Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
материал (средняя группа)

Румянцева Наталья Венеаминовна
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической 
 
теме: «Весна. Природа».
Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного 
 
словаря, словаря признаков;
 
Упражнять в закреплении навыка:
 
-падежного управления;
 
-правильного оформления высказываний на морфологическом уровне;
 
-адекватного подбора и употребления антонимов;
 
-составления синтаксических конструкций:
 
а) с противительным союзом «а»;
 
б) распространенных однородными определениями и сказуемыми.
 
-развитие логической речи на уровне составления рассказа.
 
2). Коррекционные: развитие произвольного, речевого внимания, 
 
зрительного восприятия, зрительной и речевой памяти, общей моторики, 
 
логического мышления.
 
3). Воспитательные: повышение эффективности усвоения учебного 
 
материала. Воспитание умения выслушивать ответы других детей.
 
 Ход НОД.
 
Цель: развитие речевого внимания.
 
1.Ребята, закройте глазки. Слушайте внимательно.
 
Отшумели все метели, и морозы не трещат.
 
С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.
 
- О каком времени года стихотворение?
 
2.Цель: Активизация словаря
 
а) Весной бывает что? 
 
Капель, ручьи, солнце, лужи, сосульки, ледоход, проталины.
 
б) Весна какая? 
 
Долгожданная, солнечная, теплая, ласковая, северная.
 
3.Цель: развитие синонимических отношений.
 
Сегодня весна приглашает вас к себе в гости. Но на ее красивую зеленую 
 
полянку сможет пройти только тот, кто поможет мне закончить предложение.
 
-Зимой снег чистый, а весной? (грязный)
 
-Зимой сосульки крепкие, а весной? (ломкие)
 
-Зимой сосульки тусклые, а весной? (сверкающие)
 
-Зимой солнце зимнее, а весной? (весеннее)
 
Зимой солнце хмурое, а весной? (ласковое)
 
4.Цель: упражнять в распространении предложений однородными членами
 
а) определениями
 
б) сказуемыми
 
Упражнение «Будь внимателен»
 
Повтори, что сказал товарищ и добавь свое слово.
 
Пришла весна. Пришла весна какая?
 
-Пришла долгожданная, солнечная весна.
 
-Пришла долгожданная, солнечная, теплая весна . (выставить схему № 1)
 
Повтори предложение полностью (по схеме).
 
-Весной снег какой? (схема №2)
 
-Весной снег что делает? ( схема №3)
 
-С крыш свисают сосульки какие? (схема №4)
 
-Сосульки (что делают?) (схема №5)
 
-Весной солнце (какое?) (схема №6)
 
-Весной солнце (что делает?) (схема №7)
 
5. Физминутка «Веснянка»
 
Цель: координация речи с движением.
 
А уж ясно солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно 
 
Припекло, припекло. поднимают руки)
 
 
 
И повсюду золото (Идут по кругу, взявшись за руки, медленно
 
Разлило. разлило. опускают руки) 
 
Ручейки по улице (Бегут по кругу в противоположную сторону
 
Всё журчат, журчат. на носочках, держа руки на поясе)
 
Журавли курлыкают (Идут по кругу в противоположную
 
И летят, летят. сторону, высоко поднимая колени, 
 
 руками изображая взмахи крыльев)
 
6. Цель: развитие монологической речи.
 
А сейчас мы попробуем составить рассказы о весне. Рассказы будем 
 
составлять по схемам.
 
План: 1.Приход весны.
 
 2. Снег.
 
 3. Сосульки.
 
 4. Солнце.
 
7. Цель: развитие логического мышления на уровне анализа ситуации.(с
 
мячом).
 
Весна – это плохо. Слякоть, сырость, грязь.
 
Весна – это хорошо. Светит солнышко. Тепло.
 
Весна – это плохо. Можно промочит ноги и заболеть. Весна – это хорошо. 
 
Можно шлепать по лужам и пускать кораблики.
 
Весна – это плохо. Весной может снова пойти снег.
 
Весна это хорошо. Солнышко пригрело, снег растаял, распустились листья.
 
8. Итог занятия.

 

image

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  словаря, словаря приз...

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»» для детей средней группы

Дети в игровой форме расширяют и закрепляют знания о зимних предметах одежды,учатся пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...