Проект "Читать не вредно- вредно не читать"
проект (подготовительная группа)

Благова Оксана Алексеевна

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению.  К  сожалению, в наш век информатизации отношение ребенка к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным  многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitat_ne_vredno_vredno_ne_chitat.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 39 хутора Бараниковского муниципального образования

Славянский район

Методическая разработка

(проект)

по теме:

«Читать не вредно, вредно не читать»

воспитателя логопедической группы МБДОУ д/с № 39

Благовой Оксаны Алексеевны

х. Бараниковский

2024 год

Тема проекта: «Читать не вредно, вредно не читать»

Цель: развитие интереса к художественной литературе, формирование литературного вкуса, воспитание будущего читателя.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы: рассказами, стихами; произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками); с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

2. Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

3.Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества).

4. Сформировать положительный образ «я».

5. Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Актуальность:

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению.  К  сожалению, в наш век информатизации отношение ребенка к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным  многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать. К сожалению, у многих родителей сегодня слишком мало свободного времени, чтобы читать с детьми книги даже перед сном. Конечно, все это имеет место, современный мир диктует свои правила, но важность чтения не стоит упускать из вида. Ребенок получает из книг информацию, удерживает в голове образы героев, анализирует сюжет, благодаря чему прочитанное запоминается легче. Идет поэтапное развитие аналитического мышления, воображения и памяти. Потому многие известные специалисты в области детского развития рекомендуют даже беременным женщинам читать вслух. Проведенные исследования показали, что  новорожденные, которые слушали сказки еще в утробе, развиваются быстрее и начинают говорить раньше. Еще одно  важное преимущество чтения – нравственное воспитание  и развитие морали. Яркие эмоции, переживаемые ребенком во время представления событий из сказок, играют такую же роль, как родительское воспитание, но воспринимаются легче. Вот почему дети часто перечитывают понравившиеся произведения. Кроме того, чтение укрепляет связь между родителем и ребенком благодаря регулярному совместному времяпрепровождению. Обогащается словарный запас ребенка, благодаря тому, что в книгах попадается много слов, которые не употребляются в повседневной речи. С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Когда ребенок слушает сказку или читает сам, возрастает концентрация внимания, он учится слушать другого, а также вникать в суть прочитанного. Книги помогают обучаться! Намного легче усваивать информацию, когда она подается в веселой увлекательной форме. Чтение помогает справляться со страхами. Читая, дети представляют себе, что происходит с героями и зачастую отождествляют себя с ними, совместно преодолевая трудности и страхи. И конечно, дети, которые регулярно читают, постоянно узнают что-то новое.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами  и помогать при анализе произведения. Благодаря этому у ребенка возникнет стремление к постоянному общению с книгой. Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Вид проекта: среднесрочный (сентябрь 2022 г. – декабрь 2023г.)

Тип проекта: социально-значимый.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Предполагаемый результат:

1. Повышение интереса детей к чтению детских книг, систематизация знаний детей о значении книги в жизни человека; формирование бережного отношения к книге.

2. Создание предпосылок для реализации творческих способностей, самовыражения воспитанников.

3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросе возрождения традиций семейного чтения.

Методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные: чтение художественных произведений, беседы по прочитанному, заучивание наизусть, пересказ произведений, выразительное чтение.

Практические: игры – драматизации, дидактические игры, элементы инсценирования, изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации), театрализованная деятельность.

Наглядные: показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр видеороликов, фильмов, оформление выставок, использование разных видов театра.

Формы работы:

Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).

Культурно – досуговая деятельность: литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДК; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).

Сотрудничество с родителями.

Формы работы: родительские собрания, индивидуальные консультации, семинары – практикумы, папки – передвижки, фотопрезентации. Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда группы, в оформлении выставок, макетов.

Этапы и содержание проекта

Реализация проекта проходила в  три этапа.

I.Подготовительный (организационный) этап:

Предварительна я работа:

            1.Изучение научно-методической литературы по теме проекта.

            2. Опрос детей и родителей.

            3. Подбор дидактического и методического материала.

4. Создание предметно-развивающей среды.        

II. Основной этап:

План  реализации проекта:

  1. Работа в совместной деятельности педагога и детей.

В групповом помещении созданы условия как для самостоятельного ознакомления детей с книгой,  так и для совместного знакомства, рассматривания  новых книг. С этой целью в группе постоянно обновляется, пополняется книжный уголок «Мир книги». В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Приобщение детского коллектива к книге и литературному чтению охватывало все направления воспитательно-образовательной деятельности.

1.Реализация проекта через непосредственно-образовательную деятельность:

Познание: «Книги и библиотеки», «Как рождаются книжки».

Конструирование «Герои любимых книг».

Лепка: «Бабушкины сказки», «Лягушонка в коробчонке».

Аппликация «Избушка на курьих ножках».

2. Рассматривание разных книг разных видов и жанров.

3. Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».

4. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

5. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».

6. Продуктивная деятельность: ручной труд «Книжкина больница».

7. Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок).

8. Изготовление книжек-малышек для малышей.

9.Создание в группе семейной библиотеки «Книги родом из детства» с участием родителей и старших членов семьи.

10. Экскурсии в библиотеку сельского дома культуры.

11. Театрализованное представление «Сказки любимого писателя».

12. Викторина «Эти удивительные сказки», «Викторина по произведениям К.И.Чуковского».

13. Конкурс «Путаница».

14. Литератугный досуг «Любимые стихи С.Я.Маршака».

2. С родителями воспитанников – с помощью проведения консультаций, конкурсов, бесед, акций.

Мероприятия:

  1. Консультации «Как приучить ребенка к чтению книг», «12 советов

по обучению детей чтению», памятки «Научите ребенка любить книгу», «Читаем с ребенком».

2. Конкурсы «Литературная страничка: «Стихи об осени», «Стихи о маме», «Оформление книжки-малышки любимых стихов А.Барто», конкурс чтецов «Читаем стихи на родном языке».

3. Акции «Кроссбукинг», «Читай-ка», благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке».

4. Фотовыставка для родителей «Дети и книга».

5. Семейный праздник «Вместе весело читать».

III. Заключительный этап:

- Организация выставки «Книги разные нужны, книги разные важны!» (демонстрация книг разной тематики, разного формата, разных годов издания и т.д.);

-Организация семейного праздника «Вместе весело читать».

– Отчет о реализации проекта на педагогическом совете (презентация «В мире книг»).

Методика организации деятельности

Чтение в дошкольном возрасте открывает волшебный мир. Привить ребенку любовь к чтению означает зажечь вечный двигатель любознательности. Детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого ребенок черпает знания и представления о разных сферах действительности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом. Читать детям желательно каждый день. Если потребность ребенка в новых знаниях и впечатлениях не будет своевременно удовлетворятся, то свойственная этому возрасту активность побудит малыша сосредоточиться на каких-то нежелательных бытовых вещах – семейных неурядицах.

Чтобы привить любовь к книге, вызвать интерес детей, взрослые должны личным примером приобщать ребенка к миру книг. Основная задача воспитателя – возродить в семье чтение художественных книг. Это будет способствовать сближению всех членов семьи, всесторонне развитому и гармоничному воспитанию подрастающего поколения. Поэтому работа в этом направлении выстраивалась как в совместной деятельности педагога и детей, так и  с родителями воспитанников.

Воспитание любви к чтению и художественной литературе  с воспитанниками начинаем с бесед: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги». Беседа  формирует у ребенка бережное отношение к книге, понимание значимости книги для человека. Дети узнают, как много нужно затратить труда и умения, чтобы появилась книга. Воспитанникам особенно станет понятным, почему  нужно очень беречь книги. Бережно обращаясь с книгой, он не только уважает ее за то, что она доставляет радость, являясь источником знаний, но он начнет уважать  и труд людей которые ее создавали. В группе организована мастерская «Книжкина больница» по ремонту книг, где дети своими руками подклеивают порванные странички, заменяют старые обложки. Книжный уголок «Мир книги»,  который систематически пополняется и обновляется, так  же стимулирует интерес к чтению и создает атмосферу, в которой дети чувствуют себя комфортно и заинтересованно в исследовании мира книг. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» знакомит дошкольников с профессией библиотекарь, вызывает желание каждого из ребят побывать в роли библиотекаря,  и формирует понимание того, что нужно хорошо знать содержание книг, находящихся в библиотеке. Посещение библиотеки сельского Дома Культуры способствует систематизации знаний о профессии библиотекаря, знакомству с книжным фондом библиотеки, многочисленными детскими писателями. В группе создана семейная библиотеки «Книги родом из детства» с участием родителей и старших членов семьи. Воспитанники с большим удовольствием знакомились с любимыми произведениями своих родителей.

Организация конкурсов, викторин, литературных досугов способствует с помощью различных приемов помочь вспомнить детям название и содержание знакомых литературных произведений, помогает ориентироваться в жанровом разнообразии литературы, развивает мышление, воображение, творческие способности, формирует умение договариваться о распределении коллективной работы в процессе выполнения совместного задания.

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. В процессе  работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Воспитанники нашей группы активно участвовали в театрализованном представлении «Сказки любимого писателя». А на занятиях по конструированию, лепке, аппликация изображали сказочных героев: «Герои любимых книг», «Бабушкины сказки», «Лягушонка в коробчонке», «Избушка на курьих ножках».

Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к книге. Родители должны помнить, что будущего читателя надо воспитывать, когда он еще является слушателем. С целью оказания        консультативной помощи, педагоги группы разместили в приемной содержательную информацию о способах и формах приучения ребенка к чтению художественной литературы «Как приучить ребенка к чтению книг», «12 советов по обучению детей чтению», памятки «Научите ребенка любить книгу», «Читаем с ребенком».  Педагогами также размещаются результаты совместной продуктивной деятельности: разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к конкурсам и акциям, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы. Информационные листки: объявления о конкурсах, акциях; просьбы о помощи. Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения. Папки–передвижки: «Детские писатели», «Готовимся к школе», «Как правильно читать ребенку книги». Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Родители воспитанников активно включались во взаимодействие с педагогами, принимая участие в  конкурсах «Литературная страничка: «Стихи об осени», «Стихи о маме», конкурсе чтецов «Читаем стихи на родном языке», подбирая самостоятельно стихотворения для заучивания детьми по соответствующей тематике.

Одной из привлекательных форм совместной деятельности педагогов и родителей являются нетрадиционные формы работы, такие как вечер вопросов и ответов по теме, семейный театр, семейная библиотека, фотовыставки, акции. Вниманию родителей была предложена фотовыставка «Дети и книга», акции «Кроссбукинг», «Читай-ка», благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке». Огромный интерес вызвала благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке». Родители и дети приносили книги для пополнения библиотеки, чтобы была возможность всем желающим взять книги на дом и вместе почитать их. Данная форма взаимодействия с семьей позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, способствует обмену положительным опытом семейного чтения,  сближению всех членов семьи.

Семейный праздник «Вместе весело читать» являлся итоговым мероприятием совместно проектной деятельности педагогов, воспитанников  группы и их родителей. Проведение праздника включало несколько этапов. Ребятам были предложены книги, которые они вместе с родителями должны были прочесть. Затем, выбрав наиболее понравившееся произведение, свои впечатления о прочитанном, они отразили в рисунках «Моя любимая книга». Авторы лучших работ были награждены поощрительными призами. Дети и их родители приятно провели время в компании интересных и познавательных книг, а также участвуя в интересных конкурсах. Мероприятие способствовало сохранению и развитию традиций семейного чтения, достичь высокого качества в развитии воспитанников, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать единое пространство при взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Взрослым важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от обучения детей, их приобщения к грамотности, чтению, что является важным аспектом духовно- нравственного воспитания.  

Управление объектом и его кадровое обеспечение:            

Разработка и реализация проекта осуществлялась воспитателями подготовительной к школе группы, заместителем заведующего по воспитательной и методической работе. На него возложены функции координации действий участников проекта и организации мероприятий, связанных с его внедрением, а также, контроль за реализацией проекта.

Заключение

Совместное взаимодействие по проектной деятельности сблизило педагогов и родителей, родителей и детей, подружило семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. В результате активной творческой работы семей, воспитателей в группе была создана презентация по теме «Читать не вредно, вредно не читать». В ней отражена деятельность на протяжении всего проекта. Презентация была использована для проведения родительского собрания, для привлечения и агитации малоактивных родителей в жизни детей в детском саду. В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены беседы, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей. Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии. С большим желанием дети делали книжки для малышей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. В ходе работы по проекту выяснилось, что подобные виды деятельности обогащают литературный багаж, расширяют знания детей об окружающем мире, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, проявлению доброжелательных отношений к другим детям. Таким образом, проводимая работа помогает детям полюбить книгу, формирует у детей желание читать и беречь книгу, делится своими впечатлениями с другими.

Список использованной литературы.

1. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.

2. Ахтырская Ю.В. Современные аспекты формирования интереса к книге у детей. Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции, 27.11.2012 г.

3. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — М., 2009.

4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

6. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения – М.: Просвещение, 2000г.

7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.

8. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

9. Гурович Л. М. О теоретических основах методики ознакомления дошкольников с художественной литературой // Герценовские чтения. Дошкольное воспитание: Научные доклады. – Л., 1976.

10.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992 г.

11. Евграфова И. В. Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 14- 19.

12. Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: УЦ «Перспектива», 2010.

13. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу

14. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 14.Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979.

15. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

16. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 8. 53

17. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64 с.

18. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.

19. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

20. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей и детей "Читать главное. Главное - читать!"

небольшой теоретический материал для родителей как, зачем и почему нужно читать дома. В продолжении презентация-игра для совместного практикума детей и родителей....

Вредные привычки детей! Вредно ли сосать соску-пустышку?

Многие родители сталкиваются с проблемой выбора: нужно ли давать ребёнку сосать пустышку? Можно, главное, нужно подойти к этому вопросу очень серьезно......

Проект "PRОчтение - Читаем везде, читаем всегда , читаем вместе "

В рамках регионального проекта  PROчтение   , для привлечения детей и родителей к чтению художественной литературы в группе были проведенны ряд мероприятий направленных на  выполне...

Читать не вредно-вредно не читать!

Отчет о проведении акции "Подари книгу детям!"...

План родительского собрания, на тему: "Читать? Зачем читать? Что читать?"

Родительское собрание «Читать?Зачем читать?Что читать?»...