Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».
проект по логопедии (старшая группа)
Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель: дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение всего коррекционного процесса речевого развития. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veterok_veterok.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект учителя – логопеда
Тема: «Веселый ветерок»
Автор: Павлюкевич А.Е., учитель-логопед МДОУ «Детский сад №195», корпус 2
«Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».
Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель: дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение всего коррекционного процесса речевого развития. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой
По числу участников – подгрупповой
По времени продолжения – долгосрочный
По характеру контактов – в контакте с семьей
Участники проекта –
1. Дети старшей группы, посещающие логопункт
2.Специалист: учитель-логопед
3. Родители.
Место реализации – МДОУ «Детский сад №195», корпус 2
Цель проекта: создать условия для формирования у детей умения управлять органами дыхания и артикуляционным аппаратом и привлечение родителей к занятиям в домашних условиях.
Задачи проекта:
Образовательные: Познакомить с органами дыхательного аппарата, правильностью и точностью выполнения дыхательных упражнений и артикуляционных. Учить и закреплять умения в выполнении дыхательной гимнастики. Познакомить с игровыми приемами развития дыхательного аппарата.
Развивающие: Развить старательность и точность при выполнении упражнений. Развить сильный, плавный, направленный выдох без участия речи.
Воспитательные: Воспитывать интерес к достижению результатов.
Ожидаемый результат: Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Итогом проекта будет являться: Появиться устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 этап Организационный | ||
1. | Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания | декабрь |
2. | Составление перспективного плана работы над дыханием. | декабрь |
3. | Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания | декабрь |
2 этап Практический | ||
Работа с детьми: | ||
1. | Выработка длительного плавного выдоха, Дифференциация ротового и носового выдоха | декабрь |
2. | Выработка глубокого вдоха | январь |
3. | Формирование физиологического дыхания, развитие его силы | декабрь |
4. | Развитие силы голоса и речевого дыхания | январь |
5. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков | февраль, март |
6. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений | апрель, май |
Работа с родителями: | ||
1. | Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» | февраль |
2. | Индивидуальные консультации для родителей | В течение года |
3. | Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» | февраль |
Работа с педагогами группы | ||
1. | Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» | февраль |
2. | Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» | март |
3 этап Итоговый | ||
1. | Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках | март, май |
2. | Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, силы голоса и ритма речи | апрель |
План реализации проекта:
Месяц | Игры и упражнения на развитие речевого дыхания |
декабрь
| «Подуем на пушинку» «Прокатаем брёвнышки» «Новогодняя гирлянда» |
январь
| «Подуй на снежинку» «Погреем ручки» |
февраль | «Подуй на вертушку» «Заморозим пальчик» «Снег идёт!» «Вьюга» |
март | «Подуй на чай» «Эхо» «Чья птичка дальше улетит» |
апрель | «Насос» «Змейка» «Подуй на картинки и назови что нарисовано» |
май | «Забей мяч в ворота» «Чья птичка дальше улетит» |
Работа с детьми: Выработка длительного плавного выдоха, Дифференциация ротового и носового выдоха Выработка глубокого вдоха Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Работа с родителями: видео-задание для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» Индивидуальные консультации для родителей Игры и упражнения на развитие речевого дыхания: «Фокусник», «Змейка» по видео обращению в программе WhatsApp. Логопед предлагает ребенку подуть на нос, положив на него кусочек салфетки, язычок поставить в артикуляционное положение «чашечка» и сдуть салфетку с носа. Логопед предлагает отрезать полоску салфетки, прикрепить на кончик языка, артикуляционное положение «Змейка» (Рот открыт. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.) и выдыхать чтобы полоска салфетки колыхалась, как у змейки.
Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки. В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Литература:
- Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
3. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
МДОУ «Детский сад № 195», корпус 2
Ленинского района города Саратова
Проект «Веселый ветерок »
«Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».
Автор: учитель- логопед
Павлюкевич Аяжан Ермукановна
г. Саратов, 2020г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....
Перспективное планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной методической разработке приведены примерные темы для совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи....
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт...
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...
доклад: Тема: «Использование элементов народной культуры на занятиях с детьми с нарушением речи»
Цель: Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи.Задачи:1. Познакомить педагогов с использованием русского народного фолькло...
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»
Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....