Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 4-5 лет Тема: в гостях у домовенка Кузи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 4-5 лет Тема: в гостях у домовенка Кузи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_domovenok_kuzya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: в гостях у домовенка Кузи
Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Задачи:
1. продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
2. развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей.
3. воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование: кукла Домовенок Кузя, сундучок, аудиозапись, клубок, слайды с изображением русской избы, печи, самовара, деревянная лавка, 3 красных, з желтых платочка, 12 деревянных ложек, самовар, соленое тесто, баранки.
Ход
Воспитатель: ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их вместе поприветствуем.
Здравствуй солнышко родное! (руки вверх)
Здравствуй небо голубое! (руки в стороны)
Здравствуй матушка Земля! (руки вниз)
Здравствуй ты и здравствуй я! (машем ручками)
Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, увидела на столе коробку: открывать её не стала, решила дождаться всех. Ребята, а вы знаете как называется эта коробочка?
Дети: сундук.
Открываем сундук, в нем лежит игрушка Домовенка.
Включается аудиозапись.
Домовой: Здравствуйте, ребятки! Вы узнали меня? Кто я такой?
Дети: Домовой.
Домовой: Правильно, я домовой, Кузька меня зовут. (Плачет).
Воспитатель: что случилось Кузя?
Домовой: я живу в русской избе, слежу за порядком в доме. Беда со мной приключилась. Как всегда, вечером пошёл помочь хозяйке посмотреть всё ли в доме в порядке: сыты ли домашние животные, прибран ли дом, да в темноте заблудился. Плутал, плутал и оказался в вашем детском саду, а как вернуться домой не знаю.
Воспитатель: мы тебе с ребятами поможем.
Давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Дети идут под музыку за волшебным клубком.
Приходят к лавке, на проекторе русская изба.
Воспитатель: садитесь рядком, да поговорим ладком.
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Воспитатель: а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
Воспитатель: почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. Комнату в избе называют «горницей».
Воспитатель: послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Воспитатель: печь- это сердце дома. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: а вы знаете чем топят печь?
Дети: дровами
Чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)
Физминутка:
Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета
Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)
Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)
Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)
Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)
Воспитатель: в переднем углу избы находился красный угол. Красный – значит красивый, в нем находились иконы, по праздникам иконы украшали белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. К иконам люди обращались с бедами, просили здоровья и счастья.
В русской избе все было сделано руками самих крестьян.
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
Воспитатель: а еще в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках еще можно было и играть, и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Игра с ложками под русскую народную музыку.
Взяли мы в ладошки, красивые ложки,
Съели суп и кашу, а теперь попляшем.
Постучим мы ложками,
Потопаем ножками,
Вверх поднимем ложки,
Погремим немножко!
Тук – тук – тук, стучат они,
Наши ложки скакуны!
Воспитатель: ребята, а где же наш Кузенька?
Аудиозапись: да тут я ребятки, в избе своей. Спасибо вам за помощь! Сейчас бы чайком вас угостить, вот только не успел я тесто замесить, да баранки испечь.
Воспитатель: ребята, а где раньше готовили чай?
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.
Воспитатель: ну что ребята, выручим Кузю, приготовим с вами баранки?
Дети проходят за столы с заранее приготовленным тестом.
Выполняем пальчиковую гимнастику:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи –
Все румяны горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.
Воспитатель объясняет, как лепить баранки (кладем на коврик кусочек теста, закрываем другой ладошкой. Раскатываем тесто движениями от себя – к себе. Получаем колбаску. Берёмся за концы и соединяем концы друг с другом, сдавливаем, прижимаем их. Баранка готова. )
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, какие красивые баранки у вас получились, а пока они готовятся мы отправимся с вами в группу и будем пить чай с остальными ребятами.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Берёзка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3-4 лет
Тема: в гостях у домовенка Кузи
Выполнила: воспитатель
Аскерова Т.А.
г. Вихоревка 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у бабушки»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО Познание на тему: «В гостях у Водяного» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
В этой работе содержатся опыты и исследования по ознакомлению детей со свойствами воды....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла » Милюк Е.О., воспитатель Васильченко Л.В., воспитатель, МБДОУ «Детский с...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «В гости к бабушке Загадушке» для детей подготовительной к школе группы.
Конспкт занятия на тему : "В гости к бабушке Загадушке"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ
Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гости к тетушки Звуки» для детей подготовительной группы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлен на совершенствование фонематического восприятия речи. Занятие включает...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «В гостях у Медуницы» Для детей старшей группы
конспект занятия-квеста для детей старшей грппы для знакомства с лекарственными растениями и их пользы человеку....