Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе. | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Цели: Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.
Задачи:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях.
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов.
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Ход совместной образовательной деятельности
Играет песня «Распрягайте, хлопцы, кони…», дети слушают.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: родственники, родичи, предки.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Воспитатель показывает картинки. Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.
А белье гладили рубелем . Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим. Повторите, как называется такой утюг?
Дети: рубель!
Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой такой работы нет.
Воспитатель: (Показываю скатерть, рушник). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол.
Воспитатель: А вы знаете как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Дети: Рушник.
Воспитатель: Посмотрите,какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных.
Воспитатель: Посмотрите какие цвета они использовали?
Дети: Красный и черный.
Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.
Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Воспитатель: Правильно! Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду.
Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами.
Запомнили название посуды? (повторите).
Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни.
Физкультурная минутка (танцевальные движения под кубанскую казачью песню)
А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором.
Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).
На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».
Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем пальчиком.
Дидактическая игра «Построй курень» (разрезная картинка, на которой изображен курень).
Воспитатель: Давайте вместе с вами построим курень!
Дети: Построим. (Слаживают картинку куреня из разрезанных частей.)
Воспитатель: Хотите, посмотреть как живут казаки?
Дети: Хотим.
Воспитатель (показывает картинки): Посмотрите как в горнице светло и уютно, казачки любят порядок. На печи стоят предметы, помощники в готовке. Вы знаете, как называются эти предметы? (Воспитатель показывает предметы по очереди.)
Дети: Да, это чугунок, сковорода.
Д/игра «Забытые слова».
Воспитатель: Хотите, сыграем в интересную игру "Забытые слова"?
Дети: Сыграем.
Воспитатель: Я буду называть казачье слово, а вы- что оно обозначает.
Воспитатель: Атаман.
Ребёнок: Командир.
(При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»)
Воспитатель: Дюже.
Дети: Очень.
Воспитатель: Рушник.
Дети: полотенце.
Воспитатель: Курень.
Дети: дом.
Воспитатель: гутарят.
Дети: говорят.
Воспитатель: батя.
Дети: папа.
Воспитатель: узвар.
Дети: компот.
Воспитатель: баз.
Дети: хозяйственный двор.
Воспитатель: Замечательно, дети, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? В казачьей семье всегда почитают старших. Воинская служба для казака – главное дело его жизни. А вы знаете пословицы о казачьей службе?
Дети:
Казак голодует, а конь сыт.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Конь казаку неизменный друг.
Казаку конь себя дороже.
Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.
Без коня казак круглая сирота.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Воспитатель: Много вы знаете пословиц, молодцы.
Воспитатель: У казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Казачки любят рукодельничать. Посмотрите, какие скатерти и салфетки они вышивали. Покрывало шила из различных кусочков материала- лоскутков, поэтому оно называется - лоскутное. Как называется такое одеяло?
Дети: лоскутное одеяло.
Воспитатель: А почему его так называют?
Дети: Потому что его шьют из различных лоскутков.
Воспитатель: Давайте вместе украсим лоскутное одеяло?
Дети: Давайте.
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат лоскутки, с одной стороны белые, с другой яркие, цветные. Нужно выложить узор на одеяле по намеченному контуру. Какой узор мы выложили?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Чтобы солнышко не распалось, что необходимо сделать?
Дети: Приклеить его.
Воспитатель: Наносите клей на белую сторону лоскутка и кладите на свое место. Теперь наше солнышко крепко будет на одеяле держаться.
(Дети самостоятельно выполняют работу.) Воспитатель во время деятельности детей хвалит детей пословицами о труде:
Поспешишь- людей насмешишь.
Умелые руки не знают скуки.
Каков мастер, такова и работа.
Казак в беде не плачет.
Казак за казака горой стоит.
(Во время работы воспитатель помогает детям в выполнении аппликации.)
Воспитатель: Какое красивое лоскутное одеяло у нас получилось! Воспитатель: Как же называется наше одеяло?
Дети: Лоскутное одеяло.
Подведение итогов:
- Ребята что нового вы сегодня узнали?
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- понравилось ли вам рисовать разными приемами (примакивание, рисование кисточкой, пальчиком?
- Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались?
Молодцы, ребята! Вы прямо-таки, как настоящие казачата!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
конспект занятия с использованием ИКТ...
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»
Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; - систематизировать знания детей о си...
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».
Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган, был присвоен статус «казачий». ...
Конспект по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Ноябрь" для детей старшей группы.
Третье занятие проекта по знакомству с годовым календарем народной куклы. Какая кукла символизирует ноябрь? Почему эта кукла считалась самой сильной и важной. Хранительницей чего она была в старинной ...
Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста
Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....
Конспект педагогического мероприятия с детьми по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в подготовительной к школе группе
Формирование реальных представлений у детей о жизни донских казаков....