Дополнительное образование
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак» Барун-Хемчикского кожууна РТ
Программа дополнительного образования «Учимся и играем» для детей 4-5 лет
Воспитатель: Адывар А. Р.
с.Кызыл-Мажалык – 2021 г.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Календарно-тематическое планирование
4. Методическое обеспечение образовательной программы.
5. Приложение:
1) Анкета для диагностики
2) Дыхательные упражнения и игры.
3) Логопедические пятиминутки
4) Фонетическая ритмика в картинках
5) Раздаточный материал.
Пояснительная записка.
Актуальность программы: обусловлена положениями согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Программа «Учимся и играем» представляет личностно- ориентированное взаимодействие педагога с детьми и родителями.
Технология речедвигатедльный тренинг – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствуют формированию правильного произношения, активируют когнитивные процессы, расширяют эмоционально – волевую сферу ребенка. Сочетание речедвигательных упражнений с разнообразными игровыми техниками усиливает положительный результат работы.
Методическое обеспечение программы
Средством речедвигательного тренинга являются: двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж кистей рук и пальчиков, телесно-ориентированные техники, продуктивные виды деятельности.
К методическим приемам речедвигательного тренинга относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено – отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Речедвигательный тренинг как метод коррекции рекомендован для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими легкие задержки речевого и психомоторного развития.
Организационное обеспечение тренинга:
Тренинг разработан для детей 4-5 лет, может использоваться в коррекционно – развивающем и профилактическом диапозоне.
Цель: развитие и коррекция речевых и психомоторных процессов у детей 4-5 лет.
Задачи: 1. Развивать речедвигательную активность детей;
2. Развивать мелкую моторику и двигательную координацию, межполушарное взаимодействие;
3. Развивать навыки целенаправленной деятельности.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Процесс занятия складывается из трех этапов:
1. Разминка
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Разминка проводится 5 минут, ее цель – создать общий эмоциональный и интеллектуальный тонус.
Основная часть занятия представлена упражнениями, в которых задействовано развитие речедвигательных процессов, продолжительностью 10 минут: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, на развитие ритмических способностей, упражнения с пальчиками.
В заключительной части занятия подобраны игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения продолжительностью 5 минут: подведение итогов.
Техническое оснащение занятий: мультимедийные презентации, в которых содержатся необходимые материалы для занятия (артикуляционная гимнастика, и другие игры и упражнения).
Содержание программы
Сроки Тема
Сентябрь
Диагностика: артикуляционный праксис, мелкая моторика,
«В гостях у мушки Жужи и ее друзей»
«В гостях у Коровки Му»
«В гостях у Ежика»
Октябрь «В гостях у Зайчика»
«В гостях у Мышонка
«В гостях у Лягушонка»
«В гостях у Щенка»
Ноябрь «Свинок дружная семья, познакомьтесь с ней друзья»
«Жила была Матрешка»
«В гости к котику Мурзику»
«В гости к дедушке и бабушке»
Декабрь «В гостях у Мишутки»
«Путешествие по Африке»
«Зимнее путешествие»
Приложение № 1
Анкета для диагностики
№ 1. Состояние мимической мускулатуры Да Нет
1 Поднять брови вверх (удивиться)
2 Нахмурить брови (рассердиться)
3 Прищурить глаза
4 Надуть щеки
5 Втянуть щеки
6 Имитировать «жевательные» движения
7 Повторить движение губами «улыбка – трубочка»
8 Закрыть один глаз
9 Состроить смешную «рожицу»
10 Создать мимический образ: удивления, радости, грусти
2. Состояние общей и мелкой моторики
1. Мяч бросить вверх - поймать
2 Пробежать, проскакать на обеих ногах. На одной ноге по заданию: от стола к окну и т. д
3 Остановиться по сигналу, после пробежки
4 Бросить мяч педагогу и поймать в ответном броске.
5. Переложить предмет (флажок, мячик)из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой.
6 «Здороваются пальцы правой и левой руки
7 «Игра на рояле» пальцами
8 «Кулак – ладонь – ребро»(правой, затем левой рукой)
9.Чередование движении: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее - наоборот
10 Застегивание и расстегивание пуговиц
3. Нервно – психическое развитие
1 Может ли ребенок назвать имя, фамилию, возраст
2 Может ли ребенок назвать окружающие его предметы
3 Четко ли ребенок выговаривает слова
4 Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который «многое» может
5 Способен ли ребенок слушать других, неперебивая
6 Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени
7 Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить более двух заданий
8 Трудно ли ребенку сосредоточиться на задании
9 Проявляет ли ребенок интерес к предложенным заданиям
10 Движения и мимика богаты
Интерпретация результатов:
От 0 –5 баллов: детям рекомендуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия с использование речедвигательных упражнений.
От 15 –25 баллов: развитие ребенка соответствует нормам возрастного периода. Упражнения речедвигательного тренинга помогут закрепить умения и навыки, создадут необходимую почву для развития саморегуляции и самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...