НОД по развитию речи в старшей группе "Музей Корнея Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Борсякова Марина Владимировна

Сценарий открытого занятия "Музей Корнея Чуковского" в старшей группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_chukovskogo.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

(Мини-музей отгорожен небольшой ширмой.)

Вход детей под музыку.

Воспитатель: Ой, ребята, а у нас гости! Давайте поздороваемся. (Здравствуйте).

Становимся в круг. Ребята, а вы любите ходить в зоопарк? (Да). А в цирк? (Да). А в театр? (Да).

Сегодня я хочу пригласить вас ещё в одно интересное место. Хотите? (Да).

Мы сейчас с вами скажем волшебные слова и пролетим через пространство.

Мы к сказке в гости постучимся,

чудес немало встретим в ней,

гуляют в сказке небылицы,

И волшебства немало в ней.

(Звучит волшебная музыка).

Закройте глаза, руки в стороны и потихоньку поворачивайтесь. И повторяйте за мной: «Покрутимся, покрутимся, в интересном месте очутимся…»

(Убирается ширма.)

Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы с вами и попали в очень интересное место. Посмотрите сколько здесь всего необычного. А попали мы с вами в музей. Кто знает, что такое музей?

Музей – это место, где собираются и хранятся разные необычные и редкие предметы. Люди приходят в музей, рассматривают эти предметы и узнают о них много интересного. Обычно музей занимает большое здание, а здесь собран мини-музей, то есть маленький.

Посмотрите, а кому посвящён этот мини-музей?

(Мини-музей посвящён Корнею Чуковскому).

Правильно. А как вы узнали?

(Здесь есть его портрет).

Верно. А кто такой Корней Чуковский?

(Это детский писатель).

А что он писал?

(Он писал сказки).

Правильно. А сейчас мы посмотрим, какие сказки Корнея Чуковского вы знаете. Я буду зачитывать отрывок, а вы – говорить мне название сказки.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Что за сказка? Правильно, Муха – Цокотуха.

(После того, как дети отгадали название сказки, на доске появляется слайд по сюжету этой сказки)

Одеяло убежало,

Улетела простыня

(Мойдодыр)

А потом позвонил крокодил,

И со слезами просил

(Телефон)

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать!»

(Путаница)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

(Тараканище)

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечится

И корова, и волчица

(Доктор Айболит)

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул зайнька в окно,

Стало заиньке темно.

(Краденое солнце)

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам

(Федорино горе)

Молодцы, ребята! Действительно, Чуковский написал эти сказки и многие другие произведения.

Ребята, предметы в музее называются экспонаты. И эти экспонаты посвящены сказкам, названия которых мы с вами только что угадали.

Ну что, хотите узнать, что здесь есть?

(Да). Обычно по музею люди ходят, но мы возьмём стульчики.

(Дети садятся на стулья полукругом)

Воспитатель: В мини-музее, конечно, есть правила:

- не шуметь и не бегать;

- внимательно смотреть и слушать;

- экспонаты можно аккуратно потрогать;

- можно добавлять новые экспонаты.

Воспитатель: Посмотрите вот на эти экспонаты. Что это?

(Это мыло, это мочалка, это полотенце).

Из какой сказки эти предметы?

(Эти предметы из сказки «Мойдодыр»).

Однажды Чуковский работал в кабинете и вдруг услышал горький плач. Плакала его младшая дочь Мурочка, она не хотела мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершено неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Так и была придумана эта сказка, где даже добрый крокодил рассердился на грязного мальчика и отправил его к умывальнику. Никто не захочет дружить с грязнулей. Согласны?

(Да).

А вы любите мыться?

 (Да).

И хорошо, значит вы будете здоровы и у вас всегда будет много друзей. Положим экспонаты на место.

Воспитатель: Дети, посмотрите какое здесь необычное дерево… А расскажет нам о нём ………(ребенок).

Ребёнок:

А у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Воспитатель: Чудо-дерево Чуковского – это дерево, на котором растут вместо фруктов туфельки и башмачки, разные босоножки и даже сапожки, чтобы все бедные дети могли найти себе на волшебном дереве новую обувь.

А наша помощник воспитателя для этого чудо-дерева сшила вот такие пинеточки.

Вот, ребята, в мини-музее пополнение экспонатов.

Воспитатель: Смотрим дальше. Это что?

(Самовар и денежка).

………(ребенок), из какой сказки эти предметы?

(Из сказки «Муха-цокотуха»).

Ребёнок:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Воспитатель:  Ребята, а для чего нужен самовар?

 (Чтобы пить чай).

Правильно, давным –давно у людей не было чайников, и вся семья собиралась за большим столом и пила чай из самовара с бубликами и вареньем.

Воспитатель: Смотрим дальше. Что это здесь?

 (Ёлка).

А из какой сказки?

 («Ёлка»)

Правильно, это сказка про весёлую новогоднюю ёлочку, которая о чём мечтала? (Повеселиться, потанцевать, побегать вместе с детьми).

Если бы только у неё были ножки.

………(ребенок), расскажи нам пожалуйста про неё.

Ребёнок:

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Воспитатель: Молодец. А сейчас мы с вами поиграем у елочки (Ставим ёлочку на стульчик посередине).

Воспитатель: (Физкультминутка «Наша ёлка»)

Наша ёлка велика (круговое движение руками),

Наша ёлка высока (вставать на носочки, руки вверх).

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носки),

Достаёт до потолка (потянуться, похлопать над головой).

Будем весело плясать. Эх! Эх! Эх! Эх! (танцевальные движения локтями).

Будем песни распевать. Эх! Эх! Эх! Эх! (покружиться).

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять (пляшут, притопывая, разводя руки в стороны и ставя на пояс).

Воспитатель: Спасибо. Возвращайтесь на места. Смотрим дальше. Ребята, а кто это здесь под деревом сидит?

(Доктор Айболит).

Сейчас я расскажу вам про доктора Айболита. Да вот беда, слова-то я позабыла… Ну, ничего страшного, ведь вы мне поможете, правда, ребята?

(Правда)

Воспитатель:

Добрый доктор …(Айболит)

Он под деревом…(сидит).

Приходи к нему лечиться

И корова, и … (волчица),

И жучок, и … (червячок),

И медведица!

Всех излечит, исцелит

…. (Добрый доктор Айболит!)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, мне кажется, что Айболит какой-то грустный. Он что-то хочет мне сказать. Он говорит, что, когда летел на орлах уронил свою сумку с инструментами, и ему нечем лечить больных. Что делать?

(Собрать новую)

Правильно! Давайте соберём для Айболита новую сумку. Подходите сюда. Здесь много разных инструментов. Вы должны выбрать по одному медицинскому инструменту. (Дети выбирают).

Воспитатель: Давайте сложим их в новую сумку. Теперь в мини-музее ещё экспонат добавился. Спасибо.

(Звонит телефон).

Воспитатель: У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Бабушка Федора? Здравствуйте, что случилось? Хорошо, поняла. До свидания! Ребята, а в какой сказке у нас живет бабушка Федора?

(Федорино горе)

Правильно, Федорино горе. А расскажет нам о бабушке Федоре и ее посуде ………(ребенок).

Ребенок:

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Воспитатель: Ребята, бабушка Федора сообщила мне по телефону, что она вымыла свою посуду и просит её раскрасить, чтобы она стала яркая и красивая. Поможем?

(Да).

Вот на столах лежат тарелочки, давайте сделаем их нарядными.

(Звучит музыка. Дети раскрашивают тарелки).

Воспитатель: Давайте пока оставим посуду в мини-музее, все полюбуются ею, а потом отправим бабушке Федоре.

А что это у нас под деревом стоит?

(Сундук)

Давайте попробуем угадать, что в сундуке лежит.

• В сундуке то, что просили прислать зайчатки в сказке «Телефон». Что это? (перчатки)

• В сундуке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». Что это? (мочалка)

• В сундуке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха». Что это? (варенье)

• В сундуке то, на чём комарики ехали в сказке «Тараканище». Что это? (шарик)

Воспитатель: Все предметы вы узнали. Значит, сказки вы читали. Ребята, но у Корнея Чуковского был один любимый персонаж. Хотите узнать, кто это? Тогда послушайте внимательно мою загадку.

В речке плавает бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит….(Крокодил)

(На доске появляется слайд с крокодилом).

Воспитатель: Во многих сказках Чуковского есть крокодил, где-то добрый, где-то злой. Назовите, пожалуйста, сказки, где присутствует крокодил.

 (Бармалей, Телефон, Краденое солнце, Путаница, Мойдодыр, Тараканище).

Воспитатель: А в каких сказках крокодила нет?

(Федорино горе, Муха-Цокотуха, Чудо-дерево, Ёлка).

Воспитатель: Молодцы! Ну, что, ребята, где мы сегодня побывали?

 мини-музее Корнея Чуковского) 

Вам понравилось?

(Да).

Нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка).

 Закрывайте глаза, поворачивайтесь и повторяйте за мной: «Покрутимся, покрутимся, в детском саду очутимся…»

(Ширмой закрыть мини-музей).

Большое вам спасибо, ребята. А добрый доктор Айболит приготовил вам сладкий сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: знакомство детей с произведением К. Чуковского «Айболит и воробей».

Задачи:1. С помощью сказки развивать фантазию детей.2. Познакомить детей с  понятием «скороговорка».3. Пополнять литературный багаж сказками К. Чуковского.4. Помочь детям понять и осмыслить настр...

Интегрированное занятие по математике и развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Цель:Образовательная:- закрепить знание цифр и счет до 10 прямом и обратном порядке;- закрепить пространственные положения (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу);- закрепить названия геометрич...

Конспект занятия по развитию речи по мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского "Муха -Цокотуха".

Речевое занятие с элементами театрализации сказки " Муха- Цокатуха"...

НОД по развитию речи в старшей группе: "Составление сказки по мотивам стихотворения К.И. Чуковского "Мойдодыр" с использованием метода ТРИЗ символическая аналогия с использованием ЭОР ".

Занятие посвящено знакомству детей через творчество К.И. Чуковского,  с навыками ЗОЖ и культуре гигиены с использованием методов ТРИЗ-РТВ. Приурочено к 100 летю со дня рождения писателя в 2016 го...

Конспект по развитию речи «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского».

Конспект по развитию речи «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»....

Проект по развитию речи в старшей группе "По страницам сказок Корнея Чуковского"

Цель проекта:Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского....

Занятие по развитию речи: "Путешествие по сказкам Корнея Чуковского"

Занятие по развитию речи для средней группы....