Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа)
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и служит подготовительным этапом к обучению грамоте.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха;
- Знакомство с терминами «слово» и «звук», со слоговой структурой слова;
- Знакомство с протяженностью слова и делением его на части;
- Знакомство детей с буквами; формирование и развитие звукобуквенного анализа;
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги; умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Расширение словарного запаса детей;
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_igraem_s_bukvami.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №82» муниципального образования города Братска, ул. Курчатова, 44 т. (3953)46-26-59, 46-09-60 e-mail: 82mdou@mail.ru
РАССМОТРЕНО: Заседание методического совета МБДОУ «ДСКВ № 82» Протокол № ___ от «__» __________ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № ___ от ________ Заведующий МБДОУ « ДСКВ № 82 » ____________ Бузмакова Е.С. |
Дополнительная образовательная программа
по подготовке к обучению грамоте
«Играем с буквами»
Для детей 4-5 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор программы: Макамбила Анастасия Николаевна
Педагог-психолог
первой квалификационной категории
МБДОУ «ДСКВ № 82»
г. Братск
2021 г.
Содержание:
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка__________________________________ 3
- Цели и задачи реализации программы______________________3
- Особенности программы_________________________________4
- Методы и направления для реализации программы___________5
- Планируемые результаты________________________________ 6
2. Организационный раздел.
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса______6
2.2. Организация режима______________________________ 6
2.3. Критерии оценки уровня освоения программы______________ 6
2.4. Воспитательная работа______________________________8
2.5. Взаимодействие педагога с родителями____________________ 8
3. Содержательный раздел.
3.1. Учебно-математический план______________________________ 9-10
3.2. Содержание программы___________________________________11-16
4. Список литературы_________________________________________ 17
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
-Дополнительная образовательная программа “Играем с буквами» разработана в соответствии:
-Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
-Санитарно-эпидемиологичекими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Программа дополнительного образования «Играем с буквами» реализуется за рамками основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДСКВ № 82».
Программа «Играем с буквами» составлена на основе авторской программы М.Д. Маханевой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет», авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты. Е.В.Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»
И.Р. Лопухина «Логопедия. Упражнения для развития речи».
Е.Ф. Бортникова «Учим буквы» 1, 2 части.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и служит подготовительным этапом к обучению грамоте.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха;
- Знакомство с терминами «слово» и «звук», со слоговой структурой слова;
- Знакомство с протяженностью слова и делением его на части;
- Знакомство детей с буквами; формирование и развитие звукобуквенного анализа;
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги; умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Расширение словарного запаса детей;
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия, произносительных умений;
- Развитие графических навыков;
- Развитие мелкой моторики;
- Приобщение детей к художественной литературе.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать;
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитание нравственных качеств, а именно взаимопомощи, доброжелательности по отношению к окружающим.
1.3. Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с имеющимися знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям.
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа — приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков.
Особенности возрастной группы детей 4 – 5лет.
В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000 слов.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.
Речь становится связной и последовательной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
1.4. Методы и направления, используемые для реализации Программы.
Способы и формы работы с детьми:
- Дидактические игры
- Игры – задания
- Создание игровой ситуации
- Сюрпризные моменты
- Театрализованные игры
- Работа с текстами
- Рисование
- Лепка
- Шнуровка
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова
- Здоровье-сберегающие технологии
- Компьютерные информационные) технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Методические материалы программы:
- Развивающие игры
- Обучающие настольно-печатные игры
- Раздаточный материал по темам
- Демонстрационный материал к изучаемой теме
- Магнитные буквы
- Буквы на кубиках, карточках
- Фланелеграф
- Карандаши простые, цветные.
- Краски, пластилин
- Азбука
- Мозаика
- Кварц. Песок, манка.
- Счётные палочки
- Су-Джок (шар и два кольца)
1.5. Планируемые результаты.
Ребёнок к концу первого года обучения знает:
- наизусть потешки, песенки, загадки, небольшие стихотворения для детей про буквы.
Ребёнок к концу года умеет:
- правильно произносить звуки изолированно, в словах, во фразовой речи;
- знать буквы и их названия, уметь соотносить звук с буквой;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- различать гласные и согласные;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- заучивать небольшие стихотворения
1.Организационный раздел.
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса
Участники программы — дети 4 — 5 лет.
Срок реализации программы — 1 год
Срок обучения – 8 месяцев с октября по май (1 занятие в неделю).
2.2. Организация режима.
Режим занятий – 1 раз в неделю во второй половине дня (20 минут).
2.3. Критерии оценки уровня освоения программы:
Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов программы позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. В начале учебного года проводится обследование речи детей звукопроизношения и фонематического слуха (используется методика Т.И.Гризик и Л.Е.Тимощук). Полученные результаты являются основой планирования работы и формирования подгрупп, так как занятия по подготовке к обучению грамоте проводится в подгруппах по 8 -10 человек. Именно благодаря подгрупповой организации данных занятий осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку, основанный на изучении его возможностей.
1.Развитие фонематического слуха.
Познакомить с терминами «звук», «буква», «слово». Учить определять и изолированно произносить первый звук в слове. Называть слова с заданным звуком, учить способом интонационного выделения звука в слове. Развивать умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание. Учить говорить согласно нормам литературного произношения.
2.Знакомство с буквами.
Изучение букв русского алфавита. Анализ графического облика букв, обведение букв по точкам, письмо букв самостоятельно. Учить находить изучаемые буквы в тексте. Предупреждение «зеркального» письма.
3.Развитие речи.
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие грамматического строя речи.
4.Развитие графических навыков.
Учить правильно держать карандаш, правильно сидеть при письме. Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, округлые линии. Познакомить с различными видами штриховки.
5.Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук). Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
К концу обучения по данной программе основным результатом должно стать формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения, развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих, развитие звуковой культуры речи, мышления, памяти, внимания.
При этом у детей формируются следующие умения:
1.Умение различать понятия «звук», «буква», «слово».
2.Умение правильно произносить начальные звуки в названиях предметов, слышать в слове выделенный звук и называть его.
3.Умение различать и называть буквы русского алфавита.
4.Умение находить заданную букву в тексте.
5.Умение выразительно читать стихотворение.
6.Умение отвечать на вопросы полным ответом.
7.Умение рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, закрашивать контуры предметов, заштриховать предметы, используя различные виды штриховки.
2.4. Воспитательная работа:
Данные мероприятия проводятся в целях создания условий для поддержки и развития интереса к чтению, как процессу вечного познания и открытия, любовь к книге.
2.5. Взаимодействие педагога с родителями:
Цель: объединение интересов педагога и родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: ознакомление родителей с результатами работы, практическими навыками и умениями.
1.Выступление на родительском собрании по теме «Подготовка к обучению грамоте» /сентябрь./
2.Индивидуальные консультации по данной теме /в течение года/.
III. Содержательный раздел
3.1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
(средний возраст 4 -5 года)
Месяц | Тема | Количество часов | |||
Октябрь Итого: 1час, 20 мин 4 занятия в месяц | 1. | Буква «А» | 20 минут. | ||
2. | Буква «У» | 20 минут. | |||
3. | Буква «И» | 20 минут. | |||
4. | Буква «О». | 20 минут. | |||
Ноябрь Итого: 1 час, 20 мин. 4 занятия в месяц | 1. | Закрепление букв «А,И,У,О.» | 20 минут. | ||
2. | Буква «Ч» | 20 минут. | |||
3. | Буква «С» | 20 минут. | |||
4. | Буква «К». | 20 минут. | |||
Декабрь Итого: 1час, 20 мин. 4 занятия в месяц | 1. | Буква «Х» | 20 минут. | ||
2. | Буква «М». | 20 минут. | |||
3. | Буква «Н» | 20 минут. | |||
4. | Буква «Т». | 20 минут. | |||
Январь Итого: 1час, 20 мин. 4 занятия в месяц | 1. | Буква «П» | 20 минут. | ||
2. | Буква «З» | 20 минут. | |||
3. | Буква « Ы» | 20 минут. | |||
4. | Буква « Г». | 20 минут. | |||
Февраль Итого: 1час, 20 мин. 4 занятия в месяц | 1. | Буква «Ш» | 20 минут. | ||
2. | Буква «В». | 20 минут. | |||
3. | Буква «Ж» | 20 минут. | |||
4. | Буква «Д». | 20 минут. | |||
Март Итого:1 час, 20 мин. 4 занятия в месяц | 1. | Буква «Б» | 20 минут. | ||
2. | Буква «Л» | 20 минут. | |||
3. | Буква «Р» | 20 минут. | |||
4. | Буква «Й» | 20 минут. | |||
Апрель Итого: 1 час, 20 мин 4 занятия в месяц | 1. | Буква «Е, Ё» | 20 минут. | ||
2. | Буква «Ф» | 20 минут. | |||
3. | Буква «Ц» | 20 минут. | |||
4. | Буква « Э» | 20 минут. | |||
Май Итого: 1 час, 20 мин. 4 занятия в месяц | 1. | Буква «Ю» | 20 минут. | ||
2. | Буква «Я» | 20 минут. | |||
3. | Буква «Щ» | 20 минут. | |||
4. | Итоговое занятие на закрепление Алфавита | 20 минут. | |||
3.2. Содержание программы дополнительного образования детей.
(средний возраст 4-5 года)
Месяц | Программное содержание | Темы занятий | ||
октябрь | -ознакомление с понятиями: «звук», «речевой» звук и «шумовой» звук; - обучение различению на слух речевых и неречевых звуков; -развитие четкого и правильного произношения звука [у,а,и,о.] в звукоподражательных упражнениях с опорой на символы; - развитие слухового внимания и памяти; -ознакомление с органами артикуляции; - формирование представления о связи звука с артикуляцией; - развитие фонематического слуха; - развитие мелкой моторики, тактильных ощущений; - ознакомление с понятием «буква», графическим образом букв: А,И,У,О. | 1. Буква «А» | ||
2. Буква «У» | ||||
3. Буква «И» | ||||
4. Буква «О» | ||||
ноябрь | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - активизация умения различать и называть основные цвета; - развитие слухового внимания, памяти; - развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления; - развитие первоначальных графических навыков; - ознакомление с графическими образами изучаемых букв «Ч», «С», «К». -формирования умения дифференцировать изученные звуки, буквы; | 1. Закрепление букв «А,И,У,О» | ||
2. Буква «Ч». | ||||
3. Буква «С» | ||||
4. Буква «К». | ||||
декабрь | - закрепление умения дифференцировать понятия «звук» и «буква»; - обучение четкой и правильной артикуляции звука[х,м,н,т] с опорой на звуковой символ; -формирование представление об единственно-правильной артикуляции для каждого звука; - развитие слухового внимания, памяти; - развитие тактильной памяти, ориентировки на листе бумаги; - ознакомление с графическим образом буквы «Х,М,Н,Т» - развитие логического мышления: умения соотносить усвоенные знания с изображением на картинке; - формирование умения дифференцировать изученные звуки и буквы | 1. Буква «Х» | ||
2.Буква «М» | ||||
3. Буква «Н» | ||||
4. Буква «Т» | ||||
январь | - обучение четкой и правильной артикуляции звуков [п,з,ы,г] с опорой на звуковые символы; -развитие восприятия и различения оттеночных цветов; -воспитание внимания и требовательности к собственному произношению; - закрепление умения дифференцировать звуки в звукоподражательных упражнениях; - развитие фонематического слуха; - формирование направленного речевого выдоха; - развитие мелкой моторики посредством специальных упражнений; - развитие ориентировки на листе бумаги; упражнение в выполнении простых инструкций: штриховки, обводки, закрашивании букв; - развитие зрительного внимания, памяти | 1. Буква «П» | ||
2.Буква «З» | ||||
3. Буква «Ы» | ||||
4. Буква «Г». | ||||
февраль | - закрепление умения дифференцировать на слух гласные звуки, схожие по артикуляционным признакам; -развитие просодической стороны речевого высказывания; - формирование умения подбирать слова на заданный звук; - формирование умения выделять первый гласный звук в словах-именах; - ознакомление с графическим образом буквы «Ш,В,Ж,Д»; - развитие логического мышления и зрительного внимания и памяти посредством добавления недостающих элементов букв; - развитие координации речи с движением -стимулирование зрительно-поисковой активности, избирательности зрительного восприятия | 1. Буква «Ш» | ||
2. Буква «В» | ||||
3. Буква «Ж» | ||||
4. Буква «Д» | ||||
март | -развитие фонематического слуха, кинестетического восприятия; -закрепление умения дифференцировать гласные звуки и буквы; - формирование умения подбирать слова на заданный звук; -развитие чувство ритма; упражнение в произнесении слов по слогам; - развитие графического навыка, зрительного восприятия, логического мышления посредством специальных дидактических игр с буквами; - развитие воображения, зрительной, тактильной памяти | 1. Буква «Б» | ||
2. Буква «Э» | ||||
3. Буква «Р» | ||||
4. Буква «Й» | ||||
апрель | -формирование представления о согласных звуках; -воспитание и дифференцированной реакции на звук; - обучение четкой и правильной артикуляции звуков [щ,ф,ц,л], с опорой на звуковые символы; -ознакомление с графическими образами изучаемых букв «Щ,Ф,Ц,Л»; - формирование умения дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы - формирование умения подбирать слова по одинаковому первому звуку в слове с опорой на картинки; - развитие межполушарного взаимодействия посредством специальных кинезиологических упражнений | 1. Буква «Щ». | ||
2. Буква «Ф». | ||||
3. Буква «Ц» | ||||
4. Буква «Л» | ||||
Май | -закрепление умения дифференцировать гласные звуки и буквы; - развитие графического навыка, зрительного восприятия, логического мышления посредством специальных дидактических игр с буквами; - развитие логического мышления и зрительного внимания и памяти посредством добавления недостающих элементов букв; - формирование умения подбирать слова на заданный звук. |
|
Список литературы
1. Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. -8о с.: ил.
2. М.Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет». Методическое пособие. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80с.
3. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»
4. И.Р. Лопухина «Логопедия. Упражнения для развития речи»
5. Е.Ф. Бортникова «Учим буквы» 1, 2 части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.
Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....
Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Спасение Грамотейки»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Спасение Грамотейки» составлен на основе сказочного сюжета. Занятие было провед...
Звукобуквенный старт: образовательная программа по подготовке к обучению грамоте (старший дошкольный возраст)/ Сост. М.В. Дыбля, В.Г. Терзова., С.И. Луценко – Лутугино, 2021.
Ведущей целью образовательной программы является создание благоприятных условий для осуществления комплексного подхода к формированию базовых компетенций в речевом развитии детей старшего дошкольного ...
Дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к обучению грамоте и чтению «Читалочка»
Цель: развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка....
Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук Д, буква Д» в подготовительной группе .
-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.-Развивать фонематический и речевой слух.- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.-Упражнять в чтении по сло...