Конспект педагогического мероприятия с детьми по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование реальных представлений у детей о жизни донских казаков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект педагогического мероприятия с детьми по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в подготовительной к школе группе для муниципального этапа конкурса "Воспитатель года Дона - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Составила: воспитатель первой квалификационной категории
Шуклина Екатерина Александровна
ТЕМА: "В гости к казачке Катерине"
Цель: Формирование реальных представлений у детей о жизни донских казаков.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
-закреплять представления детей о быте и укладе казачьей семьи;
-формировать ценности и представления о труде казаков о семейных отношениях;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к истории своего народа;
-развивать и обогащать словарный запас детей казачьими словами и выражениями;
- совершенствовать умения использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение и бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
-воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, почитание старших.
Словарная работа: "Здорово ночевали, казаки и казачки!", "Слава Богу!", курень, чугунок, крынка, лоскутное одеяло, "Любо!", дюже, атаман, узвар, батя, гутарить, рушник.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа, диалог, дидактическая игра, продуктивная деятельность, анализ.
Оборудование: казачья горница с утварью: стол, прялка, сундук, скатерть, фотографии казаков, кровать, салфетки вышитые, казачий костюм, верхняя одежда; аудиозапись ветра, казачья песня; ворота; лоскутное одеяло; круг- солнышко приклеенный на одеяло, вырезанные лучики по количеству детей; кисточки на каждого ребенка, клей, тарелочки под заготовки, тканные салфетки, влажные салфетки, кисточки, емкость под использованные салфетки.
Ход совместной образовательной деятельности:
1 Организационный момент.
(Воспитатель встречает детей.)
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Проходите, пожалуйста!
(Дети заходят и садятся на стульчики. Воспитатель садится перед ними)
Воспитатель: Необычное утро сегодня у нас!
Я искренне рада приветствовать вас!
Для важных дел собрались мы , друзья!
Познакомиться нам с вами настала пора!
Воспитатель: Меня зовут Екатерина Александровна! А как твое имя?
Дети: Меня зовут...
(Во время знакомства воспитатель подносит к каждому ребенку раскрытые ладони, а дети по очереди кладут свои ладони на руки воспитателя и называют свое имя полным предложением)
(звучит шум ветра)
Воспитатель: Вы слышите, что это за шум?
Дети: Это шумит ветер.
Воспитатель: Я скажу вам по секрету, это не простой ветер! Это ветер времени! Его послала казачка Катерина. Ветер прошептал мне, что она ждет нас в гости.
Воспитатель: Давайте сегодня отправимся в необычное путешествие?
Дети: давайте!
Воспитатель: Посмотрите- это «Ворота времени».Через нах мы попадём в казачью станицу. Пойдемте скорее! Нас ждет много чудес!
(Воспитатель проходит, открывает ворота, и заходит в ворота лицом к детям. Звучит казачья мелодия)
Воспитатель: Проходите.
(дети становятся полукругом, воспитатель перед ними)
Воспитатель: Издавна казаки строили свои дома на берегу великой, могучей реки Дон.
Воспитатель: А как назывался дом казаков?
Дети: Он назывался курень.
Воспитатель: Правильно. И вот наше первое задание: давайте вместе построим курень?
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ай, да умница, Катерина, какую подсказку нам оставила! ( воспитатель открывает на мольберте образец куреня)( Дети вместе с воспитателем собирают пазл куреня по образцу)
Воспитатель: Ой, какие молодцы! Какой курень у нас получился!
(Дети любуются куренем, а воспитатель снимает верхнюю одежду)
2. Основная часть.
Воспитатель: Здорово ночевали, казаки и казачки!
Дети: Слава Богу!
Воспитатель: Я- казачка Катерина! Я давно вас поджидаю. Прошу вас в мою горницу!
(дети проходят в горницу. Воспитатель останавливается над столом)
Воспитатель: Посмотрите, как в моей горнице чисто,светло и уютно. На столе моем стоит посуда. Кто знает, как называется этот предмет? (показывает чугунок)
Дети: Это чугунок.
Воспитатель: Правильно. А как называется вот этот предмет? (показывает крынку)
Дети: Это крынка.
Воспитатель: А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети: уха, круглик, борщ, каша.
Воспитатель: Щи да каша - пища наша!
Воспитатель: А давайте сыграем с вами в игру. Я буду говорить вам забытое казачье слово, а вы - что оно означает. Например: рушник - полотенце.
Воспитатель: Атаман
Дети: командир
Воспитатель: Дюже
Дети: Сильно
Воспитатель: Гутарят
Дети: Разговаривают.
Воспитатель: Батя
Дети: Папа.
Воспитатель: Узвар
Дети: Компот.
Воспитатель: А из чего варили узвар?
Дети: Из сухофруктов, из сушеных абрикос.
Воспитатель: Курень.
Дети: Дом.
Воспитатель: Замечательно, дети! И я на это скажу вам "Любо!"
Дети: "Любо!"
Воспитатель: У нас казаков - обычай таков: почитай старших! И мы бережно храним фотографии наших дедов. Вот они у нас на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме да при оружии. Ведь воинская служба для казака была главным делом его жизни! Казаки всегда стояли на защите границ нашей Родины.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о казачьей воинской славе?
Дети: Казак скорей умрет, чем с земли родной уйдет.
Конь казаку неизменный друг.
Береженого Бог бережет, а казака сабля.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Терпи казак - атаманам будешь!
Где враг, там и казак.
Где казак, там и слава.
Воспитатель: А я тоже знаю пословицу о казаке и его верном друге. Казак без коня, что солдат без ружья.
Воспитатель: Да, жизнь казака без коня просто немыслима.
Воспитатель: Представим на секунду, что у каждого из нас есть свой боевой конь. Давайте за мной стройным шагом, как настоящие казаки "Шагом марш!".
Кто шагает дружно в ряд? Посмотри? (шагают по кругу)
(хором) Посмотри!
Это наш лихой отряд - казаки
(хором) Казаки!
Это кто ведет коня в поводу? (идут на носочках по кругу)
(хором) в поводу?
То казак коня ведет под узду
(хором) под узду!
Скачет резво конь лихой с седоком, (галопом по кругу)
(хором) с седоком!
Охраняя наш покой с казаком,
(хором) с казаком!
Воспитатель: (останавливаются)Тпрууу! Вдохнули носом, тпруу!(выдохнули)
(дети становятся полукругом, воспитатель перед детьми)
Воспитатель: Казак воевал, а мы казачки дома их поджидали, да вели домашнее хозяйство. Ведь у нас не принято лениться. Мы живем по старой заповеди казаков: "Будь трудолюбив! Не бездействуй!" Я очень люблю рукодельничать. Посмотрите, какие скатерти и салфетки я вышила!
И я как раз украшаю одеяло. Я сшила его из различных кусочков материала - лоскутков. Поэтому оно называется лоскутным.
Воспитатель: Давайте повторим вместе, как называется это одеяло из кусочков матерьяла.
Дети: Лоскутное одеяло.
Воспитатель: Но мое одеяло еще не украшено. Поможете мне его украсить?
Дети: Поможем.
Воспитатель: (воспитатель берет одеяло и расстилает его на рабочем столе) А я вас научу технике лоскутного украшения. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Я уже приготовила лоскутки. Вот они лежат на столе. Давайте возьмем их в руки, закроем глаза. (дети берут заготовки в руки)
Воспитатель: Потрогайте какой лоскуток с одной стороны?
Дети: Бумажный.
Воспитатель: А какой лоскуток с другой стороны?
Дети: Из материала.
Воспитатель: Давайте выложим узор на одеяле. (дети выкладывают узор) Что же у нас получилось?
Дети: Получилось солнышко.
Воспитатель: Солнце всегда казаку путь освещало!
Воспитатель: Давайте теперь вместе поработаем и приклеим наш узор! Клей мы будем наносить на бумажную сторону.
(дети выполняют аппликацию из ткани, а воспитатель помогает им во время работы)
(воспитатель хвалит детей поговорками:
Терпение и труд - все перетрут.
Умелые руки - не знают скуки.
Каков мастер, такова и работа.
Воспитатель: Какой яркий узор у нас получился! Давайте застелем лоскутное одеяло на кровать?(дети сами застилают одеяло на кровать) Как дружно мы с вами поработали!
Воспитатель: Это одеяло я сшила для своего сыночка Феденьки! Ох и тепло ему будет под этим одеялом! При солнышке тепло, при матушке - добро.
Воспитатель: Ой, забегался где-то мой пострел! Пойду- ка я его поищу! Да и вам пора домой. Нет ничего милее дома родного! Счастливого вам пути, ребятушки. Ангела хранителя вам в дорогу! И помните, чудеса продолжаются...
(дети проходят через ворота времени, а воспитатель одевает верхнюю одежду. Дети садятся на стульчики, воспитатель перед ними.)
Воспитатель: А я вас поджидаю из путешествия. У кого в гостях мы побывали?
Дети: У казачки Катерины.
Воспитатель: Что вы делали у Катерины?
Дети: ...
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы! Я так рада, что в детском саду "Ладушки" живут такие отзывчивые и трудолюбивые казачата!
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли
В чудесном крае, где живем мы у Дон - реки,
Где жили здесь, когда-то, наши предки - казаки!
Воспитатель: А помните, казачка Катерина говорила, что чудеса не закончились? Так вот: Катерина передала каждому из вас гостинец. Угощайтесь, пожалуйста! (воспитатель раздает угощение)
Дети: спасибо!
Воспитатель: До свидания, дорогие дети!
Воспитатель: До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
конспект занятия с использованием ИКТ...
Перспективный план по ознакомлению с историей и культурой родного края в подготовительной к школе группе
Перспективный планпо ознакомлению с историей и культурой родного края в подготовительной к школе группе...
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Экскурсия по родному городу»
Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Ознакомление с предметным и социальным окружениемдля детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)на тему: «Экскурсия по родному го...
Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....
Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста
Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....
Конспект проектной деятельности с детьми «О многих шестиногих и не только о них» в подготовительной к школе группе
В процессе реализации проекта дети смогут расширить знания о многообразии насекомых, научаться различать их между собой, сформируют представление о пользе или вреде насекомых для природы и ч...