Дифференциация звуков Р-Л с использованием цепного текста
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Башмакова Елена Ивановна

На занятии дети учатся анализировать текст помощью вопросов и ответов; формируется  умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему; учатся передавать содержание текста связно, последовательно, выразительно;

упражняются в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи детей старшей группы с использованием цепного текста.

Цель:

- повышение уровня развития связной речи через использование цепного текста.

Задачи:

•Коррекционно – образовательные:

- Учить анализировать текст помощью вопросов и ответов;

- Формировать умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему;

- Учить передавать содержание текста связно, последовательно, выразительно;

- Развивать грамматический строй речи;

- Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

•Коррекционно – развивающие:

- Развивать зрительное и слуховое внимание;

- Развивать общую и мелкую моторику.

•Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать положительное отношение к занятиям;

- Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности;

- Умение слушать собеседника не перебивая;

- Воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

Оборудование: ноутбук с проектором, конверт с картинкой - пазл собака, конверт с картинками по рассказу (4 шт не относящиеся к рассказу, схема, мяч,  картинка белка, поощрительные наклейки

1. Организационный момент.

Продумать первые слова (а вы умеете улыбаться доброй улыбкой, хотите вас научу)

«Наша добрая улыбка»

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

2. Проблемная ситуация .

Рассыпались картинки для книжки (лэпбука) по составлению рассказов

- Ребята, вы знаете что я приехала из другого детского сада? Недавно я научила ребят в своем детском саду пересказывать рассказы по картинкам. Посмотрите на моих ребят (показ фотографии детей на слайде). Им очень понравилось работать с картинками, и когда они узнали, что я поеду к вам в гости, они решили отправить для вас в подарок картинки от рассказа, чтобы вы тоже научились пересказывать рассказ. Посмотрите, у детей три конверта в руках для вас. Вы хотите узнать, какие картинки они вам отправили и что в этих конвертах?

3. Первичное знакомство с текстом.

- Когда я спросила своих деток, какой рассказ вы отправите, они мне положили в конверт ответ. Давайте вместе посмотрим, что они положили в конверт под номером 1. Вот какие мои детки -шутники, всю картинку разрезали. Как же теперь нам узнать, о ком рассказ? (Картинка-пазл собака).

• Игра «Собери пазл» (За столом)

- Так о ком мы будем учится пересказывать рассказ? (О собаке) - А собака какая, опишите мне ее. (Грустная, пушистая, серая, красивая, добрая, спокойная, смелая, доверчивая)

• Читаю рассказ «На автобусной остановке». (За столом)

Соня и Слава стояли на автобусной остановке. На остановке дети ели бутерброды. Вдруг бутерброд заметила голодная собака. Собака внимательно глядела на Славу и Соню. Слава отломил кусок бутерброда и дал его собаке. Собака съела бутерброд и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

4. Беседа по содержанию. (В центре зала играем с мячом).

- Как звали детей? (Соня и Слава) А где дети стояли? (на автобусной остановке) Что дети делали на остановке? (ждали автобус и ели бутерброды) Кто заметил бутерброд? (голодная собака) на кого смотрела собака (на Соню и Славу) Что сделал Слава? (отломил кусочек бутерброда и дал собаке) что сделала собака, когда съела кусок бутерброда (завиляла хвостом) Кто кому улыбнулся? (Соня улыбнулась Славе)

Предложить детям ответить на вопросы: хорошо ли поступил Слава? А что бы вы сделали на их месте?

Теперь пора открыть конверт под номером 2. (Картинки к рассказу)

• Игра «Найди лишние картинки» (На ковре в центре зала)

Предлагаю детям рассмотреть предметные картинки, относящихся и не относящихся к рассказу.

- Посмотрите и скажите, какие картинки лишние? Вот мои дети проказники, положили лишние картинки! Кого или чего не было в рассказе? (Убрать лишние картинки)

• Игра «Какой картинки не хватает» (тоже на полу)

Я прячу одну картинку, дети должны отгадать какой картинки не хватает.

• Физминутка «Собака» (10-15 мин)

Сделать под музыку (найти)

5. Составление картинок в предложения. (на полу)

• Выкладываем картинки в соответствии с последовательностью рассказа.

- Ребята, давайте расположим картинки так, как говориться в нашем рассказе. (Проговариваем вместе каждое получившееся предложение)

- Ребята, а вы заметили, что у нас есть одинаковые картинки?

После первых двух предложений обращаю внимание детей на "правило дружбы предложений" - предложение заканчивается и следующее начинается на одно и то же слово.

- Эти картинки связывают отдельные предложения в единое целое рассказ. Одинаковые картинки помогут нам понять, чем заканчивается предложение, и с какого слова начинается новое.

• Проводится словарная работа по уточнению значений сложных слов: автобусная остановка, бутерброд.

Автобусная остановка - специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай).

Бутерброд - представляет собой ломтик хлеба, на который положены дополнительные продукты.

Проговариваются слова (хором и 2-3-я детьми индивидуально) сложные по слоговой структуре.

• Игра «Картинки спрятались»

Картинка «черный кот» загораживает две картинки в двух предложениях (2 и 4)

- Дети, посмотрите, что случилось? (Некоторые картинки исчезли)

- Каких картинок не хватает?

- Если мы не вернем картинки на место, наш рассказ не получится. (Выясняю у детей, можно ли теперь понять о чём идёт речь в рассказе). Давайте вспомним, о чем говорилось в этом предложении. (Дети вспоминают)

- Значит, какая картинка здесь должна быть? (Дети рассказывают те предложения, в которых исчезли картинки)

Дети постепенно восстанавливают текст. Обращаю внимание детей на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях и фиксируется двумя одинаковыми картинками. За счёт такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.

6. Знакомство детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы. (Перенос картинок на магнитную доску)

- Это изображение нашего рассказа. Все квадраты и стрелочки – это слова, а вместе получится предложение. Давайте выложим картинки к первому предложению. Уточняется, что в каждом предложении есть слова-действия (стрелочки). Так заполняются все квадраты.

7. Пересказ детей по предложению с опорой на картинно-графический план.

- Кто готов рассказать весь этот рассказ по картинкам? Пересказ рассказа 1-2 детей

8. Подведение итогов.

(К солнышку прицепить лучики-прищепки с настроением (солнечные зайчики)

Молодцы ребята! Справились с такими сложными заданиями. А для того, чтобы узнать какое сейчас у вас настроение, мы узнаем благодаря этому желтому кругу. Как вы думаете, на что похож этот круг. (На солнышко). А если на солнышко, то чего ему не хватает. (Лучиков). Вот здесь у меня лежат лучики, но вы посмотрите они с кем? Это солнечные зайчики. Одни с улыбкой, довольные, а другие без улыбки, грустные. Возьмите тот лучик, который по вашему мнению подходит для вашего настроения сейчас. Если вы были активны на занятии и поняли, как пересказывать рассказ по схеме, возьмите лучик с улыбающимся солнечным зайчиком. Если вы считаете, что что-то не поняли или не можете пересказать по схеме, возьмите лучик с грустным солнечным зайчиком.

- Какое задание было для тебя сложным, а какое легким?

- Кто тебе понравился в рассказе? Почему?

- Все смогут пересказать этот рассказ?

- Но мы забыли про третий конверт, который послали мои ребята. Посмотрим, что там? (Подарки)

- Мне было приятно работать с вами, вы все молодцы, справились со сложными заданиями, и жаль, что приходиться расставаться с вами. Все картинки и схему, я и мои ребята, вам дарим. И надеемся, что вы научите своих друзей пересказывать этот рассказ. До свидания ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект занятия по автоматизации и дифференциации звуков Л – Р с использованием Лэпбука

В данном методическом пособии представлен конспект занятия по автоматизации и дифференциациии звуков Л - Р с использование Лэпбука "Старичок - Звуковичок в стране Рычалок и Лалакалок". Консп...

Конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях, тексте.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТДети поздоровались, сели2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы3. ЛОГОПЕД ...

Индивидуальное логопедическое занятие по дифференциации звуков "С - Ш" с использованием ИКТ

Коррекционно - образовательные задачи:совершенствовать умение детей сравнивать звуки «С - Ш» по артикуляционному укладу и произношению;продолжать учить различать звуки «С», &la...