Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» ТЕМА: « Путешествие по сказкам К.Чуковского» Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.
Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям.
Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие по сказкам.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации: помочь вернуть солнышко на небо, помочь героям сказок попасть в свои сказки, собрать пазлы, ответить на вопросы.
Физминутка «Сказка даст нам отдохнуть» позволила сменить статическую позу и соблюсти двигательный режим. Здесь основной целью являлось продолжать учить детей работать коллективно.
Чтобы подвести общий итог занятия был использован прием-вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Алёнушка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
ТЕМА: « Путешествие по сказкам К.Чуковского»
Старшая группа
Подготовила: Кузьменко Н.В.
воспитатель высшей категории
г.Константиновск
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи: Образовательные:
-развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас,
- закрепить у детей умение правильно и внятно произносить слова и словосочетания.
Развивающие:
- расширить и активировать словарный запас детей.
- развивать умение отвечать полными развернутыми предложениями;
- развивать координацию движений с речью.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к книгам;
- прививать любовь и уважение к художественной литературе и к творчеству детских писателей.
-воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Методы:
- словесный (постановка проблемных вопросов);
- наглядный (использование картин и ТСО);
- игровой.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.
Дети входят в музыкальный зал.
Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
А кто пишет сказки?
Дети: писатели.
Воспитатель: Каких писателей вы знаете?
Ответы детей: (Чуковский, Толстой, Пушкин, Носов, Катаев)
Воспитатель: Что еще пишут писатели?
Дети: Писатели пишут сказки и рассказы,
Воспитатель: Чем отличаются сказки от рассказа?
Дети: писатели пишут в рассказах, то, что происходит на самом деле!
Воспитатель: А что такое сказки?
Дети: Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.
Воспитатель: Ребята, Вы правильно сказали, что в сказках происходят волшебные превращения. Сейчас я Вам зачитаю отрывки из сказок, а Вы мне скажите, кто же все эти сказки написал:
( слайд знак вопроса)
А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит»
(После ответа детей слайд картинка с изображением Айболита)
( слайд знак вопроса)
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке. «Федорино горе»
(После ответа детей слайд картинка с изображением Федоры)
( слайд знак вопроса)
А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, книжки! «Телефон»
(После ответа детей слайд картинка с изображением Телефона)
Воспитатель– Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки?
Дети: К. Чуковский.
(После ответа детей слайд картинка с портретом К.Чуковского)
Воспитатель.( Показывает книгу) Правильно, все эти замечательные сказки написал Корней Чуковский.
(Из книги выпадает приглашение). – Ой, посмотрите, что это? Какой красивый конверт . Сейчас мы прочтем, что же там написано.
Воспитатель читает: Дорогие дети! Мы сказочные герои приглашаем вас к нам в сказочную страну- сказок К. И. Чуковского. Нам нужна ваша помощь – злой «Паук», «Путаница», прожорливый «Крокодил» все в сказках перепутали, напроказничали. Нам без вашей помощи не справиться, не навести порядок в сказках!
Ну что ребята, хотите отправиться в путешествие, помочь сказкам?
Тогда вспомните, на каком транспорте в сказках передвигались герои?
Дети: В сказках герои передвигались: на «Ковре – самолете». На «Летучем корабле»; На «Метле»; В «Ступе», на «Воздушном шарике, и т. д.
Воспитатель: А мы с вами, на чем можем отправиться?
Дети:«Ковре – самолете», или воздушном шарике (предлагают)
Воспитатель: Смотрите, а нас уже дожидается «Ковер самолет», скорее, садитесь рядышком друг с другом, крепко держитесь за руки (под музыку дети, покачиваясь «летят»)
( Видео ковра самолета)
Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране посмотрите как здесь красиво!
( ВИДЕО С КРОКОДИЛОМ(отрывок из мультфильма «Краденое солнце»)
Что же случилось?
Дети: крокодил Солнце в небе проглотил!
Ребята,из какой сказки крокодил?
Дети: Крокодил из сказки «Краденое солнце».
Воспитатель: Что же делать, как нам быть? Как нам солнце воротить? Вы знаете ребята?
Дети: Нужно позвать медведя, он вырвет солнышко из пасти!
Воспитатель: Крокодил приготовил вам испытание, чтобы вернуть солнышко.
Ребята, посмотрите, на столе лежат предметы из сказок К.Чуковского, все они перемешаны между собой. Из какой сказки каждый предмет, предстоит определить вам. Но для этого мы поделимся на три команды. Ваша задача взять картинку, выбрать из путаницы предметов, именно те предметы, которые относятся к вашей сказке.
1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
3-я команда – сказка «Айболит» ( предметы аптечки, ).
( Дети называют сказку, к которой выбирали предметы, предметы называют одним словом.)
Воспитатель.: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
ВИДЕО – крокодил возвращает солнце.
Воспитатель: но каждому путешественнику нужен отдых. Сейчас и мы с вами немного отдохнем.
Физминутка:
«Сказка даст нам отдохнуть, Отдохнем и снова в путь.
Вот Федорины слова: Чтобы спина была пряма,
Поднимайтесь на носочках, Словно тянетесь к цветочкам.
Ай Болит нам даст совет Станет талия осиной,
Если будем наклоняться Влево, вправо десять раз.
Бармалея тут совет - Проживешь ты много лет,
Если будешь приседать 1,2,3,4,5.
Дала нам сказка отдохнуть- Отдохнули снова в путь»
(подходим к макету «Чудо – дереву»)
Воспитатель: «Что за чудо, чудо, чудо расчудесное! Ни цветочки на нем, ни листочки, а герои из сказок Чуковского.
-Ребята, как вы думаете, как они сюда попали? Кто же это сделал?
Дети: Наверное, это злой паук из сказки «Муха – Цокотуха» утащил их в свою паутину.
(если дети затрудняются ответить) Посмотрите, на дереве паутина - наверное, это злой паук утащил всех героев сказок.
Воспитатель: ребята, давайте поможем вернуться сказкам домой.
Но у Корнея Чуковского очень интересные и сложные названия сказок и чтобы выговаривать их Корней Иванович каждый день проводил зарядку для язычка. Давайте и мы с вами попробуем проговорить чистоговорку. Слушайте и повторяйте за мной:
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит- ит –ит – добрый доктор Айболит.
Воспитатель: Возьмите по картинке и найдите сказки, в которых они живут.
На столе стоят книги или иллюстрации, дети подходят, кладут карточку и проговаривают четверостишие из сказки:
Долго, долго крокодил море синее тушил
Пирогами и блинами, и сушеными грибами.
Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают.
Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.
Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и корова и волчица
И жучок, и червячок и медведица.
Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит.
Тут выплывает кит : « садись на меня Айболит.
И как большой пароход тебя повезу вперед»
Вдруг из подворотни великан: рыжий и усатый та-ра-кан.
Таракан, таракан, тараканище.
Взял и клюнул таракана, вот и нету великана.
Поделом великану досталося и усов от него не осталося
А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора.
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!
Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
За лопатою метла вдоль по улице пошла.
Испугалася коза растопырила глаза.
«Что такое? Почему? Ничего я не пойму!
У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон
- Что вам надо? – Шоколада!
- Для кого? - Для сына моего!
А потом позвонил крокодил и со слезами просил:
Мой милый, хороший пришли мне калоши и мне, и жене и Тотоше!
Одеяло убежало, улетела простыня.
И подушка как лягушка ускакала от меня.
Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!
Наконец- то ты грязнуля Мойдодыру угодил!
Вдруг откуда- то летит маленький комарик
и в руке его горит маленький фонарик.
Вдруг какой-то старичок – паучок, нашу муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить, цокотуху погубить.
Рано, рано два барана постучались в ворота
Тра-та-та, тра-та-та!
Эй вы, звери , выходите! Крокодила победите!
Чтобы жадный крокодил в небо солнце воротил!
Уж он мял его, И ломал его:
- Подавай-ка сюда наше солнышко!
Воспитатель: Вот мы и справились с пауком
Ребята, как вы, считаете, помогли мы навести порядок в сказочной стране?
Дети: Я считаю, что мы навели порядок в сказках.
Герои вернулись в свои сказки, крокодил солнце в небо воротил.
Воспитатель: хотите узнать кто же нас пригласил в сказку? Достаньте из конверта карточки, из которых нужно собрать картинку (дети выполняют задание).
Кто у вас получился? Из какой сказки?
Дети: «Муха – Цокотуха» из сказки «Муха – Цокотуха»
Воспитатель: Вот вам в благодарность от нее: раскраски по сказкам Чуковского в подарок.
Вам понравилось наше путешествие в сказку?
Ребята, скажите, по сказкам какого писателя мы сегодня путешествовали?
Какие испытания мы проходили?
Какое испытание Вам больше всего запомнилось?
Пришла пора возвращаться в группу, садитесь на «Ковер - самолет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Рассказывание по картине «Дети Севера».
Занятие учит детей составлять рассказ по картине, используя полученные раннее знания и представления; развивает умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; за...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию. Тема:"Дикие животные"
Знакомство детей с дикими животными....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию. Тема:"Доброе сердце"
Актуализировать знание детей о понятиях добра и зла....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию. Тема: « Домашние животные»
Расширение и систематизирование словаря по теме «домашние животные»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «В гостях у сказки» подготовительная группа(6-7 лет)
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «О том, как Лиса Зайца обманула. Сказка «Лиса и Заяц»» для детей среднего возраста
Цель занятия: Научить пересказывают знакомую сказку по мнемотаблице, сопоставлять геометрические фигуры разного размера с героями сказки (самый маленький квадрат - петушок, чуть больше - заяц и ...