программа кружка "Веселые звуки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Задача программы - коррекция нарушений фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_zvuki_gotovaya.docx | 124.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №79
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № __ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ |
Заведующий МДОУ № 79 | |
____________/Чемодурова И.Ф. | |
приказ № ___ от _______________. |
Модифицированная программа
«Веселые звуки»
дополнительная образовательная программа дошкольного образования
возраст детей: 6 – 7 лет
Составитель
педагог - психолог МДОУ № 79
Черная В.В.
г. Комсомольск - на – Амуре
2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Веселые звуки» создана на основе модифицированной программы по логоритмике «Лопотушки», Арсеневской Ольги Николаевны и пособия В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение». Программа полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения. Занятия, представленные в программе, направлены на развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности. Кроме того, использование здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению специалистов, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.
Задача программы – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному звукопроизношению, корректировать нарушения фонематического слуха, которое мешают дошкольнику правильно воспринимать и произносить звуки родного языка. Также, под влиянием занятий происходит коррекция нарушений внимания, памяти, ориентировки в пространстве. Занятия помогут малышам в словообразовании, накоплении активного словарного запаса.
Практическая значимость. Программа предназначена для логопедов и воспитателей ДОУ. Подробное учебно-тематическое планирование, поможет педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях.
Инновационная направленность. Программа «Веселые звуки» включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности, способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппой детей (5-10 человек) 1 раз в неделю длительностью 25 мин.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Профилактика и коррекция нарушений фонематического восприятия, речевого дыхания, внимания, памяти, пространственного мышления. Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей коррекции нарушений звукопроизношения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- подготовка органов артикуляционного аппарата к выполнению артикуляционных упражнений;
- подготовка органов артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков;
- профилактика и коррекция нарушений фонематического восприятия, речевого дыхания, внимания, памяти, пространственного мышления.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Модифицированная программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- модифицированной программы по логоритмике «Лопотушки», Арсеневской Ольги Николаевны;
- пособия В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».
по оздоровлению детей:
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина;
- «Психогимнастика М. И. Чистяковой;
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. . Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп.
2. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
3. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
4. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
5. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
6. Принцип активного обучения. На занятиях используются активные формы и методы обучения – игры, творческие задания, выполнение оздоровительных упражнений в движениях.
7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции нарушений, оздоровления каждого ребенка.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокорекции. Разработанная программа призвана помочь как детям уже имеющим выраженные дефекты речи (подготовить органы артикуляции к дальнейшей коррекции), так и развить фонематическое восприятие у детей с возрастными нарушениями с целью профилактики речевых дефектов.
Правильная речь невозможна при наличии дефектов речевого дыхания, поэтому одной из задач программы является формирование правильного речевого дыхания. Побочным явлением нарушений речи зачастую бывают нарушения познавательных процессов, поэтому в программе предусмотрено большое количество упражнений и игр на развитие внимания и памяти, пространственного мышления, направленных на коррекцию имеющихся нарушений. Психологи отмечают, что у детей с речевыми дефектами часто наблюдаются нарушения эмоционально-волевой, личностной и социальных сфер. Использование психогимнастики на занятиях помогает осуществлять специальную коррекцию нежелательных личностных особенностей того или иного ребенка. Материалы программы могут быть использованы родителями, педагогами, логопедами
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Занятие включает следующие виды упражнений:
- Ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логопедических занятиях используются:
- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
- выработка продолжительного речевого выдоха,
- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: игры со звуком, театральные этюды, использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение задач.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
ДИАГНОСТИКА
Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и педагогом-психологом с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики, внимания, памяти. Результаты диагностики учитываются при составлении планов занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений в процессе занятий.
Критерии:
Ф.И ребенка/критерии | Возраст | Строение арт. ап-та | Фонем. воспр. | дикция | темп | Слог.состав слова | Звукопроизн. | память | Внимание | Ориент. в простр. | Уровень | |||||||||||||
Слух. | Зрит. | |||||||||||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м |
ЗАДАЧИ
- содействовать формированию правильной артикуляции звуков в определенной последовательности;
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Улучшение результатов диагностик развития речи.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц | Нед. | Тема | Цель | План занятия | Содержание |
Сентябрь | I | Звук и буква А | Закрепление артикуляции звука [А]. | Знакомство с буквой А. | Называние и показ буквы, звука, его классификация (гласный, согласный и пр.). Придумать на что похожа буква. |
Придумывание слов со звуком «А» в начале. | Назвать слова начинающиеся с А | ||||
Слоговое лото. | Составить слова со слогами АР, АН, АЗ, АЛ | ||||
Игра «Зеркало». | Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйте водящего. | ||||
Упр. «Найди все буквы А и подчеркни». | На листе бумаги напечатаны разные буквы. Нужно найти все А и подчеркнуть или обвести их. | ||||
Дыхательные упражнения. | «Часики» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз. «Трубач» Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз. | ||||
Чистоговорки. | А-а-а-шире ротик, детвора. А-а-а-у меня болит нога. А-а-а во дворе детвора | ||||
Загадки. | Листья клёна пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи. (Август) ❖ К какому времени года относится этот месяц? ❖ Назовите все времена года. ❖ Назовите ударный слог в слове-отгадке. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автобус) Это старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома — Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) | ||||
II | Звук и буква С | Закрепление артикуляции звука [С]. | Артикуляционные упражнения «Горка», «Заборчик», «Сдуй бумажку», «Насос». | «Горка»Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. Кончик языка в зубки упирается, «Заборчик»Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Наши губки улыбнулись, «Сдуй бумажку с ладошки» - широкий распластанный язык лежит на нижней губе, на ладошке лежит бумажка, ладошка на уровне подбородка. Спокойный глубокий вдох носом – сильный выдох ртом. «Насос» Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс… " Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная. С братом мы возьмём насос – Будет праздник для колёс: Подкачаем шины Папиной машины. | |
Знакомство с буквой С. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов со звуком «С» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Пальчиковая игра «Свинки». | Свинка Ненила (хлопают в ладоши) Сыночка хвалила (поглаживают себя по голове): - То-то хорошенький! (Поглаживают кисти правой руки.) То-то пригоженький! (Поглаживают кисти левой руки.) Ходит бочком (ребром ведущей руки ведут по столу), Хвостик крючком (показывают указательные пальцы обеих рук), Нос пяточком (ставят кулачок на кулачок и на нос). | ||||
Чистоговорки. | Са-са-са – вот летит оса. Са-са-са - в норе живет лиса. Су-су-су - заплету косу. Сы-сы-сы - у сома усы. Со-со-со – у Сони колесо. Ас-ас-ас – я пью квас. Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос. Ис-ис-ис – я ем рис. Аска-аска – у Сони маска. Си-си-си – сено принеси. Ась-ась-ась – плывет карась | ||||
Игра «Найди заданный цвет». | Найти в кабинете (на картинке) цвет, название которого начинается на С (синий, сиреневый, салатный) | ||||
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе. | ||||
Психогимнастика «Сова». | Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит, В. это время дети начинают бегать и. прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар». | ||||
III | Звук и буква З | Закрепление артикуляции звука [З]. | Артикуляционные упражнения «Горка», «Заборчик», «Лети бабочка». | «Горка»Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. Кончик языка в зубки упирается, «Заборчик»Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Наши губки улыбнулись, «Лети, бабочка!» Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки. | |
Знакомство с буквой З. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов со звуком «З» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Пальчиковая игра «Зайка». | ЗАЙКА Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки - Вот, вот, вот! руки за спиной Зайка, зайка, где твой нос? хлопки - Вот, вот, вот! показать нос Зайка, зайка, лапы где? хлопки - Вот, вот, вот! показать руки Зайка, зайка, ушки где? хлопки - Вот, вот, вот! показать ушки | ||||
Чистоговорки. | За-за-за – вот идет коза. За-за-за - вот летает стрекоза. За-за-за - у куклы синие глаза. Зу-зу-зу - накормлю козу. Зу-зу-зу – не боюсь козу. Зы-зы-зы – нет козы. Зы-зы-зы - у меня две козы. Зя-зя-зя – мы видели язя. Зи-зи-зи – резину привези. | ||||
«Где спрятались игрушки?». | Взрослый прячет игрушку. Ребенку нужно по инструкции пройти заданное количество шагов в нужном направлении, чтобы найти игрушку (пример: пройди 10 шагов вперед, повернись направо). | ||||
Игра «Кто позвал?» | Один ребенок стоит спиной к другим. Ему нужно определить, кто из детей его окликнул. | ||||
IV | Звук и буква Ц | Закрепление артикуляции звука [Ц]. | Артикуляционные упражнения «Кто дальше загонит шар», «Трубочка», «Загони мяч в ворота», «Горка». | «Трубочка» «Горка»Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. «Загнать мяч в ворота" Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. "Кто дальше загонит мяч" | |
Знакомство с буквой Ц. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов со звуком «Ц» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Кто во что одет?» | Детям предлагается внимательно посмотреть друг на друга и запомнить одежду. После этого один ребенок поворачивается спиной к другим и отвечает на вопросы (Кто надел синюю юбку? У кого на футболся нарисована кошка? И пр.) | ||||
Чистоговорки. | Ца-ца-ца – вот идет овца. Ца-ца-ца - дождик льется без конца. Цу-цу-цу – не боюсь овцу. Цы-цы-цы – нет овцы. Цо-цо-цо – мы вымыли лицо. Ец-ец-ец – мы ели огурец. Ац-ац-ац – у меня матрац | ||||
Игра «Цапли, лошадки, рыбы». | Дети идут под музыку по кругу. По команде ведущего нужно показать нужное движение. Цапли – летят, машут руками. Лошадки цокают языкам, подпрыгивают на месте. Рыбы – показывают плавающие движение руками. Детям нужно быть внимательнее, так как ведущий показывает не то движение, что называет. Нужно ориентироваться на слова, а не на действия. | ||||
Дыхательные упражнения. | «Ветерок» «Ветерок дует в ямку» — дуть в середину ладони: сначала одной руки, затем другой руки и двух соединенных рук (в« большую ямку »).
«Ветерок дует на листики (снежинки)» — дуть на пальцы — «листики летят» — шевелить пальцами. «Ветерок дует вдоль дорожки» — дуть на ладонь, ведя воздушной струей от запястья к кончикам пальцев. «Ветерок скатывается с горки» — дуть на тыльную сторону кисти, ведя воздушной струей от запястья к кончикампальцев. «Ветерок-художник» — рисовать на кистях рук воздушной струей любые линии и фигуры (горизонтальные, вертикальные; круги, квадраты, треугольники; шарики, домики и т. д.). | ||||
Октябрь | I | С,З,Ц У | Дифференциация свистящих звуков [ С,З,Ц] Закрепление артикуляции звука [У]. | Знакомство с буквой У. | См. Сентябрь I |
Придумывание слов со звуком «У» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | По инструкции ведущего придумать слова на заданную букву в указанном месте. | ||||
Упражнения на изменения силы голоса, интонации. | Произнести фразу «Вот и осень пришла» громко, тихо, по слогам, пропеть, весело, грустно, испуганно, удивленно. | ||||
Закончи двустишия. | Щиплет травушку коза, Косит травушку … (коса) На столе лежала сайка, А по лесу бегал… (зайка) Лиза пробовала суп, Заболел у Лизы… (зуб) | ||||
Договори слог. | Бу… (сы) Бере…(зы) Кон…(цы) Ко…(са, за) Кури…(ца) Ро…(са,за) Кра…(са) Та…(зы) | ||||
Повторить слова по парам, назвать отличающийся звук. | Роза-роса Коза-коса Лиза-лиса Зуб-суп Зайка-сайка Зима-сима Зев-сев | ||||
Чистоговорки | Зу-зу-зу – мы увидели козу. Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса, Ур-ур-ур – не гоняй кур. Ца-ца-ца - дождик льется без конца. Цу-цу-цу – не боюсь овцу. Цы-цы-цы – нет овцы. Цо-цо-цо – мы вымыли лицо. | ||||
II | Звук и буква И | Закрепление артикуляции звука [И]. | Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Мышка». | «Улыбка» «Мышка» Губы в улыбке. Приоткрыть рот и произнести "иии". | |
Знакомство с буквой И. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов со звуком «И» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Покажи и назови предмет, в названии которого есть звук И». | На картинке показать и назвать предмет, в названии которого есть звук И | ||||
Упражнение на изменение тембра голоса. | Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: Ииииии иииииooooooo | ||||
Игра «Кто во что одет? | См. Сентябрь IY | ||||
Чистоговорки. | И-И-И – мы домой пошли Ину-ину-ину – позови Марину Ик-ик-ик – я одел парик | ||||
Психогимнастика. | Этюд «Сказочный лес» Звучит музыка «Звуки леса». Закройте глаза и представьте лес, в котором круглый год лето. Прислушайтесь, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, недалеко от вас журчит звонкий ручеек. На деревьях в этом лесу растут конфеты. На полянках много земляники. Откройте глаза. Вам понравилось в этом лесу? Покажите свое настроение. (мимика детей) | ||||
III | Звук и буква П | Закрепление артикуляции звука [П]. | Знакомство с буквой П. | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов со звуком «П» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Загадки. | Проживает в странах жарких, А в нежарких — в зоопарках. И спесив он, и хвастлив, Потому что хвост красив. Им любуется он сам И показывает нам. (Павлин) Где мы можем увидеть павлина? Что самое красивое у павлина? Почему павлина называют спесивым и хвастливым? В магазин сейчас пойду, Всё, что нужно мне, куплю. Только если сумки нет, Надо мне купить .... (Пакет) Твои помощники — взгляни — Десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они Работы не боятся. (Пальцы) Сколько слогов в слове-отгадке? Для чего используют пакеты? Я по воздуху летаю, С облаков народ спускаю. Дорожит тот крепко мной, У кого я за спиной. (Парашют) Что такое парашют? | ||||
Пальчиковая игра «Семья». | пальчиковая игра «Семья» (В начале игры сжали ладошку в кулачок, можно показывать на себе или помогать ребенку). Этот пальчик — дедуля, (выпрямить большой палец) Этот пальчик — бабуля, (выпрямляем указательный) Этот пальчик — папочка, (выпрямляем средний) Этот пальчик — мамочка, (выпрямляем безымянный) А этот пальчик — Анечка (вставляете имя своего малыша, разгибаете мизинец) Вместо разгибания можно загибать или просто массировать пальцы. | ||||
Игра «Что изменилось» (с определением месторасположения игрушки». | Раскладывают в ряд 8-10. Ребенок запоминает их расположение и отворачивается. Ведущий меняет игрушки местами или прячет одну. Ребенок повернувшись должен сказать что изменилось и где стояла игрушка (пример: пропала мышка. Она стояла справа от рыбы). | ||||
Дыхательные упражнения. | «Трубач» Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз. «Пузырики» «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз. | ||||
Чистоговорки. | По-по-по – песню пой. | ||||
IV | Звук и буква Б | Закрепление артикуляции звука [Б]. | Знакомство с буквой Б. | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов со звуком «Б» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Разгадывание кроссворда. | Рисуются клетки и называется задание. Музыкальный инструмент (барабан). Домашнее животное (баран) Фрукт (банан) Дерево (береза). | ||||
Игра «Слоговое лото». | Бу…(кет) Ба…(тон) Бу…(сы) Би…(нокль) Бе…(реза) Ба…(нт) | ||||
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | На сильную долю музыкального сопровождения — | ||||
Игра «Найди предметы среди линий». | В зашумленной картинке найти все предметы | ||||
Чистоговорки. | Бо-бо-бо – большой забор. Ба-ба-ба, ба-ба-ба — у верблюда два горба. Аба, аба, аба — ускакала жаба. Бе-бе-бе, бе-бе-бе — куплю шарик я себе. | ||||
III | Звук и буква М | Закрепление артикуляции звука [М]. | Знакомство с буквой М. | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов со звуком «М» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Доскажи словечко». | Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной…(медведь) Стоят напротив Два села. Меж ними речка Пролегла. Над этой речкой, В полный рост, Давно стоит Красивый …(Мост) Мальчонка, Кепка набекрень, Бурёнку пас В лугах Весь день. Бурёнка парня Вечерком Парным поила…(Молоком) | ||||
Прослушать рассказ и повторить слова, которые начинаются со звука «М». | Однажды у буквы «М», которая всегда всем помогала и лечила, и любила, – однажды у неё закончился мёд, который она всегда клала в тёплое молоко. Делать нечего, нужно идти в лес к пчёлам, это ведь они делают такой вкусный мёд, если ты ещё не знаешь. Они собирают вкусную цветочную пыльцу, нектар и делают из них мёд. Буква «М» собралась и рано-рано вышла из дома и пошла в – М-м-м, м-м-м, м-м-м, – и кушала по пути малину. В лесу было очень много малины, и такой вкусной! Буква «М» совсем забыла о том, зачем она шла в лес, она только клала себе в рот ягодку за ягодкой и уходила в лес всё дальше и дальше… И вдруг, прямо перед ней оказался медведь! Он тоже ел малину и они случайно взялись за одну ягодку. – Ой-ой-ой! Мама! Мамочка! – испугалась буква «М». – Ай-ай-ай! Мама! Мамуля! – испугался мишка. Но потом буква «М» успокоилась, так как она ведь ко всему была ещё очень мудрая, и она спокойно спросила мишку: – Мишка, а ты меня не съешь? – А ты кто? – спросил Миша. – Я буква «М». – Буква? – мишка почесал за своим ухом. – Нет, буквы я не ем. Я их даже не читаю. Вот! Я ем только малину и мёд! – Ура! – расслабилась буква «М». – Спасибо. Так значит ты ешь мёд? А где ты его берёшь? Мне как раз очень-очень нужен мёд. – Ну, если очень-очень, то я могу тебе показать, где живут пчёлы. Только они кусаются. – Молодец! Ура! – радостно воскликнула буква «М». – А с пчёлами уж я договорюсь. М-м-м, м-м-м, м-м-м М-м-м, м-м-м, м-м-м М-м-м, м-м-м, м-м-м И мишка пошёл показывать букве «М», где живут пчёлы. Они вышли к большому дереву, где было большое дупло, и там, внутри, гудели пчёлы. – Ну, я пошла. – и буква «М» скрылась в дупле. – Ой! – только и успел крикнуть мишка и от страха закрыл лапами глаза. А буква «М» тем временем очень вежливо попросила у пчёлок мёда для больных буковок, для мальчиков и девочек. И пчёлки, конечно-же, выделили ей мёд из старых запасов. Довольная, с мёдом, буква «М» вылезла из дупла и подошла к мишке, который так и сидел с закрытыми от страха глазами. – Что с тобой?– спросила буква «М». – Ой! – он убрал лапы и открыл глаза. – Ты тут? Тебя что, совсем не покусали? – Нет, конечно, глупенький мишка! Пчёлки ведь очень мудрые существа, и очень добрые. Иначе разве могли бы они делать такой чудесный продукт, как мёд? – И то, правда, – улыбнулся мишка. И буква «М» угостила мишку мёдом. А потом он помог ей выйти из леса домой и донести весь мёд. | ||||
Пальчиковая игра «Мышка». | Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками) В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками. | ||||
Игра на ориентировку в пространстве «Где спряталась мышка?». | Аналогично игре «Где спрятались игрушки?». | ||||
Чистоговорки. | Ма-ма-ма – я сама. | ||||
IV | П,Б,М | Дифференциация губных звуков [ П,Б,М] | Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | ||
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | Напрячь плечи, затем по команде ведущего расслабить их. То же проделать с руками, ногами | ||||
Чистоговорки. | Ми-ми-ми – меня за руку возьми. Об-об-об — в огороде растет боб. Би-би-би, би-би-би — в трудном деле подсоби. Пы-пы-пы – вытри пыль. | ||||
Повторить слова парами. | Бас-пас Бух-пух Папа-мама Банка-манка Пушка-мушка Палка-балка Бочка-почка Пашня-башня | ||||
Упр. «Произнесите слог БА, Ма или ПА, чтобы правильно составить слово. | Жа…(ба) Ре…(па) МА…(ма) Тум…(ба) Лам…(па) Вер…(ба) Шу…(ба) Лу…(па) | ||||
Прослушать стихотворение и выбрать предмет на картинке, в названии которого есть заданный звук. | (6. С. 186-187) | ||||
Ноябрь | I | Звук и буква О | Закрепление артикуляции звука [О]. | Знакомство с буквой О. | См. Сентябрь I |
Придумывание слов со звуком «О» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Отвечай на букву О». | Какой цвет ты любишь? Что плывет по небу? Что выросло на грядке? Как зовут девочку? Что надела бабушка? | ||||
Психогимнастика. | Этюд «Друзья поссорились» Но в этот лес пришли два мальчика. Они увидели много земляники и стали ее рвать. Они так быстро ее рвали, что не заметили как стали ссориться из-за того кому больше ягод достанется. Они стали кричать дуг на друга. Они шумели на весь лес и все животные спрятались. Дети давайте станем по парам и покажем как мальчики сердятся (мимика, пантомимика). | ||||
Дыхательные упражнения. | «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз. | ||||
Чистоговорки. | Од-од-од, од-од-од — лучший праздник — Новый год! Оз-оз-оз — едет паровоз. Ок-ок-ок — я хожу в кружок. Ол-ол-ол — мы забили гол. | ||||
I I | Звук и буква Н | Закрепление артикуляции звука [Н]. | Знакомство с буквой Н. | См. Сентябрь I | |
Артикуляционные упражнения «Качели», «Гармошка», « Приклей конфетку ». | «Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «Гармошка» Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.). | ||||
Придумывание слов со звуком «Н» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Нарисовать предметы на листе бумаги в заданном порядке. | Нарисовать облако, очки, озеро, молоко, дождь, собаку, огурец | ||||
Игра «Чего не стало?» | Аналогично игре «Что изменилось» (с определением месторасположения игрушки». | ||||
Чистоговорки. | Но-но-но – у нас темно. | ||||
III | Звук и буква Т | Закрепление артикуляции звука [Т]. | Артикуляционные упражнения «Силач», «Иголочка», «Пулемет». | «Силач» Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
Язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с. «Пулемёт» Улыбнуться, растянуть широко губы ( зубы хорошо видны) С силой упираться кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами, произнося быстро и длительно:т-т-т-т | |
Знакомство с буквой Т. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов со звуком «Т» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Слоговое лото». | Тап…(ки) Та…(нец, ня, рас, кси, кса) Те…(мно, мнота) Ти…(на, гр, шина) То…(чка, тно, же) | ||||
Назови 5 имен на букву Т. | Дети придумывают и называют | ||||
Загадки. | Что за дивная собака! Не найдёшь длинней, однако. (Такса) Какова особенность породы данной собаки? Есть у нас в квартире Волшебное окно, Что происходит в мире, Покажет нам оно. (Телевизор) Без языка говорит, Без ушей слышит. (Телефон) Ты за ней, а она от тебя. Ты от неё, а она за тобой. (Тень) Можно ли убежать от своей тени? | ||||
Чистоговорки | Та-та-та – поймай кота. | ||||
IV | Звук и буква Д | Закрепление артикуляции звука [Д]. | Артикуляционное упражнение «Дятел». | «Дятел» Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с. | |
Знакомство с буквой Д. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов со звуком «Д» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Придумай предложение с заданным словом (по памяти назови все слова). | Слова: диван, дача, дом, дым, дракон, думал, дерево, дрова, дул, Дима. | ||||
Игра «Волшебная цепочка». | Ведущий называет любое слово, а игроки должны придумать слова, которые бы начинались с последней буквы. Например, ведущий говорит: «рак». Игроки: придумывают слова на К и т.д. | ||||
Чистоговорки | Ду-ду-ду – домой пойду. | ||||
Декабрь | I | Т,Д,Н | Дифференциация переднеязычных звуков [Т,Д,Н] | Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | |
Скороговорки. | Дом у дуба, дуб у дома. От топота копыт пыль по полю летит. Нашего непоседы ни дома, ни у соседа, ни у соседа, ни дома не найдешь | ||||
Чистоговорки. | На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна. | ||||
Дыхательные упражнения. | «Часики» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз. | ||||
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | 1. «Хлоп, хлоп - спрятали». На громкое звучание музыки, ребёнок идёт по кругу, хлопая в ладоши, на тихое звучание – останавливается, прячет руки за спину. 2. «Оловянные солдатики и тряпичные куклы». Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как «тряпочки». 3. «Цветочек завял - цветочек растёт». Ребёнок сидит на корточках, голова и руки опущены (цветочек завял). Голова поднимается, расправляются плечи, руки вверх и в стороны – вырос цветочек, расцвёл. | ||||
Игра «Хлопни, когда слово начинается на звук…» | Ведущий просит хлопнуть, если в слове есть звук Т(Д,Н) и перечисляет слова. Ребенок хлопает, если в слове есть заданный звук. | ||||
II | Звук и буква В | Закрепление артикуляции звука [В]. | Артикуляционные упражнения «Кролик», «Заборчик» | «Заборчик» «Кролик» | |
Знакомство с буквой В. | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Куда спрятались звери?» | Ведущий показывает картинку с наложенными друг на друга изображениями животных. - С кем мы можем встретиться в лесу? Давайте поиграем со зверями в прятки. - Звери будут прятаться за…(сугроб, елку) -Выглядывать из-за … - Куда спрятался волк? -Откуда выглядывает волк? - За кого спряталась лиса? | ||||
Придумывание слов со звуком «В» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Чистоговорки. | Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. | ||||
Кроссворд. | Задания для кроссворда: Напиток (вода) Дикое животное (волк) Ягода (вишня) Фрукт (виноград) Посуда (вилка) | ||||
По указанной схеме нарисовать предметы на листе бумаги. | Нарисовать в центре листа круглый стол. Слева от стола – шкаф. Справа от стола –кровать. Перед шкафом кота. Под столом – ведро. | ||||
III | Звук и буква Ф | Закрепление артикуляции звука [Ф]. | Знакомство с буквой Ф. | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов со звуком «Ф» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Дотронься до…». | Дотронься до предметов желтого (красного и пр.) цвета. До стеклянных (деревянных и пр.) предметов | ||||
Игра «Волшебная цепочка». | См. ноябрь IY | ||||
Придумать и запомнить предложения с заданными словами. | Ведущий называет по 2-3 слова. Дети придумывают предложения. Всего называется 10-14 слов. Затем дети называют слова, с которыми они составляли предложения | ||||
Чистоговорки. | Фа-фа-фа — в углу стоит софа. Офта-офта-офта- порвалась кофта Аф-аф-аф — в замке живет граф. Арф-арф-арф – есть у Ани красный шарф | ||||
IV | В,Ф | Дифференциация губно-зубных звуков [В,Ф] | Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | ||
Дыхательные упражнения. | «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
ИП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
| ||||
Чистоговорки. | Фе-фе-фе — он живет в Уфе. Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе. Ву-ву-ву – лови сову. | ||||
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | «Легкие и тяжелые руки» Вначале плавно поднимать руки вперед и назад до уровня плеч и опускать их за спину. Затем покачивание сжатыми в кулаки руками вперед и назад до уровня плеч, пружиня коленями. И.п. - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова, корпус, подгибаются колени. | ||||
Психогимнастика. | Все участники садятся в круг. Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)». Ведущий несколько раз показывает группе то или иное количество пальцев. Вначале лучше показывать 5-7 пальцев, в конце — 1-2. Упражнение «Растения оживают» И. п. – ноги вместе, руки вдоль туловища, голова опущена. 1 – поднять прямые руки перед собой вверх, посмотреть вверх, посмотреть вверх. 2 – И. п. то же на 3-4. Упражнения «Лёжа на траве» И. п. – лёжа на животе, опереться на локти, подбородок держать ладонями. 3 – согнуть правую ногу, повернуть вперёд голову, посмотреть на ногу. 4 – И. п. То же в левую сторону. | ||||
Игра «Клад». | На листке рисуют стрелки (направления) и цифры (количество шагов, которое нужно пройти). С помощью педагога дети расшифровывают схему и находят клад. | ||||
Игра «Запомни и нарисуй» | Педагог перечисляет 7-9 слов. Дети схематически их рисуют и запоминают. | ||||
Январь | I II | Звук и буква Ё | Закрепление артикуляции звука [Ё]. | Знакомство с буквой Ё | См. Сентябрь I |
Придумывание слов со звуком «Ё» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | |||||
Слоговой аукцион | Назвать действия. Да…(ёт) Бе…(рёт) Жи…(вёт) Ве…(зёт) И…(дёт) и пр. | ||||
Придумай рифму к слову | Ёжик Поёт Ёж | ||||
Словоизменение приставочным способом | Воду в стакан можно (налить). Из стакана (вылить). Из стакан в стакан (перелить). Мимо стакана (пролить). В раковину (вылить) | ||||
Изменение интонации | Произнести предложения «Мы идем гулять» с разной интонацией (удивленно, грустно, весело, задумчиво и т.п.) | ||||
Подбери синонимы | Подобрать синонимы к словам (морозно, тепло, чисто, огромный) | ||||
IY | Ю | Закрепление артикуляции звука [Ю]. | Знакомство с буквой Ю | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов со звуком «Ю» в начале. | См. Сентябрь I | ||||
Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | |||||
Дыхательные упражнения. | «На турнике» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—-4 раза. Для большей эффективности упражнений необходимо приобрести турник. «Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м». | ||||
Найти изображения в зашумленной картинке | Детям дается зашумленная картинка с 10 предметами. Нужно перечислить все предметы. | ||||
Составление рассказа с заданными словами | С детьми обговариваются условия составления рассказа (последовательность). Называются слова: Юля, юбка, юла, юг, верблюд, люлька, хрюшка. Дети составляют разные рассказы. | ||||
Игра «Волшебная цепочка». | См. ноябрь IY | ||||
Раздели на группы | Показываются 10 картинок. Дети делят картинки на группы и объясняют почему они выделили такие группы. Затем картинки убираются. Ребенок называет группу и ее состав. Так пока все картинки не будут названы. | ||||
Февраль | I | К | Закрепление артикуляции звука [К]. | Знакомство с буквой К | См. Сентябрь I |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Упр. «Повтори цепочку слогов» | Ка-ку-ик-ко-ке УК-кра-ки-ко-аки Ика-ок-ке-ким-ку | ||||
Игра «Назови ласково» | Дом-домик Стол-столик и.т.п. | ||||
Игра «Самый-самый» | использование превосходной степени – красивый – красивейший Слова: большой, холодный, грязный, умный | ||||
Придумать предложения с 2 словами начинающимися на звук К | Предложения могут быть разными, в том числе и фантастическими | ||||
Игра «Чей хвост» | У кошки хвост – кошачий У лисы …(собаки и т.п.) | ||||
II | Г | Закрепление артикуляции звука [Г]. | Знакомство с буквой Г | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Психогимнастика. | Представьте себе, что вы идете босиком по песку. Постарайтесь закопаться пальцами ног в песок. Теперь высвободите ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно. Вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит вам на животик. Приготовьте животик и напрягите его изо всех сил. Слоник ушел, можно расслабить животик. Превратитесь в ленивого кота, который медленно потягивается. Поднимите руки высоко над головой и вытяните их. Поднимите плечи и подвигайте руками. Теперь расслабьте плечи. | ||||
Упражнение «Подбор синонимов» | Подобрать синонимы к словам: грязный, нарядная, аккуратный, блестящий, вкусный. | ||||
Игра «Кто что делает» | Ведущий говорит: «Что делает собака (гусь, человек). Нужно назвать как можно больше глаголов. | ||||
Игра «Скажи наоборот» | Использование приставок – принести – унести - открыть – закрыть и т.п. | ||||
Запомни слова с помощью приема группировки | См. Январь IY | ||||
Установи последовательность событий | Разложить правильно 3-4 последовательные сюжетные картинки и составить рассказ | ||||
III | Х | Закрепление артикуляции звука [Х]. | Знакомство с буквой Х | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Дыхательные упражнения. | «Летят мячи» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз. «Маятник» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Повторить 3—4 наклона в каждую сторону. | ||||
Работа со счетными палочками | Три спички лежат на столе. Как переместить среднюю спичку на край, не трогая ее? | ||||
Игра «Определи». | Определение значения – тяжелая работа, тяжелая болезнь и пр. | ||||
Игра « Да и нет не говорите» | Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке. На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только — чёрного и белого не брать, «Да» и «нет» не говорить! | ||||
Упр. «Какой по счету предмет на схеме?» | Дети под диктовку рисуют предметы и фигуры по очереди. После отвечают на вопросы: - какой первый предмет? - средний? - последний? - 4-й и т.п. | ||||
IV | К,Г,Х | Дифференциация заднеязычных звуков | Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | ||
Графический диктант | Две клетки вверх. Одну направо. Две вниз. Две направо. Две клетки вверх. Одну направо. Две вниз. Две направо. Продолжите рисунок. | ||||
Упр. «Подбор антонимов» | Большой – Здоровый- Светло- Мокро- Широко- Высокий- Жарко – и пр. | ||||
Игра «Угадай по действиям» | Кто прыгает, плавает, квакает и т.п. | ||||
Психогимнастика. | Сказочная планета Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук, тук, тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца, кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Воспитатель предлагает детям послать сказочной планете немного света и тепла, и, может быть, она оживет (руки вынести вперед, кисти рук вертикально). | ||||
Упр. « Сочиним сказку с заданными героями» | Обговорить с детьми какие герои будут в сказке, что они будут делать и составить рассказ. | ||||
Упр. « Цепочка действий» | Педагог показывает цепочку действий (3-4). По команде дети повторяют цепочку. Можно дать 4 цепочки. | ||||
Март | I | Ш | Закрепление артикуляции звука [Ш]. | Знакомство с буквой Ш | См. Сентябрь I |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Дыхательные упражнения. | «Ветер» Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза. «Радуга, обними меня» Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Повторить 3-4 раза. | ||||
Чистоговорки. | Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша. | ||||
Запомни слова с помощью приема разбивания по парам | Педагог говорит 10 слов. Дети разбивают их на пары и объясняют свой выбор. Затем повторяют все пары слов. | ||||
Игра «Какое варенье» | Из вишни – вишневое Из сливы – сливовое и т.п. | ||||
Игра «Буква потерялась» | …ум (шум) Мы…ка (мышка) Ко…ка (кошка) Ка…а (каша) и т.п. | ||||
II | Ж | Закрепление артикуляции звука [Ж]. | Знакомство с буквой Ж | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Угадай по прилагательным» | Зеленая, мокрая, прыгучая (лягушка) Маленькая, серая, шустрая (мышь) и т.п. | ||||
Дыхательные упражнения. | «Горох» Что-то спряталось на дне, Но пока не видно мне. На горох подую я И скажу, что там, друзья. На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка – раздуть горох с середины и увидеть картинку. Дышим тихо, спокойно и плавно Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. | ||||
Чистоговорки. | Жу-жу-жу, жу-жу-жу | ||||
Психогимнастика. | Этюд «Обиженная лиса» Дети посмотрите, вот за этой елочкой сидит лиса. Она обиделась на ежа. Я подойду к ежу и узнаю в чем дело! Психолог подходит к ежу и слушает, что шепчет ей на ухо еж. Дети еж мне рассказал, что лиса хвастается перед белочкой и ежом. Я самая красивая. Я самая умная. Я самая добрая. Я самая заботливая. Белочка заплакала и убежала. Тогда еж сказал ей, что белочка тоже красивая, умная, добрая и заботливая. Лиса рассердилась и хотела забрать у белочки ее орешки, а еж за белочку заступился. Он распушил свои колючки и тем самым отпугнул лису. А лиса обиделась. Дети скажите, как поступила лиса? Почему она забрала орешки у белочки? А как поступил еж? Какими качествами обладает лиса и еж? Дети давайте проиграем эту историю по ролям. Дети одевают маски лисы, ежа и белочки и разыгрывают эту историю с помощью феи. | ||||
Словообразование | Кофе варит – кофеварка Сам варит – самовар Пар ходит – пароход Сам катит – самокат и пр. | ||||
Упр. « Вспомни и покажи» | По аналогии с упр. « Цепочка действий», только показываются действия. | ||||
III | Ч | Закрепление артикуляции звука [Ч]. | Знакомство с буквой Ч | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Психогимнастика. | «Кустики» Дети давайте теперь сядем, ноги подожмем под себя, так как это делаю я. Звучит музыка «Звуки леса». Я взмахну палочкой, и вы превратитесь в кустики, которые выросли в этом лесу. Подул ветерок и кустики стали покачиваться. Ветерок стих и на вашу веточку (правая рука) села бабочка – стряхните ее. Бабочка перелетела на другую веточку (левая рука) – стряхните ее. А теперь закройте глаза и представьте, что ваш кустик зацвел. На кустике стали появляться необыкновенные цветы с очень приятным запахом. И вами любуются все обитатели леса. А теперь откройте глаза. Я взмахну палочкой и вы превратитесь в детей. Теперь пора попрощаться нам с лесными жителями. До свиданье! Мне очень понравилось с вами, мои помощники. Вы дружные, смелые, сильные. До следующей встречи! | ||||
Упр. «Подбор синонимов» | Слова: дружно, высоко, горький, жадный, злой | ||||
Упр. «Повтори цепочку слогов» | Ач-ча-чу-уч-точ Чу-чи-чо-еч-оч Чич-оч-чё-доч-чов Ноч-соч-уча-ача-ча | ||||
Кроссворд. | Слова: Цыфра – четыре. Цвет – черный. Посуда – чайник. Птица – чайка. | ||||
Работа со счетными палочками ( Решить задачу и разложить в указанном порядке) | Из 12 палочек выложить 2 квадрата. переложить 5 палочек, чтобы получилось 2 квадрата | ||||
IV | Щ | Закрепление артикуляции звука [Щ]. | Знакомство с буквой Щ | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | |||||
Упр. « Точки» (соединить точки по указанной схеме) | Соедини левый нижний угол с серединой верхней стороны. Затем с правым нижним углом. С серединой квадрата. | ||||
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | «Кощей бессмертный". Исходное положение – стоя или сидя на полу на коленях и на пятках, руки разведены в стороны. Затем руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими ногами и головой. | ||||
Игра «Опиши предмет, используя только прилагательные» | Пример: круглый, резиновый, упругий, прыгучий (мяч). | ||||
Психогимнастика. | «Сонный котенок». Предложите дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки на несколько секунд. «Уставший пес». Предложите ребятишкам показать уставшего пса. Пусть немного наклонятся и пройдут наклоненными по кругу. Ноги должны почти не отрываться от пола, голова опущена. Затем пес садится и засыпает. «Непослушный Саша». В нем участвуют три ребенка. Саша не хочет слушаться маму, Саша капризный и очень упрямый. Саша идет с полотенцем купаться. Папа собрался с сыночком гулять, Саша быстрей собирается спать. Когда же их мальчик послушнее станет. | ||||
Кто больше придумает слов | Кто больше придумает слов со звуком Щ | ||||
Игра « Дорисуй» | Из линий дорисовать предметы, животный и пр. | ||||
Апрель | I | Закрепление артикуляции звука [Й]. | Знакомство с буквой Й | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Составь слово» | Из букв составить слово. Буквы представляются в произвольном порядке | ||||
Игра «Чей лист» | У осины – осиновый. У березы – березовый и т.п. | ||||
Упр. «Назови все предметы в зашумленной картинке» | Детям дается зашумленная картинка с 14 предметами. Нужно перечислить все предметы. | ||||
Запомни слова с помощью составления рассказа | Педагог перечисляет 14-16 слов. Дети составляют со словами рассказ. После называют слова. | ||||
Графический диктант | 1 клетка вверх. 1 – вправо. 1 – вверх. 1 – влево. 1 – вверх. 3 – вправо. 1- вниз. 1 – влево. 1 – вниз. 1- вправо. 1 – вниз. 1 – вправо. Далее продлжить рисунок самому. | ||||
II | Э | Закрепление артикуляции звука [Э]. | Знакомство с буквой Э | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Игра « Найди ошибки» | Педагог говорит фразы, а дети находят ошибки. Пример – летом дети лепили снеговика. | ||||
Психогимнастика. | Этюды «Даша и кукла Катюшка» и «Вова и щенок» предназначен для показа одним ребенком. Пусть все девочки по очереди побывают в роли Даши, а мальчики – в роли Вовы. Куклу подарили Даше, — Вове щенка подарили — он рад! | ||||
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | «Заводные зайцы». «Зайцы» стоят незаведенные, слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Дети имитируют игру на барабане. Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение. | ||||
Упр. «Подбор синонимов» | Слова: удивиться, разозлиться, загрустить, обрадоваться, вредничать. | ||||
Упр. «Расшифровать слово на схеме». | На схеме представлены буквы и указан порядок их расстановки. А Р П А Т (парта) 2 3 1 5 4 | ||||
Игра « Каждой вещи свое место» | Под диктовку педагога нарисовать предметы (справа от, слева от, под, над, рядом с…) | ||||
III | Е | Закрепление артикуляции звука [Е]. | Знакомство с буквой Е | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Игра «Опиши предмет, используя только прилагательные» | См. март IY | ||||
Психогимнастика. | Выливание из кувшинчика Все, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. | ||||
Упр. «Повтори цепочку слогов» | Ер-ен-не-пе-еда Аде-ека-ве-ме-аме Уме-не-ева-еле-уке Ке-пе-апе-те-оте | ||||
Кроссворд. | Слова: Животное – енот. Имя мальчика – Егор. Имя женщины – Елена Детеныши ежа – ежата. | ||||
Упр. «Послушай и воспроизведи» | Запомнить и повторить 7-10 слов. | ||||
IV | Я | Закрепление артикуляции звука [Я]. | Знакомство с буквой Я | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | |||||
Игра « Да и нет не говорите» | См. Февраль III | ||||
Игра «Продолжи слово по слогам» | Яб…(локо) Ях…(та) Яще…(рица) Ва…(ля, ся) Ля…(ля) О…(ля) | ||||
Упр. «Продолжи ряд по возрастанию» | Травинка-цветок-куст- дерево Капля-лужа-озеро-река-море-океан Мышь-кот-собака-лев-слон и т.п. | ||||
Игра «Рифмы» | Придумать рифмы к словам: Оля, Яша, ясень. | ||||
Игра «Путаница» | Дети берутся за руки и вслед за педагогом переступают через руки, обходят детей, запутываясь. Затем в том же порядке распутываются. | ||||
Упр. «Запомни и нарисуй» | Посмотреть на рисунок, запомнить и по памяти нарисовать. После выставляется образец для сравнения, вносятся исправления. | ||||
Май | I | Ы | Дифференциация переднеязычных звуков Закрепление артикуляции звука [Ы]. | Знакомство с буквой Ы | См. Сентябрь I |
Придумывание слов с заданным звуком | См. Сентябрь I | ||||
Упр. «выложи картинки в указанном порядке» | Показывается и убирается образец. Нужно выложить 12 картинок в указанном на образце порядке. | ||||
Дыхательные упражнения. | «Паровоз» | ||||
Игра «Назови ласково» | Книга – книжечка Кружка- кружечка Мышь – мышка и т.п. | ||||
Запомни слова с помощью составления рассказа с заданными характеристиками героя | Обсуждают какой должен быть герой, что он будет делать в рассказе. Педагог перечисляет 14 слов. Дети составляют со словами рассказ. После называют слова. При анализе обращают внимание на то, соответствовал ли персонаж заданным характеристикам. | ||||
Игра «Зеркало» | Ребенок ведущий показывает движения, остальные - повторяют | ||||
II | Р | Закрепление артикуляции звука [Р]. | Знакомство с буквой Р | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Упр. «Подбери противоположный по смыслу предмет» | Пух …(гиря) Солнце…(снег) и т.п. | ||||
Чистоговорки. | Ри-ри-ри – на орехи посмотри. | ||||
Психогимнастика. | «Праздничное настроение» Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-му акту оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо стоящей у стены группы, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить себя идущими на праздник в нарядных одеждах. Настроение у всех радостное, праздничное.) Выразительные движения. Идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова приподнята, На лице улыбка. | ||||
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. | Напрячь левую руку, одновременно расслабив правую. Встряхнуть, расслабить руки. Напрячь правую руку, одновременно расслабив левую. Встряхнуть, расслабить руки. То же проделать с ногами. | ||||
Упр. «Запомни свою позу» | Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. | ||||
Упр. «Слушай хлопки» | 2 хопка – назвать животное, 3 – одежду | ||||
III | Л | Закрепление артикуляции звука [Л]. | Знакомство с буквой Л | См. Сентябрь I | |
Придумывание слов с заданным звуком в начале слова | См. Сентябрь I | ||||
Лото на ощупь | Ощупать дощечку в тактильном лото и не глядя, на ощупь подобрать пару | ||||
Чистоговорки. | Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. | ||||
Игра «Опиши предмет, не называя его» | Ребенок описывает предмет, остальные угадывают | ||||
Кроссворд. | Слова: Место, где много деревьев – лес Животное- лиса Игра – лото Транспорт - лодка | ||||
Упр. «Найди предмет» ( Слева (справа) от...) | По инструкции педагога найти и принести нужный предмет (пример: слева от карандаша) | ||||
IV | Р,Л | Дифференциация сонорных звуков [Р,Л] | Придумывание слов с заданным звуком в середине, в конце. | ||
Логические задачи | Мама и папа готовили ужин – жарили котлеты и варили суп. Папа не варил суп. Кто что приготовил? Сколько ушей у двух мышей? Саша выше, чем Коля, но ниже Маши. Кто самый высокий? | ||||
Психогимнастика. | Этюд «Щенок удивляется». В этюде участвует один ребенок. Всему на свете удивляется щенок, | ||||
Упр. «Продолжи ряд по убыванию» | Буханка хлеба – кусочек – крошка Снеговик – сугроб – снежок – снежинка и пр. | ||||
Игра «Буквы потерялись» | В произвольном порядке даются буквы. Из них нужно составить слово. Пример: кшоал (школа). | ||||
Дыхательные упражнения. | «Дровосек» Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз. | ||||
Упр. «Придумай рифму» | Придумать рифмы к словам: галка, мышка, утка, доска. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсеневская О. Н. Модифицированная программа по логоритмике «Лопотушки».
2. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение».
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
4. С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. Развивающие занятия с детьми. - М.: В.Секачев, 2001. - С. 12-36.
5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005.
6. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
7. М. И. Чистякова «Психогимнастика».
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002.
9. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007.
10. http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html
11. http://detskai.ucoz.ru/publ/skorogovorki/chistogovorki/chistogovorki/23-1-0-34
12. http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm
13. http://dobro.pw/palchikovye-igry
15. http://www.deti-club.ru/skazka_pro_bukvu_m
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Гармония звука"
Программа "Гармония звука"...
Коррекционная программа "Ручеек звуков"
Программа разработана для дополнительных занятий с детьми с нарушением звукопроизношения...
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Программа "От звука к букве" для дошкольников
Программа "От звука к букве" решает одну из задач речевого развития ребенка - подготовить дошкольника к обучению грамоте. Последовательное усвоение понятий "слово", "звук", "слог", "буква", "предложен...
Образовательная программа "Волшебные звуки"
Программа может быть использована как в регламентированной образовательной деятельности дошкольного учреждения на занятиях:по музыкальному воспитанию;по ознакомлению с окружающим миром;по развитию эле...
Дополнительная Общеразвивающая Образовательная Программа "От звука к букве"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "От звука к букве" познавательно – речевой направленности для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...