доклад: Тема: «Использование элементов народной культуры на занятиях с детьми с нарушением речи»
консультация по развитию речи
Цель: Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с использованием русского народного фольклора для развития у детей связной речи, пополнения словарного запаса, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
2. Определить влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование элементов народной культуры на занятиях с детьми с нарушением речи»
Цель: Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с использованием русского народного фольклора для развития у детей связной речи, пополнения словарного запаса, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
2. Определить влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
Известно, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к коррекции их развития.
Наряду со специальными играми и упражнениями малые фольклорные формы рассматриваются как равнозначное средство в ряду других средств при коррекции речи.
Произведения малых фольклорных форм (песенки, потешки, считалки, скороговорки, пословицы, загадки) являются источником богатейшего речевого материала, который отвечает всем требованиям литературного языка:
1. Речевой материал потешек, песенок, пословиц понятен детям. Он краток и прост, написан четко и звучно. Он разнообразен и интересен, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием.
2. Произведения фольклора построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения. А это способствует тренировке звукопроизношения.
Толку, толку, муку, муку,
Горох и мак и просто так.
3. Большое количество эпитетов, их многократное повторение помогает одновременно усваивать их смысловое значение и правила согласования слов.
Белая берёза,
Красная роза,
Ландыш душистый,
Одуванчик пушистый….
4. Разнообразность сочетания звуков, образность языка способствуют
формированию фонематического слуха.
Носик – хвостик,
Ухо – сухо,
Маленька – аленька,
Оса – глаза и т. д.
5. Обилие ласкательно – уменьшительных суффиксов, развивает фонематический строй, способствует словообразованию.
Вари кашу жиденькую,
Вари мяконькую,
Да малошненькую.
6. Знакомство со старыми русскими словами, наличие синонимов, антонимов, встреча с разнообразной глагольной лексикой – ещё один путь для обогащения словарного запаса детей.
7. Неповторимая яркость фольклорного языка прекрасно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка и является основным средством преодоления нарушений просодической стороны речи (темпа, ритма, правильной постановки ударений, умения владеть силой и высотой голоса, умение вести диалог).
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи, обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Разнообразны и цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме.
Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. При отгадывании загадки перед детьми ставится конкретная цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Это способствует развитию речи-доказательства. Для активизации речи детей рекомендуется использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок, с целью описания предмета для закрепления знаний о характерных признаках предметов. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов. При работе со слабыми детьми я использую графические схемы, что значительно упрощает данное задание.
Загадки можно включить в организационный момент НОД. В процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Можно использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета.
Я всегда имею в запасе несколько загадок об одном предмете, свойстве, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.
Народные песенки, потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который так же можно использовать на занятиях по развитию речи детей.
Например:
1.Для развитие фонематического слуха, так как используются звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
2. Для формирование грамматического строя речи:
1. образование однокоренных слов, например потешка про «заиньку» (однокоренные слова « зайка – заинька, серенький – серый»).
Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
2.усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа
Волк-волчок,
Шерстяной бочок.
Через ельник бежал,
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом -
Ночевал под кустом.
Мы не только знакомим детей с речевым материалом, но и предлагаем рассказать о том, как было.
3. Для развитие звукопроизношения:
Например: автоматизация звука «ш»
На реке камыши,
Расплясались там ерши.
Круг – постарше,
Круг помладше,
Круг – совсем малыши.
Дифференциация звуков:
Например: «к» - «г»
Гоп-гоп-гоп
Конь пошел в голоп!
Напою коня лихого,
Сам прибью коню подковы.
Гоп-гоп-гоп,
Конь пошел в голоп.
4. Для формирование слоговой структуры слова
Сюда входят тексты с многосложными словами.
Ух ты, зимушка-зима,
Зима вьюжная была.
Всё крутила,всё мела,
Примораживала
Для развития речи я учу детей произносить слова, договаривая их до конца, выделять голосом некоторые слова в тексе, изучаемые звуки.
Ряд потешек можно использовать в работе как тексты для пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж рук, воздействуя на биологически активные точки, расположенные на кистях рук.
-Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак)
-С этим братцем – в лес ходил (показать указательный палец)
-С этим братцем - щи варил (показать средний палец)
-С этим братцем - кашу ел (показать безымянный палец)
-С этим братцем - песни пел! (показать мизинец)
Для проведения динамических пауз
Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.
- Ладушки – ладушки, Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки, Хлопаем немножко?
-Да!
Хлопают левой ладошкой о правую, потом наоборот
- Много ли работали?
- Да!
- Кашу варили,
- Да! имитируют помешивание
- Домик смастерили,
Кулачки сложили, Кулачками били
- Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук.
- Вот какой большой,
с крышей и трубой.
Поднимают руки вверх
и т.д.
В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму
Потешкой можно воспользоваться и для поведения артикуляционной гимнастики, которая является неотъемлемой частью НОД по развитию речи. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
Котя, котенька коток.
Котик, серенький бочок.
Пошёл котик на базар.
Покупать самовар.
А дорога длинная.
Тяжело идти и решил он на лошадке поскакать…а в городе ярмарка была и весёлые качели-карусели (язычок вверх-вниз), но вот котик проголодался, решил блины поесть, чай попил с вкусным вареньем….Купил самовар и гармошку, стал играть…
( ребёнку показываются упражнения «Лошадка», «Качели», «Блинчик», «Гармошка»).
Для выработки плавного дыхания, сильной воздушной струи так же можно использовать потешки .
Дождик, дождик, не дожди
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дома дедушке седому.
Подуйте ребята, прогоните тучку.
Во время занятий с детьми, на ровне с другими формами фольклора, рекомендуется использовать пословицы и поговорки, тем самым побуждая своих воспитанников ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивать умение творчески использовать слово.
В логопедической работе пословицу можно использовать для развития словообразования и словоизменения:
1. Усвоение имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
- Зимой бы съел грибок, да снежок глубок.
2.Усвоение относительных прилагательных
- Смелому – медовые пышки, трусу – еловые шишки.
3.Усвоение притяжательных прилагательных
- Петушиным гребнем головы не причешешь.
Для усвоения слов с противоположным значение – антонимов:
Радость молодит, а горе старит.
4. Согласование существительных с числительными.
Два сапога –пара. Двух зайцев гонять - ни одного не поймать.
А так же для развития связной речи у детей.
Пословицы можно подобрать к любой ситуации, что способствует расширению как пассивного, так и активного словаря детей.
Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде камушки"), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации, суть же пословицы остается для ребенка закрытой. Для решения этой проблемы можно сделать альбом – передвижку, в котором записывать пословицы и поговорки и делать иллюстрации к ним. В результате каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, рассмотреть уже имеющиеся рисунки к пословицам и с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку.
Следующая форма малого фольклора-скороговорка. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.
Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.
Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания, что приводит к совершенствованию голосового аппарата. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, что помогает исправить трудности в произношении определенных звуков, что способствует развитию правильной речи. Их активно применяют для закрепления правильного произношения звуков в работе с детьми, имеющими медленный темп речи, так как они учат четко, быстро и правильно говорить.
Скороговорки можно использовать на НОД по развитию речи, так как они способствуют дифференциации и автоматизации звуков речи.
При разучивании скороговорок необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки.
Рассмотрим методику разучивания скороговорки
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
• Прохлопать ритм скороговорки.
• Произнести скороговорку хором, индивидуально.
• Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.
• Произнести звуки [п], [б] , четко артикулируя.
• В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?
•Проговорить скороговорку беззвучно, но с артикуляцией.
•Произносить шепотом.
• Произнести скороговорку тихо, громко.
• Произнести скороговорку грустно, весело.
• Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка».
• Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.
•Проговарить скороговорку сперва медленно, затем все быстрее.
Важно следить, чтобы звуки произносились четко и правильно.
Основная трудность при использовании данного опыта состоит в необходимости отбора речевого материала. К каждой лексической теме требуется подготовить загадки, приметы, потешку, скороговорку, пословицу.
Для удобства по использованию материала данной темы я сделала картотеку загадок, пословиц и поговорок по лексическим темам, а также подбор пословиц, скороговорок по звукам.
Таким образом, разные виды устного народного творчества являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и важным средством развития речи ребенка. С помощью различных форм устного народного творчества в коррекционной деятельности можно решать задачи по развитию речи.
Я считаю, что ценность устного народного творчества для речевого развития обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"
Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....
«Использование инновационных логопедических технологий на занятиях с детьми с нарушениями речи»
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании на...
Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....
Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».
Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано ...
Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."
Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."...
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....