Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Закрепление знаний о строении сказок, их характерных особенностях. Закрепление названия и назначения некоторых карт Проппа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа» | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»
Форма: НОД
Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.
Задачи:
Образовательные
1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.
2. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.
3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.
4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.
5. Звуковая культура речи: развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным
продолжительным выдохом), закреплять умение регулировать силу голоса.
Развивающие
1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения.
2. Развивать память, внимание, мышление.
3. Развивать творчество и фантазию детей.
Воспитательные
1. Воспитывать любовь к сказкам.
2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение
дружно, согласованно работать в команде.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методические приемы:
Наглядные (использование схем, иллюстраций, ТСО);
Словесные (напоминания, указания, чтение сказки, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Игровые (использование сюрпризных моментов, перевоплощения, двигательная активность детей);
Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);
Поощрение, дифферинцированный анализ занятия.
Активизация словаря:
Дифференцированный подход: учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.
Предварительная работа с детьми:
Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете»,»Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», «Четвертый лишний», «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь»; фантазийные рисунки детей.
Материалы и оборудование: разрезные картинки «Сказочные средства передвижения», интерактивный стол, мультимедиапроектор, экран, мягкие модули, штурвал, карточки Проппа, мольберт, магниты, сундучок, перо жар-птицы, ковер, обруч.
Ход НОД.
1. Вводная часть.
(Дети проходят в зал, здороваются с гостями.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, вы хотите отправиться вместе со мной?
Ответы детей: Да, хотим.
Воспитатель: - Посмотрите, перед нами волшебные ворота. Пройти в них мы можем, вспомнив сказочные заклинания. Сейчас каждый из вас по очереди пройдет в эти ворота.
(Дети называя заклинания, проходят в обруч.)
«Сим-сим, откройся!», «Сизам закройся», «По щучьему велению, по моему хотению», «Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!», «Избушка – избушка, на курьих ножках, встань к лесу задом, ко мне передом!», «Крибле – крабле – бумс!», «Эники-беники, метелки-веники…», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возращайся сделав круг», «Крекс, пекс,фекс!», «Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку…», «Колечко-колечко выйди на крылечко», «Без рук, без ног, скок-скок поскок, веретенце потрудись, пряжа лунная прядись».
2. Основная часть.
(Дети присаживаются на стульчики.)
Воспитатель: У всех сказок есть начало, середина и конец. А вы знаете как начинаются все сказки?
Ответы детей (Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель.)
Воспитатель: Какими словами заканчиваются сказки вы знаете?
Ответы детей (Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком, пирком, да за свадебку. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец).
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Что в дороге пригодится?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто или что нам может указать дорогу в сказочном путешествии?
Ответы детей:
• Колечко
• Клубок
• Перышко
Воспитатель: Кто или что нам поможет от голода и жажды не умереть?
Ответы детей:
• Скатерть-самобранка
• То, не знаю что и т. д.
Воспитатель: Вспомните чудодейственные напитки, плоды:
Ответы детей:
• Живая и мертвая вода
• Молодильные яблоки
• Плоды (орехи, яблоки, от которых растут уши, нос.
Воспитатель: Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?
Ответы детей:
• Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)
• Гребешок – лес
• Полотенце – речка
• Щетка, зуб – горы
• Другие средства:
• Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)
Воспитатель: Ребята, ой, что здесь лежит? Посмотрите, какое яркое и замечательное перо. Кто же его тут обронил? Как вы думаете?
(Находят перо-жар-птицы).
Ответы детей: Жар-птица.
Голос за кадром. «Приглашаю вас в сказочную страну. А как попасть туда, подскажет вам мое чудо-перо…»
(Перо ведет к интерактивному столу).
Интерактивная игра «Собери средство передвижения».
Воспитатель: Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы знаете?
Ответы детей: - ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, сивка-бурка, конек-горбунок, серый-волк, змей-Горыныч, и т. д.
Воспитатель Молодцы, как много вы знаете.
Воспитатель: Смотрите чудо-перышко привело нас к волшебному зеркальцу. Что оно нам покажет? Да здесь приготовлено нам задание Давайте попробуем собрать средства передвижения. (дети собирают средства передвижения на слайдах)
Итак, какими средствами передвижения мы с вами можем воспользоваться?
(Обсуждение с детьми, выбор детей Следуя выбору детей, готовим средство передвижения (расстелить ковер, строительство корабля из мягких модулей, располагаемся).
Воспитатель: Для того что бы отправится в путь, давайте заведем моторы, выполнив волшебную зарядку. Самомассаж БАТ.
(Воспроизведение видеоряда «полет над облаками».)
На ковер мы дружно сели!
(поглаживать лоб от середины к вискам)
Вдаль все вместе посмотрели,
(массировать внешние уголки глаз указательными пальцами)
Наш моторчик загудел
(массирование ушных раковин)
И корабль (ковер) полетел!
(массирование щек вверх, вниз).
Воспитатель: Ребята, поможем кораблю, (ковру) лететь быстрее, повторяйте за мной. Делаем глубокий вдох через нос и резко выдыхаем (4 повторения)
Упражнение на развитие сильного выдоха
Слайд «сказкоград»
Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочную страну… Посмотрите, чудо-перо привело нас в Сказкоград.
(Воспроизведение презентации по сказке «Цветик-семицветик».)
Воспитатель: Ребята, а в какую сказку мы попали? Кто может подсказать?
Ответы детей: «Цветик-семицветик».
Воспитатель: Мы с вами читали эту сказку. Давайте ее вспомним, при этом будем использовать карты Проппа.
(Просмотр презентации. Пересказ сказки «Цветик-семицветик».)
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка?
ФИЗМИНУТКА
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Воспитатель: Эту сказку написал Валентин Катаев. Давайте и мы с вами придумаем, сочиним сказку. Для этого нам понадобятся карточки Владимира Проппа.
Воспитатель: Что нового вы узнали в этом путешествии? Что было трудным для вас? Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?
Что же пора нам со сказкой прощаться и в детский сад наш возвращаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Консультация для педагогов коррекционных учреждений....
Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....
Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
1 СЛАЙД Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...
" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.
Консультация для родителей детей подготовительной группы....