Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса", с помощью карт Проппа для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Этот конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»
Задачи:
1. Формировать умение пересказывать сказку «Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».
2.Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)
3.Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
5.Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста | 63.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Пересказ русской народной сказки « Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».
Цель: формировать умение пересказывать сказку с использованием инновационной технологии « Карты Проппа»
Задачи:
1. Формировать умение пересказывать сказку «Кот, петух и лиса» с помощью карт «Проппа».
2.Формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)
3.Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
5.Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.
Подготовительная работа: чтение сказок «Волк и семеро козлят», « Гуси- лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», беседа по содержанию, анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа.
Оборудование: карты Проппа, Кукла би-ба-бо: сказочница , ширма – сказочный домик, деревянная книжка для дидактической игры «Собери героев сказки» (разрезные картинки), Сл/ игра «Продолжи предложение», книжка и раскраски «Кот, петух и лиса».
Ход.
Организационный момент
Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.
- Ребята, а у нас в гостях сегодня гостья. Вы хотите узнать кто это? (Да). Ну, тогда присаживайтесь.
Сказочница: Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки. Вы меня узнали? (Ответы детей) Да, я сказочница. К вам в гости пришла, снова сказку принесла.
Я знаю, что вы очень любите сказки. Вы знаете, кто пишет сказки? (писатели, сказочники).
Ск: Ребята, а скажите:
- Что такое сказка? ( Сказка-это волшебство, чудо. Это то, чего не бывает на самом деле, превращения).
- Какие части есть в любой сказке?
( зачин, приключения героев, волшебные предметы, превращения и концовка)
-Совершено, верно, в каждой сказке есть три части. Зачин, Сюжет и концовка.
Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке…..
- С каких слов может начинаться сказка?
(педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)
Зачин:
«Жили-….были»,
«В некотором царстве,…….в некотором государстве»,
«За тридевять земель,…….. в тридевятом царстве».
«Однажды…..в далекие времена».
- А какими словами может заканчиваться сказка?
Концовка:
«Жили они долго ……………. и счастливо»
«И стали они жить-поживать, ………..да добра наживать»,
«И я там был, мед, пиво пил,………. да усы лишь обмочил».
«Вот вам сказка …………..а мне баранок связка».
«Вот и сказочки конец, ………. а кто слушал молодец».
- Какое главное условие сказки? ( там добро всегда побеждает зло)
(Обращаю внимание детей на книжный уголок)
- А где в вашей группе живут сказки? («Книжкином теремке»)
Посмотрите в вашем «Книжкином теремке» поселились новая сказка.
Читайте её с удовольствием. А мне пора.
Воспитатель: Как интересно. (берет книгу с полки)
Давайте посмотрим, какая сказка к нам пришла в этот раз (открывает книгу, а из неё выпадают персонажи сказки «разрезные картинки).
-Ой, ребята из книжки выпали герои и разбились.
- Как же мы теперь узнаем, какая сказка пришла к нам в гости? (предположения детей)
- А давайте разделимся на пары, соберем героев и узнаем, что это за сказка? (Дети собирают в парах героев сказки).
Д\игра « Собери героя сказки»
«Кот, петух и лиса»: после того, как собраны и названы герои, разрезная картинка заменяется целой. Картинки выставляются на доске.)
- Ребята вы узнали, из какой сказки пришли к нам герои?
(дети отвечают полным предложением : Сказка называется «Кот, петух и лиса»).
- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников? (Ответы детей)
- Ну, тогда устраивайтесь по удобней и слушайте сказку.
- Я буду вам рассказывать сказку и выкладывать карты, которые помогут
вам эту сказку запомнить. А вы слушайте и запоминайте.
Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» и сопровождение рассказывания выкладыванием карт Проппа по сюжету. (Карты: Жили-были, запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, счастливый конец).
Выберите пожалуйста картинку, где говорится что кот и петух где-то жили (карта домик).
Выберите картинку, которая напомнит, что был какой- то запрет (карта запрет).
Выберите картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет (карта нарушение запрета).
Какая картинка поможет нам рассказать, что появился другой герой и помог? (карта герой покидает дом).
Давайте найдем картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героями, когда они вернулись домой. (карта счастливый конец).
Вот что у нас получилось:
Начало сказки
Герою что – то запретили делать, чтобы не было беды.
Герой нарушает запрет и случается беда.
Появляется другой герой, который помогает.
Добро побеждает зло.
Кто хочет попробовать рассказать сказку? Дети пробуют пересказать сказку, используя карты Проппа.
В: Как вы считаете, мы стали сказочниками?
Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)
Предлагаю новую книжку «Кот, петух и лиса» поселить в нашем «Книжкином теремке».
Сказочнице очень нравится, когда, вы читаете и рассказываете ее сказки.
Она вам передала в подарок эти раскраски. И я думаю, что она еще не раз к нам придет с новой интересной сказкой.
До свидания, до скорых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки о городе с картинками презентация для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация загадки о городе с картинками для детей старшего дошкольного возраста....
Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста
В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....
Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» (в обработке А.Н. Толстова) для детей старшего дошкольного возраста.
Группа: старшаяЦель: развитие интереса детей к русским народным сказкамЗадачи:Образовательные:¾ Формировать умение различать литературные жанры;¾ Формировать умение анали...
Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»
В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...
"На помощь Чиполлино" развлечение для детей старшего дошкольного возраста
- продолжаем знакомить детей с трудом взрослых на огороде- закрепляем понятия овощи и фрукты- предоставить детям возможность посоревноваться со сверстниками в быстроте, ловкости, выносливости, смелост...
ЛИСА – ПРОКАЗНИЦА Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста.
Торопкина Дарья Геннадьевна ЛИСА – ПРОКАЗНИЦАСценарий развлечения для детей дошкольного возраста.Под музыку дети со Снегурочкой входят в зал и встают в круг.Снегурочка:Всем нам очень х...