Конспект фронтального занятия для детей с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Ольга Алексеевна

Конспект занятия с использованием  элементов мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

для детей подготовительной  группы с ОНР

Тема:  «Составление описательных рассказов о перелётных птицах с помощью мнемотехники»

Цель: Обучение составлению описательных рассказов.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

Учить описывать птиц с использованием мнемотаблицы.

Закрепить представления детей о перелетных птицах.

Активизировать словарь по теме;

Упражнять в образовании сложных прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь,  слуховую память.

Развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы.

Воспитывать самоконтроль за речью.

Словарная работа:  длиннохвостая, длиннокрылая, быстрокрылая, звонкоголосый.

Пособия и материалы: изображение перелетных птиц, игрушка скворец, мнемотаблица для составления описательного рассказа, запись голоса птиц (соловья, скворца, грача, ласточки и т.д.).

Ход занятия. 

      Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы. Сегодня у нас интересное занятие. А о чём мы буем говорить узнаете, если отгадаете загадку.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей. 

Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла…( весна)

Как вы догадались? Какие слова вам подсказали?

Артикуляционная гимнастика.

 Разомнем наш язычок

 Давайте покажем, как природа радуется

Природа радуется приходу весны — улыбка

Дует ласковый ветерок – трубочка

Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще

Травка тянется к солнышку – иголочка

Веточка качается от ветра – часики

Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.

        Труд людей он уважает

        Гусениц уничтожает!

        Есть на дереве дворец

        В нём живёт с семьёй.

        Как вы думаете кто?

                                  ( Скворец)

       Поговорим о птицах, которые улетают в тёплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? Как их называют? (Перелётные)

Почему они называются перелётными?

 ( Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.)

Почему они улетают? (Осенью становится холодно. Все насекомые прячутся и для птиц нет еды.)

То есть они всё время перелетают с одного места на другое. Поэтому называются перелётными.

Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

(Дети стоят около стола, на котором лежат картинки птиц. Отгадывают загадки, находят отгадки, объясняют как они догадались. Слушают голос отгаданной птицы.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

                                        Кукушка

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной

Соловей

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Грач

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее?

Лебедь

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Ласточка

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это

Гусь

Этот старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту

Аист

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец

Скворец

Назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец.

Немного отдохнём, сделаем гимнастику для пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели!(указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц?  Назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)

У каждой птицы, разное оперение: у скворца – темный, с зеленоватым отливом;  у кукушки – серая, с полосатым брюшком;  у ласточки –  брюшко белое, спинка черная, грудка красная;  у лебедь - белое оперение;  у гуся – белое или серое оперение,  у грача – черное оперение,  у аиста – белое с черным оперение, у соловья – коричневое оперение.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице.

Будем составлять рассказы об этих птицах. Эта таблица  (Мнемотаблица по Ткаченко Т.А. ) поможет рассказать о птицах. Внимательно посмотрим на таблицу. Посмотрим на первый квадратик. Здесь нужно назвать птицу и части из которых она состоит. Смотрим  на второй квадратик. Здесь о чём будем говорить? (Зимующая или перелётная?)  Смотрим на следующий квадратик. Здесь о чём говорить нужно?  (Где живёт?) А где могут жить птицы? ( В дупле, гнезде, в скворечнике..) А дальше о чём будем говорить? (Чем питается?)  О чём будем дальше говорить? (Как выводит птенцов.) И в конце какую пользу приносит человеку.

Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом? (Лесной певец - соловей)  Послушаем песню соловья. ( Дети слушают песню соловья) Вот как красиво поёт соловей. С помощь нашей таблицы расскажем о соловье. Послушайте и следите по схеме. Потом вы расскажете так же о другой птице.

 Соловей . Соловей маленький, серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла, длинный хвост и две лапки. Соловей перелётная птица. Его жилище - гнездо. Гнезда устраивают прямо на земле, реже на кустах.  Он питается насекомыми и семенами.  Соловей радует людей своим пением. Приносит пользу, поедая вредных гусениц.

Грач – это перелетная птица, похожа на ворону.  Грач -  большая птица, перья черного цвета. Клюв среднего размера, изогнутый. Хвост короткий, похож на лопатку. Строит гнездо –   из веток высоко на деревьях». Питается грач насекомыми, червями, мышами. Мне нравится  грач, потому  что он  съедает  вредных насекомых.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья сложили назад.

 Ласточка – это перелетная птица, небольшого размера. Спина –  черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, в виде  вилочки ». Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточки питаются мошками, комарами. Ласточка откладывает яйца и высиживает птенцов. Мне нравится  ласточка, потому что она на лету   может поймать мошку.

 Скворец – перелетная  птица среднего размера. У скворца   перья черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв и хвост небольшого размера, клюв острый, прямой.  Строит гнездо  в старых дуплах или в скворечниках.  Питается червяками, гусеницами. Мне  нравится скворец,  потому  что он прекрасный певец.

Молодцы.  Интересные рассказы  у вас получились о птицах.

Игра «Назови одним словом».

У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

Молодцы.

У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.

Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.

Молодцы!

У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

Молодцы ребята!  Отлично справились с заданием, составили сложные слова. Ещё раз вспомним, какие слова у нас получились. Кто запомнил?

Итог занятия.

Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии?  О каких птицах? Почему их называют перелётные? Что вам понравилось больше всего?

C:\Documents and Settings\света\Мои документы\Мои рисунки\img404.jpg

.

    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Конспект занятия рекомендован для детей имеющим нарушение слоговой структуры слова...

Конспект фронтального занятия у детей с ТНР в подготовительной группе Лексическая тема «Домашние животные». Звук [к].

Развитие фонематических навыков у детей с Общим недоразвитием речи, на основе лексической темы "Домашние животные" ...

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...

Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет на тему "Путешествие в Космос"

12 апреля отмечается всемирный день авиации и космонавтики....

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с ОНР 3 уровня. Лексическая тема "Весна"

Предложенное занятие направленно на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи....