Конспект по развитию речи «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Уткина Наталья Анатольевна

Конспект по развитию речи «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_chukovskomu_korrtablitsa.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                                     «Детский сад №26»

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе. Тема: «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского».

                                                       

 Выполнила:  воспитатель                                                                                                                                                                                        первой категории

Уткина Н.А.

                                           Г.Сатка 2019г

Образовательные задачи:

  • Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя К. Чуковского.
  • Формировать у детей интерес к игре-драматизации.
  • Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
  • Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразительность, умение анализировать и обобщать.

Развивающие задачи:

  • Развитие свободной творческой личности ребёнка через знакомство детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
  • Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, внимание и память.
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений К. Чуковского, в драматизациях (эмоциональность, выразительность исполнения).
  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
  • Способствовать воспитанию устойчивого интереса к чтению книг.

Материал и оборудование:

Костюмы героев сказок, маски, атрибуты для сценки и игр; чудо-дерево с иллюстрациями к сказкам; посылка с предметами; портрет К. Чуковского;

музыкальное сопровождение; карточки для игры «Чьи уши, чей хвост, чьи лапы».

Предварительная работа:

- Знакомство детей с биографией К. И. Чуковского;

- Чтение произведений и заучивание наизусть отрывков из сказок К. И. Чуковского;

- Драматизация сюжетов знакомых сказок.

- Игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети»;

- Игра-викторина «Из какой сказки отрывок»;

- Рисование героев из сказок.

Ход:

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительная организационная часть

10 минут

Основная часть

15 минут

- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Сейчас мы с вами пройдём в волшебные ворота и окажемся в сказке (звучит сказочная музыка). И вот мы оказались у сказочного дерева.

Как у наших у ворот чудо-дерево растёт,

Чудо-чудо расчудесное.

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А весёлые картинки, для мальчишек и девчонок.

- Ребята, посмотрите, это дерево необычное. Вместе с листиками на дереве растут и картинки. Давайте мы с вами рассмотрим и скажем, что же изображено на картинках?

- Ребята, а как вы думаете, здесь картинки (иллюстрации) к одной сказке?

- Подскажите, что это за сказки и кто их автор?

- А как вы думаете, кто автор этих сказок («Телефон», «Краденое солнце», «Муха-цокотуха») (показывает иллюстрации к сказкам)?

- Правильно, на одних картинках изображены русские народные сказки, а на других — сказки писателя Корнея Ивановича Чуковского (показывает портрет писателя).

Мы  знакомились с творчеством К. И Чуковского и знаем много его сказок, стихотворений, рассказов. Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?

В гости  дедушка Корней

Приглашает всех  детей,

Но  особенно  он  рад

Пригласить таких  ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

Ну, тогда пора  тихонько

В мир волшебных приключений

Путешествие начать.

- А в путешествие мы отправимся с героев из сказки Чуковского:

- Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

- И пришла к Айболиту лиса.

- Ребята, чтобы оса не покусала нашу лису, давайте поиграем в чистоговорки:

Чистоговорка

Са-са-са - ой-ой-ой летит оса

Су-су-су - видит кто-нибудь осу

Сы-сы-сы - мы не видели осы

Су-су-су - не боимся мы осу.

- Ребята, так из какой сказки наши герои Айболит и лиса?

- Добрый доктор Айболит, только нас не надо лечит. Наши ребята здоровые и ловкие. Ребята, давайте покажем это Айболиту.

Физминутка

Нас не надо вам лечить

Добрый доктор Айболит!

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики

Как у бедных бегемотиков.

Как орлы мы все летим

Во все стороны глядим.

Где же Африка страна

Может помощь там нужна?

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Ноги будем поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали

Сами сильными мы стали!

(Раздаётся телефонный звонок)

Воспитатель вносит посылку.

- Давайте все вместе посмотрим, что в посылках, и попробуем определить, кому же их нужно отправлять?

(Воспитатель смотрит посылку и называет содержимое)

- Здесь шоколад. Кому высылали шоколад?

- А для кого перчатки?

- Ребята, а это что? (достает калоши).

- А кому высылали калоши?

- Правильно, ребята, так из какой сказки эти герои?

- А в посылке есть ещё какие-то предметы, назовите их (воспитатель достает из посылки еще предметы, дети называют их.

- Правильно. Как вы думаете, для чего или кого эти предметы?

- Из какой сказки герой грязнуля?

- А если к нам в гости придет грязнуля, что мы ему скажем, что посоветуем?

(Раздаётся телефонный звонок)

(Вбегает Бармалей (переодетый ребёнок))

- Бармалей, чтобы тебе не было скучно давай поиграем! Ребята, давайте развеселим Бармалея и поиграем с ним.

- Игра называется «Скажи наоборот». Я называю вам слово, а вы называете противоположное. Попробуем?!

Игра «Противоположности»

Умный – глупый,

Злой – добрый,

Здоровый – больной,

Горячий - холодный и т.д.

- Ну что, Бармалей, понравилось тебе с нами играть?

- Давайте станцуем с Бармалеем.

(Раздаётся тревожная мелодия)

- Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый Таракан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

(Входит Тараканище)

- Ребята, нам нужно самим найти всех зверей, чтобы защитить их от злого таракана. Давайте их поищем?

Игра «Назови, чьи это уши, чьи лапы, чей хвост?

- Посмотрите, кто здесь спрятался? (показывает картинки).

- значит уши чьи? – Заячьи.

- Молодцы, вот и нашли мы всех зверей, справились с заданием. Но посмотрите, кто же это еще?

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.

Взял и клюнул Таракана.

Воробей: Чик-чирик, чик-чирик,

Вот и нету великана,

Поделом великану досталося,

И усов от него не осталося.

- Так а сейчас какую сказку мы свами оживили?

(появляется Лиса, всматривается в даль)

(Входит Федорушка, плачет)

- Ребята, а вы узнали эту сказочную героиню сказки, кто она? Из какой сказки?

- Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

- Может у кого-то есть для тебя совет? Что скажете, ребята?

(Федора берет в руки метлу и начинает наводить чистоту)

- А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает.
Он Федорушку прощает,

Сладким чаем угощает.

(Федора кланяется, садится)

- Посмотрите ребята, какой тут у нас самовар! Должно быть, еще одну сказку нужно нам «оживить»? Давайте вспомним, в какой сказке еще мы встречаем самовар?

- Муха, муха-цокотуха позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

-  Узнали лесные букашки о празднике – день рождения мухи, и полетели к ней поздравлять с этим прекрасным днём.

(появляется пчелка под русскую народную песню пчёлки)

- Спасибо вам за приглашение, но пора возвращаться, будем там мы угощаться, сказки добрые читать и героев вспоминать.

                                                                 

- На картинках изображены сюжеты сказок. Дети рассматривают картинки.

- Нет. Дети рассматривают иллюстрации и называют сказки.

- «Колобок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка»? Это русские народные сказки и автор их  — русский народ.

- К. И. Чуковский.

- Да. 

Выходит ребёнок

Айболит: Приходи ко мне лечится,

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица,

Всех излечит исцелит.

Я добрый доктор Айболит.

Лиса: ой-ой-ой, меня укусила оса.

Вы скорей мне помогите и осу вы прогоните.

Дети повторяют чистоговорки за воспитателем

- «Айболит». 

Айболит:  Лишь меня друзья назвали

Тут как тут я в этом зале.

Что и где у вас болит?

Вам поможет Айболит!

Дети выполняют движения по тексту 

Айболит: У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Какие посылки, кому высылали? Ничего не пойму!

- Давайте.

- Слону

- У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

- А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки?

- Калоши.

- А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

— Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

— Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

— Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждём не дождёмся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!

- «Телефон».

- Мыло, мочалка, зубная щётка, расчёска.

- Для того, чтобы быть чистым. Они нужны, чтобы привести в порядок грязнулю.

- «Мойдодыр»

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А не чистым трубачистам стыд и срам, стыд и срам.

Ты иди лицо своё умой, чистою водицей ключевой.

Ты, дружок, меня послушай,

Очень важно не забыть:

Прежде чем садишься кушать

Руки с мылом нужно мыть.

Айболит: 

У меня опять зазвонил телефон. Кто говорит? Бармалей?

(обращается к детям)

Маленькие дети ни за что на свете

Не ходите в Африку, в Африку гулять.

Бармалей:

Я кровожадный,

Я беспощадный,

Я злой разбойник Бармалей!

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада,

А только маленьких

Да очень маленьких детей!

(Бармалей связывает двух детей)

Айболит: Ну, пожалуйста, мой милый Бармалей,

Отпусти ты этих маленьких детей.

Бармалей: Как же я их отпущу?! Мне опять будет скучно.

- Давайте.

Бармалей: Очень понравилось. Так, а вы догадались, из какой сказки я к вам пришел?

- «Бармалей».

Бармалей: Правильно, спасибо вам, ребята.

Буду, буду я добрей, да добрей!

Напеку я для детей, для детей,

Пирогов и кренделей, кренделей!

Дети приглашают Бармалея с нами танцевать

Дети танцуют под песню «Ехали медведи»

Тараканище:

Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую.

Вот и стал я победитель, всех лесов и полей.

А ну-ка звери, принесите  ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!

Дети отвечают.

- Это уши зайца.

- Это рога оленя, значит рога чьи? – Оленьи.

- Это хвост лисы, значит хвост чей? – Лисий.

Это лапа медведя, значит лапа чья? – Медвежья. -

- «Тараканище». 

Лиса:  Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

Федора: Ой, бедная я, бедная!!!

- Это бабушка Федора из сказки «Федорино горе».

Федора: Ох, ребята, я сейчас вам все расскажу. Вот послушайте:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне, горе!

Что же мне делать?

- Ты почисти все песочком,

Окати все кипяточком,

И посуда вся опять,

Будет солнышком, сиять,

А поганых тараканов ты повыведи,

Прусаков и пауков ты повымети!

- «Муха-цокотуха».

Муха: Что же мне купить?

А пойду я на базар, да куплю я самовар.

Потому что день рождения буду нынче я справлять.

Всех букашек таракашек сладким чаем угощать

(накрывает стол)

Ах какой, ах какой, он красивый расписной.

Не стесняйтесь, прилетайте, жду вас в гости ровно в час.

Приходите, приползайте, если крыльев нет у вас.

Пых-пых-пых закипает самовар.

Пых-пых-пых из трубы пускает пар.

Пчела: Я соседка – пчела, тебе мёду принесла,

Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.

Муха: Спасибо, прошу за стол.

(Выбегает блошка)

Блошка: Ты прими от блошки, эти красные сапожки.

Будешь часто надевать, будешь лихо танцевать.

И задорный каблучок отбивает чок-чок-чок.

Ох, сапожки хороши, так и просят попляши.

Муха: Спасибо, спасибо, сапожки на диво.

Прошу за стол садиться, сладким чаем угоститься.

Заключительная часть

3-5 минут

(звучит музыка, путешествие заканчивается)

- Ребята, наше сказочное путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

   - Да!

Мы Корнея почитали

Умными такими стали

Нет на свете ничего

Лучше сказочек его.

Мы ребята золотые

Все талантливы такие.

Вот немного подрастем

Как Корней писать начнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи "Путешествие по сказкам"

Цели:  Закрепление и обобщение знаний по сказкам;Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя;Развивать монологическую речь детей через пересказ сказки с помощью мнемосхем;Вос...

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие по сказкам К. Чуковского"

Цель НОД выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского....

Занятие по развитию речи: "Путешествие по сказкам Корнея Чуковского"

Занятие по развитию речи для средней группы....

Конспект по развитию речи «Путешествие в сказку А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке »

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы. Закрепление знаний детей о творчестве А.С. Пушкина....