Проект "Я читаю наизусть"
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Крепыш»
Педагогический проект «Я читаю наизусть»
Разработали:
Телезуева Ю.А.
Булатова Ю.В.
2021-2022г.
Педагогический проект « Я читаю наизусть» в средней группе
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.
«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже 4 года. Это проблема и ее необходимо решать.
Так возникла идея проекта «Я читаю наизусть »
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.
Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов.
В 4 года дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скопление людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания гораздо увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом.
Объект проекта: Дети средней группы «Пчелки»
Предмет проекта: Умственное развитие
Цель проекта: содействовать развитию произвольной памяти у детей четырех лет, на основе заучивания стихотворений
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать интерес к художественной литературе
- учить детей различным видам запоминания
- знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей
- учить детей имитировать характерные действия персонажей, побуждать
обыгрывать действия героев
- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть
Развивающие:
- развивать их творческие способности
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь
- развивать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,
-воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Ожидаемые результаты:
- повышен уровень произвольной памяти, внимания детей, развития речи.
- владеют различными видами запоминания стихов.
- повышен уровень знаний о детской художественной литературе, расширен кругозор.
- повышен интерес к заучиванию стихов наизусть.
- развито умение выразительно читать стихи наизусть, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
- преодоление робости, застенчивости перед зрителями.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
-определение целей, задач проекта.
- подбор необходимой литературы по теме.
- подбор дидактического и методического оснащения проекта
- информирование родителей о реализации проекта.
- разработка плана проекта.
Основной:
-заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
-цикл мероприятий по реализации проекта
-конкурсы, викторины, инсценировки, чтение по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов.
-мероприятия с родителями, паки для родителей по реализации проекта
Обобщающий (заключительный):
Сравнительный анализ.
-рефлексия создателей проекта
-отчет о реализации проекта
-сбор полученного материала по проекту, монтаж
- выдача благодарностей
- литературный вечер
«Я читаю наизусть»
Сентябрь: | |
Совместная деятельность | 1 Беседа «Любимые игрушки» 2 Повторение стихотворений А. Барто «Игрушки» 3 Заучивание стихотворения «Много игрушек в нашем саду» с использованием мнемотаблицы 4 Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень» Дидактические игры «Что есть в нашей группе», «Что лишнее?» «Стихотворные минутки» - каждый день Речевые упражнения «Придумай рифму» Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Продуктивная деятельность «Нарисуй любимую игрушку» Отгадывание загадок «про игрушки» Диагностика детей на начало работы по проекту |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание альбомов «Игрушки», иллюстраций к стихам |
Развивающая среда | Картотека стихотворений, мнемотаблиц |
Работа с родителями | Анкетирование родителей |
Октябрь | |
Совместная деятельность | 1 Беседа «Золотая осень» Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы 2«Осень наступила» А. Плещеев, 3«Осень золотая» А. Яранова 4 Продуктивная деятельность «Как мы набрали полную корзину грибов» (Аппликация) Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Ягоды – грибы» «Стихотворные минутки» - каждый день Речевые упражнения «Придумай рифму» Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение» Викторина «Дарит осень чудеса» |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц Инсценировка стихов Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям |
Развивающая среда | Картотека стихотворений, мнемотаблиц Выставка книг, рисунков детей Просмотр презентаций, мультфильмов |
Работа с родителями | Картотека для родителей «Стихи для заучивания» Наглядная информация «Заучивание стихотворений с использованием приема мнемотехники» Информирование родителей через инфозону. |
Ноябрь | |
Совместная деятельность Самостоятельная деятельность детей | 1 Беседа «Скоро к нам зима придет» 2 Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы «Первый снег» Я. Аким, 3 «Берегите маму» А. Раннева 4 Продуктивная деятельность «Подарок ко дню матери» Дидактическая игра «Найди отличия» Пальчиковая игра «Паучек» «Стихотворные минутки» - каждый день Речевые упражнения «Придумай рифму» Отгадывание загадок о явлениях природы
Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц Инсценировка стихов Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
Развивающая среда | Картотека стихотворений, мнемотаблиц Выставка книг, рисунков детей Просмотр презентаций, мультфильмов |
Работа с родителями | Памятка для родителей «А читаю наизусть» |
Декабрь | |
Совместная деятельность | 1 Беседа «Как животные готовятся к зиме?», 2 Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы «Почему медведь спит зимой?» В. Орлов, 3 Беседа «Скоро праздник Новый год» 4 «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова заучивание Продуктивная деятельность «Кто в каком домике живет?» (рисование) Пальчиковые игры «Есть в лесу огромный дом», «Апельсин» Дидактическая игра «Кто где живет?» «Стихотворные минутки» - каждый день Речевые упражнения «Придумай рифму» |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц Инсценировка стихов Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям |
Развивающая среда | Картотека стихотворений, мнемотаблиц Выставка книг, рисунков детей Просмотр презентаций, мультфильмов |
Работа с родителями | Выставка схем, мнемотаблиц, выполненных детьми совместно с родителями Буклет «Использование мнемотехники в работе с детьми при заучивании стихотворений» Информирование родителей через инфозону. |
Январь | |
Совместная деятельность | «стихотворные минутки» - каждый день Дидактическая игра «чудесный мешочек» 1 Познакомить детей с творчеством К. Чуковского 2 Заучивание отрывков из литературных произведений: «Айболит» 3 «Тараканище» 4 Раскраски на тему «Герои произведений К. И. Чуковского» Рассматривание иллюстраций Рассматривание выставки предметов |
Самостоятельная деятельность детей | Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям инсценировка стихов |
Развивающая среда | Выставка предметов из стихов Чуковского Просмотр презентаций, мультфильмов Выставка книг, рисунков детей |
Работа с родителями | Памятка для родителей «А я знаю наизусть» |
Февраль | |
Совместная деятельность | «стихотворные минутки» - каждый день «стихотворный коллаж» - творческая работа Продолжать знакомить детей с творчеством К. Чуковского 1 Заучивание отрывков из литературных произведений: «Телефон» 2 «Мойдодыр» 3 Выставка рисунка «Мойдодыр» 4 Игра - инсценировка по сказкам К.Чуковского Рассматривание иллюстраций Рассматривание выставки предметов |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций Рассматривание выставки предметов Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям |
Развивающая среда | Выставка предметов из стихов Чуковского Просмотр презентаций, мультфильмов Выставка книг, рисунков детей |
Работа с родителями Март | Информирование родителей через инфозону. |
Совместная деятельность | «стихотворные минутки» - каждый день 1 Познакомить детей с творчеством Маршака 2 Познакомить с литературными произведениями: «Кораблик» (заучивание) 3 Сказка о глупом мышонке (заучивание, инсценировка детям младшей группы) 4 Творческая работа «Кораблик», « лепим из пластилина |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций Рассматривание выставки предметов Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям |
Развивающая среда | Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг Инсценировка стихов Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям |
Работа с родителями | Памятка для родителей «А я знаю наизусть» |
Апрель | |
Совместная деятельность | «стихотворные минутки» - каждый день 1 Заучивание наизусть стихотворения Э. Мошковская «Не буду бояться!» 2 Творческая работа «Ежик» 3 Хороводная игра «Мы на луг ходили» 4 Творческая работа «Заинька» Способствовать заучиванию наизусть Закреплять выученный материал Пальчиковые игры «Паучок», «Апельсин» |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг и предметов Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям |
Развивающая среда
| Выставка книг Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов Просмотр мультфильма «Крошка Енот» |
Работа с родителями | Памятка для родителей |
Май | |
Совместная деятельность | Закрепление выученного материала 1 Заучивание наизусть стихотворения «Одуванчик» Е. Серова 2 Творческая работа, выставка рисунка «Одуванчики, солнечные зайчики» 3 Заучивание наизусть стихотворения «Митя сам» Э. Мошковская 4 Литературный вечер «Я читаю наизусть» Благодарности Диагностика детей на конец работы по проекту |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг и предметов Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям |
Развивающая среда | Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг Презентация проекта |
Работа с родителями | Информирование родителей через инфозону Отзывы родителей |
Критерии оценки по диагностике
- 0 баллов - ребенок отказывается от организованной деятельности или не может справиться с ней даже с помощью педагога.
- 1 балл - компоненты недостаточно выражены, требуется пошаговый контроль и помощь педагога.
- 2 балла - отдельные компоненты не развиты, требуется небольшая помощь и совет воспитателя.
- 3 балла - соответствует возрасту, выполняет задания самостоятельно.
- 4 балла - высокий, с заданием справляется легко, готов к выполнению более сложных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Читай город» с детьми 3-4 лет
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 18.08. по 22.08.2014г.)Проблема: «Какие мы знаем сказки?»Цель проекта: создание условий для развития устойчивого интереса к художественной литературе.Задачи...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА "ЧИТАЕМ СКАЗКИ К. ЧУКОВСКОГО"
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ К. ЧУКОВСКОГО....
Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».
Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе». ГБОУ СОШ №1 детский сад «Умка» г. Нефтегорска...
Презентация «Несплошной текст: читаем больше, чем написано». Проект "Читаем упаковку"
Презентация исследовательского проекта....
Проект «Я читаю наизусть»
Проект «Я читаю наизусть»...
Творческий проект «Читайте Пушкина, друзья» для детей подготовительной группы Автор проекта Педагог: Гишварова Анжела Сергеевна
Творческий проект«Читайте Пушкина, друзья»для детей подготовительной группыВид проекта: творческий, познавательныйТип проекта: групповойПродолжительность: краткосрочныйСроки работы: 2 неде...
Проект "Читать не вредно- вредно не читать"
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение ребенка к книге изменилось, интерес к чтению стал падать...