Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».
проект по логопедии (старшая группа)

Павлюкевич Аяжан Ермукановна

Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель: дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение всего коррекционного процесса речевого развития. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veterok_veterok.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект учителя – логопеда

Тема: «Веселый ветерок»

Автор: Павлюкевич А.Е., учитель-логопед  МДОУ «Детский сад №195», корпус 2

«Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».

Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель: дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение всего коррекционного процесса речевого развития. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

 Тип проекта – игровой

По числу участников – подгрупповой

По времени продолжения – долгосрочный

По характеру контактов – в контакте с семьей

Участники проекта –

1. Дети старшей группы, посещающие логопункт

2.Специалист: учитель-логопед

3. Родители.

Место реализации – МДОУ «Детский сад №195», корпус 2

Цель проекта: создать условия для формирования у детей умения управлять органами дыхания и артикуляционным аппаратом и привлечение родителей к занятиям в домашних условиях.

Задачи проекта:

Образовательные: Познакомить с органами дыхательного аппарата, правильностью и точностью выполнения дыхательных упражнений и артикуляционных. Учить и закреплять умения в выполнении дыхательной гимнастики. Познакомить с игровыми приемами развития дыхательного аппарата.

Развивающие: Развить старательность и точность при выполнении упражнений. Развить сильный, плавный, направленный выдох без участия речи.

Воспитательные: Воспитывать интерес к достижению результатов.

Ожидаемый результат: Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Итогом проекта будет являться: Появиться устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

 Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1 этап Организационный

1.

Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания

декабрь

2.

Составление перспективного плана работы над дыханием.

декабрь

3.

Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания

декабрь

2 этап Практический

Работа с детьми:

1.

Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

декабрь

2.

Выработка глубокого вдоха

январь

3.

Формирование физиологического дыхания, развитие его силы

декабрь

4.

Развитие силы голоса и речевого дыхания

январь

5.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков

февраль, март

6.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

апрель, май

Работа с родителями:

1.

Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей»

февраль

2.

Индивидуальные консультации  для родителей

В течение года

3.

Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания»

февраль

 Работа с педагогами группы

1.

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»

февраль

2.

Оформление памятки   для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей»

март

3 этап Итоговый

1.

Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках

март, май

2.

Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, силы голоса и ритма речи

апрель

План реализации проекта:

Месяц

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

декабрь

 

 «Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя гирлянда»

январь

 

«Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль

«Подуй на вертушку»

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

«Вьюга»

март

«Подуй на чай»

«Эхо»

«Чья птичка дальше улетит»

апрель

«Насос»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

май

 «Забей мяч в ворота»

«Чья птичка дальше улетит»

Работа с детьми: Выработка длительного плавного выдоха, Дифференциация ротового и носового выдоха Выработка глубокого вдоха Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Работа с родителями: видео-задание для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» Индивидуальные консультации для родителей Игры и упражнения на развитие речевого дыхания: «Фокусник», «Змейка» по видео обращению в программе WhatsApp. Логопед предлагает ребенку подуть на нос, положив на него кусочек салфетки, язычок поставить в артикуляционное положение «чашечка» и сдуть салфетку с носа. Логопед предлагает отрезать полоску салфетки, прикрепить на кончик языка, артикуляционное положение «Змейка» (Рот открыт. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.) и выдыхать чтобы полоска салфетки колыхалась, как у змейки.


Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки. В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:

  1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.

3. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

МДОУ «Детский сад № 195», корпус 2

Ленинского района города Саратова

Проект «Веселый ветерок »

«Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».

C:\Users\user\Desktop\p64_i-1-.jpg

   

Автор: учитель- логопед

Павлюкевич Аяжан Ермукановна

г. Саратов, 2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Перспективное планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке приведены примерные темы для совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи....

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

доклад: Тема: «Использование элементов народной культуры на занятиях с детьми с нарушением речи»

Цель: Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи.Задачи:1. Познакомить  педагогов с использованием русского народного фолькло...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....