Конспект По дополнительно образовательной программе в старшей группе «Звук [а] и буква А»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ермайкина Инна Петровна

: продолжить знакомство со звуком [а], с буквой А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a_i_bukva_a_prodolzhenie.docx186.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

Конспект

По дополнительно образовательной программе

в старшей  группе

«Звук [а] и буква А»

C:\Users\MSI\Desktop\img21.jpg   

Подготовила: воспитатель

Ермайкина И.П.

г. Саранск

Цель: продолжить знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Образовательные задачи :

- познакомить детей со звуком [а], его характеристикой.

- дать понятие о местонахождении звука в слове;

- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

- повторить чем отличается звука от буквы;

- учить выделять звук из ряда гласных звуков;

- закрепить знания детей о осени, деревьях осенью;

Развивающие задачи:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое внимание,

- развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение слушать друг друга.

Методические приемы:

Словесный: беседа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.

Наглядный:  визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание,  игровой (наглядно-действенный метод)

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, использование ТСО (технические средства обучения)

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.

Материал и оборудование: картинка с изображением деревьев, листья деревьев настоящие (гербарий). Символ звука [а] – красный большой круг, красные ленточки разной длинны, карточка с буквой А. Индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и звуками» для детей 5-6 лет), красный и простой карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садится на место тот, кто выполнит команду( подними руки в верх, в стороны, правую руку вперед, левую ногу назад, и т.д)

- Молодцы ребята!

Артикуляционная гимнастика.

- А сейчас давайте выполним упражнения для губ и язычка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

- «Улыбка» – «трубочка», «Качели», «Часики», «Лопаточка», «Иголочка», «Лошадка», «Грибочек».

- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Ася. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах:

(Логопед показывает картинки: арбуз, автобус, аист, ананас, акула.)

- Правильно, во всех словах слышится звук [а].

Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

- Сегодня на занятии мы будем с вами продолжать говорить о звуке [а].

- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а]. Молодцы.

- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

 Игра «Длинный – короткий»

-У меня есть две ленточки: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

 Пальчиковая гимнастика. «Осенние листья»

- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

- Ребята, Ася принесла для вас еще одно интересное задания. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

- Ребята, давайте вспомним что это за буква?  Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Прежде чем начать выполнять следующие задание давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «звук [а].

Дети приседают.

Произносят «А» громко.

Выпрямляются.

Произносят «А» Тихо.

Наклоняются вперед.

Произносят «А» Громко.

Выпрямляются.

Произносят «А» Тихо.

Разводят руки в стороны.

Произносят «А» Долго.

Соединяют руки с хлопком.

Произносят «А» Коротко.

- Найдите букву А на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и выполните штриховку простым карандашом. А в левом углу раскрасьте кружок в красный цвет, ведь вы теперь знаете что звук [а] обозначается красным цветом. Запомните это!

- Послушайте еще раз правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

- Давайте попробуем выложить букву А из счетных палочек.

- А теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

 А теперь ребята нужно посмотреть на картинки, назвать их, определить место звука в слове и раскрасить нужный кружок красным цветом. (задания по Костылевой стр 5).

-Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями которые для вас приготовила Ася. Она всем говорит спасибо.

. Итог занятия.

- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Ася)

- Назовите первый звук в имени куклы А – а – аси (звук [а])

- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

- А с какой буквой мы познакомились?

- Каким цветом обозначается звук [а]?

- Что мы с вами сегодня делали на занятии?

- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

- Давайте попрощаемся с куклой Асей.

- Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Дополнительная образовательная программа «Игры с Буквами» социально-педагогической направленности по обучению детей элементам грамоты Для воспитанников 3-4 лет

Известный российский психолог Р. С. Немов, а также многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к трем-четырем годам. Именно этот период считают периодом &laq...

Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть н...

Конспект По дополнительно образовательной программе «Говоруша» в старшей группе «Звук [О] и буква О»

Задачи:Коррекционно-развивающие:развивать пространственное представление;развивать фонематический слух, восприятие;упражнять в определении места звука в слове;совершенствовать мелкую моторику;развиват...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...