Комплексы упражнений по развитию речи для детей 5-7 лет.
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Я разработала и подобрала упражнения по развитию речи на весь учебный год. В компексы упражнений входят: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики. Каждый комплекс расчитан на 2 недели. Это эффективный,опробированный материал. Желаю всем успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy.docx | 66.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь 1 неделя
Комплекс №1
1.Упр. на дыхание:
«Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
2. Артикуляционные упражнения:
1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".
2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
4."Дудочка, Трубочка, Бублик"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
5."Грибочек"- улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.
6."Язычок силач"- губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
7."Лошадка"- вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
3.Пальчиковая гимнастика:
«Дом»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!
Сентябрь 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. на дыхание:
«Девочки поют»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Индюки болтают"- языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".
2."Орешки"- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
3."Качели"- улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
4."Часики"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
5."Блинчик", «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
6."Вкусное варенье"- улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
7."Гармошка"- улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
8."Дятел"- улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
3.Пальчиковая гимнастика:
«Продукты питания»
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Сентябрь 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".
2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
4."Дудочка, Трубочка, Бублик"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
5."Грибочек"- улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.
6."Язычок силач"- губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
7."Лошадка"- вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
3.Пальчиковая гимнастика:
«Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он!
Сентябрь 4 неделя
Комплекс №4
1.Упр. на дыхание:
«Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Индюки болтают"- языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".
2."Орешки"- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
3."Качели"- улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
4."Часики"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
5."Блинчик", «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
6."Вкусное варенье"- улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
7."Гармошка"- улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
8."Дятел"- улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
3.Пальчиковая гимнастика:
«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Октябрь 1 неделя
Комплекс №1
1.Упр. на дыхание:
«Насос»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: - Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".
2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
4."Дудочка, Трубочка, Бублик"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
5."Грибочек"- улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.
6."Язычок силач"- губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
7."Лошадка"- вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
3.Пальчиковая гимнастика:
«Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года – осенью зовётся!
Октябрь 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. на дыхание:
Цель: Совершенствовать умение открывать широко рот при произнесении гласного звука «а» и вытягивать губы вперед в сомкнутом виде при произнесении звука «у».
Распевание гласных звуков «А», «У» (громко, тихо).
2. Артикуляционные упражнения:
1."Индюки болтают"- языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".
2."Орешки"- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
3."Качели"- улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
4."Часики"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
5."Блинчик", «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
6."Вкусное варенье"- улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
7."Гармошка"- улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
8."Дятел"- улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
3.Пальчиковая гимнастика:
«Овощи»
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трём — трём,
Мы капустку жмём — жмём. (Имитация движений.)
******
(рука сжата в кулак и по очереди разгибать пальчики)
У Лариски – две редиски
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
Октябрь 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".
2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
4."Дудочка, Трубочка, Бублик"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
5."Грибочек"- улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.
6."Язычок силач"- губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
7."Лошадка"- вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
3.Пальчиковая гимнастика:
«Базар»
(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную стр)
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
(пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)
Октябрь 4 неделя
Комплекс №4
1.Упр. на дыхание:
«Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.
Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Индюки болтают"- языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".
2."Орешки"- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
3."Качели"- улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
4."Часики"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
5."Блинчик", «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
6."Вкусное варенье"- улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
7."Гармошка"- улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
8."Дятел"- улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
3.Пальчиковая гимнастика:
«Компот»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки перемешивают)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок,
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
Ноябрь 1 неделя
Комплекс №1
1.Упр. на дыхание:
«Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Ход игры: - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".
2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
4."Дудочка, Трубочка, Бублик"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
5."Грибочек"- улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.
6."Язычок силач"- губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
7."Лошадка"- вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
3.Пальчиковая гимнастика:
«Бараны»
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
Ноябрь 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. на дыхание: «Жираф и мышонок»
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
(Потом ребенок идет и одновременно произносит):
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Индюки болтают"- языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".
2."Орешки"- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
3."Качели"- улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
4."Часики"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
5."Блинчик", «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
6."Вкусное варенье"- улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
7.Гармошка"- улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
8."Дятел"- улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
3.Пальчиковая гимнастика:
«Где обедал воробей»
-Где обедал, воробей?
-В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного,
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Ноябрь 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
«Птицы разговаривают»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.
Ход игры: - Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".
2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
4."Дудочка, Трубочка, Бублик"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
5."Грибочек"- улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.
6."Язычок силач"- губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
7."Лошадка"- вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
3.Пальчиковая гимнастика:
«Белка»
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
Ноябрь 4 неделя
Комплекс №4
1.Упр. на дыхание:
"Водичка".Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Индюки болтают"- языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".
2."Орешки"- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
3."Качели"- улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
4."Часики"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
5."Блинчик", «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
6."Вкусное варенье"- улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
7."Гармошка"- улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
8."Дятел"- улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
3.Пальчиковая гимнастика:
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.
«ЧЕРЕПАШКА»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить. Отрицательный жест головой.
Декабрь 1 неделя
Комплекс №1
1.Упр.на формирование чувства ритма:
"Веселый попугайчик".
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает хлопать в ладоши и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
2. Упражнения для лицевых мышц:
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
3.Пальчиковая гимнастика:
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
Декабрь 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. на дыхание:
"Отбойный молоток".
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.
2.Упражнения для мышц языка:
1. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
2.«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
3.«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
4.«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
5.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
6.«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.
7.«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
8.«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.
3.Пальчиковая гимнастика:
У лисы в лесу глухом,
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
(Загибают пальцы на обеих руках:
на первое двустишие – на левой руке,
на второе – на правой руке).
Под кустами еж колючий
Нагребает листьев кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
(Удары поочередно ладонями и кулачками) .
Декабрь 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
Игра "Часики".
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".
Необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
2. Упражнения для лицевых мышц:
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
3.Пальчиковая гимнастика:
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла...
Но солнце припечёт слегка –
Увы! И нет снеговика!
4. «Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…
Декабрь 4 неделя
Комплекс №4
1.Упр. на дыхание:
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
2.Упражнения для мышц языка:
1. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
2.«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
3.«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
4.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
5.«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.
6.«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
7.«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.
3.Пальчиковая гимнастика:
«Варежка»
Маша варежку надела
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (Сжать пальцы в кулачок)
Маша варежку сняла: (Все пальцы разжать, кроме большого)
«Поглядите – ка, нашла! (Разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
4. «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
а) тарелка, стакан, корова, чашка; б) чашка, стакан, тарелка, кружка и. т. д
Январь 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. на дыхание:
«Эхо»
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау, Петя!».
2. Артикуляционные упражнения:
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
3.Пальчиковая гимнастика:
«Посуда»
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга)
Январь 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
«Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Артикуляционные упражнения:
1. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.
2. «вкусное варенье» - рот открыть, облизать губы круговыми движениями языка 3-4 раза вправо, 3-4 раза влево.
3. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
4. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
5. «качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
6. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
7. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек
3.Пальчиковая гимнастика:
«Неделя доброты»
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
Январь 4 неделя
Комплекс №4
1.Упр. для языка:
«Дятел»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным
Я по дереву стучу д-д-д
Червячка добыть хочу д-д-д
Хоть и скрылся под корой д-д-д,
Все равно он будет мой.
- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).
2. Упражнения для лицевых мышц:
1.«Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
3.Пальчиковая гимнастика:
Шаловливые сосульки
Сели на карниз.
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Посмотрели, чем заняться?
Стали каплями кидаться.
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,
Кап-кап, дзинь – дзинь.
4. «Отгадай предмет по названиям его частей»
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
Ход игры:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
Февраль 1 неделя
Комплекс №1
1.Упр. на дыхание:
«Дровосек»
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
2. Артикуляционные упражнения:
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам.
3.Пальчиковая гимнастика:
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
4. «Подбери овощи и фрукты по цвету»
Цель: развитие сенсорики
Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету
Февраль 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. на дыхание:
«Пузырь»
Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Пузырь лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .
2. Артикуляционные упражнения:
1. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз
2 . «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
3. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.
4. «лошадка» -губы в «улыбке», рот приоткрыт, присасывать язык к небу, щелкать языком10-12 сек., стараться не двигать нижней челюстью.
5. «грибок» - губы в «улыбке», присосать язык к небу, сильно оттянуть нижнюю челюсть, язык не должен отрываться от неба, удерживать 3-10 сек.
6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
7. «барабанчик» - зубы сомкнуты, губы в «улыбке», на сильном выдохе произносить д-д-д-д-д-д…… 10 сек.
3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
Февраль 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
«Ворона»
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! »
2. Артикуляционные упражнения:
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «трубочка» - из «лопаточки» округлив губы, загнуть боковые края языка вверх, подуть в получившуюся трубочку 3-10 сек.
3.Пальчиковая гимнастика:
Пальцы эти – все бойцы.
Удалые молодцы.
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца – храбреца!
Два сметливых молодца!
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки!
4.«Доскажи словечко»
-Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, а зовется это... (Еж)
-И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)
-Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)
Февраль 4 неделя
Комплекс №4
1.Упр. на дыхание:
«Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »
2. Артикуляционные упражнения:
1. «горка» - рот открыт, губы в «улыбке», кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка выдвинуть вперед и прижать верхними зубами, удерживать 5-7 сек.
2. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.
3. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
4. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
5.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
7. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
3.Пальчиковая гимнастика:
Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский - врач.
Ветеринарный врач
Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим!
Детям больно – мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей? Он бродячий – он ничей!
Март 1 неделя
Комплекс №1
1.Упр. на дыхание:
«Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »
2. Артикуляционные упражнения:
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
3.Пальчиковая гимнастика:
Много мам на белом свете, (крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
4. «Ласковые слова»
Цель: активизация ласкательных существительных
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Шуба – шубка
Шапка – шапочка
Снег – снежок и т.д.
Март 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. на дыхание:
«Приятный запах»
У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.
2. Артикуляционные упражнения:
1. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек
2. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
3. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.
4. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз
5. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.
6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
7. «кобра» - сделать «чашечку» и убрать ее за верхние зубы, рот при этом остается широко открытым.
3.Пальчиковая гимнастика:
«Моя семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама, (в определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
4. «Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
Март 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
«На берегу моря»
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
2.Упражнения для лицевых мышц:
1.«Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
3. Игра: Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой?) – веселый, долгожданный
3.Пальчиковая гимнастика:
«Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться, Надо спортом заниматься. Играет в теннис — теннисист, Он спортсмен, а не артист. В футбол играет — футболист, В хоккей играет — хоккеист, В волейбол — волейболист, В баскетбол — баскетболист. |
Март 4 неделя
Комплекс №4
1.Упр. на дыхание:
«Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
2.Упражнения для мышц языка:
«лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.
«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.
3.Пальчиковая гимнастика:
Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
Я жужжу, я жужжу,
Я порядок навожу.
3. Игра «Кто летает?» Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.
- Воробей. - Ворона.
- Пчела. - Стрекоза.
- Божья коровка. - Собака.
- Слон. - Кошка.
- Ракета. - Стол.
- Змея. - Облака.
- Орел. И т. д.
Апрель 1 неделя
Комплекс №1
1.Упр.на формирование чувства ритма:
"Веселый попугайчик".
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает хлопать в ладоши и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
2. Артикуляционные упражнения:
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
3.Пальчиковая гимнастика:
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там- нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник! Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Апрель 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. для языка:
«Дятел»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным
Я по дереву стучу д-д-д
Червячка добыть хочу д-д-д
Хоть и скрылся под корой д-д-д,
Все равно он будет мой.
- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).
2. Артикуляционные упражнения:
1. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.
2. «вкусное варенье» - рот открыть, облизать губы круговыми движениями языка 3-4 раза вправо, 3-4 раза влево.
3. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
4. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
5. «качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
6. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
7. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек
3.Пальчиковая гимнастика:
Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Апрель 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
«Жираф и мышонок»
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
(Потом ребенок идет и одновременно произносит):
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.
2. Артикуляционные упражнения:
1. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек
2. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
3. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.
4. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз
5. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.
6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
7. «кобра» - сделать «чашечку» и убрать ее за верхние зубы, рот при этом остается широко открытым.
3.Пальчиковая гимнастика:
“Цветок”
Вырос жёлтый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Апрель 4 неделя
Комплекс №4
1.Упр. на дыхание:
"Водичка".
Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Индюки болтают"- языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".
2."Орешки"- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
3."Качели"- улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
4."Часики"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
5."Блинчик", «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
6."Вкусное варенье"- улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
7."Гармошка"- улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
8."Дятел"- улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
3.Пальчиковая гимнастика:
Вот уж две недели
Капают капели.
Снег на солнце тает
И ручьём стекает.
4. Игра: «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
Май 1 неделя
Комплекс №1
1.Упр. на дыхание:
«Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Ход игры: - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
2. Артикуляционные упражнения:
1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".
2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
4."Дудочка, Трубочка, Бублик"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
5."Грибочек"- улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.
6."Язычок силач"- губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.
7."Лошадка"- вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
3.Пальчиковая гимнастика:
На горе мы видим дом. (Кистями рук сложить домик) .
Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук) .
Вот – деревья, вот – кусты (Руками сделать «деревья» и «кусты») .
Вот – пушистые цветы! (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) .
Окружает все забор. (Перед собой показать «забор» из пальцев) .
За забором – чистый двор. (Погладить ладонями стол) .
Мы ворота открываем (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .
К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу) .
В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! » (Постучать кулаками по столу) .
Кто – то к нам идет на стук. (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) .
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли. (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)
Май 2 неделя
Комплекс №2
1.Упр. на дыхание:
«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
2. Артикуляционные упражнения:
1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам.
3.Пальчиковая гимнастика:
«Город»
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный!
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).
Май 3 неделя
Комплекс №3
1.Упр. на дыхание:
"Отбойный молоток".
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.
2. Артикуляционные упражнения:
"Индюки болтают"- языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".
"Орешки"- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
"Качели"- улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,
за нижние зубы.
"Часики"- улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
"Блинчик", «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
"Вкусное варенье"- улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.
"Гармошка"- улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
"Дятел"- улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".
3.Пальчиковая гимнастика:
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
– Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш город, наш страна)
Май 4 неделя
Комплекс №4
1.Пальчиковая гимнастика:
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
2. «Друзья – садоводы»
Палец толстый и большой (массируем пальцы и разгибаем по очереди)
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
3. Игра: «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
4. «Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
Комплекс упражнений по развитию речи
(по лексическим неделям)
(Игры и упражнения для: дыхания, артикуляции, мелкой моторики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений на развитие дыхания у детей
Система дыхательных упражнений для дошкольников....
Памятка для педагогов и родителей "Об осознании и расслаблении. Комплекс упражнений на развитие саморегуляции у детей"
Упражнения на саморегуляцию для детей дошкольного возраста...
Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников
1. Обогащение словарного запаса.2. Развитие фантазии и речевого творчества детей.3. Языколомки.4. Работаем над дикцией.5. В мире звуков и букв....
Комплекс упражнений по развитию речи
Артикуляционная гимнастиика - специальный комплекс упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки....
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Комплекс упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста на тему "Мамин день"
Комплекс упражнений затрагивает все области речевого развития: фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слова, связную речь, развитие артикуляционной м...
- Мне нравится (1)