Памятка для родителей (Комплекс упражнений для развития речи)
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
Для полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика (далее А.Г).
Проводить она с ребёнком, необходимо ежедневно по несколько минут. Выполнять упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивать от 1 до 20 (под счёт, с хлопками, под музыку).
Каждое упражнения выполняются от 5 до 15 раз. Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и.т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движения. Особенно эффективно для детей, кто страдает дефецитом внимания и гиперактивностью.
Пальчиковой гимнастики – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для родителей | 565.65 КБ |
Памятка для педагогов | 460.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
Для полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика (далее А.Г).
Проводить она с ребёнком, необходимо ежедневно по несколько минут. Выполнять упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивать от 1 до 20 (под счёт, с хлопками, под музыку).
Каждое упражнения выполняются от 5 до 15 раз.
- Упражнения для нижней челюсти:
1.Широко раскрыть рот и поддержать раскрытым несколько секунд. «Домик открылся»
2.Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3. Легкое постукивание зубами- губы разомкнуты.
4. «Заборчик».
II. Упражнения для губ:
1.«Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжать)
2. «Трубочка» («Хоботок»)- вытягивание губ вперед.
3. Чередование «Улыбка-Трубочка»
4.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам.
III. Упражнения для языка:
1.«Болтушка»-движение языком вперед-назад.
2. «Часики»-вправо-влево.
3. «Качели»- вверх-вниз.
4. «Вкусное варенье»-круговые движения языком.
5. «Лошадка»-цоканье.
6. «Лопатка»- широкий мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
7. «Иголочка»- узкий, напряженный язык высунут вперед.
8. «Грибок»- широкий плоский язык присасывается к твердому нёбу.
9. «Чашечка»- широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края прижаты к верхней губе.
10. «Киска сердится»- выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик прижимается к нижним зубам.
11. «Накажи не послушный язык» - покусывание кончика широкого языка.
Дыхательно-голосовые упражнения
По 3-10 раз каждое упражнение.
- Глубокий вдох через нос- продолжительный выдох через рот.
- «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
- «Заморозим ладошку»- растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
- «Погреем ладони» -ладони впереди на расстоянии 15-20 см рта, дуть тёплым воздухом на ладони.
- «Ветряная мельница» - подуть на вертушку, чтобы она закрутилась.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
- «Снегопад» - сделайте снежинку из ваты, положите на ладошку и пусть ребёнок сдует её (смотрим щёки не надуваются). Также с осенними листочками.
- «Бабочка» - вырезать картинку бабочку привязать нитку к цветку. Предложить подуть на бабочку, чтобы она полетела.
Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку:
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки-
На березовой ветке!
- «Футбол»- из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
- «Шторм в стакане»- необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила.
- «Жук жужжит» -Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж – ж – ж», опуская руки вниз.
Пальчиковая гимнастика Цель пальчиковой гимнастики – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. «Я и моя семья»
«Мячик» (массаж Су-джок шарами) Дети повторяют слова и выполняют действия с шарами в соответствие с текстом) Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. «Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идём. (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать. (загибаем по одному пальчику) Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол) |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»
г. Алейска
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ)
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Вопрос о переводе ребенка на адаптированную программу часто становится актуальным в средней школе, на уровне основного общего образования. Так происходит, потому что программа обучения усложняется, накапливаются академические задолженности, нагрузка серьезно возрастает и становится очевидно, что подростку необходимо прохождение психолого-медико-педагогической комиссии. ПМПК определяет является ли обучающийся ребенком с ОВЗ.
Обучающимся с ОВЗ могут быть лица имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК, нуждающиеся в создании специальных условий при обучении.
Стоит отметить, что ребенок, обучавшийся по адаптированной программе, имеет право сдавать государственную итоговую аттестацию в специальных условиях.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ предусматривает обучение по адаптированной программе в случае, если обучающийся не смог ликвидировать в установленные сроки академические задолженности. Основанием перевода на адаптированную программу будут рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и заявление от родителей. В заключении ПМПК родители увидят определение образовательной программы. При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа основного общего (ООО) или среднего общего образования.
При выводе о наличии особенностей развития, квалифицируемых как ОВЗ, ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей, говоря по-другому — адаптированной.
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС ООО, учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, ФГОС для лиц с интеллектуальными нарушениями.
Существуют рекомендации СанПиН, которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по адаптированной программе (варианты 1 или 2).
На основе ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы. АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет. В реализации АООП может быть выделено два или три этапа: II этап ― 5–9 классы; III этап ― 10–12 классы.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...
Комплексы упражнений по развитию речи для детей 5-7 лет.
Я разработала и подобрала упражнения по развитию речи на весь учебный год. В компексы упражнений входят: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики. Каждый комплекс расчитан на 2 недели. Это...
Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников
1. Обогащение словарного запаса.2. Развитие фантазии и речевого творчества детей.3. Языколомки.4. Работаем над дикцией.5. В мире звуков и букв....
Консультация для родителей "Комплекс упражнений для запуска речи у малышей".
Вниманию родителей предоставляется комплекс упражненний для запуска речи у дошкольников ( дыхательные, артикуляционные, музыкальные, на развитие фонематических процессов, "вкусные" игр...
Комплекс упражнений по развитию речи
Артикуляционная гимнастиика - специальный комплекс упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки....
памятка для родителей 28 упражнений для развития речи малышей
Родители малышей обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматри...