Конспект педагогического мероприятия с детьми по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Шуклина Екатерина Александровна

Формирование реальных представлений у детей о жизни донских казаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект педагогического мероприятия с детьми по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в подготовительной к школе группе для муниципального этапа конкурса "Воспитатель года Дона - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Составила: воспитатель первой квалификационной категории

 Шуклина Екатерина Александровна

ТЕМА: "В гости к казачке  Катерине"

Цель: Формирование реальных представлений у детей о жизни донских казаков.

Задачи: 

Образовательные:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

-закреплять представления детей о быте и укладе казачьей семьи;

-формировать  ценности и представления о труде казаков о семейных отношениях;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к истории своего народа;

-развивать и обогащать словарный запас детей казачьими словами и выражениями;

- совершенствовать умения использовать диалектизмы в речи точно по смыслу.  Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение и бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

-воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи,  почитание старших.

Словарная работа: "Здорово ночевали, казаки и казачки!", "Слава Богу!", курень, чугунок, крынка, лоскутное одеяло, "Любо!", дюже, атаман, узвар, батя, гутарить, рушник.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа, диалог, дидактическая игра, продуктивная деятельность, анализ.

Оборудование: казачья горница с утварью: стол, прялка, сундук, скатерть, фотографии казаков, кровать, салфетки вышитые, казачий костюм, верхняя одежда; аудиозапись ветра, казачья песня; ворота; лоскутное одеяло; круг- солнышко приклеенный на одеяло, вырезанные лучики по количеству детей; кисточки на каждого ребенка, клей, тарелочки под заготовки, тканные салфетки, влажные салфетки, кисточки, емкость под использованные салфетки.

Ход совместной образовательной деятельности:

1 Организационный момент.

(Воспитатель встречает детей.)

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Проходите, пожалуйста!

(Дети заходят и садятся на стульчики. Воспитатель садится перед ними)

Воспитатель: Необычное утро сегодня у нас!

Я искренне рада приветствовать вас!

Для важных дел собрались мы , друзья!

Познакомиться нам с вами настала пора!

Воспитатель: Меня зовут Екатерина Александровна! А как твое имя?

Дети: Меня зовут...

(Во время знакомства воспитатель подносит к каждому ребенку раскрытые ладони, а дети по очереди кладут свои ладони на руки воспитателя и называют свое имя полным предложением)

(звучит шум ветра)

Воспитатель: Вы слышите, что это за шум?

Дети: Это шумит ветер.

Воспитатель: Я скажу вам по секрету, это не простой ветер! Это ветер времени! Его послала казачка Катерина. Ветер прошептал мне, что она ждет нас в гости.

Воспитатель: Давайте сегодня отправимся в необычное путешествие?

Дети: давайте!

Воспитатель: Посмотрите- это  «Ворота времени».Через нах мы попадём в казачью станицу. Пойдемте скорее! Нас ждет много чудес!

(Воспитатель проходит, открывает ворота, и заходит в ворота лицом к детям. Звучит казачья мелодия)

Воспитатель: Проходите.

(дети становятся полукругом, воспитатель перед ними)

Воспитатель: Издавна казаки строили свои дома на берегу великой, могучей реки Дон.

Воспитатель: А как назывался дом казаков?

Дети: Он назывался курень.

Воспитатель: Правильно. И вот наше первое задание: давайте вместе построим курень?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Ай, да умница, Катерина, какую подсказку нам оставила! ( воспитатель открывает на мольберте образец куреня)( Дети вместе с воспитателем собирают пазл куреня по образцу)

Воспитатель: Ой, какие молодцы! Какой курень у нас получился!

(Дети любуются куренем, а воспитатель снимает верхнюю одежду)

2. Основная часть.

Воспитатель: Здорово ночевали, казаки и казачки!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Я- казачка Катерина! Я давно вас поджидаю. Прошу вас в мою горницу!

(дети проходят в горницу. Воспитатель останавливается над столом)

Воспитатель: Посмотрите, как в моей горнице чисто,светло и уютно. На столе моем стоит посуда. Кто знает, как называется этот предмет? (показывает чугунок)

Дети: Это чугунок.

Воспитатель: Правильно. А как называется вот этот предмет? (показывает крынку)

Дети: Это крынка.

Воспитатель: А какие казачьи блюда вы знаете?

Дети: уха, круглик, борщ, каша.

Воспитатель: Щи да каша - пища наша!

Воспитатель: А давайте сыграем с вами в игру. Я буду говорить вам забытое казачье слово, а вы - что оно означает. Например: рушник - полотенце.

Воспитатель: Атаман

Дети: командир

Воспитатель: Дюже

Дети: Сильно

Воспитатель: Гутарят

Дети: Разговаривают.

Воспитатель: Батя

Дети: Папа.

Воспитатель: Узвар

 Дети: Компот.

Воспитатель: А из чего варили узвар?

Дети: Из сухофруктов, из сушеных абрикос.

Воспитатель: Курень.

Дети: Дом.

Воспитатель: Замечательно, дети! И я на это скажу вам "Любо!"

Дети: "Любо!"

Воспитатель: У нас казаков - обычай таков: почитай старших! И мы бережно храним фотографии наших дедов. Вот они у  нас на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме да при оружии. Ведь воинская служба для казака была главным делом его жизни! Казаки всегда стояли на защите границ нашей Родины.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о казачьей воинской славе?

Дети: Казак скорей умрет, чем с земли родной уйдет.

Конь казаку неизменный друг.

Береженого Бог бережет, а казака сабля.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Терпи казак - атаманам будешь!

Где враг, там и казак.

Где казак, там и слава.

Воспитатель: А я тоже знаю пословицу о казаке и его верном друге. Казак без коня, что солдат без ружья.

Воспитатель: Да, жизнь казака без коня просто немыслима.

Воспитатель: Представим на секунду, что у каждого из нас есть свой боевой конь. Давайте за мной стройным шагом, как настоящие казаки "Шагом марш!".

Кто шагает дружно в ряд? Посмотри?      (шагают по кругу)

(хором) Посмотри!

Это наш лихой отряд - казаки

(хором) Казаки!

Это кто ведет коня в поводу?                    (идут на носочках по кругу)

(хором) в поводу?

То казак коня ведет под узду

(хором) под узду!

Скачет резво конь лихой с седоком,               (галопом по кругу)

(хором) с седоком!

Охраняя наш покой с казаком,

(хором) с казаком!

Воспитатель: (останавливаются)Тпрууу! Вдохнули носом, тпруу!(выдохнули)

(дети становятся полукругом, воспитатель перед детьми)

Воспитатель: Казак воевал, а мы казачки дома их поджидали, да вели домашнее хозяйство. Ведь у нас не принято лениться. Мы живем по старой заповеди казаков: "Будь трудолюбив! Не бездействуй!" Я очень люблю рукодельничать. Посмотрите, какие скатерти и салфетки я вышила!

И я как раз украшаю одеяло. Я сшила его из различных кусочков материала - лоскутков. Поэтому оно называется лоскутным.

Воспитатель: Давайте повторим вместе, как называется это одеяло из кусочков матерьяла.

Дети: Лоскутное одеяло.

Воспитатель: Но мое одеяло еще не украшено. Поможете мне его украсить?

Дети: Поможем.

Воспитатель: (воспитатель берет одеяло и расстилает его на рабочем столе) А я вас научу технике лоскутного украшения. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Я уже приготовила лоскутки. Вот они лежат на столе. Давайте возьмем их в руки, закроем глаза. (дети берут заготовки в руки)

Воспитатель: Потрогайте какой лоскуток с одной стороны?

Дети: Бумажный.

Воспитатель: А какой лоскуток с другой стороны?

Дети: Из материала.

Воспитатель: Давайте выложим узор на одеяле. (дети выкладывают узор)  Что же у нас получилось?

Дети: Получилось солнышко.

Воспитатель: Солнце всегда казаку путь освещало!

Воспитатель: Давайте теперь вместе поработаем и приклеим наш узор! Клей мы будем наносить на бумажную сторону.

(дети выполняют аппликацию из ткани, а воспитатель помогает им во время работы)

(воспитатель хвалит детей поговорками:

Терпение и труд - все перетрут.

Умелые руки - не знают скуки.

Каков мастер, такова и работа.

Воспитатель: Какой яркий узор у нас получился! Давайте застелем лоскутное одеяло на кровать?(дети сами застилают одеяло на кровать) Как дружно мы с вами поработали!

Воспитатель: Это одеяло я сшила для своего сыночка Феденьки! Ох и тепло ему будет под этим одеялом! При солнышке тепло, при матушке - добро.

Воспитатель: Ой, забегался где-то мой пострел! Пойду- ка я его поищу! Да и вам пора домой. Нет ничего милее дома родного! Счастливого вам пути, ребятушки. Ангела хранителя вам в дорогу! И помните, чудеса продолжаются...

(дети проходят через ворота времени, а воспитатель одевает верхнюю одежду. Дети садятся на стульчики, воспитатель перед ними.)

Воспитатель: А я вас поджидаю из путешествия. У кого в гостях мы побывали?

Дети: У казачки Катерины.

Воспитатель: Что вы делали у Катерины?

Дети: ...

Воспитатель: Ой, какие вы молодцы! Я так рада, что в детском саду "Ладушки" живут такие отзывчивые и трудолюбивые казачата!

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли

В чудесном крае, где живем мы у Дон - реки,

Где жили здесь, когда-то, наши предки - казаки!

Воспитатель: А помните, казачка Катерина говорила, что чудеса не закончились?  Так вот: Катерина передала каждому из вас гостинец. Угощайтесь, пожалуйста! (воспитатель раздает угощение)

Дети: спасибо!

Воспитатель: До свидания, дорогие дети!

Воспитатель: До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с историей и культурой родного края в подготовительной к школе группе

Перспективный планпо ознакомлению с историей и культурой родного края в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Экскурсия по родному городу»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Ознакомление с предметным и социальным окружениемдля детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)на тему: «Экскурсия по родному го...

Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....

Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста

Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....

Конспект проектной деятельности с детьми «О многих шестиногих и не только о них» в подготовительной к школе группе

В процессе реализации проекта дети смогут расширить знания о многообразии насекомых, научаться различать их между собой, сформируют представление о пользе или вреде насекомых для природы и ч...