Комплексы упражнений по развитию речи для детей 5-7 лет.
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кучеренко Наталья Николаевна

Я разработала и подобрала упражнения по развитию речи на весь учебный год. В компексы упражнений входят: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики. Каждый комплекс расчитан на 2 недели. Это эффективный,опробированный материал. Желаю всем успеха!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy.docx66.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

 «Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"


2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

               «Дом»

Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!

Сентябрь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Девочки поют»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

«Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – 
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Сентябрь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет
И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп,

Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он!

Сентябрь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. 
- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Октябрь 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Насос»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. 
Ход игры: - Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя.

 

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

                    «Осень»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года – осенью зовётся!

Октябрь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

Цель: Совершенствовать умение открывать широко рот при произнесении гласного звука «а» и вытягивать губы вперед в сомкнутом виде при произнесении звука «у».

Распевание гласных звуков «А», «У» (громко, тихо).

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

«Овощи»

Мы капустку рубим — рубим, 
Мы капустку солим — солим, 
Мы капустку трём — трём, 
Мы капустку жмём — жмём. (Имитация движений.)

******

(рука сжата в кулак и по очереди разгибать пальчики)
У Лариски – две редиски
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.


Октябрь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. 
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

               «Базар»

(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную стр)
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз – 
Это самый вкусный груз!
(пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

Октябрь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.
Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

            «Компот»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много.
(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки перемешивают)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок,
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.

Ноябрь 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ. 
Ход игры: - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.


2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

«Бараны»

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв. 

Ноябрь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание: «Жираф и мышонок»  

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
(Потом ребенок идет и одновременно произносит):
Наш жираф пошел домой 
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7.Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

«Где обедал воробей»

  -Где обедал, воробей?

  -В зоопарке у зверей.

  Пообедал я сперва

  За решеткою у льва.

  Подкрепился у лисицы,

  У моржа попил водицы.

  Ел морковку у слона.

  С журавлем поел пшена.

  Погостил у носорога,

  Отрубей поел немного,

  Побывал я на пиру

  У хвостатых кенгуру.

  Был на праздничном обеде

  У мохнатого медведя.

  А зубастый крокодил

  Чуть меня не проглотил.

Ноябрь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

«Птицы разговаривают»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК. 
Ход игры: - Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

       «Белка»

 (В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Ноябрь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

 "Водичка".Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
По дивану, по коврам 
Может ползать тут и там.
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.

«ЧЕРЕПАШКА»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне, 
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить. Отрицательный жест головой. 

Декабрь 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр.на формирование чувства ритма:

"Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает хлопать в ладоши и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

2. Упражнения для лицевых мышц:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)


Декабрь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

 "Отбойный молоток".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

2.Упражнения для мышц языка:

1. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

2.«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

3.«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

4.«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

5.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

6.«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.

7.«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

8.«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.

 3.Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом,

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

(Загибают пальцы на обеих руках:

на первое двустишие – на левой руке,

на второе – на правой руке).

Под кустами еж колючий

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

(Удары поочередно ладонями и кулачками) .

Декабрь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

Игра "Часики".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".
Необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

2. Упражнения для лицевых мышц:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла...
Но солнце припечёт слегка –
Увы! И нет снеговика!


4. «Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…

Декабрь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

2.Упражнения для мышц языка:

1. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

2.«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

3.«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

4.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

5.«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.

6.«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

7.«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.

 3.Пальчиковая гимнастика:

          «Варежка»

Маша варежку надела
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».   (Сжать пальцы в кулачок)
Маша варежку сняла:             (Все пальцы разжать, кроме большого)
«Поглядите – ка, нашла!         (Разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь и найдёшь,     (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»


4. «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 а) тарелка, стакан, корова, чашка; б) чашка, стакан, тарелка, кружка и. т. д

Январь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау, Петя!».

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

 3.Пальчиковая гимнастика:

       «Посуда»

Раз, два, три, четыре,     (удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:  (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.  (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,    (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился. 
Ложку мы чуть-чуть сломали,    (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.               (удар кулачками друг о друга)

Январь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

  «Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.

2. «вкусное варенье» - рот открыть, облизать губы круговыми движениями языка 3-4 раза вправо,  3-4 раза влево.

3.  «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

4.  «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

5. «качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

6. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

7. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек

 3.Пальчиковая гимнастика:

«Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                  (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит.         (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем.          («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.         (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко

Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.                (каждый палец зажимаем в кулачке)

Январь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. для языка:

       «Дятел»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным

Я по дереву стучу д-д-д

Червячка добыть хочу д-д-д

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой.

- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).

2. Упражнения для лицевых мышц:

 1.«Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

Шаловливые сосульки
Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.
Посмотрели, чем заняться?
Стали каплями кидаться.

Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,

Кап-кап, дзинь – дзинь. 

4. «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Февраль 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6.  «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам.

3.Пальчиковая гимнастика:

        «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай.       (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда,        (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.

4. «Подбери овощи и фрукты по цвету»

Цель: развитие сенсорики

Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету

Февраль 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Пузырь»

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Пузырь лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .

2. Артикуляционные упражнения:

1. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз

2 . «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

3. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.

4. «лошадка» -губы в «улыбке», рот приоткрыт, присасывать язык к небу, щелкать языком10-12 сек., стараться не двигать нижней челюстью.

5. «грибок» - губы в «улыбке», присосать язык к небу, сильно оттянуть нижнюю челюсть, язык не должен отрываться от неба, удерживать 3-10 сек.

6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.

7. «барабанчик» - зубы сомкнуты, губы в «улыбке», на сильном выдохе произносить д-д-д-д-д-д…… 10 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

   Раз, два, три, четыре, пять,

  Мы во двор пришли гулять.

  Бабу снежную лепили,

  Птичек крошками кормили,

  С горки мы потом катались,

  А еще в снегу валялись.

  Все в снегу домой пришли.

  Съели суп, и спать легли.  

Февраль 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

    «Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! »

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «трубочка» - из «лопаточки» округлив губы, загнуть боковые края языка вверх, подуть в получившуюся трубочку 3-10 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

Пальцы эти – все бойцы.

 Удалые молодцы.

 Два больших и крепких малых

 И солдат в боях бывалых.

 Два гвардейца – храбреца!

 Два сметливых молодца!

 Два героя безымянных,

 Но в работе очень рьяных!

 Два мизинца – коротышки –

 Очень славные мальчишки!

4.«Доскажи словечко»

-Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, а зовется это... (Еж)

-И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)

-Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)

Февраль 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »

2. Артикуляционные упражнения:

1. «горка» - рот открыт, губы в «улыбке», кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка выдвинуть вперед и прижать верхними зубами, удерживать 5-7 сек.

2. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.

3. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

4. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

5.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.

7. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

3.Пальчиковая гимнастика:

Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский - врач.

Ветеринарный врач

Я подумал вот о чем:

Хорошо бы стать врачом,

Но не детским, а кошачьим!

Детям больно – мы заплачем,

Разревемся сгоряча,

Мама вызовет врача.

А бродячему коту

Если вдруг невмоготу?

Кто зовет к нему врачей?  Он бродячий – он ничей!

Март 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

3.Пальчиковая гимнастика:

Много мам на белом свете,      (крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер,             (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца) 
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны,              (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!              (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

4. «Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок  и т.д.

Март 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек

2. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

3. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.

4. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз

5. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.

6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.

7. «кобра» - сделать «чашечку» и  убрать ее за верхние зубы, рот при этом остается широко открытым.

 3.Пальчиковая гимнастика:

«Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,      (в определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

4. «Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Март 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

«На берегу моря»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

2.Упражнения для лицевых мышц:

1.«Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

3. Игра: Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

 3.Пальчиковая гимнастика:

        «Спортсмены»

 

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Играет в теннис — теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет — футболист,

В хоккей играет — хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

Март 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

2.Упражнения для мышц языка:

 «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.

«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.

 3.Пальчиковая гимнастика:

 Пылесос, пылесос,

  Ты куда суёшь свой нос?

  Я жужжу, я жужжу,

  Я порядок навожу.

3. Игра «Кто летает?»    Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

- Воробей.                           - Ворона.

- Пчела.                               - Стрекоза.

- Божья коровка.                - Собака.

- Слон.                                - Кошка.

- Ракета.                              - Стол.

- Змея.                                 - Облака.

- Орел.                                 И т. д.

Апрель 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр.на формирование чувства ритма:

"Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает хлопать в ладоши и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

 3.Пальчиковая гимнастика:

К нам Весна лишь заглянула -    Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула             Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там- нежный,              Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник!            Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Апрель 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. для языка:

       «Дятел»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным

Я по дереву стучу д-д-д

Червячка добыть хочу д-д-д

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой.

- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).

2. Артикуляционные упражнения:

1. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.

2. «вкусное варенье» - рот открыть, облизать губы круговыми движениями языка 3-4 раза вправо,  3-4 раза влево.

3.  «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

4.  «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

5. «качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

6. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

7. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек

 3.Пальчиковая гимнастика:

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.

Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки – 
Чёрненькие пёрышки.

Апрель 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

«Жираф и мышонок»

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
(Потом ребенок идет и одновременно произносит):
Наш жираф пошел домой 
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек

2. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

3. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.

4. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз

5. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.

6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.

7. «кобра» - сделать «чашечку» и убрать ее за верхние зубы, рот при этом остается широко открытым.

3.Пальчиковая гимнастика:

 “Цветок”


Вырос жёлтый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

Апрель 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

 "Водичка".

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

Вот уж две недели 

Капают капели.

Снег на солнце тает 

И ручьём стекает. 

4. Игра: «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

Май 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ. 
Ход игры: - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

На горе мы видим дом.   (Кистями рук сложить домик) .

Много зелени кругом.    (Волнообразные движения кистями рук) .

Вот – деревья, вот – кусты    (Руками сделать «деревья» и «кусты») .

Вот – пушистые цветы!    (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) .

Окружает все забор.    (Перед собой показать «забор» из пальцев) .

За забором – чистый двор.    (Погладить ладонями стол) .

Мы ворота открываем    (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .

К дому быстро подбегаем.    (Пальцами «пробежаться» по столу) .

В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! »    (Постучать кулаками по столу) .

Кто – то к нам идет на стук.    (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) .

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли.    (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)

Май 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. 
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.


2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6.  «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам.

3.Пальчиковая гимнастика:

 «Город»

Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный!

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

Май 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

 "Отбойный молоток".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

2. Артикуляционные упражнения:

"Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

"Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

"Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

"Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

"Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

"Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

"Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

"Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной, 
Неприметный, небольшой. 
Этот дом, страна, земля – 
Это Родина моя!

– Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш город, наш страна)

Май 4 неделя

Комплекс №4

1.Пальчиковая гимнастика:

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

 2. «Друзья – садоводы»

Палец толстый и большой (массируем пальцы и разгибаем по очереди)
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!

3. Игра: «Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

4. «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Комплекс упражнений по развитию речи

(по лексическим неделям)

(Игры и упражнения для: дыхания, артикуляции, мелкой моторики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников

1. Обогащение словарного запаса.2. Развитие фантазии и речевого творчества детей.3. Языколомки.4. Работаем над дикцией.5. В мире звуков и букв....

Комплекс упражнений по развитию речи

Артикуляционная гимнастиика - специальный комплекс упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Комплекс упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста на тему "Мамин день"

Комплекс упражнений затрагивает все области речевого развития: фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слова, связную речь, развитие артикуляционной м...

Памятка для родителей (Комплекс упражнений для развития речи)

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).Для полноценных движений ...

Комплекс упражнений по развитию речи "Мамочка любимая"

Комплекс упражнений по развитию речи...