Конспект по развитию речи: «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима»».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Дарья Васильевна

Конспект по развитию речи: «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи: «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима»».

Цель: учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя различные типы предложений; подбирать нужные определения к заданным существительным.

Задачи:

1. Учить детей при описании событий указывать время действия, используя мнемотаблицы.

2. Учить детей подбирать слова-определения к заданным словам (лёд какой: холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий; погода какая: вьюжная, снежная, морозная, холодная).

3. Активизировать употребление слов противоположного значения (мягкий-твёрдый, жарко-холодно).

5. Воспитывать у детей умение выслушивать, не перебивая, мнение своих товарищей.

Материал к занятию: Опорные картинки для составления описательного рассказа, мнемотаблица, письмо, раскраски.

Ход НОД:

- Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

Давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям.

- Ой, дети, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от слона.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут слон. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш друг слон».

- Ну, что, ребята, расскажем слону о зиме?

- Сначала я буду задавать вопросы, а вы, ребята, внимательно слушайте и если знаете ответ, то поднимайте руку.

Вопросы к детям:

- После какого времени года наступает зима? (после осени)

-Чем зима отличается от других времён года?(Зимой бывает снег, холодно, лепят снеговика)

- Какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)

- Что происходит зимой с деревьями? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом)

- Как живут зимой птицы и звери? - Чем мы можем помочь птицам? (зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать)

- Как одеты люди зимой? (Люди в тёплой одежде)

- В какие игры, забавы можно играть зимой? Вспоминаем наши прогулки!

(Кататься на лыжах, коньках, санках)

- Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая)

- Молодцы, ребята!

Гимнастика для глаз:

«Мостик»


Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз).

На все вопросы ответили. И сейчас мы по карточкам составим рассказ о Зиме.

Опишите, пожалуйста, какая бывает зима? Вспоминайте наши наблюдения на прогулке. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. (Дети составляют рассказ)

Работа по мнемотаблицам

-Хорошо! Интересные рассказы получились. И сейчас немного отдохнём. Предлагаю немного поиграть. Игра называется  

«Скажи наоборот». Будьте внимательны, слова называйте громко и чётко.

Вопросы к детям:

-Летом дни жаркие, а зимой-…

-Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…

-Летом дни длинные, а зимой-…

-Снег мягкий, а лёд-…

-Одни сосульки длинные, а другие-…

- Молодцы

- Игра  на внимание  «Хлопни в ладоши, когда услышишь слова, относящиеся к зиме»

коньки, ледянка, велосипед, лыжи, ролики,

снеговик, купальник, мяч, санки, теннисная ракетка, лопатка, сачок

 -Молодцы, ребята!

- Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять     (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.   
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,           
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,     
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,    
(Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись.        
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.      
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.          
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

"Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили - («лепим», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим одной ладонью другую)

И совсем- совсем не сладкий. (грозим пальчиком)

Раз – подбросим, (подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем, (ловим воображаемый снежок)

Три – уроним (роняем воображаемый снежок)

И …сломаем (топаем ногой).

- Загадки:

  1. Мы слепили снежный ком,
    Шляпу сделали на нём,
    Нос приделали, и в миг
    Получился… (снеговик)
  2.  С горки сами вниз летят,
    А на горку не хотят,
    Надо в горку за веревку
    Каждый раз тянуть назад (санки)
  3. Мои новые дружки
    И блестящи, и легки.
    И на льду со мной резвятся,
    И мороза не боятся. (Коньки).
  4.  Бегут вперед, задрав носы
    За ними вслед – две полосы. (Лыжи).

- А теперь, ребята, посмотрите  на мольберт. Кого вы видите на картинке? (Курицу и цыплят)

-  Правильно. Послушайте стихотворение:

«Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок, то умница»

-  Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Назовите слова, где есть звук /Ц/.

Послушайте слово «КУ-РИ-ЦА».

Сколько слогов в этом слове?

-  Молодцы!

Итог занятия:

- Теперь, ребята, давайте вспомним, что мы сегодня на занятии делали?

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Какая зима?

- В какие игры можно играть зимой?

Вот такая удивительная у нас зима! Мы сегодня с вами постарались, составили рассказы о зиме для слона. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.  Я хочу  вам подарить картинки - раскраски «Зимние забавы»,  вы сможете их сейчас раскрасить.

Все молодцы! Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе " Составление описательного рассказа на тему " Осень"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группеВоспитатель : Зигинова Е.А ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ» с опорой на картинки....

План-конспект по развитию речи в старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».

План-конспект по развитию речив старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».Образовательные задачи:связная речь: подвести к умению при ...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».

Задачи:Образовательная:Учить детей составлять описательные рассказы.Развивающая:Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.Учить согласовывать слова в предложениях.Воспитательная:Воспитывать у ка...

Конспект по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о питомцах».

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательного рассказа о питомцах". Цель: продолжать учить составлять описательный рассказ по средством моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Зима"

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов с использованием схемы на тему бытовые приборы» Программные задачи: образовательные: Закреплять знания детей...