воде живут морские жители. - Нет, человек пить соленую воду не может. -Человеку нужна пресная вода. -Пресную воду можно встретить в озере, роднике, реке, в леднике Морская Озерная Речная Питьевая Родниковая Ключевая Колодезная Техническая | |
3. | Динамическая пауза | 2 минуты | Здоровьесберега- ющая технология дети стоят свободно | -Ребята давайте поиграем Тихо плещется вода, | Дети выполняют движения по тексту Плавательные движения руками. Потягивания — руки вверх и в стороны. Ходьба на месте. Дети садятся на корточки. |
4. | Практическая работа | 15 минут | Познавательно-исследовательская деятельность (опыты) Дети стоят около столов (подгрупповая) Показ слайдов Дидактическое упражнение «Экологический светофор» Дети стоят напротив экрана Дети садятся за столы | Как-то вернулась Капелька домой на тучку вся грязная, (педагог прикрепляет на магнитную доску испачканную Капельку) -Как вы думаете, что с ней произошло? -Почему? -Как вы думаете, можно ли очистить воду? -Давайте попробуем. Подойдите к столу. Представим, что вот это водоём. (таз с водой) -Скажите пожалуйста, каким мусором могут быть засорены водоемы? - Вот эти предметы будут мусором. (Мусор попадает в таз с водой) -Какие предметы утонули? - Почему -Что осталось плавать на поверхности воды? – Почему? - Подумайте каким способом можно очистить водоём от предметов, которые плавают на поверхности воды? -Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный? - Давайте попробуем достать предметы с помощью сачка. -Посмотрите на дне остались тяжёлые железные предметы -С помощью, каких приспособлений можно достать их из воды? - У вас на столе есть приспособление - к ниточке прикреплён магнит. Опустите его в воду, а затем достаньте. Посмотрите, что произойдёт. -Какой вывод можно сделать? - Посмотрите, от крупного мусора мы наш водоём очистили, но вода так и осталась грязной. Как вы думаете почему? - Как можно очистить воду от мелкого мусора? - Что может служить фильтром? - Давайте профильтруем воду через специальный фильтр, для этого мы разделимся на пары, один из вашей пары положит фильтр в чистый стакан, а второй, чистым стаканом зачерпнет вод из нашего водоема. Теперь профильтруйте воду, — Что вы видите на бумаге? - Какой вывод можно сделать? - Молодцы, теперь мы с вами знаем, что грязную воду можно очистить. - Как вы думаете, как люди относятся к воде? К сожалению, на Земле запасов пресной воды все меньше и меньше - Почему? - А как люди относятся к воде? как вы думаете? - В наши краны домой откуда поступает вода ? из какой реки? - Но в кранах вода чистая, ее где-то очищают? - Построены большие очистные вооружения, где очищается вода, посмотрите. Давайте вместе выложим путь воды, как она попадает к нам в квартиры. Посмотрите наша Капелька снова стала чистой, ей пора отправляется в путь. Давайте с ней прощаться. - Как же все-таки сберечь чистоту воды? Возьмите экологические светофоры, если на экране появляется картинка где говорится о бережном отношении к воде- зажигается зеленый сигнал, если воду не берегут- загорается красный сигнал. - Ой, что нам капелька оставила за коробочку? - Надо сложить главное слово - ВОДА (на экране) | Предположения детей. -Вода не везде чистая. -Так происходит если человек не бережёт воду. Предположения детей. Ответы детей: - Водоем могут засорить бумажки, пластиковые, железные предметы. -Тяжёлые предметы утонули. -Легкие остались на поверхности. Выдвижение предположений детьми: собрать сочком, палочкой с крючком, руками. Предположения детей Экспериментальная деятельность детей по сбору легкого мусора. Вывод: Сачок помог собрать нам лёгкий мусор с поверхности воды. Выдвижение предположений детьми: - Собрать сочком, с помощью магнита Экспериментальная деятельность Вывод: Железные предметы со дна водоема можно собрать магнитом. Выдвижение предположений: -Вода в водоеме грязная, потому что в ней остались мелкий мусор. -Воду можно профильтровать. - Фильтром может служить: вата, специальная бумага, сито. На бумаге остались мелкий мусор. Вывод: Воду от мелкого мусора можно очистить с помощью специального фильтра. Предполагаемые ответы детей Реки и озера мелеют Некоторые озера исчезают Ледники тают Нева Ответы детей Дети выкладывают алгоритм, сопровождая речью (река-очистные сооружения-дома, школы, детский сад- трубы- очистные сооружения- река) Дети прощаются с Капелькой, она улетает Предполагаемые ответы детей Зажигают сигналы светофора Дети складывают слово ВОДА из веревочек, счетных палочек по желанию |
5. | Открытый выход из деятельности. Рефлексия | 2 минуты | Вопросы | - Мы сегодня много узнали о воде -Что вам больше всего понравилось? Было интересным? -Что нового вы узнали? -Что было сложным? Почему? -Что было легким? Почему? -О чём вы хотели ещё узнать? | Дети вспоминают, что на занятии им понравилось больше всего, что нового они узнали, о чем хотели бы поговорить на следующем занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).
Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Путешествие с капелькой"
Данное занятие проводилось в рамках городского семинара-практикума по приемственности дошкольного и школьного образования....
Конспект занятий по обучению грамоте в подготовительной группе "Капельки"
закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоте...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ходит капелька по кругу»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ходит капелька по кругу»Конспект (НОД) по познавательному развитию в подготовительной группе .Тема : "Ходит кап...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...