Тема НОД: «веселые звуки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Технологическая карта занятия

ФИО: Герасимова Маргарита Владимировна.

Интеграция О.О: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Тема НОД: «веселые звуки»

Возрастная группа: средняя группа

Цель: формирование умений детей выполнять звуковой анализ слов.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, закреплять умения определять первый звук в слове и соотносить его с соответствующим символом. Совершенствовать умение детей делать звуковой анализ слов.

Развивающие: Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные: Воспитывать интерес к занятию, усидчивость.

Планируемые результаты: дети умеют выполнять звуковой анализ слов, умеют определять гласные и согласные звуки.

Методы: словесный, наглядный, практический

Материал и оборудование: пособие «Яблоня», предметные картинки для игры «4 лишний»: муха, паук, бабочка, оса; разрезные картинки: каштан, роза, нарцисс, мак; картинка с изображением ивы; изображения камней с символами звуков; картинки-стимулы (угощения: яблоки, малина, букеты цветов), мягкая игрушка медвежонок; кукла; пеналы, полоски для звукового анализа; магнитофон, диск с фонограммой.

 

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность

Организация мотивирующей беседы.

-Ребята вы любите путешествовать?

-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Чтобы путешествие доставило нам радость, и мы не заблудились, нам нужно быть очень дружными. Давайте возьмём друг друга за руки и крепко прижмемся ладошкой к ладошке:

Мы ладошку к ладошке сложим,

И друг другу дружить предложим.

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

Методы: словесный

Форма организации детей: групповая

Приемы: беседа.

Приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы

У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах

Деятельность воспитателя меняется в зависимости от задания на подэтапах.

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, формулировка предстоящей проблемы доступна пониманию детей

Создание проблемной ситуации через постановку вопроса детям:

-Ребята, послушайте, что это за звуки?

-Правильно, это звенит ручей (Приложение 1 - фонограмма «ручей»).

-Чтобы не намочить ноги, мы пойдём по камушкам. Посмотрите, камни не простые, они помогут вам только, если вы их правильно назовите (на каждом камне изображён символ звука, ребёнок называет звук, наступая на камушек). --Скажите, а что обозначают названия волшебных камешков? (Это звуки).

Так куда же ребята мы попали? в страну звуков

-А звуки можно увидеть, потрогать? (Нет, звуки мы слышим и произносим).

Методы: словесный, наглядный

Форма организации детей: групповая

Приемы: проблемная ситуация

Дети выдвигают свои предположения по выходу из проблемной ситуации

Дети предлагают свои варианты ответов по выходу из проблемной ситуации

2.2.

Этап ознакомления с материалом

 

Данный этап отсутствует, т.к занятие построено на закрепление ранее полученных знаний .

 

 

 

 

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместно взаимодействовать в процессе выполнения заданий.

Активизация деятельности по решению проблемного вопроса.

- на прошлых заданиях мы с вами изучали что? Звуки

-А какие бывают звуки? (Гласные и согласные).

-Давайте вспомним гласные звуки (а, о, у, и, ы).

-Как мы произносим гласные звуки? (Мы их поем, в ротике ничего не мешает, воздух свободно идут через рот).

-Теперь назовите согласные звуки (б, п, м, н, в, т, х).

-Как мы произносим согласные звуки? (Мы их говорим, при выходе изо рта воздуху могут мешать зубы, губы, язык).

-Ребята, посмотрите, что это за дерево? (Яблоня).

-А вы, знаете, где растут яблони? (В саду).

-Правильно, мы с вами попали в сад.

-Это яблоня волшебная - на ней кроме яблок, растут ещё и звуки. Но подул сильный ветер и сдул с яблоньки волшебные листочки. Поможем яблоньке вернуть листья? (Да).

Игра «Волшебные листочки» (На столе лежат картинки (-синий тверд согл -сыр, лимон и мяч-зеленый мягк согл) и три дерева с кроной, красного, синего и зелёного цвета. на каждом листочке картинка, вам нужно определить первый звук в слове и соотнести его с символом звука, расположенном на яблоне)

-Молодцы, вы помогли яблоньке, за это она угощает вас сладкими яблоками

-Ой, что это, дождь начинается (Приложение 1- фонограмма «дождь и гром»).

Физкультминутка

Дождь! Дождь! Дождь!

Надо нам расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

(Шагаем на месте.)

-Пока мы прятались от дождя, мы заблудились. Послушайте, что это за звуки, где мы? (Приложение 1 - фонограмма «голоса леса»).

-Да, мы оказались в лесу. Дети встречают мишку. Мишка: -Ребята, давайте поиграем. Посмотрите, я приготовил для вас игру.

Игра «4 лишний» (Приложение 4). На панно 4 картинки: бабочка, паук, муравей, оса. Дети определяют, какое насекомое лишнее, объясняют почему. (Лишняя оса, первый звук в слове оса- «а» -это гласный, а остальные слова начинаются на согласный).

Мишка: -Ребята, вы молодцы, за это примите от меня душистую, сладкую малинку (Приложение 3).

Пальчиковая гимнастика «Лесные угощения».

Лес гостям безмерно рад- Угощает он ребят:

Ваню - земляникой, Танечку - черникой, Машеньку - орешками, Петю - сыроежками.

Игра «Сложи картинку» (Приложение 5).

-Ребята, посмотрите, что я нашла. Это разорванные картинки, если мы их соберём, мы узнаем, куда отправимся дальше. (Дети собирают картинки, рассказывают, что у них получилось: мак, каштан, роза, нарцисс).

-Ребята, где вес это растает? (В парке).

-Правильно, мы отправимся в парк (Приложение 1-фонограмма «птички поют»). Посмотрите, что это за дерево? (Ива)

-Когда-то давным-давно жила прекрасная девушка, не возлюбила ее злая колдунья за ее красоту и доброту, и превратила в ивушку. С тех пор стоит она одинокая и печальная, опустив свои косы-ветви в воду и плачет.

-А давайте расколдуем ее. Если мы правильно напишем ее имя, Ива снова превратится в красивую девушку. (Дети выполняют звуковой анализ слова «Ива» )

 и— [и] —гласный, ударный

в— [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый(парный)
а— [а] —гласный, безударный

-Молодцы, вы справились с непростым заданием. Посмотрите, ивушка превратилась в девушку и говорит: «Спасибо» (девушка дарит детям букетики цветов) - Приложение 3

-Ребята, Ивушка хочет чтобы вы нарисовали это красивое дерево, нарисуем? Да(рисуют)

Методы: словесный, наглядный

Форма организации детей: индивидуальная, групповая

Приемы: беседа, игровые ситуации (дидактические игры)

 

В процессе дидактических игр закреплены умения детей

Выполнять звуковой анализ слов .

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности

Организация деятельности через обобщающую беседу.

-Где мы побывали? в стране волшебных звуков

 Что мы видели в саду, кого мы встретили в лесу, кому мы помогли в парке? Что понравилось вам на занятии? С кем вы хотели бы поделиться впечатлениями от увиденного?

Методы: словесный

Форма организации детей: групповая

Дети отвечают на проблемный вопрос

Выявление полученных знаний в процессе беседы с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО: Герасимова Маргарита Владимировна.

Интеграция О.О: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Тема НОД: «веселые звуки»

Возрастная группа: средняя группа

Цель: формирование умений детей выполнять звуковой анализ слов.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, закреплять умения определять первый звук в слове и соотносить его с соответствующим символом. Совершенствовать умение детей делать звуковой анализ слов.

Развивающие: Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные: Воспитывать интерес к занятию, усидчивость.

Планируемые результаты: дети умеют выполнять звуковой анализ слов, умеют определять гласные и согласные звуки.

Методы: словесный, наглядный, практический

Материал и оборудование: пособие «Яблоня», предметные картинки для игры «4 лишний»: муха, паук, бабочка, оса; разрезные картинки: каштан, роза, нарцисс, мак; картинка с изображением ивы; изображения камней с символами звуков; картинки-стимулы (угощения: яблоки, малина, букеты цветов), мягкая игрушка медвежонок; кукла; пеналы, полоски для звукового анализа; магнитофон, диск с фонограммой.

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность

Организация мотивирующей беседы.

-Ребята вы любите путешествовать?

-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Чтобы путешествие доставило нам радость, и мы не заблудились, нам нужно быть очень дружными. Давайте возьмём друг друга за руки и крепко прижмемся ладошкой к ладошке:

Мы ладошку к ладошке сложим,

И друг другу дружить предложим.

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

Методы: словесный

Форма организации детей: групповая

Приемы: беседа.

Приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы

У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах

Деятельность воспитателя меняется в зависимости от задания на подэтапах.

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, формулировка предстоящей проблемы доступна пониманию детей

Создание проблемной ситуации через постановку вопроса детям:

-Ребята, послушайте, что это за звуки?

-Правильно, это звенит ручей (Приложение 1 - фонограмма «ручей»).

-Чтобы не намочить ноги, мы пойдём по камушкам. Посмотрите, камни не простые, они помогут вам только, если вы их правильно назовите (на каждом камне изображён символ звука, ребёнок называет звук, наступая на камушек). --Скажите, а что обозначают названия волшебных камешков? (Это звуки).

Так куда же ребята мы попали? в страну звуков

-А звуки можно увидеть, потрогать? (Нет, звуки мы слышим и произносим).

Методы: словесный, наглядный

Форма организации детей: групповая

Приемы: проблемная ситуация

Дети выдвигают свои предположения по выходу из проблемной ситуации

Дети предлагают свои варианты ответов по выходу из проблемной ситуации

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Данный этап отсутствует, т.к занятие построено на закрепление ранее полученных знаний .

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместно взаимодействовать в процессе выполнения заданий.

Активизация деятельности по решению проблемного вопроса.

- на прошлых заданиях мы с вами изучали что? Звуки

-А какие бывают звуки? (Гласные и согласные).

-Давайте вспомним гласные звуки (а, о, у, и, ы).

-Как мы произносим гласные звуки? (Мы их поем, в ротике ничего не мешает, воздух свободно идут через рот).

-Теперь назовите согласные звуки (б, п, м, н, в, т, х).

-Как мы произносим согласные звуки? (Мы их говорим, при выходе изо рта воздуху могут мешать зубы, губы, язык).

-Ребята, посмотрите, что это за дерево? (Яблоня).

-А вы, знаете, где растут яблони? (В саду).

-Правильно, мы с вами попали в сад.

-Это яблоня волшебная - на ней кроме яблок, растут ещё и звуки. Но подул сильный ветер и сдул с яблоньки волшебные листочки. Поможем яблоньке вернуть листья? (Да).

Игра «Волшебные листочки» (На столе лежат картинки (-синий тверд согл -сыр, лимон и мяч-зеленый мягк согл) и три дерева с кроной, красного, синего и зелёного цвета. на каждом листочке картинка, вам нужно определить первый звук в слове и соотнести его с символом звука, расположенном на яблоне)

-Молодцы, вы помогли яблоньке, за это она угощает вас сладкими яблоками

-Ой, что это, дождь начинается (Приложение 1- фонограмма «дождь и гром»).

Физкультминутка 

Дождь! Дождь! Дождь!

Надо нам расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

(Шагаем на месте.)

-Пока мы прятались от дождя, мы заблудились. Послушайте, что это за звуки, где мы? (Приложение 1 - фонограмма «голоса леса»).

-Да, мы оказались в лесу. Дети встречают мишку. Мишка: -Ребята, давайте поиграем. Посмотрите, я приготовил для вас игру.

Игра «4 лишний» (Приложение 4). На панно 4 картинки: бабочка, паук, муравей, оса. Дети определяют, какое насекомое лишнее, объясняют почему. (Лишняя оса, первый звук в слове оса- «а» -это гласный, а остальные слова начинаются на согласный).

Мишка: -Ребята, вы молодцы, за это примите от меня душистую, сладкую малинку (Приложение 3).

Пальчиковая гимнастика «Лесные угощения».

Лес гостям безмерно рад- Угощает он ребят:

Ваню - земляникой, Танечку - черникой, Машеньку - орешками, Петю - сыроежками.

Игра «Сложи картинку» (Приложение 5).

-Ребята, посмотрите, что я нашла. Это разорванные картинки, если мы их соберём, мы узнаем, куда отправимся дальше. (Дети собирают картинки, рассказывают, что у них получилось: мак, каштан, роза, нарцисс).

-Ребята, где вес это растает? (В парке).

-Правильно, мы отправимся в парк (Приложение 1-фонограмма «птички поют»). Посмотрите, что это за дерево? (Ива)

-Когда-то давным-давно жила прекрасная девушка, не возлюбила ее злая колдунья за ее красоту и доброту, и превратила в ивушку. С тех пор стоит она одинокая и печальная, опустив свои косы-ветви в воду и плачет.

-А давайте расколдуем ее. Если мы правильно напишем ее имя, Ива снова превратится в красивую девушку. (Дети выполняют звуковой анализ слова «Ива» )

 и— [и] —гласный, ударный 

в— [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый(парный)
а— [а] —гласный, безударный

-Молодцы, вы справились с непростым заданием. Посмотрите, ивушка превратилась в девушку и говорит: «Спасибо» (девушка дарит детям букетики цветов) - Приложение 3

-Ребята, Ивушка хочет чтобы вы нарисовали это красивое дерево, нарисуем? Да(рисуют)

Методы: словесный, наглядный

Форма организации детей: индивидуальная, групповая

Приемы: беседа, игровые ситуации (дидактические игры)

В процессе дидактических игр закреплены умения детей

Выполнять звуковой анализ слов .

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности

Организация деятельности через обобщающую беседу.

-Где мы побывали? в стране волшебных звуков

 Что мы видели в саду, кого мы встретили в лесу, кому мы помогли в парке? Что понравилось вам на занятии? С кем вы хотели бы поделиться впечатлениями от увиденного?

Методы: словесный

Форма организации детей: групповая

Дети отвечают на проблемный вопрос

Выявление полученных знаний в процессе беседы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект игровой технологии ознакомления детей со звуком«Веселый звук [ ш ]» старшая группа

Актуальность.У детей дошкольного возраста существует неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или опускание звуков и слогов в слове. Наблюдается речь быстрая, нечетка...

Проект "Веселые звуки"

Проект "Веселые звуки". Созданы интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста на совершенствование фонематических процессов....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте «Веселые звуки» (подготовительная к школе группа)

-     Развиваем у детей  умение называть слова на заданный звук,-     Воспитываем умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей...

программа кружка "Веселые звуки"

Задача программы - коррекция нарушений фонематического слуха...

программа кружка "Веселые звуки"

Задача программы - коррекция нарушений фонематического слуха...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Мы весело играем, звуки закрепляем»

   Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе.  Процесс чтения очень сложен для детей -  в нем участвуют память, воображение,...

Тема: «Веселый звук Р и Рь»

Программное содержание:Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р.Продолжать упражнять детей в различении слов, со звука Р и РЬ, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.Повто...