Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
план-конспект занятия по развитию речи на тему
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевые игры и упражнения для дошкольников | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №853 Дошкольное отделение №3
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
Подготовила воспитатель
Группы №17
Бурцева Любовь Юрьевна
Москва 2015
Игры направлены на решение разных речевых задач.
Основные задачи:
-воспитание звуковой культуры речи
-формирование грамматического строя речи
-обогащение словарного запаса
-развитие связной речи
Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову и его точному и правильному употреблению в устной речи.
В грамматическом материале содержатся игры, обучающие разным способам словообразования и словоизменения ( родительный падеж единственного и множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование существительных, прилагательных в роде, числе и падеже), а так же упражнения, развивающие синтаксический строй речи.
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на усвоение значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.
Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия: составлять сюжетный рассказ об игрушке по картинке или по серии картинок, рассуждать, объяснять.
Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий в речевом развитии. Основной для ребенка игрой является сюжетно - отобразительная игра, в которой он материализует свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, то есть действует в воображаемой ситуации.
В режиссерской игре ребенок действует одновременно за несколько персонажей, не принимая на себя какой-либо роли. Режиссерская игра – игра индивидуальная. Если же в нее включаются другие участники – это уже коллективная игра, то есть игра инсценировка, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя той или иной конкретной роли. Игра – инсценировка отличается от режиссерской своей коллективностью, а от театрализованной игры- отсутствием зрителей. В обоих случаях это самодеятельная детская активность, импровизация.
Игры на формирование структуры предложения
« Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам и построении предложения.
Материал: игрушка заяц, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры
Воспитатель: К нам детский сад пришел заяц. Зайка - побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
( воспитатель достает по очереди из мешка предметы)
Дети: Морковка.
Воспитатель: Какая морковка?
Дети: Длинная, красная.
Воспитатель: Кладем морковку на стол. А это что?
Дети: Огурец.
Воспитатель: Он зеленый и длинный.
Аналогичным образом воспитатель достает помидор, яблоко и т.д.
Теперь зайчик с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно.
Она длинная, красная. Что это?
Дети: Морковь
Воспитатель: Он зеленый, длинный. Что это?
Дети: Огурец.
Воспитатель: Оно круглое, красное. Что это?
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Он круглый, красный. Что это?
Дети: Помидор.
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, воспитатель повторяет, выделяя голосом местоимения: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Воспитатель: Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось?
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Правильно. Яблоко – это фрукт.
Спасибо зайка, что пришел к нам. До свидания.
«Чего не стало?»
Цель: формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить предложения.
Материал: пары предметов – матрешки, пирамидки ( большая и маленькая), ленточки ( разного цвета и разного размера – длинна и короткая), игрушечные лошадки, утята; Буратино; мешок.
Ход игры
Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают их, называют. Выставляют на столе.
Воспитатель: Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставим их рядом. Ваня, теперь ты достань игрушку. Что это?
Дети: Пирамидка.
Воспитатель: Еще пирамидка есть?
Дети достают по очереди все игрушки.
Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки.
Воспитатель: Чего не стало?
Затем прячет ленточки, а на их место кладет пирамидки.
Чего не стало?
Наконец убирает все игрушки. Каких игрушек не стало?
Подведение итогов. Обсуждение.
« Вечер загадок»
Цель: формировать умение определять объект по его функциональным и внешним признакам.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают.
То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.
(Кот.)
Днем лежит и молчит,
Ночью лает и ворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать подает.
(Собака.)
Встретишь – гогочет,
Ущипнуть хочет.
А я иду и не боюсь.
Чего бояться? Это… (гусь).
Серый, зубастый,
В лесу воет,
По полю рыщет,
Ягнят, телят ищет.
(Волк.)
В густом лесу под елками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Он фыркает – живой.
( Еж.)
Список использованной и рекомендованной литературы
- Громова О.Е. « Лексические темы по речевому развитию детей 3-4 лет». М., 2006
- Рождественская А. « Сто загадок – сто отгадок». М., 1972
- Ушакова О.С «Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий». М., 2008
- Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий». М., 2007
- Ушакова О.С. « Теория и практика развития речи дошкольника». М., 2008
- Чуковский К.И. « От двух до пяти». М.,1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности (НОД) по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Очень любим мы стихи»
Кенспект НОД по развитию речи...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"
В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно – речевому развитию ( ФЭМП ) в средней группе. Тема: Путешествие по сказке « Маша и медведь »
Детский сад «Колосок» встретил гостей 18 апреля 2012 года в стенах своего сада и поделился с коллегами своим опытом работы по Ф.Г.Т. В рамках работы районных методических объединений по неп...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ «МЫ – БУДУЩИЕ КОСМОНАВТЫ»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» образовательная область «Познание» по «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы»
Программные задачи:Обучающие:1. Совершенствовать умение различать инаходить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет и форму);2. ...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...