Мастер - класс для родителей на тему: "Эти веселые звуки"
методическая разработка по логопедии

Блялова Александра Александровна

В публикации указаны игры и упражнения, позволяющие развить фонематический слух в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей на тему:

«Веселые звуки».

Цель: познакомить аудиторию с основными теоретическими понятиями и практическими приемами развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста (3-6 лет).

Задачи:

- повышать компетентность родителей в вопросах развития и коррекции речи;

- расширять знания и представления родителей по теме встречи;

- продемонстрировать игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей;

- способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместную игровую деятельность;

- способствовать социализации и коммуникации детей, развивать фонематический слух.

- развивать взаимодействие между специалистами ДО, родителями и детьми.

Оборудование: ширма, звучащие игрушки (барабан, колокольчик, погремушка, бумага, деревянные ложки, свисток, бубен); картинки для игр: ком-сом, дом-лом, коса-коза, лужи-лыжи, мишка-мышка, пышка-шишка; банан, вимамин; мяч, кукла.    

Участники: педагоги, дети, родители.

Теоретическая часть:

 "Плохо говорит...", "Не произносит некоторые звуки...", "Во рту будто каша" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако,  причина  связана с недоразвитием слухового внимания у ребёнка. 
Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее «речевой слух» - не возникает сама собой, ее нужно целенаправленно развивать. 
 Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты:

- Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

- Слуховое внимание – это способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

- При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-ком.

- Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически, сохраняя ритмический рисунок слова: например, вместо слова "кирпичи" произносит "китити".
 Развитый речевой слух позволяет: 
- правильно и четко произносить звуки и слова; 
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); 
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; 
- успешно освоить письмо и чтение. 

 Правильная речь – системное развитие всех компонентов речи, которое включает:

- правильное звукопроизношение, владение интонационной выразительностью речи;

- богатый активный словарный запас;

- правильное грамматическое оформление речи;

- умение пересказывать, составлять рассказы;

- развитый фонематический слух.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения письма и чтения.

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой  нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующие или ограничивающие возможности социальной адаптации человека:

- самостоятельно не преодолеваются;

- их исправление требует своевременного вмешательства специалиста, длительных коррекционных занятий и помощи родителей;

- дети, имеющие нарушения речи являются потенциальной группой риска по возникновению нарушений чтения и письма, поэтому важно исправить нарушения речи до школы!

Практическая часть:

 А теперь давайте поиграем…

 Д/и «Что звучит?» (барабан, колокольчик, погремушка, бумага, деревянные ложки, свисток, бубен)

Взрослый знакомит детей со звучащими предметами, демонстрирует их звучание. Затем убирает их за ширму, воспроизводит звучание. Просит детей угадать, что звучало.

Д/и «Солнышко и дождик».

Ведущий говорит детям, что они сейчас пойдут на прогулку: «Погода хорошая и светит солнышко» (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит: «Пошел дождь» (при этом сильно ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Д/и «Слушай и показывай».

 Ведущий показывает картинки с парой слов, второй бросает мяч, дети должны их повторить и бросить мяч обратно.

Д/и «Подскажи Аленке».

Ведущий просит детей научить куклу Аленку(куклу) различать правильно и неправильно сказанные слова. Демонстрирует картинку (банан, витамин). Если слово сказано правильно – хлопнуть в ладоши, неправильно – топнуть ногой.

БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАНАМ, ВАВАН, ДАВАН, БАНАН, БАВАН, ВАНАН, БАНАН;

ВИТАНИН, МИТАВИН, ФИТАМИН, ВИТАМИН, МИТАНИН, ФИТАВИН, ВИТАЛИМ, ВИТАМИН.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи».

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи»....

Мастер – класс для родителей на тему: «Веселые ладошки»

Объяснение материала о нетрадиционной технике рисования...

Мастер - класс для родителей на тему "Постановка звуков "Л", "Р".

Мастер-класс проводился  для родителей воспитанников старшей группы  17 марта 2016 года для того, чтобы продемонстрировать комплекс \упражнений по индивидуальной работе в постановке звуков "...

Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звук...

Консультация для родителей с мастер-классом для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звук...

Мастер - класс для родителей по теме: "Использование игровых приемов для автоматизации звуков в домашних условиях"

Мастер - класс для родителей по теме: "Использование игровых приемов для автоматизации звуков в домашних условиях"...

Мастер-класс для родителей на тему: "Веселая математика"

Важно в игровой форме знакомить с математикой не только в детском саду, но и дома...