Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Цветные фантазии» (нетрадиционные техники рисования) ( 5 – 7 лет )
рабочая программа
Формировать устойчивый интерес к различным видам изобразительного искусства, эмоциональные и эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._bespl._kr._po_izo_tsvetnye_fantazii_2019g.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Муниципальное образование Нефтеюганский район Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад «Лесовичок»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
НРМ ДОБУ «Д/с «Лесовичок»
Протокол № 1
От 28.08.2019 г.
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
НРМ ДОБУ «Д/С «Лесовичок»
___________Е.И.Пулик
Приказ № 131-0 от 28.08.2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию
«Цветные фантазии»
(нетрадиционные техники рисования)
( 5 – 7 лет )
Автор:
Педагог дополнительного образования
Игнатова Т. В.
гп. Пойковский
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………………...2
- Пояснительная записка………………………………………………..2
- Принципы лежащие в основе программы…………………………...3
- Цели и задачи……………………………………………………….…4
- Категория дошкольников……………………………………………..5
- Ожидаемые результаты……………………………………………….6
- Мониторинг результатов образовательной деятельности…………..6
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ………………………...7
- Основные формы и методы работы………………………………..…7
- Проектирование образовательного процесса………………………..8
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………….11
- Учебно-методическое обеспечение…………………………………11
- Материально техническое обеспечение…………………………….12
- Список литературы…………………………………………………..12
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для овладения дошкольниками нетрадиционным техникам изобразительного искусства, направлена на развитие у воспитанников интереса к различным художественным изобразительным материалам, а также на приобретение определенных знаний, навыков и умений в разнообразных видах нетрадиционных техник рисования. У воспитанников, в процессе обучения, появляется осознание того, что, используя данные техники, можно создавать качественные и талантливые работы своими руками, независимо от того, склонен ли ребенок к художественному развитию или нет. Главной задачей всего курса обучения является, приобщение воспитанников к различным видам искусства, через использование нетрадиционных техник рисования. А также, занятия нетрадиционными техниками помогает воспитывать усидчивость, терпение, доводить до конца начатое дело, развивать у детей мелкую моторику, что способствует улучшению умственной деятельности у ребенка. Работа с воспитанниками должна вестись последовательно и методично по принципу «от простого, к сложному» с учетом возможностей и способностей каждого ребёнка.
Особое значение в этой работе следует придавать развитию у воспитанников художественно — образного мышления, художественного вкуса, эстетики.
Так же надо учитывать, что в дошкольном возрасте основным стимулирующем фактором является интерес. Поэтому нужно изыскивать и использовать такие формы, которые в наибольшей степени способствуют пробуждению интереса к занятиям изобразительной деятельностью и побуждают детей к активной творческой деятельности.
1.2 Принципы лежащие в основе программы
- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип культуросообразности: знакомство с историей материалов и техник;
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
1.3 Цели и задачи программы
Цели:
Формировать устойчивый интерес к различным видам изобразительного искусства, эмоциональные и эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура).
- Знакомить с нетрадиционными техниками изобразительного искусства (монотипия, ниткография, штрихования, тампонирование, граттаж, рисование по мятой бумаге, мозаика, тиснение, флоротипия и другими) и историей их появления.
- Формировать умение использовать различные предметы и вещества для создания художественного произведения, такие как: мыло, нитки, веревки, ткань и другие.
- Формировать практические навыки и умения работы в области различных художественных, нетрадиционных и комбинированных технологий.
- Формировать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать формировать навыки передачи формы изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и пространственное размещение на листе бумаги, передавать несложные движения,
- Развивать творческого воображения.
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность и инициативность.
1.4 Категория дошкольников
Возраст детей 5-6 лет.
Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений
Возраст детей 6-7 лет
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от ее привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования и лепки. В этом возрасте продолжается развитие наглядно образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
1.5 Ожидаемые результаты
Перспектива
Овладение знаниями в области различных художественных, нетрадиционных и комбинированных технологий и применение их в жизни. Умение самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию, комбинировать новые способы деятельности. Участие детей в выставках художественного творчества, в городских, окружных и международных конкурсах. Создание выставки детских работ.
Воспитанники должны уметь:
- Уметь организовывать свое рабочее место.
- Научиться использовать нетрадиционные технологии в продуктивной деятельности
- Уметь работать различными техниками с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, скорлупками;
- Уметь четко работать с инструментами.
- Развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
1.6 Мониторинг образовательной деятельности
Педагогическая диагностика
| ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу. | Детали сделаны с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца. | Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу. |
| ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Сборка отдельных элементов не соответствует образцу | Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить | Работа выполнена аккуратно. Компазиционные требования соблюдены. |
| ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Работа выполнена под контролем педагога с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца. | Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия. | Работа выполнена самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения. |
| ||
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет. | Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что то свое. | Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои идеи. Есть творческая находка. |
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Основные формы и методы работы
В процессе используются различные формы занятий: традиционные , комбинированные, индивидуальная деятельность; А также различные методы обучения:
Словестный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
Наглядный (иллюстрации, показ педагогом, работа по образцу);
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Обьяснительно-иллюстративный(дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
Репродуктивный(воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала , но и постепенное усложнение видов работы. Занятие- это освоение практического жизненного опыта, освоение и постижение окружающего мира, красоты и гармонии.
Программа предусматривает развитие у дошкольника изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Развивающие:
- Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление, самоанализ;
- Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
Воспитательные:
- Воспитывать стремление творить своими руками;
- Воспитывать терпение и упорство;
- Прививать коммуникативную культуру, чувство уважения к людям, толерантность, умение работать в группе;
- Создавать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
2.2 Проектирование образовательной деятельности
Программа кружка «Цветные фантазии» рассчитана на один год обучения:
Возрастная категория детей посещающих кружок 5-7 лет.
Учебный период начинается с 5 декабря и заканчивается 31мая.
Занятие проводится в среду -1 раз в неделю.
Количество занятий в год: –23 .
Длительность: 25-мин.
Перспективный план работы кружка «Цветные фантазии» на
2019-2020 г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Оборудование | ||||
Декабрь | |||||||
1 | «Мой любимый дождик» | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передовая его характер, используя точку и линию как средство выразительности. | Лист бумаги с наклеенной тучкой, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы. | ||||
2 | «Подсолнухи» | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. | Лист бумаги с нарисованным кругом и лепестками, черная гуашь в | ||||
3 | «Фрукты» | Учить детей рисовать фрукты, используя печатанье, рисование пальчиками | Лист бумаги, мисочка с штемпельной подушкой. | ||||
Январь | |||||||
1 | «Листопад» | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | Лист А4,карандаш,листья | ||||
2 | «Осенние листья» | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции | Цветная бумага, ножницы, клей, лист А4 | ||||
3 | «Ковер из осенних листьев» | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Листья, трафарет, акварельные краски, кисточки | ||||
Февраль | |||||||
1 | «Ежики на опушке» | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Лист А4,акварельные краски, кисточки | ||||
2 | «Кошечка» | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Лист А4,акварельныекраски, кисточки | ||||
3 | «Снежок» | Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Монотипия. Рисование пальчиками | ||||
4 | Рисование ладошками «Солнышко» | Упражнять в рисование пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | Лист А4, пальчиковые краски , салфетки | ||||
Март | |||||||
1 | «Красивая тарелочка» | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | |||||
2 | «Фантазии» | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение | Лист А4, акварельные краски | ||||
3 | «Вечер» | Черно-белый граттаж. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Лист А4,акварель | ||||
4 | «Снежинки» | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Картон, клей, цветная бумага | ||||
Апрель | |||||||
1 | «Сказочный сад» | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). | Черно-белый граттаж, поролон, трафарет | ||||
2 | Любимый узор | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками | ||||
3 | Граттаж «По сугробам» | Знакомство с техникой изобразительного искусства «Граттаж», объяснить последовательность выполнения зимнего пейзажа, Выполнение работ на выставку, развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Листы бумаги А4, хозяйственное мыло, кисти, гуашь (черная, синяя, фиолетовая, голубая), стеки, одноразовые тарелки, стаканчики с водой. Готовые работы, выполненные в технике «Граттаж». | ||||
4 | «Зимняя сказка» | Продолжать знакомить детей с техникой изобразительного искусства «Граттаж». Закрепить навыки работы с мыльным раствором. Выполнение работ в технике «Граттаж». Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Листы бумаги А4, хозяйственное мыло, кисти, гуашь, стеки, одноразовые тарелки, стаканчики с водой. | ||||
5 | Штрихование «Ежик» | Создание трафарета - ёжик, с помощью картона. Выполнение композиции в технике «Штрихование», закрепляем навыки ровного и аккуратного штриха, учимся высветлять и затемнять элементы работы при помощи силы надавливания. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Картон, клей- карандаш, ножницы, листы бумаги А4, простые карандаши, цветные карандаши, трафарет -ёжик. Готовые работы выполненные в технике «Штрихование». | ||||
Май | |||||||
1 | Тиснение «Подарок маме» | Знакомство с техникой изобразительного искусства «Тиснение», история появление. Выполнение открыток для мам с помощью фольги. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Фольга, заготовки (на листе А4 изображение цветов простым карандашом), стеки, картон, ножницы, клей карандаш. Готовые работы, выполненные в технике «Тиснение» | ||||
2 | «Яркий букет» | Выполнение работ с помощью масляной пастели. Формировать навыки плотного закрашивания, без просветов, умение высветлять и затемнять элементы рисунка за счет надавливания. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Листы бумаги А4, масляная пастель. Готовые работы выполненные пастелью. | ||||
3 | «Яблонька» | Выполнение работ с помощью акварельных карандашей. Закрепление навыков работы акварельными карандашами. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Акварельная бумага, акварельные карандаши, стаканчики с водой, кисти. Готовые работы выполненные акварельными карандашами. | ||||
4 | «Ворона» | Выполнение работы с помощью угля. Закреплять умение работать углем. Развивать творческое воображение. | Лист белой бумаги А-4, Уголь, салфетка. | ||||
Количество занятий: - 23 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Учебно-методическое обеспечение
- методические пособия и книги по конструированию;
- готовые изделия в техниках: аппликации, аппликации из бросового материала, открытки с декорированием цветами из пайеток и бисера, аппликации из засушенных растений
- инструменты, материалы и принадлежности.
3.2 Материально техническое обеспечение
Бумага (А4, АЗ), цветная бумага, белый картон, цветной картон, гофрированная цветная бумага, акварельная бумага, карандаши простые, фломастеры, карандаши цветные, кисти (акварельные и клеевые), акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, масляная пастель, мел, клей ПВА, клей карандаш, ножницы, салфетки тканевые, салфетки бумажные, пластиковые поверхности (А4), целлофановые пакеты, Нитки шерстяные, поролон, губки, поролоновые палочки, палитра, парафин (свеча), мыло хозяйственное, жидкое мыло, трубочки из под сока, стеки, крупная поваренная соль, мелкие камни, фольга, конфетные фантики, старые цветные журналы, листья различных растений, пластилин, стаканчики для воды, старательные резинки, одноразовые тарелки, вата, изоляционная лента, зубочистки, ватные палочки, манная крупа, песок, различные кусочки ткани, кружевная тесьма, скотч (прозрачный и цветной), оргстекло.
3.3 Список литературы:
- Агапова И А. Поделки из фольги. — М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
- Белашова ТА. Нетрадиционные техники рисования пейзажа в подготовительной группе. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
- Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. Изд.З. — М.: «Айрис-пресс», 2004.
- Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир!. - М.: «Просвещение», 1992.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. — М.: «Просвещение», 1985.
- Копцева Т.А. Природа и художник. - М.: творческий центр «Сфера», 2001.
- Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. - СПб.: «Детство-пресс», 2004.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
- Ляхович С.В. Занятия по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с нетрадиционными художественными техниками. - Ханты-Мансийск.: «Информационно-издательский центр», 2009.
- Румянцева Е.А. Необычная аппликация. Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста. - М.: Дрофа, 2007.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». - Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2004.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. - М.: Творческий центр «Сфера», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Данная программа направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравс...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Краски творчества» (нетрадиционные техники рисования)
Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет через освоение нетрадиционных техник изображения....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновый калейдоскоп» (5-6 лет старшая группа)
Учить приемам работы с пластилином...
Педагогическая технология «Цветные фантазии» «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (старшая группа «Ягодка»).
1. Актуальность«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». Роде.«Это правд...