Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

1. Обогащение словарного запаса.

2. Развитие фантазии и речевого творчества детей.

3. Языколомки.

4. Работаем над дикцией.

5. В мире звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников

  1. Обогащение словарного запаса.
  • Знакомим детей с многозначными словами. Учим объяснять значение слов.

«Язык», «Ручка», «Ключ».

  • Развиваем логическое мышление, учим детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в своей речи. «Меткое слово»

  • Учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия. Игры «Кто знает, пусть продолжает», «Наоборот».

  • Учим детей использовать в своей речи сравнительные слова и обороты. «Сравни и пиши».

  • Учим детей замечать логические ошибки и правильно сравнивать предметы. «Найди ошибку», «Сравни и назови».

  • Учим понимать слова с пространственным значением, совершенствуем пространственное представление и слуховую память у детей. Учим считать, рассуждать. «Кто, где и  такой?»

  • Учим детей выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать. «Третий лишний».

  • Учим разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. « Кто кому кто?».

  • Развиваем память при запоминании названий дней недели. «С понедельника по воскресенье».

  • Учим детей вести диалог, учим естественной выразительной речи в ходе диалога. «Веселый магазин», «Магазин игрушек».

  • Готовим детей к усвоению понятия «однокоренные слова». «Как растут слова?», «Снежная сказка».

  • Учим детей подбирать однокоренные слова. Закрепляем понятие «однокоренные слова». «Слова-родственники», «Кто больше?», «Прогульщик».

  • Учим детей определять значение слова и объяснять его. «Мартышка и удав», «Грибные имена», «Отгадай и назови».

2. Развиваем фантазию и речевое творчество детей.

  • Учим узнавать предметы по описанию. «Путешествие в Угадайку», «Загадки и отгадки».

  • Развиваем речевое творчество, учим детей сочинять сказки, небылицы. «Путешествие в Вообразилию».

  • Учим коллективно сочинять рассказ. «Фантазёры». Развиваем воображение у детей. «Если бы я был…», «Где это видано, где это слыхано».

  • Учим детей замечать нелогичные ситуации, объяснять их, развиваем внимание и память. «Кто больше заметит небылиц?».

  • Учим детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью. «Путешествие в сочинялочку».

  • Учим рифмовать слова, сочинять считалки. «Считалочки», «Добавлялки», «Слово за словом».

  • Знакомим детей с рифмой, учим подбирать в рифму слова. «Удивительные птицы».

  • Учим детей использовать в речи вежливые обращения. «Путешествие в страну Вежливых слов».

3. Языколомки.

  • Учим детей преобразовывать слова, изменяя один звук. «Один звук, марш!», «Волшебные слова», «Столбики слов».

  • Знакомим детей со словами «азбука», «алфавит». Учим правильно называть буквы. «АБВГДейка».

  • Учим сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом. «Озорные буквы».

  • Учим отгадывать слова по данным буквам. «Неполные слова», «Дежурная буква», «Рассыпанные буквы».

  • Учим правильно называть буквы, подбирать слова на определённую букву (звук). «Забавный автобус».

  • Развиваем у детей зрительные и пространственные представления букв. «Начерти в воздухе»,

«Четвёртый лишний», «Кто быстрее?», «Запомни».

  • Знакомим детей с правилом употребления заглавной буквы. «Заглавная буква», «Подумай и скажи».

  • Развиваем речевой слух, слоговой синтез. «Полминутки для шутки», «Времена года». Учим детей рассказыванию.

  • Учим по существенным признакам и приметам определять время года. Составляем короткие рассказы. «Старик-годовик».

  • Учим детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развиваем слуховое внимание, быстроту мышления. «Какое время года?».

4. Работаем над дикцией.

  • Скороговорки «Кто быстрее?», «Произнеси правильно».

  • Совершенствуем качество голоса, мимику и жесты, развиваем артистизм у детей. «Час потехи».

  • Учим детей узнавать слова по артикуляции, читать по губам. «Разговор со стеклом».

5. В мире звуков и букв.

(Готовим детей к освоению грамоты, развитие фонематического слуха).

  • Развиваем у детей речевой слух, учим звуковому анализу. Привлекаем внимание детей к звуковому составу слов. «Что слышим?».

  • Готовим к звуковому анализу. Развиваем зрительную и слуховую память.

 «Кто больше?», «Звук заблудился».

  • Учим различать слова по звучанию и значению. «Буква заблудилась».

  • Развиваем навык звуко-буквенного анализа. «Головоломка», «Наоборот».

  • Учим детей преобразовывать слова путём замены в них звуков и получать новые слова. «Необыкновенные превращения».

  • Учим составлять предложения из заданных слов.

 «Ступеньки», «Из одноного слова - несколько», «Наборщик».

  • Учим определять место звука в слове (начало, середина или конец слова). «Внимательный слушатель».
  • Учим записывать звуки  буквами. «Подпиши картинку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

Комплексы упражнений по развитию речи для детей 5-7 лет.

Я разработала и подобрала упражнения по развитию речи на весь учебный год. В компексы упражнений входят: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики. Каждый комплекс расчитан на 2 недели. Это...

Комплекс упражнений по развитию речи

Артикуляционная гимнастиика - специальный комплекс упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки....

Комплекс упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста на тему "Мамин день"

Комплекс упражнений затрагивает все области речевого развития: фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слова, связную речь, развитие артикуляционной м...

Памятка для родителей (Комплекс упражнений для развития речи)

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).Для полноценных движений ...

Комплекс упражнений по развитию речи "Мамочка любимая"

Комплекс упражнений по развитию речи...