Открытый показ НООД с детьми старшей группы по теме: «В гостях у жителей острова»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

 Корнилова Елена Викторовна

Методическая разработка непрерывной организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_zhiteley_ostrova.docx268.21 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                                                                                                               Методическая разработка
  2.  непрерывной организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы

выполнила Корнилова Е.В

воспитатель МБДОУ «Детский сад№30»

  1. Тема: «В гостях у жителей острова»

  2. Цель:  развитие всех компонентов устной речи детей.
  3. Задачи образовательных областей:
  4. Речевое развитие:
  5. 1.  Активизировать словарь по лексической теме «Зима» (снежинка, снеговик, снегурочка, снежок, снегирек, снегопад, снегоуборочная машина, снегоход, снег.).
  6. 2.Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей по теме, упражнять детей в умении отгадывать ребусы.
  7. 3.Совершенствовать навыки звукового анализа грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
  8. 4.Совершенствовать умения составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
  9. 5.Развивать синтаксическую сторону речи (закрепление понятия предложение).
  10. 6.Развивать речевое дыхание, фонематические представления, навыки фонематического анализа.
  11. Познавательное развитие:
  12. Развивать логическое мышление.
  13. Социально-коммуникативное развитие:
  14. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
  15. Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
  16. Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  17. Физическое развитие:
  18. Развивать  тонкую моторику рук, координации речи с движением.
  19. Обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
  20. Развивать зрительное внимание и восприятие.

Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры образования):

воспитанники:

-Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

-Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

-Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

-Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

-Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

-Следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

-Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

-Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

-У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

-Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Предпосылки УД:

психологические- достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.

коммуникативные - умение слушать и слышать , подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять  учебные действия и действия контроля и оценки,

личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;

Предварительная работа: беседы, рассматривание картин, чтение детских произведений.

  1. Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, дидактическая игра, физкультминутка, гимнастика для глаз, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;
  2. Создание предметно — пространственной среды для организации и проведения образовательной деятельности: демонстрационный материал:
  3. мультимедийный проектор и экран, ноутбук, презентация «Путешествие на остров», аудио записи "Шум ветра", "Голос жителя острова","Плачь жителя острова",  карточка с ребусами,  мнемотаблица, снежинки с предметными картинками, кораблик, клубочек ниток, пазлы с изображением зимних развлечений и пейзажей, воздушный шар.
  4. Словарная работа: бинокль, подзорная труба, остров
  5. Организация и методика проведения непрерывной организованной
  6.          образовательной деятельности
  7. I. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)
  8. (Дети заходят в группу, встают полукругом.)
  9. Станем рядышком, по кругу, 
    Скажем "Здравствуйте! " друг другу. 
    Нам здороваться ни лень:
    Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Если каждый улыбнётся –
    Утро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО! 
  10. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними .
  11. Дети: Здравствуйте!
  12. Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, какое у Вас сейчас настроение?
  13. Дети: Хорошее.
  14. Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение.
  15. (дети передают клубочек друг другу из рук в руки).
  16.  II. Основная часть (содержательно-деятельностный этап)
  17. (Звучит музыка, шум ветра)
  18. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за звук?
  19. Дети: Это ветер шумит. (на экране появляется остров в тумане)
  20. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что там виднеется?
  21. Дети: Ничего не видно.
  22. Воспитатель: Отгадав загадку вы узнаете как можно увидеть что-то далеко.
  23. Своих глаз нет, а  видит далеко. (Подзорная труба или бинокль)
  24. Дети: Подзорная труба или бинокль.
  25. Воспитатель: Ребята, а у нас есть разве подзорная труба или бинокль?
  26. Посмотрите, как он выглядит.  А  у нас он есть ?
  27. Воспитатель: Как же нам быть. Вы не знаете, как можно заменить подзорную трубу или бинокль?
  28. Дети: Сделать её с помощью рук.
  29. (Дети соединяют пальчики в трубу и смотрят вдаль)
  30. Воспитатель: Что вы видите? Дети: Там остров.
  31. Воспитатель: Почему вы так решили?
  32. Дети: Там вода, и пальмы.
  33. Воспитатель: Интересно, что за остров такой? И кто там живет? Ребята, можете вы знаете? Дети: Не знаем.
  34. Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать? Дети: Да.
  35. Воспитатель: Только как мы узнаем? Остров далеко.
  36. Может быть  мы отправимся на остров? Только вот на чем?
  37. Дети: На корабле, самолете.
  38. Воспитатель: А почему на корабле?
  39. Дети: Нет, там вода, можно доплыть только на корабле.
  40. Воспитатель: Я предлагаю вам поплыть на корабле.
  41. Чтобы наш кораблик быстро плыл по волнам что у него есть?
  42. Дети: Парус.
  43. Воспитатель: Выбирайте себе кораблик и отправимся на неизвестный остров.
  44. (Дыхательная гимнастика)
  45. Сделайте глубокий вдох и подуйте все вместе на корабль. Дети дуют на кораблик продвигая его вперед по имитированному морю.
  46. Воспитатель: Нашу лодку подгоняя,
  47. Ветер парус раздувает. Раз, два, три, четыре, пять,
  1. Будем парус мы держать. (слышим плач, на экране появляется житель острова)
  2. Воспитатель: Ребята,  наверное что то случилось?
  3. Видео письмо: Наш остров находится в жаркой Африке. Мы , жители острова не знаем, что такое зима. Помогите нам и расскажите об этом удивительном времени года.
  4. Воспитатель: Что же это такое зима? Дети: Зима это снег,…….
  5. Картинка.
  6. Воспитатель: Ребята давайте выполним задания по теме и поделимся знаниями с жителями острова.
  7. Первое задание. Перед вами ребусы, нужно отгадать слово по первым звукам картинки. Подойдите поближе к магнитной доске.
  8. Мы должны не только отгадать слова, но и определить из каких звуков состоит первое слово. Какие звуки бывают?…..
  9. Дети: Зима.
  1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе у каждого стоят контейнеры. Я наполнила эти контейнеры маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной волшебной снежинке.
  2. (Дети опускают руки в бассейн, достают и рассматривают сне-жинки.)
  3. Воспитатель: Назовите картинки.
  4. Дети: по одному называют.
  5. 1 –й р е б е н о к. Снежинка.
  6. 2-й ребенок. Снеговик (а как по другому можно назвать?) снежная баба
  7. 3-й ребенок. Снегурочка. А кто такая снегурочка
  8. 4-й ребенок. Снежок.
  9. 5-й ребенок. Снегирь.
  10. 6-й ребенок. Снегопад. А как вы понимаете слово?
  11. 7-й ребенок. Снегоуборочная машина.
  1. 8-й ребенок. Снегоход.  
  2. ПОДСНЕЖНИК,  и даже сказочная белоснежка
  3. Воспитатель: Что можно сказать об этих словах. Они похожи и образованы от одного слова. Какого? ИТОГ. Все слова родственные.
  4. Встаньте полукругом и повторяйте за мной.
  5. (Физминутка)
  6. Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. ]
  7. Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и сделать упражнение.
  8. Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
  9. Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
  10. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
  11. И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
  12. Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
  13. Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
  14. Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
  15. Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
  1. Воспитатель: А вот и следующее задание , расскажите  жителям острова о зиме с помощью мнемотаблицы ( задает детям вопросы и предлагает задания.)
  2. Воспитатель: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
  3. Дети: На картине нарисована зима.
  4. Воспитатель: Расскажите о земле. Как она выглядит?
  5. Свой рассказ начните с предложения: «Наступила зима.»
  6. (Дети составляют рассказы)
  7. Воспитатель: Замечательный рассказ получился. Я думаю, что все жители острова благодаря Вам узнали, как выглядит зима.
  8. Воспитатель: Ребята посмотрите на столе у каждого лежит конверт, а в нем новое задание. Соберите из частей целое и скажите что у вас получилось.
  9. Воспитатель: Подойдите к столам и выполните задание
  10. (Дети собирают пазлы с изображением зимних развлечений и пейзажей).
  1. Воспитатель: Что вы сделаете с картинками которые у вас получились?
  2. Дети: Подарим жителям острова.
  3. Жители острова: Спасибо вам ребята. Теперь благодаря вам, мы знаем, что такое зима и как она выглядит.
  4. Воспитатель: Предлагаю сделать зимнюю гимнастику для глаз.
  5. Гимнастика для глаз.)
  6. Воспитатель: Следующее задание.  «Подбери слово». Я называю слово действие, а вы подбираете нужно слово по теме «Зима».
  7. Ударили…. (морозы)
  8. Хрустит…. (снег)
  9. Бушует… (вьюга)
  10. Замерзли… (реки)
  11. Скрипит… (снег)
  12. Метут… (метели)
  13. Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями, и все жители острова вышли нас поблагодарить. Посмотрите  кому мы рассказывали о зиме .
  14. (На экране появляются персонажи из мультфильма "Мадагаскар".)
  15. Воспитатель: Ребята нам пора отправляться обратно в детский сад.
  16. Жители острова: У нас есть для вас подарок. Это большой воздушный шар, который в миг доставит вас домой. Но надо произнести волшебные слова: Крибле, крабле, бум!
  17. Дети: Крибле, крабле бум!
  18. (Перед детьми появляется воздушный шар и под музыку дети отправляются обратно в детский сад.)
  19. III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
  1. Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А Вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего из нашего путешествия, какое задание понравилось ? Какое задание показалось сложным?
  1. Рефлексия «Солнышко» и «Тучка»
  2. Ребята, оцените себя с помощью картинок.
  3. Если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас все получалось ( прикрепите солнышко). Берет дождинку тот, кто считает, что у него что то не получалось ( прикрепляет его к тучке).
  1. Попрощайтесь с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "В гостях у Тундры"

Задачи: -познакомить детей с особенностями природных условий тундры; -формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; -развивать способ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему «В гости к Мухе Цокотухе»

К Мухе Цокотухе на именины пришли гости. Необходимо узнать, каким по счету пришел тот или иной гость....

Конспект НОД с использованием ТРИЗ с детьми старшей группы на тему «В гостях у тётушки Сдобы»

   Уточнение и обобщение знаний детей о том, что такое бутерброд, его происхождение и основной продукт приготовления;   Систематизирование  представлений детей о происх...

План-конспект открытого показа НОД для детей старшей группы по теме: «Осень в саду и огороде»

Данный конспект поможет учителю-логопеду развивать у дошкольников грамматический строй речи,связную речь, используя лексический материал по теме «Осень в саду и огороде»....

Развлечение, посвященное международному Дню Матери с детьми старшей группы на тему «В гостях у сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Развлечение посвященное международному Дню Матери с детьми старшей группы на тему  «В гостях у сказки «Крошечка-Хаврошечка» Автор сценария: Билалова Гульназ Шамилевна,  воспитатель высш...

План-конспект открытого показа НОД для детей подготовительной группы по теме «В гостях у бабы Капы»

Данный план-конспект поможет активизировать у дошкольников в игровой форме словарь по лексической теме «Зима», научить их образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать ч...

Мастер класс открытого логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: “В гостях у Розы и Тимура”

Мастер класс открытого логопедического занятия с  детьми подготовительной группы на тему: “В гостях у Розы и Тимура&rdquo...