Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
«Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatie_s_ispolzovaniem_kart_proppa.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта (конспект) тематического занятия
Организационная информация | |||
Тема | «Сочинение сказок с использованием карт В.Я. Проппа» | ||
Автор занятия (ФИО, должность) | Воробьева Елена Владимировна, воспитатель | ||
Образовательная организация | МБДОУ г. Иркутска детский сад № 142 | ||
Возрастная группа | Старший дошкольный возраст | ||
Описание занятия | |||
Форма проведения занятия | Активная, нетрадиционная | ||
Дидактическое обеспечение занятия | Магнитная доска; фонарик, набор карт Проппа и вкладышей «Герой покидает дом», «Запрет», «Нарушение запрета», «Жили-были», «Появление друга-помощника», «Получение волшебного средства», «Возвращение домой», «Счастливый конец»; аудиозапись голоса волшебника; детские книги с белыми страницами; альбом для вкладышей; поле для игры с изображением домиков и дороги («Карта»), музыкальное сопровождение, игровые пособия | ||
Время реализации занятия | 30 минут | ||
Цели занятия | Составление детьми собственного оригинального речевого продукта посредством использования карт Проппа. | ||
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) |
| ||
Планируемые результаты | - Дети имеют общее представление о картах Проппа; - Работать с проблемной ситуацией; - Умения сравнивать, обобщать; - Развитие речевого творчества | ||
| 2. | ||
Этапы занятия/время | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
1 этап. Организационный Дети становятся в круг под звучание сказочной музыки 5 минут | Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Я пришла к вам сегодня не с пустыми руками. (показывает книги). Я принесла вам книги со сказками! Вы любите сказки, ребята? Воспитатель: Это замечательно! А вы знаете, кто сочиняет сказки? Воспитатель: Верно. Сказки сочиняют люди, и даже мы с вами можем сочинять сказки. Правда, здорово! Ну, а сегодня я решила вас порадовать, и принесла вам книги с вашими любимые сказки. | Приветствуют улыбкой друг друга. Отвечают на вопросы: Да! писатели, сказочники, люди. | Музыкальное сопровождение, наглядно-слуховой метод |
2 этап. Актуализация занятия 3 минуты | Воспитатель: Давайте присядем и почитаем ваши любимые сказки. (открывает книгу, а там – чистые страницы). Ой! Посмотрите-ка! Что это такое? Куда же сказка делась? (берет следующую книжку, открывает – опять пусто, воспитатель волнуется, как будто на самом деле не понимает, что произошло). Ай-яй-яй! Как же так? Где же все сказки? (включает запись голоса) Голос: Ха-ха-ха-ха! Не догадались, противненькие мои! Все ваши сказки я спрятал! Воспитатель: Ты? А ты кто такой? И почему тебя не видно? Голос: Я злой и страшный волшебник, и я невидимый! Воспитатель: Вот беда-то! Какой злой волшебник! Ребята, как же быть? Мы теперь навсегда останемся без сказок… Но ведь во всех сказках добро побеждает зло, правда? Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы победить колдовство злого волшебника? Воспитатель: Предлагаю нам самим сочинить собственную сказку, сказку про принцессу которая нарушила запрет, и к чему это привело и как добро победило зло. Хотите? Голос: Ничего у вас не получится! Все сказки спрятаны далеко и надежно! | Садятся на стульчики. Дети отвечают (изготовить волшебное зелье, превратить злодея в кого-нибудь ….) Хотим! | Наглядный, слуховой, речевой метод |
3 этап. Основная часть 5 минуты | Воспитатель: Для того чтобы сочинить сказку мы должны постараться и вспомнить, что бывает в сказках. Из чего состоят сказки, что и кто в них встречается. Воспитатель (на каждый ответ достает карту и крепит к доске): С чего обычно начинаются сказки? (зачин, жили-были или в некотором царстве…). Видите домик, эта карта означает зачин. Кто живет в сказках? (герои) Какие бывают герои? (добрые и злые). Вот на этих картах изображены герои, добрый и злой. Этот какой? А этот? Молодцы. Кто еще бывает в сказках, кто помогает доброму герою? (звери, птицы, волшебные помощники). Вот карта, на которой есть волшебный помощник. А с помощью чего герой может одолеть злодея? (волшебные предметы). Посмотрите, на карте нарисовано зелье, значит, карта обозначает волшебный предмет. Что еще происходит в сказке? Герой встречает злодея или нет? (встречает). Вот, посмотрите, встретились герой и злодей на карте. Чем заканчиваются сказки? (жили они долго и счастливо, конец). Вот наш герой возвращается домой, это счастливый конец, правда? Молодцы, ребята! Хоть злой волшебник и заколдовал сказки, но мы все равно вон сколько всего с вами вспомнили! Теперь мы точно сможем сочинить свою сказку, а для этого нам нужно отправиться в путь по волшебной карте, зайти во все домики и расколдовать сказку. Готовы? Становитесь в круг, возьмите друг друга за руки и закройте глаза, а волшебный фонарик поможет нам переместиться в сказку. | Дети (называют элементы сказки): Жили-были или в некотором царстве, запрет, нарушение запрета, встреча героя со злодеем, герой злой, герой покидает дом, волшебный помощник, волшебное средство, возвращение героя домой, счастливый конец. | Музыкальное сопровождение |
Практикум 7 минут | Воспитатель: Посмотрите, расколдовать их будет не легко, злой волшебник не поставил домики по порядку, не провел стрелочки от домика к домику по которым можно проследить весь путь. Как же мы с вами узнаем какой домик следующий Воспитатель: Вот и первый домик на нашем пути. Мы с вами вспомнили, с чего всегда начинается сказка. Напомните мне. Воспитатель: Давайте проверим, правы вы или нет (открывает окошечко, там – карта «Жили-были»). Смотрите, и тут живет карта! Что эта карта обозначает? Воспитатель: Это значит, что мы должны придумать начало сказки. Как наша сказка будет начинаться? Где будет происходить? Воспитатель: Чтобы нам ничего не забыть, давайте начнем заполнять вот эту пустую книжку картинками. И потом увидим, что получится! (достает книгу с кармашками, снимает с доски карту «Жили-были», вставляет в первый кармашек). Воспитатель: Итак, запомним начало нашей сказки: жили-были в (во дворце). Где жила принцесса? (……) Отправляемся дальше. Кто это живет в следующем домике? (открывает домик, там – карта «Герой»). Кто это, ребята? Воспитатель: А это добрый герой или злой? (добрый) Воспитатель: Кто же будет героем нашей сказки? Как его зовут? Как он выглядит? Какие качества у него есть? Какой он? Воспитатель: Итак, жила-была (во дворце)… (принцесса Роза, красивая и добрая). (снимает с доски картинку «Герой», вставляет в книжку). Вокруг дворца рос красивый сад, а не далеко рос дремучий лес. Как вы думаете, Принцессе можно было ходить в дремучий лес? А почему? (запрет короля и королевы). А кто же живет в дремучем лесу? Посмотрим! (открывает карту «Злодей»). Воспитатель: Правильно! Кто же в нашей сказке будет злодеем? (ведьма) Какое зло она творит? (похитила принцессу). Что она сделал нашей героине? (заставила прислуживать) Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу. | Активизация словаря, закрепление знаний о сказках. Отвечают на вопросы. С зачина «Жили-были». Герой Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Дети: Это злодей | Речевой, мыслительный метод |
Практикум 2 минут | Физкультминутка В темном лесу есть избушка Стоит задом наперед. В той избушке есть старушка. Бабушка Яга живет. Нос крючком, | (Дети шагают.) (Показывают.) (Покачивают головой.) (Бег на месте.) (Руки вверх.) | Двигательно-речевой метод |
Затруднение ситуации 6 минут | Воспитатель: Опечалилась принцесса, не знает как убежать от злой ведьмы. Но тут она встречается …. кого? (открывает домик, там – карта «Волшебный помощник»). Воспитатель: Каких волшебных помощников вы знаете? (лампа, птицы, звери). А кто нашему герою будет помогать, кто в нашей сказке будет помощник? (птичка). Принцесса помогла помощнику. А как вы думаете что могла сделать принцесса для своего помощника? (посадить птенца в гнездо) Снимает карту с доски, вставляет в книгу. Воспитатель: Но не так просто победить коварную ведьму… и что же встретили на пути? (открывает домик, там – карта «Волшебное средство») Воспитатель: Какое же средство нашли (герой) с (помощником)? Как оно поможет одолеть злодея? Воспитатель: (снимает карту «Волшебное средство» с доски, кладет в книгу). Итак, у нашего (героя) есть помощник – такой-то, волшебное средство – такое-то. Что герою нужно делать? Воспитатель: Ну, пойдемте дальше, посмотрим, что нам приготовил следующий домик. (открывает, там – карта «Враг оказывается поверженным»).). Что сделал (герой)? Что сделал (злодей)? Кто победил? (выбирает ответы детей. Снимает карту с доски, вставляет в книгу). | Активизация словаря, Дети: Волшебный помощник. Дети: Волшебное средство Дети предлагают варианты. Дети: победить злодея. | Ритмические движения и музыкальное сопровождение |
Осмысление ситуации 8 минута | Воспитатель: Злодей побежден, а путь еще не закончен. Смотрите, последний домик остался. Что в этом домике? (открывает, там – карта «Возвращение домой») Чем закончится наша сказка? Дети: Принцесса вернулась домой. Воспитатель (снимает последнюю карту с доски, вставляет в книгу). Вот видите, мы пришли к концу пути, а доска-то волшебная опустела! Куда же делись все карты? Дети: Они в книжке. Воспитатель: Верно, смотрите, теперь страницы в книжке не пустые, они могут рассказать целую историю, которую мы с вами сочинили. Давайте ее вспомним с самого начала. Воспитатель открывает поочередно карты на страницах книги, дети пересказывают содержание своей сочиненной сказки, воспитатель подсказывает местами. Обязательно вспомнить: жили-были где? Когда? Кто? какой герой был? Кто был злодей? Какой он был? Что плохого он сделал? Кого встретил герой? Какое средство нашел? Как победил злодея? Чем закончилась сказка? | Отвечают на вопрос, делают вывод. Пальчиковая гимнастика. Ладошками рубим Трем кулачки. Солим щепоткой. Кулачки сжимаем, разжимаем. Горстью кладем в кастрюлю. Круговые движения рукой. | Ситуативно-проблемный метод |
Заключительный этап | |||
Рефлексия 2 минут | Воспитатель: Вот здорово, мы с вами сочинили настоящую сказку! И победили злую ведьму! А теперь, возвращаемся обратно в детский сад. Готовы? Становитесь в круг, возьмите друг друга за руки и закройте глаза, а волшебный фонарик выключаем! Звучит музыка | Коммуникативная деятельность. Обратная связь. | Осмысление материала. |
Сюрпризный момент 2 минуты | Воспитатель: Эту книжку с волшебными картами мы оставим в группе, чтобы мы могли каждый день открывать ее, смотреть на карты и сочинять новые сказки. А еще я приготовила для вас много других карт, которые тоже помогут вам составлять сказки, еще более длинные и интересные. Спасибо вам, ребята. | Дети рассматривают новые карты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие "Путешествие в город музыки"Конспект тематического занятия
Конспект тематического занятия для детей разновозрастной группы...
Конспект комплексного занятия "Заколдованные картинки".
Через интеграцию областей "Познавательное развитие" и "Художественное творчество" побуждаем детей устанавливать сходство между геометрическими фигурами, предметами, явлениями окружающей действительнос...
Фотоотчёт. Праздничное музыкально-тематическое занятие "Осенние картинки",средняя группа. МДОУ "Детский сад №98 "Сказка",г.Петрозаводск. Воспитатель: Анфимова Е. И.,Плесанова Л.И.
Праздничное музыкально-тематическое занятие "Осенние картинки". На праздник к нам заглянула сама" Красавица Осень". Вместе с Осенью дети отправились в увлекательное путеш...
Технологическая карта конспекта физкультурного занятия "Весёлые жуки"
Задачи:Образовательные: Закрепить умения выполнять упражнения: сохранять равновесие.Развивающие: Развитие умения приземляться на полусогнутые ноги в прыжках, развитие координации.Воспитатель...
конспект интегрированного занятия Мусоргский "Картинки с выставки"
quot;Прогулка", "Баба яга", "гном", "Старинный замок"Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского;Развивать музыкально-творческ...
Технологическая карта (конспект) индивидуального занятия по развитию речевого слуха
Технологическая карта (конспект) индивидуального занятия по развитию речевого слуха в старшей группе для слабослышащих и позднооглохших детей. В технологической карте представлен 3-ий этап работы над ...
Технологическая карта конспекта музыкального занятия "Путешествие по временам года Антонио Вивальди"
Дети отправляются к временам года, что бы найти месяц Днекабрь, помочь наступить Зиме....