Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир художественных произведений
как средство развития речи старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 79.67 КБ |
img_20210513_0001_new.pdf | 1.71 МБ |
konspekt.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир художественных произведений
как средство развития речи старших дошкольников»
(по картинам известных художников)
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Автомошина Анастасия Петровна,
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Промышленновский муниципальный округ, 2021 г.
Оглавление
- Целевой раздел
- Пояснительная записка……………….….………………………….……..3
- Цели и задачи………………………………….…………………….……..7
- Ожидаемые результаты……………………………………………...……9
- Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей. Категория обучающихся …………..13
2.2. Содержание образовательной деятельности с детьми. Значение картин для формирования связной речи детей 6-7 лет…………….………………..14
2.3. Рассказывание по картине как один из видов развития речи………..16
III. Организационный раздел
3.1. Объем и срок освоения программы..……………………………………..30
3.2. Особенности организации образовательного процесса …………….…..30
Список литературы.............................................................................................34
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Трудно переоценить сотворчество взрослого и ребенка через созидательную деятельность. Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется совместная созидательная деятельность. С одной стороны, данное утверждение несколько категорично, с другой - заслуживает самого пристального внимания.
Актуальность программы. В современных социально-экономических условиях общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. Среди основных приоритетов государственной политики выдвинута идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития, обновления знаний, совершенствования навыков, что можно реализовать с помощью дополнительных общеобразовательных программ. При анализе запросов родителей была выявлена большая заинтересованность в дополнительном образовании детей, что послужило главным ориентиром для разработки программы дополнительного образования, что в свою очередь дает возможность строить индивидуальную образовательную траекторию детей, расширять и реализовывать образовательные потребности и запросы. Данная программа обеспечивает:
- равные стартовые возможности во всестороннем развитии через дополнительное образование;
- обогащает сенсорный и чувственный опыта ребенка во всех видах творческой, художественно-эстетической и речевой деятельности;
- показывает построение дополнительного образования как полноценной ступени целостной системы образования.
В соответствии с основной идеей дополнительной программы ориентир педагогов, родителей направлен на общее развитие детей, их позитивную социализацию, что является важным компонентом при поступлении детей на следующую ступень образования.
Новизна данной программы в том, что она является корпоративной. В ней используются новые подходы и методики при знакомстве детей с познавательным материалом.
Форма проведения занятий является для детей тоже новой и необычной. Дети «проживают» различные события вместе со сказочным героем Кронтиком, его семьей и друзьями, вместе они путешествуют, проводят опыты, знакомятся с музеем, картинами, учатся слушать и рассуждать. Дети вместе со взрослыми осваивают компьютерные технологии, знакомятся с электронными книгами (девайсами), в которых заложены различные задания по программе, что помогает расширять границы познания ребенка, развивать духовные и нравственные качества, расширять представления о мире. Для определения результативности программы разработан диагностический материал: диагностические карты для отслеживания результатов реализации программы детьми, анкеты для родителей, свидетельства об окончании обучения.
Отличительной особенностью данной дополнительной программы от существующих в этой области заключается в том, что она имеет модульный характер, при реализации применяются дополнительные ресурсы:
- информационные ресурсы – (электронная библиотека, депозитарии мультимедийных продуктов);
- материально-технические ресурсы.
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что дети изучают материал, погружаясь в сказку, где вместе с героями поэтапно учатся общению, умению рассуждать, взаимодействовать друг с другом, знакомятся с произведениями искусства. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы соответствует:
- современным требованиям и принципам обучения – индивидуальности, преемственности, доступности, результативности;
- современным образовательным технологиям;
- целям и задачам образовательного учреждения по дополнительному образованию детей.
Дети дошкольного возраста, как правило, испытывают огромную потребность в активной разнообразной деятельности, желают принимать участие в различных объединениях, кружках, где могут овладеть новыми знаниями. И от нас, взрослых, зависит – сможем ли мы помочь им в этом. Совершенно очевидно, что решить эту задачу в рамках только основной образовательной программы невозможно. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружением, средствами массовой информации, играет дополнительное образование детей – целенаправленный непрерывный процесс воспитания, обучения и развития. Учитывая данные обстоятельства, а также исходя из запросов родителей, которые выразили желание открытия объединения речевого и эстетического направления, учитывая интересы детей, была разработана программа дополнительного образования «Мир художественных произведений как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста», которая объединила в себе все запросы.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, срок реализации 1 год. За основу была взята программа «Предшкола нового поколения» под редакцией Р.Г. Чураковой. Из данной программы были взяты отдельные модули, которые легли в основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, направленной на развитие речевого общения детей, коммуникативных умений, формирование способности слушать и рассуждать, на знакомство с музеем, картинами известных художников. У детей формируются умения воспринимать картины, определять причинно - следственные связи, пространственные и временные представления, формировать умения в составлении небольших рассказов по картине.
Программа имеет приложения с тематическим планированием, диагностическим материалом, в который входят диагностические карты, анкеты для родителей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников» разработана в соответствии с ФГОС ДО и нормативно-правовыми документами в области дошкольного образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 г, «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г., №1726-р.;
- Методические рекомендации «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности» - Кемерово КРИПК и ПРО, 2019 г.
Направленность программы:
- по содержанию является социально-педагогической;
- по функциональному предназначению: учебно – познавательной;
- по форме организации – групповой;
- по времени реализации – годичной.
Программа включает совокупность трех направлений развития ребёнка, обеспечивающих разностороннее обучение и воспитание детей 6 - 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа направлена на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям
Программа построена на принципах личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с целью осуществления полноценного развития дошкольников, создания равных условий образования детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников».
Цель: развитие речи дошкольников через восприятие художественных образов; расширение кругозора ребёнка, формирование социально-личностных компетенций, универсальных учебных действий, необходимых в школьный период (пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами: рамками с разными окнами, указателями, увеличительным стеклом и зорким оком, открытки с картинами).
Задачи:
- обучать восприятию целостной картины мира, появлению у детей ценностных ориентиров, социальной и познавательной мотивации обучения;
- развивать диалогическую и монологическую речь, умение общаться со сверстниками;
- развивать художественный вкус через восприятие лучших произведений искусства, воспитывать любовь к прекрасному;
- формировать предпосылки словесно-логического мышления.
При реализации данных задач формируются общие представления ребёнка об окружающем его мире, природе, искусстве, о себе, семье, обществе, государстве, религии, совершенствуется и обогащается речь ребёнка, становясь одним из основных условий познания.
Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему:
- практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность;
- формирует пространственные эталоны;
- способствует развитию тонкой (мелкой) моторики кисти руки;
- формирует один из важных этапов речи - предречевой мыслекод (этап, на котором, выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформленную в слове), что в дальнейшем влияет на формирование связной речи.
Программа художественно-эстетического и речевого развития дошкольников включает в себя элементы подготовки детей к освоению письменной формы речи. Так, альбомы для работы взрослых с детьми «Малевич и Матисс», «Ван Гог и Григорьев» позволяют подготовить руку ребенка к обучению письму, сформировать правильный захват орудия письма, развивать мелкую моторику рук и т.д.
Педагогическая целесообразность
В быстро меняющемся мире перед системой дошкольного образования ставятся новые задачи, которые требуют изменений в подходах и содержании образования. С целью расширения возможностей детей нашего дошкольного учреждения была разработана данная программа, которая является в настоящий момент целесообразной, развивает детей сразу в трех направлениях, решает проблему организации преемственности обучения. Программа определяет зону ближайшего развития и способствует формированию:
- направленного внимания;
- интереса к чтению;
- познавательного и коммуникативного мотивов;
воспитывает:
- любовь и уважение к родителям;
- интерес к изучению окружающей природы;
- наблюдательность;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- желание помогать другим;
- любовь к искусству;
обучает:
- приемам речевого развития;
- приемам самообслуживания;
- работе с простейшими инструментами (рамки, лупа, указатели);
- приемам проведения опытов и экспериментов;
- восприятию искусства;
укрепляет:
- чувство уверенности в своих силах;
- чувство собственного достоинства.
Задания предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка и обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
- Ожидаемые результаты
Универсальные предпосылки учебных действий. С помощью системы пособий дошкольник научится:
— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию картины по конкретному заданию;
— использовать иллюстрации учебника;
— правильно держать орудие письма;
— выполнять инструкцию взрослого (при работе с репродукциями и инструментами);
— обсуждать со взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
— находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании, в процессе наблюдения;
— по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т. д.).
Интегративные знания и умения.
Ребенок должен уметь:
— различать инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) и по заданию взрослого выделять ими нужные детали и сюжетные фрагменты репродукции;
— рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи, реконструировать события, уже имевшие место, и предполагать, что будет дальше;
— ориентироваться в пространстве картины: различать, что ближе, а что дальше; что ниже, а что выше;
— называть различные действия, изображенные на картине, следуя речевым образцам;
— видеть контраст (между светлым и темным, освещенным и находящимся в тени, красивым и страшным), не называя самого термина.
Результаты по познавательно – речевому и социально-личностному развитию
Цель: формирование речевых умений строить развернутый ответ, понимать причинно-следственные связи, пересказывать текст. Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения - ребенок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в тетради, просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию.
1. Обучен отвечать на вопросы, может строить развернутый ответ, способен поддержать разговор на интересующую тему, сформировать вопросы.
2. По картинке составляет описательный рассказ. По указанию взрослого переделывает работу, если допущена ошибка.
3. Способен логически мыслить, устанавливать причинноследственные связи.
4. Действует по заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату.
Предметные знания и умения
Ребенок должен знать:
- свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и фамилию своих родителей;
- название своего поселка, название своей улицы, номер своего дома и квартиры;
- название своего государства и столицы;
- основные государственные праздники;
- узнавать государственную символику России (герб, флаг, гимн);
- знать виды городского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, метро);
- знать правила поведения на дороге;
- приводить примеры некоторых растений (представителей деревьев, кустарников, трав);
- приводить примеры домашних и диких животных (представителей насекомых, зверей, птиц), знать основные признаки, отличающие диких животных от домашних; чувствовать ответственность за домашних животных, если они имеются в доме.
Речевое развитие.
Ребенок должен уметь:
— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый;
— выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;
— отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
— обсуждать со взрослым возникшую проблему;
— работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;
— по требованию взрослого исправить допущенные ошибки (рисунок или задание в тетради).
Подготовка к чтению. Интегративные знания и умения
Ребенок должен уметь:
— называть (перечислять) героев короткого текста или отрывка из текста;
— коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
— определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом и что в конце);
— восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
— понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) логику и причинно-следственные связи повествования;
— понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста;
— удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
— делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
— понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
— внимательно относиться к незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
— выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
— выстраивать сложноподчиненные предложения с опорой на речевой образец;
— соблюдать нужную (с точки зрения сюжета текста, характера и настроения героя) интонацию высказывания;
— правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения (на, под, над, ближе, дальше, ниже, выше и пр.);
— использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
— узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте (А, Я, ОН, ОНИ и т. д.);
— различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Возрастные особенности детей. Категория обучающихся
Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, имеющие разные интересы и способности.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. В играх дети 6 - 7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания). В 6 - 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания - повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова, достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки.
2.2. Содержание образовательной деятельности с детьми. Значение картин для формирования связной речи детей 6-7 лет
Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. Обучение связной речи одновременно является и целью и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств, таких, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи. Участвует в различных видах детского творчества.
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах. Понимание иллюстраций требует: опознание отдельных предметов, составляющих «сюжетное ядро» всей иллюстрации, выделение позы и местонахождение каждой фигуры в общем плане, установление связей между основными предметами, прежде всего пространственных связей; второстепенного анализа, т.е. выделение деталей иллюстрации. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы, вызванные иллюстрациями, легко запоминаются. Такие задачи активизируют детей, они с удовольствием фантазируют, и, как известно, дети в дошкольном возрасте проявляют чувство к слову Придумывая, название к иллюстрации, дети учатся обобщать свой рассказ, анализировать и выделять главное в иллюстрации.
Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала, что картине как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Известно, какое огромное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его личности, умственных способностей и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее яркие, чем те, которые дает реальная жизнь. Но, во всяком случае, они несравненно более яркие и определены, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому картины так ценны и значение их так велико.
Воспринимая сюжетные картинки, дошкольники могут успешно определять, что делают люди, которые на них изображены, догадываются, что происходит с ними, если сюжет картинки не выходит за рамки жизненного опыта ребенка. Называя, те или иные качества, или признаки предметов, изображенных на сюжетной картине, ребенок тем самым выделяет их; называя предметы, он отделяет их друг от друга; определяя в речи их состояния или действия, ребенок осмысливает реальные отношения между предметами. Обогащение детской речи словами - названиями качеств, признаков, состояний предметов и отношений между ними - является важным фактором развития целенаправленного, осмысленного восприятия. Речь ребенка станет богаче, если основой для составления связных высказываний является его чувственный и практический опыт. Поэтому в процессе работы над сюжетным изображением немаловажная роль отводится целенаправленному использованию средств наглядности и дидактического материала, организации действий с ним.
Таким образом, проанализировав современные исследования, следует сделать вывод о том, что значение картин для формирования связной речи детей - велика. С помощью картины формируется оптимальный уровень связной речи, развиваются познавательные процессы, а также повышается интеллектуальный уровень развития ребенка.
2.3. Рассказывание по картине как один из видов развития речи
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала педагога (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.
При таком подходе результат является достаточно гарантированным.
Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.
В средней группе цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться, и совершенствоваться в старшей группе.
По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.
Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в старшей и подготовительной группах.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание, формировать умение связно, последовательно описывать изображенное, активизировать и расширять словарный запас, учить грамматически правильно строить речь и т. д.
В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.
В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.
Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов»). В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины, полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь, умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней. В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. В речевой практике дошкольников - рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.
По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.
Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом педагог своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.
Здесь остановимся подробнее на творческом рассказывании как наиболее сложной форме монолога дошкольника.
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Варианты творческого рассказывания:
- Придумывание предложения и завершение рассказа (педагог сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.
- Придумывание рассказа или сказки по плану педагога (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме.
- Придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды:
-рассказы реалистического характера;
-сказки;
-описания природы.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.
Этапы обучения творческому рассказыванию:
1 этап: «Определение состава картины»
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется «увеличительное стекло», «зоркое око», «волшебное окно». (Правило: выделить нужным инструментом объект и назвать его…).
Для определения деталей одного объекта используется игровые приемы: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.
При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.
Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.
2 этап: «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Предлагаются следующие творческие задания:
«Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. (Пример: «Котята дружат между собой, потому что они детки одной мамы - кошки и любят вместе играть»).
3 этап: «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств».
Прием «вхождения в картину»: педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.
Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).
Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).
4 этап: «Описание местонахождения объектов на картине»
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина».
Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене.
Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.
5 этап: «Составление рассказов от лица разных объектов»
Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:
«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».
«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».
«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Педагог должен побуждать детей к решению проблем героев картины.
6 этап: «Смысловая характеристика картины».
Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.
Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Педагог готовит листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает педагог или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?
Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.
7 этап: «Составление рассказов-фантазий».
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости Кронтик...».
- Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
- Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
- Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
- Могу все… – Могу только… (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
- Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).
8 этап: «Составление сказок нравственно-этического характера»
Предложить детям сочинить сказку по картине.
Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
Придумывание названия сказки.
9 этап: «Составление рифмованных текстов по картине»
Работа должна строиться в определенной последовательности.
Сначала с детьми проводится игра «Складушки-ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины.
Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы.
На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.
Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной обдуманной доказательной речи.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
- самостоятельного анализа ситуации или объекта;
- развития децентрации (умения менять точку отсчета);
- развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие «Логико-малыш». Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – «оживлялок», которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Итак, для того, чтобы работа с картиной была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:
- использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
- после прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
- перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
- использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности; Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
- для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
- вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
- по возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально. Педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год с сентября по май. Общее количество учебных часов – 38. Режим занятий по данной программе предусматривает количество занятий - 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия - 1 академический час (30 минут).
Форма обучения – очная.
Формы организации
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- виртуальная экскурсия;
-викторина.
Программа создаёт все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребёнка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах работы с детьми (групповых, при необходимости, индивидуальных).
3.2.Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет. Состав группы может меняться. Образовательный процесс включает групповую деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей. Все формы организации предусматривают возможность свободного перемещения детей в течение учебного процесса и постоянное общение детей между собой и взрослым. Самостоятельная деятельность детей – это деятельность воспитанников в условиях предметно-развивающей среды, созданной педагогом и самим ребенком, предусматривается использование методов, активизирующих у детей внимание, мышление, воображение, поисковую деятельность, элементов проблемности в обучении. Обязательным является использование игровых приемов, создание эмоционально-значимых ситуаций, условий для самостоятельной практической деятельности. Эффективным для развития детей является введение в программу сказочных персонажей, с которыми дети учатся в жизненных ситуациях принимать решение, ставить задачи и решать проблемные ситуации. Данный прием позволяет сохранить высокий интерес детей и творческий тонус и ведет к более качественному усвоению программы.
Заключение
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах, можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи, в частности, связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.
Таким образом, при формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится решаемой, когда педагог, предъявляя детям новую картину, целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.
Методические пособия
Н.А. Чуракова «Кронтик в музее. Как там - внутри картин?» (книга для работы взрослых с детьми).
Н.А. Чуракова «В музее с Кронтильдой» (книга для работы взрослых с детьми).
Н.А. Чуракова «Кронтик в музее. История с волшебной палочкой» (книга для работы взрослых с детьми).
Н.А. Чуракова «Малевич и Матисс» (Альбом для работы взрослых с детьми).
Н.А. Чуракова «Приключения Кронтика. В ожидании чудес» (электронное пособие).
О.В. Малаховская, Т.Г. Раджувейт «Ван Гог и Григорьев». (Альбом для работы взрослых с детьми).
Список литературы
- В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Гардарики, 2001.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений. – М., Просвещение, 2007. – 224 с.
- Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.
- Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
- Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/14/ispolzovanie-kartin-na-zanyatiyah-po-razvitiyu-rechi
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3655.html
Приложение 1
Тематическое планирование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир художественных произведений
как средство развития речи старших дошкольников»
Номер урока и тема учебного пособия | Содержание занятия | Формы работы | оборудование | Формирование универсальных учебных действий: |
1. В музее во вторник: когда музей закрыт | Подготовка детей к работе с пособием. Узнают правила учебно-игровой деятельности. | групповая | Удерживать внимание слушая короткий текст или рассматривая репродукцию картины по конкретному заданию. | |
2. И. Шишкин «Утро в сосновом бору» | Рассмотрение картины. И. Шишкина«Утро в сосновом бору» | групповая | инструменты «Зоркое око», «Волшебное окно», указатель, фишки и лупа. | Умение подготавливать свою учебно-игровую деятельность, работа с инструментами «Зоркое око», «Волшебное окно», указатель, фишки и лупа. |
3.И. Шишкин «Утро в сосновом бору» | Работа с картиной И. Шишкин «Утро в сосновом бору» и инструментами. | групповая | инструменты «Зоркое око», «Волшебное окно», указатель, фишки и лупа. | Способность различать и рассматривать детали на картине |
4.И. Шишкин «Утро в сосновом бору» | Работа с картиной И. Шишкин «Утро в сосновом бору» и инструментами. | групповая | инструменты «Зоркое око», «Волшебное окно», указатель, фишки и лупа | Временные представления,, установление причинно следственных связей и умение понимать обобщение в речи героев. |
5. В. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке.» | Рассмотрение картины. В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» | групповая | инструменты «Зоркое око», рамка. | Умение находить нужных деталей и выделять с помощью рамки |
6. В. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке.» | Работа с картиной. В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» | групповая | Указатель, «Зоркое око», | Умение видеть и способность сравнивать направление движения героев картины |
7.В. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке» | Работа с картиной. В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» | групповая | «Волшебное окно», | установление причинно следственных связей и умение понимать обобщение в речи героев. |
8.Винсент Ван Гог «Первые шаги» | Рассмотрение картины Винсент Ван Гог «Первые шаги» | групповая | «Зоркое око», | Умение ориентироваться в пространстве картины, умение находить показывать нужные детали. |
9.Винсент Ван Гог «Первые шаги» | Работа с картиной Винсента Ван Гога «Первые шаги» | групповая | «Зоркое око», | Умение находить на картине разные оттенки одного цвета путем сравнения., иметь временные представления. |
10.Винсент Ван Гог «Первые шаги» | Работа с картиной Винсента Ван Гога «Первые шаги» | групповая | Рамка, «Волшебное окно», | Умение находить на картине и выделять рамкой нужный сюжетный фрагмент. |
11.Берта Маризо «Дама с ребенком в саду в Буживале» | Рассмотрение картины Берты Маризо «Дама с ребенком в саду в Буживале» | групповая | Указатель. | Умение ориентироваться в пространстве картины. Способность высказывать свое мнение, основанное на наблюдении деталей картины |
12.Берта Маризо «Дама с ребенком в саду в Буживале» | Работа с картиной Берты Маризо «Дама с ребенком в саду в Буживале» | групповая | Рамка, | Временные представления, наблюдения за деталями |
13. Берта Маризо «Дама с ребенком в саду в Буживале» | Работа с картиной Берты Маризо «Дама с ребенком в саду в Буживале» | групповая | «Зоркое око», | Понимать что разные оттенки цвета, связаны со степенью освящения |
14.Клод Моне «Дамы в саду» | Рассмотрение картины Клода Моне «Дамы в саду» | групповая | Указатель. | Временные представления,, умение находить показывать нужные детали. |
15. Клод Моне «Дамы в саду | Работа с картиной Клода Моне «Дамы в саду» | групповая | Рамка, «Волшебное окно», | Временные представления,, умение находить показывать нужные детали. |
16. Клод Моне «Дамы в саду | Работа с картиной Клода Моне «Дамы в саду» | групповая | «Зоркое око», «Волшебное окно», | Временные представления,, умение находить показывать нужные детали. |
17. Клод Моне «Терраса в «Сент - Андресс» | Рассмотрение картины Клода Моне «Терраса в «Сент - Андресс» | групповая | Указатель. «Зоркое око», | Формирование наблюдательности, помогающие находить и показывать на картине нужные детали, пространственные представления. |
18.Клод Моне«Терраса в «Сент - Андресс» | Работа с картиной Клода Моне «Терраса в «Сент - Андресс» | групповая | «Зоркое око», | Понимать что разные оттенки цвета, связаны со степенью освящения |
19.Клод Моне«Терраса в «Сент - Андресс» | Работа с картиной Клода Моне «Терраса в «Сент - Андресс» | групповая | Указатель. | Временные представления,, умение предположить, что будет дальше. |
20. Огюст Ренуар «Лягушатник» | Рассмотрение картины. Огюст Ренуар «Лягушатник» | групповая | «Волшебное окно», «Зоркое око», | Временные представления умение предположить, что будет дальше, умение находить показывать нужные детали. |
21. Огюст Ренуар «Лягушатник | Работа с картиной. Огюст Ренуар «Лягушатник» | групповая | Волшебное окно», «Зоркое око», | Умение находить на картине и выделять рамкой нужный сюжетный фрагмент. Понимать Волшебное окно», что разные оттенки цвета, связаны со степенью освящения |
22.Огюст Ренуар «Лягушатник | Работа с картиной. Огюст Ренуар «Лягушатник» | групповая | Волшебное окно», «Зоркое | Умение самостоятельно делать обобщение с опорой на рассуждение героев. |
23. Жорж Сера «Воскресный день на берегу Сены» | Рассмотрение картины Жорж Сера «Воскресный день на берегу Сены» | групповая | Волшебное окно», | Формирование пространственных эталонов, умение выделять нужные сюжеты с помощью «Волшебного окна» |
24 .Жорж Сера «Воскресный день на берегу Сены» | Работа с картиной Жорж Сера «Воскресный день на берегу Сены» | групповая | Рамка, фишка | Формирование наблюдательности позволяющее находить, показывать рамками и фишками нужные детали. |
25. Жорж Сера «Воскресный день на берегу Сены» | Работа с картиной Жорж Сера «Воскресный день на берегу Сены» | групповая | Указатель. | Умение называть найденные на картине детали, умение различать оттенки цвета, связанные со степенью освящения. |
26.Франц Марк «Под дождем» | Рассмотрение картины Франца Марка «Под дождем» | групповая | «Зоркое око», | Временные представления умение, умение находить показывать нужные детали. |
27. Франц Марк «Под дождем» | Работа с картиной Франца Марка «Под дождем» | групповая | Волшебное окно | Умение выражать свое мнение, выделять рамкой фрагмент картины не по инструкции а по своему выбору |
28 Франц Марк «Под дождем» | Работа с картиной Франца Марка «Под дождем» | групповая | «Зоркое око», | Умение коротко пересказать главные моменты картины с опорой на пошаговые вопросы |
29. Ян ван Ос «Цветы и фрукты в глинянной вазе» | Рассмотрение картины Ян ван Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе» | групповая | «Зоркое око», | Формирование пространственных эталонов, различа то что ближе, а что дальше, что ниже, а что выше и закрепление этих понятий. |
30. Ян ван Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе» | Работа с картиной Ян ван Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе» | групповая | «Зоркое око», Волшебное окно | Формирование наблюдательности позволяющее находить нужные детали. |
31. Ян ван Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе» | Работа с картиной Ян ван Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе» | групповая | «Зоркое око», Волшебное окно | Умение выделять фрагменты стараться кадрировать его самостоятельно Умение понимать обобщение за деталями. |
32. урок - выставка «Нарисуй картину из музея» | Рисунки детей по теме. | групповая | Краски кисти, карандаши, бумага, | Самостоятельно воспроизвести героев с картин. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
Конспект: работа по картине «Первый снег»
художник, Игорь Попов.
Тема: «Путешествие по картине»
Возраст: подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей: речевое и художественно-эстетическое развитие
Составила: Автомошина Анастасия Петровна,
учитель-логопед
Промышленновский МО 2021
Цель: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, развитие связной речи, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления.
Задачи:
Образовательные – познакомить с картиной и сформировать умение работать с ней.
Развивающие – развивать связную речь, пространственные и временные представления, наблюдательность, умение рассуждать и прогнозировать.
Воспитательные – воспитывать эстетические чувства, интерес к живописи.
Оборудование: репродукции картины Игоря Попова «Первый снег» 1971 г., мультимедиа (презентация, музыка), кукла-лисичка, волшебная книга, инструменты (зоркое око, волшебное окно, указатели, увеличительное стекло).
Ход занятия.
Организационный момент:
Педагог: Добрый день, ребята, меня зовут Анастасия Петровна, я пришла к вам не одна. Это лисичка, Елиса. Мы с вами хотим познакомиться. В круг скорее становись, чтоб занятие начать надо друг о друге все узнать! Передавайте друг другу лисичку и называйте своё имя! (дети передают куклу друг другу по кругу, называют свои имена). Вот мы и познакомились! Скажите мне, вы когда-нибудь были в музее? (ответы детей), а в нашем поселке есть музей? (ответы детей)
- Что может храниться в музее? (ответы детей: старинные предметы быта, оружие, картины и другие интересные предметы и т.д.)
- И сегодня Елиса приглашает вас, отправится на выставку картин, которую подготовила для нас!
Педагог: Посмотрите на картины «Лыжники» написал её художник, Сергей Лучишкин, эту картину «Избушка в лесу» написал художник, Алексей Соврасов, обратите внимание на эту картину «Первый снег» написал её художник, Игорь Попов. Ребята, скажите, что объединяет все картины, что каждый из художников изобразил на своих картинах? (ответы детей) (снег). А вы любите снег? Давайте поиграем в игру, Снег – это главное слово, к которому можно подобрать снежные слова! Вот веселье для ребят – все сильнее снегопад, словно в белый пуховик нарядился снеговик, рядом снежная фигурка это девочка снегурка, на снегу- то посмотри с красной грудкой снегири, не машина просто клад, мчит по снегу снегокат.
А сейчас Елиса предлагает нам отправится в путешествие по картине «Первый снег» написал её художник, Игорь Попов. И нам надо разгадать ее главный секрет!
Основная часть
Педагог: Присаживайтесь за столы, ребята, перед вами волшебная книга, которая поможет изучить данную картину… открываем первую страницу, здесь инструменты, которые нам понадобятся. Давайте их рассмотрим и посчитаем: возьмите сейчас указатели посчитайте, сколько их, теперь положите их над книгой. (3 указателя), вот этот инструмент называется зоркое око, посчитаем сколько их у вас (2 зорких ока), положите их рядом с указателями. А этот инструмент называется волшебное окно. Одно волшебное окно положите рядом с остальными бумажными инструментами.
Педагог: Рассмотрите внимательно картину… Игоря Попова «Первый снег», (педагог раздает картины)
ЗВУК
Педагог: Ребята, посмотрите Елиса уже внутри картины… Елиса, Как ты туда попала? …
Елиса за кадром (обычно работа с картинами начинается со входа в неё, входом в картину художник может изобразить: калитку, дверцу, веточку, тропинку, дорогу или следы.
Педагог: Ребята, Елиса дала нам подсказку как войти в картину! Посмотрите внимательно, где будет вход в эту картину? (ответы детей)
Педагог: Действительно, на этой картине художник изобразил следы, как вход в картину. Возьмите указатель и положите его в нижний левый угол – это будет наш вход в картину.
Педагог: Давайте представим, что мы тоже оказались внутри картины.
Смотрите, как девочкам нравится, что выпал снег? Они от радости скачут и подпрыгивают!
- Ребята, вы согласны с этим убеждением? Подумайте и скажите: девочки просто прыгают от радости или кружатся в хороводе? Ответы детей. Давайте Исследуем маленькую площадку под их ногами, чтобы выделить и рассмотреть этот фрагмент, возьмите зоркое око (Почему вы решили, что они водят хоровод?) (ответы детей : От следов девочек образовался круг).
Педагог: Девочки давно гуляют вместе или только что прибежали из разных мест? Покажите указателями, из каких именно мест они прибежали.(3 указателя)
Педагог: Раз это первый снег, значит совсем недавно было тепло? Рассмотрите картину внимательно и поищите доказательства того, что на улице было тепло: посмотрите и ответьте, как одеты девочки. Это теплая зимняя одежда или легкая осенняя? (работа с зорким оком). И волшебным окном выделим кусочек осени, положив его в правом верхнем углу картины, рассмотрите и скажите какого цвета листья на дереве?
Скажите где находятся листья? На крыше, на снегу, Около дерева, между домами (педагог прорабатывает предлоги). А дерево стоит за каким предметом?
Педагог: Давайте послушаем Елису, что ещё она увидела в картине?
- На картине не только девочки радуются снегу, другие тоже им любуются! (голос Елисы за кадром)
Педагог: Кто же, кроме девочек, любуется снегопадом или просто наблюдает за ним? Давайте рассмотрим эти фрагменты поближе. Для это нам понадобиться увеличительное стекло… (ответы детей)
Педагог: А теперь складываем все инструменты в коробочку, сегодня они нам больше не понадобятся. Давайте немного поиграем. Вставайте в круг…
Физминутка …..
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
А потом покажем маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно рыжий, мягкий мячик,
Ну а мы идём, идём…
И к себе приходим в дом.
Педагог: А вы ребята любите играть со снегом?
Открывайте следующую страницу нашей волшебной книжки, что вы видите? Давайте подуем на снежинки, чтобы они улетели.
Педагог: Перелистываем страницу волшебной книги, давайте составим рассказ по нашей картине и разгадаем её главный секрет!!! Составление коллективного рассказа по картине .
Картина называется (Первый снег), Какое время года изображено на картине? что изображено на картине (высокие дома, люди, снег,) Снег какой? (белый, пушистый) Чем заняты девочки на картине? Водят хоровод, какое настроение у них? Чему радуются дети и все в округе? Первому снегу, что скоро зима и можно будет кататься на санках, ходить на лыжах, кататься с горки, лепить снеговика, играть в снежки, значит снег является главным секретом этой картины, потому что он приносит радость людям!
Педагог: Ребята, давайте послушаем, что же скажет нам Елиса!
Елиса: ребята, вы молодцы! Нашли выход из картины, разгадав её секрет.
Заключение.
Педагог: вот мы и нашли выход из картины и лисичка к нам вернулась, давайте расскажем Елисе какую картину мы изучали, кто написал картину, - Вам понравилось наше путешествие по картине? Что вам ещё понравилось, а наше занятие подходит к концу и мы с Елисой вручаем вам сертификаты с волшебным окном! До новых встреч, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Краски творчества» (нетрадиционные техники рисования)
Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет через освоение нетрадиционных техник изображения....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновый калейдоскоп» (5-6 лет старшая группа)
Учить приемам работы с пластилином...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Цветные фантазии» (нетрадиционные техники рисования) ( 5 – 7 лет )
Формировать устойчивый интерес к различным видам изобразительного искусства, эмоциональные и эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относите...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет)срок реализации программы...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет)срок реализации программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами «Загадки дядюшки Танграма»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки дядюшки Танграма» по развитию пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста» (далее – П...