Комплекс упражнений по развитию речи
методическая разработка по развитию речи
Артикуляционная гимнастиика - специальный комплекс упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.gimnast.docx | 240.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика – специальный комплекс упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Упражнения объединяются в комплексы.
Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными
2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя, ватной палочки.
5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Су- джок тренажеры - это шарики «ёжики», включающие в себя две кольцевые пружины, они свободно продаются в аптеках.
Первый комплекс
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
5.Язык широкий – положить на нижнюю губу.
6.Язык узкий – заостренный как «иголка»
7.Чередование положений языка: широкий - узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх - вниз.
10.Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть язык вглубь рта - приближать к передним нижним резцам.
Основной комплекс
1.Открыть рот и подержать открытым, произнося (а - а - а - а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.
Упражнения для губ
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют.
Пальчиковые игры – способствуют:
-Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
-Развитию координации движений;
-Расширению словарного запаса;
-Развитию внимания, памяти, воображения;
-Снятию эмоционального и умственного напряжения;
-Установлению контакта между ребенком и взрослым.
Пальчиковая гимнастика
«Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики,
координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили
(Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
(Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
(Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно!
(Гладят животы.)
Су- Джок терапия - нетрадиционная методика стимуляции, путем воздействия на биологически активные точки по системе Су –Джок, стимулирует речевые зоны коры головного
мозга.
Массаж Су – Джок шарами
Дети повторяют слова и выполняют действия
с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев кольцевой пружиной.
Дети поочередно надевают массажные кольца
на каждый палец одной руки, затем другой.
Раз – два – три – четыре – пять,
(разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
(поочередно надевать кольцевую пружину
на каждый пальчик)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый
и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(затем повторить на другой руке)
Комплекс упражненийй
по развитию речи
МБДОУ Детский сад «Росинка»
Учитель-логопед:
Денисова Юлия Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы упражнений для развития координации речи с движениями
Предлагаемые комплексы упражнений предназначены для развития координации, мелкой моторики , закрепления и автоматизации некоторых звуков....
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...
Комплексы упражнений по развитию речи для детей 5-7 лет.
Я разработала и подобрала упражнения по развитию речи на весь учебный год. В компексы упражнений входят: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики. Каждый комплекс расчитан на 2 недели. Это...
Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников
1. Обогащение словарного запаса.2. Развитие фантазии и речевого творчества детей.3. Языколомки.4. Работаем над дикцией.5. В мире звуков и букв....
Комплекс упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста на тему "Мамин день"
Комплекс упражнений затрагивает все области речевого развития: фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слова, связную речь, развитие артикуляционной м...