« Кот, петух и лиса» с применением карт Проппа».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Пересказывание сказки с опорой на карты Проппа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2konspekta_po_proppa.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи
для детей старшего возраста
на тему: «Пересказ сказки « Кот, петух и лиса» с применением карт Проппа».
Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.
Задачи.
Образовательные:
1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.
2. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.
3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карты Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.
4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.
Развивающие.
1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения. 2.Развивать память, внимание, мышление. 3. Развивать творчество и фантазию детей.
Воспитательные.
1. Воспитывать любовь к сказкам.
2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.
Предварительная работа с детьми.
Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете», Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», « «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь»; фантазийные рисунки детей.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки Проппа, мольберт, сундучок, перо жар-птицы, ковер.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Так вот сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Вы согласны?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда, давайте подойдем к книжной полке и выберем сказку для нашего путешествия (подходят, а полка пуста...). Ребята, посмотрите, на полке нет книг, но здесь лежит письмо. Интересно, от кого оно? Давайте его прочтем.
Содержание письма: «…Я верну вам книги, если во время сказочного путешествия вы будете внимательны, будете помогать друг другу и преодолеете в пути все трудности. Королева сказок»
Ребята, это письмо от «Королевы сказок». Нелегко нам будет в пути, возможно, нам предстоит преодолеть какие-то препятствия, ответить на сложные вопросы.
Воспитатель: Может быть не будем возвращать сказки? Без них обойдемся?
Дети: Нет, будем. (Объясняют почему хотят вернуть сказки)
Воспитатель: Тогда удачного путешествия!( идут по группе, и воспитатель обращает внимание на сундучок) А вот и волшебный сундучок, я думаю, в нем спрятаны задания. Давайте его откроем и прочитаем задания. Усаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте. (Садятся за столы, открывают, смотрят, читают вопросы, отвечают).
1. У всех сказок есть начало, середина и конец. А как обычно начинаются сказки, с каких слов?
2. А какими словами заканчиваются сказки?
3. А что ждет героев в середине сказки? (Дети: трудности, приключения, погоня, испытания).
4. Ребята, как вы думаете, кто или что указывает дорогу в сказочном путешествии?
Ответы детей: Колечко∙ Клубок∙ Перышко∙
5. Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню? Ответы детей: Гребешок – лес∙ Полотенце – речка∙ Щетка, зуб – горы∙ Другие средства: ∙куколка, топор (обухом вверх или вниз)∙
6. Каких животных чаще всего можно встретить в сказках?
Давайте на этих животных посмотрим? (медведь, лиса, заяц, волк.)
Какой медведь в сказках?Какая бывает лиса?
7. Героем каких сказок является заяц?8.Ав каких сказках встречается петушок?
Воспитатель: Молодцы ребята, на вопросы ответили. Пора отправляться в сказку. Но нам необходим волшебный предмет, который поможет нам попасть в сказку. (звук «Волшебство») Ребята, посмотрите что это? (достает из сундучка перышко)
Дети: Мы перышко нашли!!!
Воспитатель: Какое яркое и красивое! Кто же его мог обронить? (Дети: Жар-птица) Вот оно нам и поможет попасть в сказку.
Воспитатель: Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы знаете? Ответы детей: ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, серый-волк, ступа и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете. Смотрите ребята, волшебное перышко привело нас к ковру самолету, он и перенесет нас в сказку. Становимся на ковер и полетели.
Физкультминутка.
Воспитатель: Вот мы и попали в сказку.
Заставка сказки «Кот, лиса и петух».
Воспитатель: Дети, а в какую сказку мы попали? Мы попали в сказку «Кот, лиса и петух». А хотите узнать, о чем эта сказка?! (Просмотр презентации. Слушание сказки).
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? А вы хотели бы ее рассказать дома (родителям, братьям, сестрам, друзьям)? В этом нам помогут волшебные карточки , с ними мы уже знакомы. Алеша, что означает эта карточка? И т.д. Дети называют карточки, воспитатель выставляет их на доске. Воспитатель: А теперь давайте начнем пересказ.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с пересказом сказки? Что было трудным для вас во время пересказа? Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Взмахивает перышком (звук «волшебство»). Ребята, вот мы снова оказались в детском саду. Понравилось вам путешествие? Кого мы спасали? А кто нам в этом помогал? ( волшебные карты) (стук в дверь).
Воспитатель выносит из-за двери связку книг и письмо. Читают послание о возвращении книг: «Ребята, вы молодцы! Вы справились с заданием! Ваша отзывчивость, желание помочь, а также дружная работа в команде помогла вам сегодня! Я возвращаю вам сказки.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Материал очень интересен и полезен....
Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа
laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...
Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса", с помощью карт Проппа для детей старшего дошкольного возраста.
Этот конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»...
Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»
Закрепление знаний о строении сказок, их характерных особенностях. Закрепление названия и назначения некоторых карт Проппа....
Карты Проппа (изображение карт)
Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...