Методическая разработка НОД «Развитие речи с элементами театральной деятельности» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Витальевна Долгова

Совершенствование  коммуникативных навыков детей старшего  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_s_teatralizatsiey.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белый медвежонок»

Методическая разработка НОД

«Развитие речи с элементами театральной деятельности»

 в подготовительной к школе группе

Воспитатель:  О.В. Долгова

С. Газ-Сале, 2021 уч.год

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».

Цель: Совершенствование  коммуникативных навыков детей старшего  дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: познакомить со звуком и буквой «Т»; расширять представления о театре и театрализованной деятельности;  упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без произнесения слов, а также в умении различать эмоциональное состояние героев и передавать его интонацией голоса.

Развивающие: совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; развивать умение взаимодействовать с другими персонажами, умение инсценировать   сказку; развивать артистизм, эстетические чувства, умение перевоплощаться, воображение, фантазию.

Воспитательные:  воспитывать дружеские взаимоотношения; воспитывать чувства сопереживания, эмоциональную отзывчивость; воспитывать интерес, любовь к сказкам, русскому устному народному творчеству.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», дидактические игры «Угадай эмоцию»,  «Найди картинку на заданный звук», «Подбери слово на заданный звук», «Звуковые часы».

Словарная работа: кухонная, столовая, театр, зрители, актёры.

Планируемые результаты: сформируется устойчивый интерес к детскому фольклору через сказку «Теремок», закрепят усвоение нового материала (знакомство с буквой и звуком «Т»), вспомнят и подберут много слов на новый звук.  

Оборудование: шапочки сказочных героев, большая книга Сказок, мешочек с изображением человечком и героев сказки, смайлики с изображением эмоций, напечатанное название сказки «ТЕРЕМОК», картинки с посудой (кухонной и столовой), две корзинки.

Ход НОД

Введение в игровую ситуацию. Мотивация.

Воспитатель (листая большую, яркую книгу со сказками): Ребята, сегодня, придя в детский сад, я очень долго вспоминала свои любимые сказки. А у вас есть любимые сказки? Назовите их. А вы хотите отправиться в  необычное сказочное путешествие?  А куда вы узнаете, отгадав загадку:  

Там люди ходят   в масках

И с лицами в раскрасках,

Играют роль  сюжета

В  шумных оперетах! (театр)

Правильно, это необычная, сказочная страна, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить. Без кого мы не сможем показать сказку?  (Без актёров). Вы готовы стать актерами? В таком случае давайте потренируемся.

         Актуализация знаний

1.Игра  «Театральная разминка»

Вы сказки любите читать (да).

А в них играть (да)

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, иль на козу?

Или на принца, или на Бабу Ягу?

Полные ответы детей: (изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, или в грозу,

Или в бабочку, или в осу?

Что поможет здесь, друзья?

Ответы детей: (жесты и конечно мимика).

2. Игра «Ровным кругом».

У людей разное настроение. Его я буду называть, а вы попробуйте показать. (Дети встают в круг и под русскую народную музыку ходят по кругу.   В роли ведущего дети - воспитатель шепчет на ушко эмоции для показа:  грусть, радость, злость, удивление, страх, горе).

Ровным кругом, друг за другом

Эй, ребята, не зевать!

Что ведущий нам покажет

Будем дружно выполнять!

 А теперь пора сказку рассказывать и зрителям показывать.

3.Игра «Волшебный мешочек»

Но сначала разделимся на зрителей и актеров. Ну-ка, глазки закрывайте и в мешочек залезайте! (Каждый ребёнок   под музыкальное сопровождение достает карточки из мешочка (карточки с изображением персонажей сказки и изображением человечка - зрителя)

Затруднение в ситуации.

Скажите, без кого ещё театр не сможет работать? Правильно без зрителей.

А вы сейчас выбрали и зрителей и актёров. Кто такие зрители? (ответы детей). Кто актёры? (ответы детей). Волшебный мешочек предложил  вам стать актёрами, какой сказки?  Правильно «Теремок». Возьмите маски-шапочки и превращайтесь в героев сказки.

Физминутка по сказке «Теремок»

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (Сели на стульчики)

Введение нового знания (Согласный звук и буква «Т»)

Драматизация сказки.

Нашу сказку начинаем. Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок –не высок. Мышь-норушка появись, ты из норки покажись!

Мышка «выходит» под музыкальное сопровождение: - Стоит в поле Теремок, кто- кто в Теремочке живет?

Сказочница:  пусто в нашем Теремке, оставайся здесь жить! Но вначале скажи, на какой звук начинается слово «ТЕРЕМОК» да слова на этот звук назови. И вы, ребята, помогайте! Много слов назвали, а кто сможет показать эту букву?

Сказочница:  стала Мышка в доме жить, печь блины и не тужить! Вдруг откуда –то на кочке кто-то квакает в лесочке? Кто это? (обращение к зрителям).

Ответы детей (лягушка).

Лягушка «выходит» под музыкальное сопровождение: Кто-кто в Теремочке живет?

Мышка: Я мышка- норушка, я в Тереме живу, а ты кто?

Лягушка: А я Лягушка- квакушка, давай вместе жить!

Введение новых знаний в систему знаний

 Сказочница: Заходи скорее в дом, веселее жить вдвоем, но сначала помоги мышке разобраться с посудой. Да и вы, зрители вставайте и героям помогайте. Мышка и лягушка пусть соберут в корзинку столовую посуду, а зрители кухонную. (Д.игра «Рассортируй посуду» - дети собирают разрезные картинки и сортируют их по корзинкам, называют название  посуды, со звуком «Т»).  

Сказочница: Мышь - норушка и Лягушка, пироги пекут, ватрушки. Только из лесу, скок-скок…… Кто, ребята?

Ответы детей (зайчик-побегайчик).

Заяц «выходит» под музыкальное сопровождение: Стоит в поле Теремок, кто-кто в Теремочке живет?

Мышка и Лягушка: я – Мышка - норушка, я – Лягушка - квакушка, мы в Теремке живем, а ты кто?

Заяц: А я  Зайчик – побегайчик, пустите меня к себе жить!

Сказочница: Конечно, втроём интересней, но вначале помоги починить «Теремок», да и вы, ребята вставайте и Волку помогайте.  (Пальчиковая игра «Строим теремок»).

Тук-ток, тук-ток! (дети ударяют кулачками друг о друга).

Застучал молоток.

Будем строить теремок

С высоким крыльцом (поднимают руки).

С окнами большими, (сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую («окно»)

Со ставнями резными.

Разводят руки в стороны  («раскрывают ставни»).

Тук-ток, тук-ток! (дети ударяют кулачками друг о друга).

Замолчал молоток. (Опускают руки).

Вот готов наш теремок.

Соединяют руки над головой («крыша»).    

Сказочница: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок – не высок. Вдруг под вечер, не спеша, подкралась к друзьям?   Кто, ребята?

Ответы детей (лиса).

Лиса «выходит» под музыкальное сопровождение: Стоит в поле Теремок, кто-кто в Теремочке живет?

Мышка, Лягушка, Заяц: я – Мышка - норушка, я – Лягушка - квакушка, я – Зайчик - попрыгайчик, мы в Теремке живем, а ты кто?

Лиса: А я Лиса – краса, рыжая коса, пустите меня к себе жить!

Сказочница: жить вчетвером интересней, но сначала помоги героям поиграть в «Ласковые слова», а вы ребята,  помогайте:

 Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая)

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Мышка, Лягушка, Заяц: Заходи скорее в дом, будем жить мы вчетвером!

Сказочница: И стали они жить вчетвером. Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок –не высок. Вдруг из леса, щелк да щелк,  появился   Кто, ребята?

Ответы детей (серый волк).

Волк «выходит» под музыкальное сопровождение: Стоит в поле Теремок, из трубы идет дымок! Кто-кто в Теремочке живет?

Мышка, Лягушка, Заяц: я-Мышка-норушка, я- Лягушка- квакушка, я – Зайчик- попрыгайчик,  я Лиса – краса, рыжая коса, мы в Теремке живем, а ты кто?

Волк: А я Волк - зубами щелк! Пустите меня к себе жить!

 Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса: Заходи скорее в дом, нам не тесно впятером!

Сказочница: Но сначала, актёром помоги, предложение про СКАЗКУ из трёх слов скажи. И вы ребята помогайте, придумайте предложение со словом «сказка». (Упражнение «Придумай предложение из трёх слов»).

Сказочница: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок –не высок. Вдруг из чащи, всем смотреть, появляется, кто, ребята?

Ответы детей (медведь).

Медведь «выходит» под музыкальное сопровождение: кто-кто в Теремочке живет? Как хочу я в Теремок, пирогов поесть, блинов!

Сказочница: Полез Медведь- топтун в Теремок, а он и развалился. А звери в лес убежали…

Вот и сказочке конец, а кто слушал -  молодец!

Подведение итогов.

Зрители, понравилась ли вам сказка? (ответы детей). Как называется сказка? Кто жил в теремке?  На какой звук начинается название этой сказки? Покажите букву «Т» в названии сказки. Если вам понравилось наше путешествие, возьмите смайлики с «Улыбкой», если вам было трудно, возьмите смайлики с «Грустью», а если вам ничего не понравилось, возьмите смайлик «Обида».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».

quot;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... ”Б. М. Теплов...

Занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки Золотой ключик»

Цель: создать условия для активности, самостоятельности детей в познавательной деятельности. Вызвать желание учиться.Продолжать учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах...

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Сказочный театр»

Цель: создать условия для развития связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности.Задачи: Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки Золотой ключик»

Одно из важных условий для гармоничной жизни ребенка — это полноценное и своевременное развитие его речи. Сейчас дети в связи с большим информационным потоком, который они зачастую не успевают п...