Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Шуклина Екатерина Александровна

Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Цели: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Словарная работа: "Здорово ночевали", "Слава Богу!"курень, казаки, прялка, чугунок, лоскутное одеяло, кулич.

Предварительная работа с детьми:

Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, игры, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Оборудование: Казачья горница с утварью, печь, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук, плетеные корзинки, рыбачья сеть, колыбель, лоскутное одеяло, старинные фотографии казаков, казачий костюм, аудио записи казачьих песен, ворота, верхняя одежда, запись ветра, лоскутное одеяло,  круг с нарисованными на нем лучиками, вырезанные заготовки лучиков по количеству детей, кисточки на каждого ребенка, клей, тарелочки под заготовки, подставки под кисточки, салфетки тканевые, салфетки влажные, емкость под салфетки;

Способ организации детей на занятии: подгрупповое

Ход совместной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

          (Воспитатель встречает детей. Дети заходят, садятся на стульчики полукругом. Воспитатель садится на стул перед детьми)

Воспитатель: Здравствуйте,  дети! Необычное утро сегодня у нас,

Я искренне рада приветствовать вас!

Для важных дел собралась детвора,

Познакомиться нам настала пора!

Воспитатель: Меня зовут Екатерина Александровна. А тебя как зовут?

(Воспитатель подносит к каждому ребенку раскрытые ладошки, а дети по очереди кладут свои ладошки на руки воспитателя и называют свое имя полным предложением: меня зовут...)

                                      (звучит шум  сильного ветра)

Воспитатель: Вы слышите…? Что это за шум?

Дети: Это шумит ветер.

Воспитатель: Это ветер времени. Его послала моя бабушка Катерина. Ветер прошептал мне, что Катерина полоскала в Дону свое любимое лоскутное одеяло и течением его случайно унесло!  Она просит помочь ей сделать новое одеяло.

Воспитатель: Поможем казачке Катерине?

Дети: Поможем.

Воспитатель: И сегодня я хочу  предложить вам отравиться в необычное путешествие – в прошлое нашего города.

Воспитатель: А как мы можем попасть в прошлое?

Дети: На машине времени, на ракете (предположения детей).

Воспитатель: Я предлагаю пройти нам через  волшебные ворота времени! Через них можно не только попасть в сказку, но и в прошлое. И так, пойдемте скорее!

Дети вслед за воспитателем проходят через ворота. Звучит казачья музыка. Воспитатель снимает верхнюю одежду и оказывается в костюме казачки.

2. Основная часть.

     Воспитатель: Здорово ночевали, казаки и казачки!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Я- казачка Катерина! Приглашаю вас к себе в дом. А как назывался дом казаков?

Дети: Курень.

Воспитатель: А чем закрывались окна куреня?

Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.

Дидактическая игра «Построй курень» (разрезная картинка , на которой изображен курень) .

Воспитатель: Давайте вместе с вами построим курень!

Дети: Построим. (слаживают картинку куреня из разрезанных частей)

Воспитатель: Хотите, посмотреть  как я живу?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Проходите в курень.

Воспитатель: Посмотрите  как  в горнице моей светло и уютно. Мы казачки любим порядок. На печи стоят предметы, мои помощники в готовке. Вы знаете, как называются эти предметы?  (воспитатель показывает предметы по очереди)

Дети: Да, это чугунок,  сковорода.

Д/игра «Забытые слова».

Воспитатель: Хотите, сыграем в интересную игру "Забытые слова"?

Дети: Сыграем.

Воспитатель: Я буду называть казачье слово , а вы- что оно обозначает.

Воспитатель: Атаман.

Ребёнок: Командир.

(При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »)

Воспитатель: Дюже.

Дети: Очень.

Воспитатель: Рушник.

Дети: полотенце.

Воспитатель: Курень.

Дети: дом.

Воспитатель: гутарят.

Дети: говорят.

Воспитатель: батя.

Дети: папа.

Воспитатель: узвар.

Дети: компот.

Воспитатель: баз.

Дети: хозяйственный двор.

 Воспитатель: Замечательно, дети, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? В казачьей семье всегда почитают старших. И мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни. А вы знаете пословицы о казачьей службе?

Дети:

Казак голодует, а конь сыт.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Конь казаку неизменный друг.

Казаку конь себя дороже.

Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.

Без коня казак круглая сирота.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Воспитатель: Много вы знаете пословиц, молодцы. Вот и муж мой  тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне.

Воспитатель:  У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мы казачки любим рукодельничать.  Посмотрите, какие скатерти и салфетки я вышила. А  покрывало на кровати вязаное.  Как раз украшаю одеяло к празднику. Я его сшила из различных кусочков материала- лоскутков, поэтому оно называется - лоскутное. Как называется такое одеяло?

Дети: лоскутное одеяло.

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому что его шьют из различных лоскутков.

Воспитатель: Давайте вместе украсим лоскутное одеяло?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат лоскутки, с одной стороны белые, с другой яркие, цветные. Нужно выложить узор на одеяле по намеченному контуру.  Какой узор мы выложили?

Дети: Солнышко

Воспитатель: Чтобы солнышко не распалось, что необходимо сделать?

Дети: Приклеить его.

Воспитатель: Наносите клей на белую сторону лоскутка и кладите на свое место. Теперь наше солнышко крепко будет на одеяле держаться.

(дети самостоятельно выполняют работу.) Воспитатель во время деятельности детей хвалит детей пословицами о труде:

Поспешишь- людей насмешишь.

Умелые руки не знают скуки.

Каков мастер, такова и работа.

Казак в беде не плачет.

Казак за казака горой стоит.

(Во время работы  воспитатель помогает детям в выполнении аппликации)

Воспитатель: Какое красивое лоскутное одеяло у нас получилось! Когда одеяло высохнет, я обязательно застелю его на  кровать! Пущай все гости любуются, какие у меня помощники!

Воспитатель: Как же называется наше одеяло?

Дети: Лоскутное одеяло.

А пока лоскутное одеяло сохнет давайте поиграем в старинную казачью игру "Колокольчик".

Игра «Колокольчик»

Воспитатель: Встанем все в круг и крепко возьмемся за руки. В круг заходят 2 детей. У одного в руках веревочка, у другого колокольчик. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него веревочку. Круг не позволяет играющим расходиться далеко.

Воспитатель: Ой, молодцы! Какие вы ловкие! Я рада, что в Константиновске живут трудолюбивые, отзывчивые казачата.

Воспитатель: А что для казака было всегда самым главным?

Дети: Дом, семья, Родина.

Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше. Вот и нам пора возвращаться домой.

Напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,

Где жили здесь когда- то наши предки казаки!

Воспитатель: Доброго пути, вам детишки. Ангела - хранителя вам в дорогу!

(Дети проходят в ворота времени, воспитатель вместе с ними - последний. Воспитатель одевает на себя верхнюю одежду. Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Фухх! Наконец то я вас нашла! Давайте присядем на стульчики и отдохнем. Дети, а  где же вы были?

Дети: В прошлом.

Воспитатель: У кого вы побывали в гостях?

Дети: У тетушки Катерины.

(ответы детей)

Воспитатель: А что вы там делали?

(ответы детей)

Дети: Помогали украшать одеяло тетушке Катерине.

Воспитатель: А из чего сделано одеяло?

Дети: Одеяло сделано из лоскутков.

Воспитатель: А как называется одеяло, сделанное из лоскутков?

Дети: Лоскутное одеяло.

Дети: Мы украшали лоскутное одеяло.

Воспитатель: Ребята, а я на самом деле знаю, где вы были! Моя бабушка Катерина передала вам через ворота времени настоящий казачий круглик!

Воспитатель: Поля мои, сады мои зеленые,

Мой тихий Дон, озера как моря.

Моя Донщина, солнцем прокаленная,

Ты- сердце, ты - кровинушка моя.

Воспитатель: До свидания, дети!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых НОД "Профессия моей мечты" (старшая группа)

МБДОУ Детский сад №10»Сказка»Конспект НОДпо ознакомлению с трудом взрослых«Профессия моей мечты»(старшая группа)Составила и провела:воспитатель Силова Е.А.Цель изучения темы.Продолжать расширять предс...

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»

Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; - систематизировать знания детей о си...

Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....

Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста

Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...