Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
МБДОУ №4 «Золотой ключик»
г. Константиновск, Ростовской области.
Кружилина Оксана Ивановна
Музыкальный руководитель
Высшая квалификационная категория
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Цели: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Словарная работа: "Здорово ночевали", "Слава Богу!"курень, казаки, прялка, чугунок, лоскутное одеяло, кулич.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №4 «Золотой ключик»
г. Константиновск, Ростовской области.
Кружилина Оксана Ивановна
Музыкальный руководитель
Высшая квалификационная категория
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Цели: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Словарная работа: "Здорово ночевали", "Слава Богу!"курень, казаки, прялка, чугунок, лоскутное одеяло, кулич.
Предварительная работа с детьми:
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, игры, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.
Оборудование: Казачья горница с утварью, печь, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук, плетеные корзинки, рыбачья сеть, колыбель, лоскутное одеяло, старинные фотографии казаков, казачий костюм, аудио записи казачьих песен, ворота, верхняя одежда, запись ветра, лоскутное одеяло, круг с нарисованными на нем лучиками, вырезанные заготовки лучиков по количеству детей, кисточки на каждого ребенка, клей, тарелочки под заготовки, подставки под кисточки, салфетки тканевые, салфетки влажные, емкость под салфетки;
Способ организации детей на занятии: подгрупповое
Ход совместной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
(Муз.руководитель встречает детей. Дети заходят, садятся на стульчики полукругом. Муз.руководитель садится на стул перед детьми)
Муз.руководитель: Здравствуйте, дети! Необычное утро сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Для важных дел собралась детвора,
Познакомиться нам настала пора!
Муз.руководитель: Меня зовут Оксана Ивановна. А тебя как зовут?
(Муз.руководитель подносит к каждому ребенку раскрытые ладошки, а дети по очереди кладут свои ладошки на руки воспитателя и называют свое имя полным предложением: меня зовут...)
(звучит шум сильного ветра)
Муз.руководитель: Вы слышите…? Что это за шум?
Дети: Это шумит ветер.
Муз.руководитель : Это ветер времени. Его послала моя бабушка Катерина. Ветер прошептал мне, что Катерина полоскала в Дону свое любимое лоскутное одеяло и течением его случайно унесло! Она просит помочь ей сделать новое одеяло.
Муз.руководитель : Поможем казачке Катерине?
Дети: Поможем.
Муз.руководитель : И сегодня я хочу предложить вам отравиться в необычное путешествие – в прошлое нашего города.
Муз.руководитель : А как мы можем попасть в прошлое?
Дети: На машине времени, на ракете (предположения детей).
Муз.руководитель : Я предлагаю пройти нам через волшебные ворота времени! Через них можно не только попасть в сказку, но и в прошлое. И так, пойдемте скорее!
Дети вслед за воспитателем проходят через ворота. Звучит казачья музыка. Воспитатель снимает верхнюю одежду и оказывается в костюме казачки.
2. Основная часть.
Муз.руководитель : Здорово ночевали, казаки и казачки!
Дети: Слава Богу!
Муз.руководитель : Я- казачка Аксинья! Приглашаю вас к себе в дом. А как назывался дом казаков?
Дети: Курень.
Муз.руководитель : А чем закрывались окна куреня?
Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.
Дидактическая игра «Построй курень» (разрезная картинка , на которой изображен курень) .
Муз.руководитель: Давайте вместе с вами построим курень!
Дети: Построим. (слаживают картинку куреня из разрезанных частей)
Муз.руководитель Хотите, посмотреть как я живу?
Дети: Хотим.
Муз.руководитель : Проходите в курень.
Муз.руководитель : Посмотрите как в горнице моей светло и уютно. Мы казачки любим порядок. На печи стоят предметы, мои помощники в готовке. Вы знаете, как называются эти предметы? (воспитатель показывает предметы по очереди)
Дети: Да, это чугунок, сковорода.
Д/игра «Забытые слова».
Муз.руководитель : Хотите, сыграем в интересную игру "Забытые слова"?
Дети: Сыграем.
Муз.руководитель : Я буду называть казачье слово , а вы- что оно обозначает.
Муз.руководитель : Атаман.
Ребёнок: Командир.
(При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »)
Муз.руководитель : Дюже.
Дети: Очень.
Муз.руководитель : Рушник.
Дети: полотенце.
Муз.руководитель : Курень.
Дети: дом.
Муз.руководитель : гутарят.
Дети: говорят.
Муз.руководитель : батя.
Дети: папа.
Муз.руководитель : узвар.
Дети: компот.
Муз.руководитель : баз.
Дети: хозяйственный двор.
Муз.руководитель : Замечательно, дети, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? В казачьей семье всегда почитают старших. И мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни. А вы знаете пословицы о казачьей службе?
Дети:
Казак голодует, а конь сыт.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Конь казаку неизменный друг.
Казаку конь себя дороже.
Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.
Без коня казак круглая сирота.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Муз.руководитель : Много вы знаете пословиц, молодцы. Вот и муж мой тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне.
Муз.руководитель : У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мы казачки любим рукодельничать. Посмотрите, какие скатерти и салфетки я вышила. А покрывало на кровати вязаное. Как раз украшаю одеяло к празднику. Я его сшила из различных кусочков материала- лоскутков, поэтому оно называется - лоскутное. Как называется такое одеяло?
Дети: лоскутное одеяло.
Муз.руководитель : А почему его так называют?
Дети: Потому что его шьют из различных лоскутков.
Муз.руководитель : Давайте вместе украсим лоскутное одеяло?
Дети: Давайте.
Муз.руководитель : Посмотрите, на столе лежат лоскутки, с одной стороны белые, с другой яркие, цветные. Нужно выложить узор на одеяле по намеченному контуру. Какой узор мы выложили?
Дети: Солнышко
Муз.руководитель : Чтобы солнышко не распалось, что необходимо сделать?
Дети: Приклеить его.
Муз.руководитель : Наносите клей на белую сторону лоскутка и кладите на свое место. Теперь наше солнышко крепко будет на одеяле держаться.
(дети самостоятельно выполняют работу.) Воспитатель во время деятельности детей хвалит детей пословицами о труде:
Поспешишь- людей насмешишь.
Умелые руки не знают скуки.
Каков мастер, такова и работа.
Казак в беде не плачет.
Казак за казака горой стоит.
(Во время работы воспитатель помогает детям в выполнении аппликации)
Муз.руководитель : Какое красивое лоскутное одеяло у нас получилось! Когда одеяло высохнет, я обязательно застелю его на кровать! Пущай все гости любуются, какие у меня помощники!
Муз.руководитель : Как же называется наше одеяло?
Дети: Лоскутное одеяло.
А пока лоскутное одеяло сохнет давайте поиграем в старинную казачью игру "Колокольчик".
Игра «Колокольчик»
Муз.руководитель : Встанем все в круг и крепко возьмемся за руки. В круг заходят 2 детей. У одного в руках веревочка, у другого колокольчик. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него веревочку. Круг не позволяет играющим расходиться далеко.
Муз.руководитель : Ой, молодцы! Какие вы ловкие! Я рада, что в Константиновске живут трудолюбивые, отзывчивые казачата.
Муз.руководитель : А что для казака было всегда самым главным?
Дети: Дом, семья, Родина.
Муз.руководитель : В гостях хорошо, а дома лучше. Вот и нам пора возвращаться домой.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,
Где жили здесь когда- то наши предки казаки!
Муз.руководитель : Доброго пути, вам детишки. Ангела - хранителя вам в дорогу!
(Дети проходят в ворота времени, воспитатель вместе с ними - последний. Воспитатель одевает на себя верхнюю одежду. Дети садятся на стульчики)
Муз.руководитель : Фухх! Наконец то я вас нашла! Давайте присядем на стульчики и отдохнем. Дети, а где же вы были?
Дети: В прошлом.
Муз.руководитель : У кого вы побывали в гостях?
Дети: У тетушки Катерины.
(ответы детей)
Муз.руководитель : А что вы там делали?
(ответы детей)
Дети: Помогали украшать одеяло тетушке Катерине.
Муз.руководитель : А из чего сделано одеяло?
Дети: Одеяло сделано из лоскутков.
Муз.руководитель : А как называется одеяло, сделанное из лоскутков?
Дети: Лоскутное одеяло.
Дети: Мы украшали лоскутное одеяло.
Муз.руководитель : Ребята, а я на самом деле знаю, где вы были! Моя бабушка Катерина передала вам через ворота времени настоящий казачий круглик!
Муз.руководитель : Поля мои, сады мои зеленые,
Мой тихий Дон, озера как моря.
Моя Донщина, солнцем прокаленная,
Ты- сердце, ты - кровинушка моя.
Муз.руководитель: До свидания, дети!
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....

конспект по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
конспект занятия с использованием ИКТ...

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»
Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; - систематизировать знания детей о си...

Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....

Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста
Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....

Конспект педагогического мероприятия с детьми по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в подготовительной к школе группе
Формирование реальных представлений у детей о жизни донских казаков....