Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами «Загадки дядюшки Танграма»
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

Галина Викторовна Сенина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки дядюшки Танграма» по развитию пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста» (далее – Программа) – социально-педагогической направленности ориентирована на развитие пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_prostranstvennoe_myshlenie.doc473.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Города Томска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №73 г. Томска

Принята на заседании                                                                      Утверждаю

педагогического совета                                                                   Заведующий МАДОУ № 73

Протокол № 1 от 25.08.2022                                                           ____________ В.А. Трунова

Приказ № 228 от 31.08.2022

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

по развитию пространственного мышления дошкольников

через игры с геометрическими фигурами

«Загадки дядюшки Танграма»

 

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

 

         

 

 

                                                                                               Автор-составитель:

Сенина Галина Викторовна,

                                                                                    воспитатель

                                                      Томск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ (КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ)        3

1.1. Пояснительная записка        3

1.2. Цель и задачи Программы        6

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы        7

1.4. Адресат и срок реализации Программы        8

1.5. Планируемые результаты освоения Программы.        9

1.5.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)        10

1.5.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)        10

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ)        11

2.1.  Содержание образовательной деятельности        11

2.2. Методы и приёмы работы        13

2.3. Этапы проведения игр с геометрическими фигурами        14

2.4. Содержание Программы        15

2.4.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)        15

2.4.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)        16

2.4.3. Учебно-тематический план Программы. Первый год обучения (5-6 лет)        17

2.4.4. Учебно-тематический план Программы. Второй год обучения (6-7лет)        26

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        36

2.5.1. План работы с семьями воспитанников. Первый год обучения (5-6) лет        36

2.5.2. План работы с семьями воспитанников. Второй год обучения (6-7) лет        37

2.6. Формы аттестации. Система оценки результатов освоения Программы        38

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        39

3.1. Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации Программы        39

3.2.Методическое и дидактическое обеспечение, необходимое для реализации Программы        39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        40

ПРИЛОЖЕНИЕ        41


РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ (КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ)

1.1. Пояснительная записка

Дошкольное детство - один из важнейших этапов в жизни каждого человека. Этот период характеризуется интенсивным познавательным, психомоторным, личностным и социальным развитием ребёнка. Складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Развитие мышления в раннем возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его мыслительные способности, на расширение общего кругозора. Не менее благоприятен данный период и для развития способности к ориентировке в пространстве.

Мышление является высшим познавательным процессом, который представляет собой форму творческого отражения человеком действительности. Условно выделяют три вида мышления, которые связаны между собой:

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, в котором преобладают практические действия с реальными материальными предметами.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Период дошкольного детства является сензитивным для развития пространственного мышления.  Пространственное мышление (разновидность наглядно-образного мышления)  – специфический вид мыслительной деятельности, которая необходима при решении задач, требующих ориентации в пространстве (как видимом, так и воображаемом), и основывается на анализе пространственных свойств и отношений реальных объектов или их графических изображений.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки дядюшки Танграма» по развитию пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста» (далее – Программа) – социально-педагогической направленности ориентирована на развитие пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся Блоки Танграм и колумбово яйцо. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности.

Основная идея Программы

Развитие пространственного мышления происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного  усвоения разнообразных общеобразовательных дисциплин на всех этапах обучения и этому способствуют игры с геометрическими фигурами.

Актуальность Программы

Актуальность Программы обусловлена приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации (далле – РФ) в сфере образования.

В целях обеспечения доступности дошкольного образования, повышения качества образовательных услуг и дальнейшего развития системы образования в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, утверждённой постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642. А также в соответствии с  федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование», утверждённого распоряжением Минпросвещения России от 17.12. 2019 № Р-133, который призван осуществить задачи формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию.

Одной из приоритетных целей государственной программы Томской области «Развитие образования в Томской области» (Постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 № 342а) является создание в системе дошкольного образования возможностей для современного качественного образования и эффективной социализации детей. Современные образовательные отношения призваны обеспечивать построение образовательной деятельности на основе субъектного взаимодействия всех взрослых с детьми. Очевидно, что при этом образовательные отношения должны строиться так, чтобы дети имели возможность проявить инициативу и самостоятельность в специфических для них видах деятельности.

Формирование пространственного мышления дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Ориентация в пространстве ребёнка включает в себя способность не только различать и воспринимать пространство, но и различать и понимать обозначения пространственных слов (далеко или близко, вправо или влево, вперед или назад), различных положений, размеров, форм и расстояний. Поскольку в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) игра главный вид деятельности дошкольников, то формирование пространственного мышления легче и эффективнее реализовать в играх с геометрическими фигурами.

Игра-головоломка «Танграм» состоит из 7 разрезных особым образом фигур, которые можно сложить в квадрат и создавать бесконечное количество новых фигур разной сложности. Создавать их можно по образцу или собственному замыслу. Она  способствует развитию пространственного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. Направлена на развитие различных мыслительных процессов – сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» – «часть», – все то, чем так необходимо овладеть дошкольнику.

Игра-конструктор «Колумбово яйцо» представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека. Данная игра также способствует развитию пространственного мышления, памяти, усидчивости, сенсорных и творческих способностей.

Ребёнку, не овладевшему приемами пространственного мышления, труднее будет даваться учеба.

Новизна Программы состоит в качественном подборе и систематизации игр с геометрическими фигурами (игра-головоломка и игра-конструктор) и в комплексном использовании занимательного дидактического материала через организацию игровой и познавательной деятельности.

Нормативно-правовая база

Программа спроектирована в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях и следующих документах:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023).
  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 №678-р;
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 
  7. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020  № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 СПЗ ½ 4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»
  10. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  11. Постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 № 342а (с изменениями на 10.07.2023) «Об утверждении государственной программы «Развитие образования в Томской области».
  12. Основная образовательная программа МАДОУ № 73 г. Томска.
  13. Устав МАДОУ № 73 г. Томска.

В процессе освоения Программы воспитанники приобщаются к игровому взаимодействию, у них формируется пространственное мышление. Также Программа  способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Таким образом, программа «Загадки дядюшки Танграма» - социально-педагогической направленности, составленная с опорой на положения ФГОС ДО будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.

Программа ориентирована на детей в возрасте от пяти до семи лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа представляет собой цикл занятий по развитию пространственного мышления, а материалом занятий служат игры с геометрическими фигурами («Танграм» и «Колумбово яйцо»).

Педагогическая целесообразность программы. Пройдя обучение по программе «Загадки дядюшки Танграма» у дошкольника сформируется пространственное мышления, благодаря использованию игр с геометрическими фигурами («Танграм» и «Колумбово яйцо»).

1.2. Цель и задачи Программы

Цель Программы

Развитие познавательных умений у детей  дошкольного возраста путем применения игр с геометрическими фигурами (игра-головоломка и игра-конструктор). Создание эффективных условий для работы с дошкольниками и формирование у них пространственного мышления.

Задачи Программы

Задачи работы с детьми 5-6 лет (старшая группа):

Образовательные:

  1. Формирование умений анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры.
  2. Формирование умений обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

Развивающие:

  1. Развитие умений составлять из элементов заданную модель.
  2. Развитие сопоставления, обобщения, установления последовательности, определения отношений «целое» - «часть».
  3. Развитие логического мышления, геометрической интуиции, целеустремлённости, коммуникативности.
  4. Развитие сенсорных способностей у детей, пространственное мышление, воображение, смекалку и сообразительность.

Воспитательные:

  1. Формирование  привычки к умственному труду.
  2. Воспитание навыков контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Задачи работы с детьми 6-7 лет (подготовительная группа):

Образовательные:

  1. Формирование умений анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры.
  2. Анализ сложных форм и воссоздание их из частей на основе восприятия и сформированного представления.

Развивающие:

  1. Развитие умений составлять из элементов заданную модель.
  2. Развитие логического мышления, геометрической интуиции, целеустремлённости, коммуникативности.
  3. Развитие сенсорных способностей у детей, пространственное мышление, воображение, смекалку и сообразительность.

Воспитательные:

  1. Формирование  привычки к умственному труду.
  2. Воспитание навыков контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  4. Закрепление умений работать по правилам.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

При разработке программы учитывались следующие принципы:

Принцип активной позиции ребенка. Не делать задания за ребенка, не давать готовых ответов, не спешить с подсказкой, а подводить к решению с помощью различных приемов, вопросов. Научить ребёнка решать проблемные задания самостоятельно, побуждать к активным и самостоятельным действиям.

Принцип системности и регулярности. Игры с геометрическими фигурами применяются в работе с детьми не от случая к случаю, а в определенной системе, во взаимосвязи всего материала: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Принцип индивидуального подхода к ребенку. Подбор заданий с учетом не только возрастных особенностей детей, сколько индивидуальных способностей каждого ребенка.

Принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми. Не забывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Больше использовать игровых приемов. Развивающий материал не должен быть лёгким, трудность должна быть оптимальной.

Принцип наглядности. Ребёнку легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы, объекты, что способствует возможности увидеть их в реальном, действительном виде, поддержать внимание. Не забывать о разумном количестве наглядного материала.

Принцип интеграции. Процесс обучения игр с геометрическими фигурами («Танграм» и «Колумбово яйцо») будет более эффективным, если их включать в различные образовательные области.

Принцип успешности. Чтоб ребёнку нравились игры с геометрическими фигурами, он должен почувствовать себя успешным в этом деле. Особенно большое значение имеет первый опыт.

Принцип вариативности, новизны. На базе одной игры с геометрическими фигурами можно давать различные варианты заданий. Также можно использовать вариативность и в использовании методов и приемов: то используем загадки, то игровую ситуацию, то художественное слово, или обыгрывание конструкции.

Принцип поддержки инициативы детей. Не следует критиковать ребенка за неправильную попытку решения задания, рекомендуется избегать негативной оценки его работы. Не следует прерывать пробы и поисковые действия ребенка словами «не так», «неправильно», «неверно». Пусть ребенок сам на практике оценит правильность своих действий. Если ребёнок долго пытается решить задание неверным способом, можно сказать ему «попробуй по-другому». В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Принцип сотрудничества с семьей. Семейное воспитание является незаменимым и важным в жизни ребёнка, стоит на первом месте по своей силе и действенности. Необходимо повышать активность родителей, создавать необходимые условия для того, чтобы они смогли включиться в работу по освоению игр с геометрическими фигурами, по привитию интереса детям к интеллектуальным хобби.

1.4. Адресат и срок реализации Программы

Адресат Программы. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 5-7 лет. Построена с учетом возрастных психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группы).

Объем и срок освоения Программы. Программа социально-педагогической направленности «Загадки дядюшки Танграма»  рассчитана на два учебных года обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю с сентября по май.  

Режим и время занятий предусмотрено  «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 минут - старшая группа (5-6 лет), 30 минут – подготовительная группа (6-7 лет). Наполняемость группы не более 15 человек. Программой предусматривается: 70 занятия для старшей группы (35 часов); 70 занятия для подготовительной группы (35 часов).

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая, подгрупповая работа в одновозрастном постоянном составе и индивидуальная работа.

Программа реализуется на базе МАДОУ № 73 г. Томска

Возрастные особенности психофизического развития детей 5-7 лет.

Особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах: 

  • повышения интеллекта;
  • выработка нравственных черт;
  • проявление характера, силы воли;
  • умение управлять эмоциями.

Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений.

Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет.

К 5-6 годам у детей восприятие становится детальным, объём его возрастает до шести объектов одномоментно. Ребёнок знает, называя в свободной речи, основные цвета, большинство оттенков, дифференцирует их, называет тона цветов. Раскладывают по величине предметы от 6 и больше. Узнаёт и называет все основные геометрические фигуры, включая многоугольник, ромб. Элементарная форма произвольного внимания появляется в 5-6 лет и уже под влиянием саморегуляции. Ребёнок способен действовать сосредоточенно 20-25 минут, не отвлекаясь на внешние раздражители. В этот период формируется волевое внимание. Находит 6-7 отличий между двумя сюжетными картинками. Сосредоточенность возрастает до 25 минут. Объём внимания достигает 6-7 объектов. У ребёнка 5-6 лет появляется способность контроля при запоминании и воспроизведении. Широко проявляются личные воспоминания. Количество картинок или слов, которые ребёнок может запомнить возрастает до 6-8 предметов. Может пересказать рассказ близко к тексту, запоминает последовательность элементов танца. Для детей данного возраста характерны зачатки словесно-логического мышления. Наглядно-образное мышление дает возможность понимать схематическое изображение – планы комнат, лабиринты, находить в комнате по заданию и по схеме спрятанные предметы. На этом возрастном этапе развивается прогностическая функция, что позволяет видеть перспективу событий. Ребёнок начинают осваивать символы, владеет мыслительными операциями, способен без затруднений собрать разрезную картинку из 6-7 частей. Воображение в 5-6 лет остаётся «опредмечивание», но заданный элемент действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями. Ребёнок может дорисовать изображение, дополнив его деталями; способен самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему. Воссоздаваемые образы эмоциональны.

Возрастные особенности психофизического развития детей 6-7 лет.

Восприятие ребёнка 6-7 лет. Дошкольник узнаёт и называет все цвета, оттенки, тона цветов, получает нужные цвета путём смешивания, называет оттенки: лимонный, сиреневый, раскладывает до 10 предметов по величине при зрительном соотнесении, использует мерки. Развито целостное восприятие, ребёнок охватывает не только отдельные части предмета, но и всю фигуру в целом. Доступны пространственные отношения. Ребёнок способен концентрировать внимание до получаса. Развивается внутренняя речь, как регулятор произвольного внимания. Удерживает свое внимание на интеллектуально важных для них объектах. Объём внимания 8-10 объектов. Находит до 10 отличий между двумя сюжетными картинками. В 6-7 лет дошкольник овладевает мнемической деятельностью, у него развивается произвольная память, умение себя концентрировать. Объем нормального запоминания от 8 предметов «до 10 из 10 предложенных». Овладевает логическими приёмами запоминания, появляются признаки

смыслового запоминания. В подготовительной группе словесно-логическое мышление выходит на первый план, хотя ведущим всё ещё остаётся наглядно-образное, и становится доминирующим среди других типов познания, может оперировать образами и в уме решать задачи на логику, выстраивать логические ряды, последовательность событий. Разрезные картинки от 7 до 10 и больше. Развивается абстрактно-символическое, пространственное мышление. Владеет всеми мыслительными операциями, но остаются трудности в переносе усвоенных навыков на решение новых задач. В данном возрасте воображение ребёнка становится управляемым. Развиваются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета или существа; образцов действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопровождаться рассматриванием рисунков, прослушиванием сказок. Оно приобретает самостоятельность, отгораживаясь от практической деятельности.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы.

1.5.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)

В результате освоения программы воспитанники будут уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
  • сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
  • ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
  • разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
  • работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

1.5.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)

В результате освоения программы воспитанники будут

знать:

  • принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений;
  • принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
  • названия геометрических фигур и их свойства;
  • принцип составления алгоритма действий;

уметь:

  • определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
  • путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
  • выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
  • уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.


РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ)

2.1.  Содержание образовательной деятельности

При разработке Программы учитывались общие тенденции развития образования: направленность на сбережение и укрепление здоровья детей, интеграция образования, непрерывность и преемственность ступеней и уровней образования, информатизация образования. Организация образовательного процесса производится в соответствии с Уставом ДОУ, учебным планом, образовательной программой, календарным учебным графиком.

Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Дошкольникам использовать ранее приобретённый опыт и приобретать новый поможет пошаговая система достижения поставленной цели, представляющая собой использования игр с геометрическими фигурами.  

Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Структурно занятия представлены из 4-6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.

Разделы  соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии:

  1. Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
  2. Сравнение.  Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
  3. Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
  4. Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
  5. Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
  6. Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
  7. Умозаключения.

Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, интегрируя со следующими направлениями развития (образовательными областями):

Социально-коммуникативное развитие. Развитие продуктивного воображения, постигающего мышления, ориентации на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии в ходе творческого приобщения к социуму, миру труда. Первоначальное осмысление потенциальных опасностей, которые таит окружающая действительность, необходимости соблюдать правила поведения в различных ситуациях.

Познавательное развитие. Развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе решения познавательных задач, создание условий для построения ребенком целостной образно-смысловой картины мира, формирование начал самопознания.

Речевое развитие. Развитие речевых способностей и умений, предпосылок чтения и письма, овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.

Художественно-эстетическое развитие. Развитие эстетического мировидения, освоение эмоционально-нравственной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно-эстетических видов деятельности, предпосылок общей художественной и художественно-конструктивной умелости.

Физическое развитие. Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству; создание условий развития здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения. Двигательная, игровая, коммуникативная.

2.2. Методы и приёмы работы

Все принципы представляют набор дидактических методов и приемов, способствующих эффективному обучению детей играми с геометрическими фигурами.

Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Главным инструментом является слово:

  • объяснения, в ходе которых раскрываются новые понятия, термины, задачи деятельности, последовательность решения задачи, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости;
  • разговор (беседа), в ходе диалогового общения применяются вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, вопросы, направленные на уточнение задачи, на выводы и заключения;
  • рассказ, в ходе которого излагается материал в виде описания, инструкции, информации;
  • рассуждение, в котором дается последовательное развитие положений, подводящих детей к выводам при решении задачи;
  • художественное слово; - педагогическая оценка.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом:

  • развивающие игры, в процессе которых происходит развитие психических процессов или усовершенствование различных умений и навыков;
  • игровая ситуация;
  • введение игрового персонажа;
  • введение элементов соревнования;
  • создание эмоциональных ситуаций.

Наглядный метод – при использовании, которого, педагог направляет восприятие ребенка на выделение в объектах основных, существенных признаков, частей, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и их частями:

  • наблюдение – целенаправленный способ восприятия объектов; - показ иллюстраций, схем;
  • показ образца (образцом может быть схема, рисунок, модель);
  • показ способа действия (всего или частичного на начальном этапе обучения, эффективнее на другом, но подобном объекте).

Практический метод – овладение практическими умениями:

  • упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания в ходе применения педагогом алгоритмов, заданий, инструкций;
  • работа по образцу, схеме;
  • моделирование - основано на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком, схемой.

2.3. Этапы проведения игр с геометрическими фигурами

Этапы работы с игрой «Танграм»:

  1. Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
  2. Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру.
  3. Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Этапы работы с игрой «Колумбово яйцо»:

  1. Составление фигур методом наложения на схему. Схемы: Бабочка, Танцующий казак, Ракета, Белочка, Ножницы, Кукла. Схема фигуры соответствует по размеру разрезанным частям «яйца».
  2. Составление фигур по расчленённому образцу. Ребёнку даётся расчленённый образец игры «Колумбово яйца», он должен выбрать и сложить фигуру из разрезанных частей на столе.
  3. Третий уровень: составление фигур по нерасчленённому образцу. Ребёнку даётся нерасчленённый образец в масштабе разрезанного яйца, ребёнок выкладывает фигуру на нём.
  4. Составление фигур по мелкому нерасчленённому образцу. Ребёнку дается образец, он должен выбрать фигуру и составить её из разрезанных частей на столе.

2.4. Содержание Программы

2.4.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

1

Входная диагностика на начало учебного года

1,7

Диагностика, фиксация результатов

2

Раздел I

«Введение»

0,5

Инструктаж по ТБ

3

Раздел II

«Знакомство с игрой-головоломкой «Танграм»

2,5

Наблюдение

4

Раздел III

«Основы Танграма»

10

1. Композиция по сказке «Колобок».

2. Выставка для родителей «Фигура ёлочки»

3. Коллаж по замыслу детей

5

Раздел IV.

Знакомство с игрой-конструктором "Колумбово яйцо"

2,5

Наблюдение

7

Раздел V.

Основы «Колумбово яйцо»

8,4

1. Выставка для родителей «Фигура вороны»

2. Коллективная аппликация

«Птице ферма»

8

Раздел VI.

Закрепление материала

1,7

Аппликация «Открытка для ветеранов» из геометрических фигур «Танграм» и «Колумбово яйцо»

9

Диагностика на конец года

1,7

диагностика, фиксация результатов

ИТОГО ЧАСОВ

29

2.4.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

1

Входная диагностика на начало учебного года

2

Диагностика, фиксация результатов

2

Раздел I

«Введение»

1

Инструктаж по ТБ

3

Раздел II

«Продолжение работы с игрой-головоломкой «Танграм»

9

1. Коллективная работа  по басни «Лиса и Журавль»

2. Открытка маме на «День Матери»

3. Итоговое занятие «Числовой ряд»

4

Раздел III

«Продолжение работы с игрой-конструктором «Колумбово яйцо»

7

1. Выставка детских работ «Фигуры из колумбово яйца»

2. Итоговое занятие «Занимательное путешествие в страну Математики»

5

Раздел IV.

Закрепление пройденного материала

14

1. Аппликация «Открытка для папы» (танграм).

2. Аппликация «Подарок маме»  (колумбово яйцо).

3. Выставка фигурок «Павлин» (колумбово яйцо)

4. Выставка героев по сказке К. Ушинского «Лис и

мышонок» (танграм)

5. Развлечение «Помоги Айболиту» (колумбово яйцо).

6. Коллективная картина из элементов танграм и колумбово яйцо.

9

Диагностика на конец года

2

Диагностика, фиксация результатов

ИТОГО ЧАСОВ

35

2.4.3. Учебно-тематический план Программы. Первый год обучения (5-6 лет)

Месяц

Тема

Кол-во часов (минут)

Программное содержание

Основные формы работы

Средства обучения и

воспитания

Ожидаемые результаты

Форма подведения итогов

Всего (мин/ час)

теория (мин)

практика

(мин)

1

Сентябрь (первая, неделя)

Входная диагностика на начало учебного года

50/ 0,8

20

30

индивидуальная

наблюдение, беседа

2

Сентябрь (вторая неделя)

50/ 0,8

20

30

Раздел I «Введение»

3

Сентябрь (третья неделя)

Вводный инструктаж по технике безопасности.

50/ 0,8

25

25

Введение в образовательную программу. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях.

групповая

индивидуальная

презентация

Знакомство с содержанием программы

наблюдение, беседа

Раздел II «Знакомство с игрой-головоломкой «Танграм»

4

Сентябрь (четвертая неделя)

«Сказка,

рассказанная

танграмом»

50/ 0,8

50

-

Знания о геометрических фигурах.

групповая

образец, презентация

Развитие

творческих

способностей

наблюдение

5

Октябрь (первая неделя)

«Ознакомление с набором фигур к игре»

50/ 0,8

25

25

Упражнение в сравнении треугольников по размеру.

индивидуальная

образцы работ

Развитие логико-математического мышления и творческих способностей

рефлексия

6

Октябрь (вторая неделя)

«Знакомство со схемами»

50/ 0,8

25

25

Знакомство со схемами головоломки.

Составление из треугольников новые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. «Танграм».

групповая индивидуальная

образцы работ

Знания о геометрических фигурах. Развитие творческих способностей

рефлексия

Раздел III «Основы Танграма»

7

Октябрь (третья,  неделя)

Составление фигуры из двух элементов

 «Квадрат»

25/ 0,4

7

18

Создание условий для развития логического мышления, познава-тельных и творческих способностей детей в процессе деятельности

Прикладывание деталей друг к другу и смотреть, что получится.

Складывать из двух треугольников фигуру - квадрат и бантик.

Складывать из двух треугольников и квадрата фигуру конфеты.

групповая

индивидуальная

Рассматривание, рассказы, показ.

Использование игровых ситуаций - заданий с худ. содержанием в процессе всей образовательной деятельности (ОД);

Развитие логико-математического мышления и творческих способностей.

рефлексия

фигура «Квадрат»

Составление фигуры из трех элементов

«Конфета»

25/ 0,4

6

19

рефлексия

фигура «Конфета»

8

Октябрь (четвертая неделя)

Составление фигуры из четырёх элементов

«Вертушка»

25/ 0,4

5

20

Создание условий для развития логического мышления, познава-тельных и творческих способностей детей в процессе деятельности

Прикладывание деталей друг к другу и смотреть, что получится.

Складывать  фигуру вертушки из трёх треугольников разного размера и параллелограмма.

групповая

индивидуальная

Рассматривание, рассказы, показ.

Использование игровых ситуаций - заданий с худ. содержанием в процессе всей ОД

Развитие логико-математического мышления и творческих способностей.

рефлексия

фигура «Ветрушка»

Составление фигуры из пяти элементов

«Пчелка»

25/ 0,4

4

21

Складывать фигуру пчелы из трёх треугольников разного размера, квадрата и параллелограмма.

рефлексия

фигура «Пчелка»

9

Ноябрь (первая неделя)

Составление фигуры из шести элементов

«Дятел»

25/ 0,4

4

21

Складывать фигуру дятла из пяти треугольников разного размера и квадрата.

групповая

индивидуальная

Рассматривание, рассказы, показ.

Использование игровых ситуаций - заданий с худ. содержанием в процессе всей ОД

Развитие логико-математического мышления и творческих способностей.

рефлексия фигура «Дятел»

Составление фигуры из семи элементов «Панда»

25/ 0,4

3

22

Складывать фигуру медвежонка панды из пяти треугольников разного размера, квадрата и параллелограмма.

рефлексия

фигура «Панда»

10

Ноябрь (вторая, неделя)

Сказка про котёнка Кузьку и прекрасный бантик

(Танграм «Котик», «Цветочек»)

50/ 0,8

10

40

Складывать фигуру котика из пяти треугольников разного размера, квадрата и параллелограмма. Из двух треугольников складывать фигуру бантика. Составлять фигуры, выкладывая элементы игры  прямо на карточку-схему.

групповая

индивидуальная

Образец фигуры котика  и бантика

Развитие логико-математического мышления и творческих способностей.

Учить детей анализировать способ расположения частей в образцах фигур-схем зайчика и цветка.

Познакомить со способом изготовления иллюстраций к сказке в технике аппликации из фигур танграма.

11

Ноябрь (третья неделя)

Воссоздание фигур по образцам

«Веселые зверята»

50/ 0,8

5

45

Дети за столами по образцу выполняют аппликацию животного и дорисовывают то, что присуще этому животному (среда обитания, питание, чем защищается).

индивидуальная

Образцы животных, геометрические фигуры. Отгадывание загадок,,

конвертики с образцами

Упражнять детей в умении составлять изображения по образцу и замыслу.

фигуры животных

12

Ноябрь (четвертая неделя)

50/ 0,8

5

45

13

Декабрь (первая,  неделя)

 «Колобок».

50/ 0,8

5

45

Дети делятся на две команды. Договариваются, кто какую фигуру будет собирать. Педагог заводит будильник, засекает время.

Работа в команде

Цветная бумага, ножницы, клей, фигуры сказочных животных, образцы животных.

Умение детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт ориентируясь на образец.

Композиция

14

Декабрь (вторая  неделя)

 «Цифра 1»

25/ 0,4

10

15

Дети составляют из геометрических фигур цифру 1

групповая индивидуальная

Геометрические фигуры

Умение выкладывать из танграма число 1.

фигура цифра 1

«Цифра 1-2»

25/ 0,4

8

17

Дети составляют из геометрических фигур цифру 2

Закрепление выкладывание цифры 1, умение

выкладывания цифры 2.

фигура цифра 2

15

Декабрь (третья неделя)

«Цифра 2-3»

25/ 0,4

8

17

Дети составляют из геометрических фигур цифру 3

Закрепление выкладывание цифры 2, умение

выкладывания цифры 3.

фигура цифра 3

«Цифра 3-4»

25/ 0,4

8

17

Дети составляют из геометрических фигур цифру 4

Закрепление выкладывание цифры 3, умение

выкладывания цифры 4.

фигура цифра 4

16

Декабрь (четвертая неделя)

«Зима»

(Елка)

50/ 0,8

-

50

Составить фигуру по собственному замыслу

индивидуальная

Рассматривание, рассказы, показ,

образцы готовых работ

Раскрытие творческих способностей

выставка для родителей 

17

Январь (вторая неделя)

«Жили у бабуси два веселых гуся».

.

50/ 0,8

10

40

Дети составляют из геометрических фигур (гусей).

Складывать фигуру гуся из пяти треугольников разного размера, квадрата и параллелограмма

индивидуальная

Геометрические фигуры

Умение детей составлять фигуры по образцу.

Картина «Гуси у бабуси».

18

Январь (третья неделя)

Коллективная работа по замыслу детей

50/ 0,08

5

45

Дети собираются за одним столом, решают что будут собирать из геометрических фигур. Выполняют задуманную работу

групповая

Уменее детей ориентироваться в головоломках (сосчитай сколько квадратов, треугольников).

коллаж

Раздел IV. Знакомство с игрой-конструктором «Колумбово яйцо»

19

Январь (четвертая  неделя)

Знакомство с игрой «Колумбово яйцо»

50/ 0,8

25

25

Знания о геометрических фигурах.

групповая

образец, презентация

Познакомятся с головоломкой "Колумбово яйцо".

Развитие

творческих

способностей.

наблюдение

20

Февраль (первая неделя)

Способы составления

фигур из «Колумбово яйцо

50/ 0,8

10

40

Упражнение детей в сравнении треугольников по размеру, составление из них новых геометрических фигур.

Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой, составляют из них  последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник

групповая индивидуальная

набор фигур

Возникновение интереса к головоломке, желание складывать фигуры  из деталей головоломки.

наблюдение рефлексия

21

Февраль (вторая неделя)

50/ 0,8

10

40

Раздел V. Основы «Колумбово яйцо»

22

Февраль (третья неделя)

Составление фигур методом наложения на схему «Бабочка»

25/ 0,4

8

17

Наложить разрезанные части на целый овал.

групповая индивидуальная

Схемы: бабочка, белочка, ножницы, Схемы-фигуры соответствует по размеру разрезанным частям «яйца».

Возникает желание складывать фигуры  из деталей головоломки.

Дети будут уметь самостоятельно составлять фигуры способам наложения.

фигура бабочки

 «Белочка»

25/ 0,4

7

18

фигура белочки

23

Февраль (четвертая неделя)

Составление фигур по расчленённому образцу

«Животные» «Заяц»

25/ 0,4

8

17

Рассмотреть схему животного (заяц, собака), обсудить из каких геометрических фигур состоит каждая часть. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

групповая индивидуальная

фигуры-силуэтов по расчлененным образцам.

Развитие пространственных представлений детей, конструктивного мышления, логики, воображения, сообразительности.

фигура зайца

«Животные» «Собака»

25/ 0,4

7

18

фигура собаки

24

Март (первая неделя)

Составление фигур по расчленённому образцу

«Птицы» «Сорока»

25/ 0,4

7

18

Рассмотреть схему птицы (сорока, ворона), обсудить из каких геометрических фигур состоит каждая часть.

Упражнять в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу

групповая индивидуальная

фигуры-силуэтов по расчлененным образцам.

Развитие пространственных представлений детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.

фигура сороки

«Старая ворона»

25/ 0,4

7

18

фигура вороны выставка для родителей

25

Март (вторая неделя)

Составление фигур по нерасчленённому образцу «Сова»,

25/ 0,4

7

18

Ребёнку даётся нерасчленённый образец в масштабе разрезанного яйца, ребёнок выкладывает фигуру на нём

индивидуальная

образец в масштабе разрезанного яйца

Развитие восприятия, ориентировки, зрительно-моторную координацию

фигура совы

«Жук»

25/ 0,4

7

18

фигура жука

26

Март (третья неделя)

«Грибок»

25/ 0,4

7

18

фигура грибка

Составление фигур по мелкому нерасчленённому образцу

25/ 0,4

7

18

Ребёнку дается образец, он должен выбрать фигуру и составить её из разрезанных частей на столе.

Воссоздание фигур по заданному примеру индивидуально.

индивидуальная

образец на выбор

Развитие пространственных представлений детей. Развитие восприятия, ориентировки, зрительно-моторную координацию

фигуры на выбор

27

Март (четвертая неделя)

50/ 0,4

14

36

28

Апрель  (первая неделя)

«Петух»

50/ 0,8

14

36

Предложить детям, выбрав нужные детали, собрать картинку наложением на образец, где прорисовано расположение деталей головоломки.

В ходе работы дети высказывают предположения о способе размещения частей фигур, подвергая его в дальнейшем практической проверке.

.

индивидуальная, групповая

схемы с контурным изображением фигуры  с прорисованными деталями.

Умение рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления; закрепить умение составлять изображение фигуры  наложением на образец; развивать память.

картинка петуха

29

Апрель  (вторая неделя)

«Индюк»

50/ 0,8

14

36

Дети попробуют, выбрав нужные детали, собрать картинку наложением на образец, где прорисовано расположение деталей головоломки. Рассказывают  способ расположения частей в составляемой фигуре, планируют ход составления.

индивидуальная, групповая

схемы с контурным изображением фигуры  с прорисованными деталями

Умение составлять изображение фигуры наложением на образец; развивать умение анализировать простые изображения, выделять в них геометрические формы.

картинка индюка

30

Апрель  (третья  неделя)

«Птице ферма»

50/ 0,8

10

40

Дети делятся на команды. Договариваются, кто какую фигуру будет собирать.

Работа в команде

«Колумбово яйцо», простые карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.  Клеёнки, тряпочки, тонированный ватман.

Развитие логического и образного мышления

Закрепление умение составлять (по памяти) из геометрических фигур какое-либо изображение

коллективная аппликация

31

Апрель  (четвертая неделя)

«Собери картинку»

50/ 0,8

20

30

Собрать «картинку» из 3-4х деталей: дать детям детали, необходимые для собирания картинки, и предложить: «Подумай, как из этих частей можно собрать…» (уточку, рыбку, качели, лодочку). Приведенные картинки не показывать детям, а помочь увидеть в данных ему деталях характерные части образа: клюв уточки, спинку рыбки.

индивидуальная, групповая

схемы с контурным изображением

Упражнять детей в самостоятельном решении задач. Развивать творческое воображение

картинка

Раздел VI. Закрепление материала

32

Май   (первая неделя)

«Открытка для ветеранов» из геометрических фигур «Танграм» и «Колумбово яйцо»

50/ 0,8

10

40

Конструирование на плоскости

индивидуальная,

ножницы, клей, клеенка, кисточка

Развитие умения предвидеть сочетание фигур, закрепить умение вырезать, правильно держать ножницы и пользоваться ими. Закрепление навыков аккуратного наклеивания

аппликация

33

Май (вторая неделя)

50/ 0,8

-

25

34

Май   (третья неделя)

Диагностика на конец учебного года

50/ 0,8

20

30

индивидуальная

наблюдение, беседа

35

Май (четвертая неделя)

50/ 0,8

20

30

Всего часов

29

8,4

20,6

2.4.4. Учебно-тематический план Программы. Второй год обучения (6-7лет)

Месяц

Тема

Кол-во часов (минут)

Программное содержание

Основные формы работы

Средства обучения и

воспитания

Ожидаемые результаты

Форма подведения итогов

Всего (мин/ час)

теория (мин)

практика

(мин)

1

Сентябрь (первая, неделя)

Входная диагностика на начало учебного года

60/1

30

30

индивидуальная

наблюдение, беседа

2

Сентябрь (вторая неделя)

60/1

30

30

Раздел I «Введение»

3

Сентябрь (третья неделя)

Вводный инструктаж по технике безопасности.

60/1

30

30

Введение в образовательную программу. Повторение правил  поведения и техники безопасности на занятиях.

групповая

индивидуальная

беседа, презентаций

Знает содержание программы

наблюдение, беседа

Раздел II «Продолжение работы с игрой-головоломкой «Танграм»

4

Сентябрь (четвертая неделя)

«Что мы знаем об игре-головоломке «Тангам»?

30/0,5

30

-

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

групповая

беседа, показ

Развитие

творческих и речевых способностей

наблюдение

Составление фигуры из двух-трех элементов

«Зонтик» «Цветочек»

30/0,5

10

20

Складывать из двух треугольников фигуру зонта. Закрепление полученных знаний.

Складывать из двух треугольников и квадрата фигуру цветка.

групповая индивидуальная

Использование игровых ситуаций - заданий с худ. содержанием в процессе всей ОД.

Развитие логико-математического мышления и творческих способностей. Дети выбирают из каких элементов будут собирать фигуру (2-7 элемента)

фигура «зонтик» фигура «цветочек» рефлексия

5

Октябрь (первая неделя)

из четырёх  элементов «Цапля»

30/0,5

10

20

Складывать фигуру цапли из четырёх треугольников разного размера.  

фигура цапли

из пяти элементов

«Лиса»

30/0,5

8

22

Складывать фигуру лисы из трёх треугольников разного размера, квадрата и параллелограмма.

фигура лисы

рефлексия

6

Октябрь (вторая неделя)

из шести элементов

«Вертолёт»  

30/0,5

6

24

Складывать фигуру вертолёта из четырёх треугольников разного размера, квадрата и параллелограмма.

фигура «вертолёт»

рефлексия

из семи элементов

на выбор детей

30/0,5

5

25

Складывание фигуры из семи элементов на выбор ребёнка (собака, зайчик, петух)

Закрепление полученных знаний.

фигура по выбору ребёнка

7

Октябрь (третья неделя)

«Цифры»

«Цифра 4-5»

30/0,5

8

22

Дети составляют из геометрических фигур цифру 5

групповая индивидуальная

Геометрические фигуры

Закрепление выкладывание цифры 4, умение

выкладывания цифры 5.

фигура цифра 5

«Цифра 5-6»

30/0,5

8

22

Дети составляют из геометрических фигур цифру 6

Закрепление выкладывание цифры 5, умение

выкладывания цифры 6.

фигура цифра 6

8

Октябрь (четвертая неделя)

«Лиса и

Журавль»

60/1

15

45

Дети делятся на две команды. Договариваются, кто какую фигуру будет собирать. Составление героев басни И. Крылова «Лиса и Журавль»; закрепление полученных ранее навыков.

работа в команде

геометрические фигуры

Развитие логического мышления, геометрической интуиции. Умение договариваться и работать сообща

коллективная работа  

9

Ноябрь (первая неделя)

«Строим дом»

60/ 1

15

45

Складывание фигуры. Придумывание сюжета и составление рассказа

групповая индивидуальная

выкладывание фигуры по образцу,

Развитие мыслительных операций. Обозначение словами  результат сравнения.

фигура «дом»

10

Ноябрь (вторая неделя)

«Цифра 6-7»

30/0,5

8

22

Дети составляют из геометрических фигур цифру 7

групповая индивидуальная

Геометрические фигуры

Закрепление выкладывание цифры 6, умение

выкладывания цифры 7.

фигура цифра 7

«Цифра 7-8»

30/0,5

8

22

Дети составляют из геометрических фигур цифру 8

Закрепление выкладывание цифры 7, умение

выкладывания цифры 8.

фигура цифра 8

11

Ноябрь (третья неделя)

«Подарок маме»

60/1

10

50

Создание подарка для мамы при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм».

индивидуальная

комплект картонных геометрических фигур игры «Танграм».

Развитие логического мышления, познавательных способностей детей в процессе творческой деятельности.

открытка маме на «День Матери»

12

Ноябрь (четвертая неделя)

«Цифра 8-9»

30/0,5

8

22

Дети составляют из геометрических фигур цифру 9

групповая индивидуальная

Геометрические фигуры

Закрепление выкладывание цифры 8, умение

выкладывания цифры 9.

фигура цифра 9

 «Числовой ряд»

30/0,5

10

20

Составление числового ряда из геометрических фигур. Закрепление знаний о геометрических фигурах – цифрах.

групповая индивидуальная

геометрические фигуры

Закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.

итоговое занятие

Раздел III «Продолжение работы с игрой-конструктором «Колумбово яйцо»

13

Декабрь (первая,  неделя)

Повторение знаний об игре «Колумбово яйцо»

30/ 0,5

30

-

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

групповая

образец, презентация

Развитие

творческих

способностей.

наблюдение

Составление фигур (на выбор детей) методом наложения на схему

30/ 0,5

8

22

Закрепление знаний накладывать разрезанные

части на целый овал.

групповая индивидуальная

схемы-фигуры соответствует по размеру разрезанным частям «яйца».

Возникает желание складывать фигуры  из деталей головоломки.

Умение и самостоятельно составлять фигуры способам наложения.

фигуры (на выбор детей)

14

Декабрь (вторая  неделя)

Составление фигур (на выбор детей) по расчленённому образцу

30/ 0,5

8

22

Рассмотреть схему животного, обсудить из каких геометрических фигур состоит каждая часть. Дети составляют новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

групповая индивидуальная

фигуры-силуэтов по расчлененным образцам.

Развитие пространственных представлений детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.

фигура  (на выбор детей)

Составление фигур (на выбор детей) по нерасчленённому образцу

30/ 0,5

7

23

Ребёнку даётся нерасчленённый образец в масштабе разрезанного яйца. Закрепление знаний ребёнок выкладывает фигуру на нём

индивидуальная

образец в масштабе разрезанного яйца

Развитие восприятия, ориентировки, зрительно-моторную координацию

фигура (на выбор детей)

15

Декабрь (третья неделя)

30/ 0,5

7

23

16

Декабрь (четвертая неделя)

«На картинку посмотрю и сам все смогу!»

60/ 1

10

50

Дети составляют фигуру рядом с ее контурным изображением.

индивидуальная

головоломка «колумбово яйцо» и схемы по количеству детей.

Развитие восприятия, ориентировки, зрительно-моторной координации.

Умение  самостоятельно собирать картинку рядом с ее контурным изображением.

выставка детских работ «Фигуры из колумбово яйца»

17

Январь (вторая неделя)

Составление фигур по мелкому нерасчленённому образцу

60/ 1

14

46

Ребёнку дается образец, он должен выбрать фигуру и составить её из разрезанных частей на столе.

индивидуальная

образец на выбор

Развитие пространственных представлений, восприятия, ориентировки, зрительно-моторной координации

фигуры на выбор

18

Январь (третья неделя)

«Придумай и дорисуй»

60/1

10

50

Дети подбирают деталь для изображения какого-либо объекта: горки, крыла бабочки, спинки жука, клюва птицы, носа, паруса. Обводят фигурку карандашом. Дорисовывают недостающие детали: к клюву – птицу, к парусу – лодочку, к крылу – бабочку.

игра-конструктор (по количеству детей), простые карандаши, бумага.

Развитие воображения, фантазии.

Закрепление  понятие симметрия.

обведение фигурок карандашом и рисование недостающих деталей

19

Январь (четвертая  неделя)

«Занимательное путешествие в страну Математики на основе игры «Колумбово яйцо»

60/1

10

50

Дети делятся на две команды. Договариваются, кто какую функцию будет выполнять.

работа в команде

письмо, карточки с цифрами, карты с изображением геометрических фигур

Развитие мышления.

Закрепление умения: пользоваться прямым и обратным счетом в пределах 10 и ориентироваться на плоскости, определять местоположение геометрич. фигур на плоскости.

итоговое занятие

Раздел IV. Закрепление пройденного материала

20

Февраль (первая неделя)

«Заюшкина избушка» (танграм)

60/1

15

45

Составление героев сказки «Заюшкина избушка», закрепление полученных ранее знаний

групповая

Чтение, презентация «Заюшкина избушка». Беседа, показ Схемы фигур «Танграм»

Развитие логического мышления, геометрической интуиции.

составление героев по сказке «Заюшкина избушка» («Танграм»)

21

Февраль (вторая неделя)

«Логические цепочки» (колумбово яйцо)

60/1

15

45

Дети рассматривают каждую деталь, обращают внимание на то, что у некоторых деталей все стороны прямые, а у некоторых имеются криволинейные стороны. Выкладывают логические цепочки.

групповая

индивидуальная

игра «колумбово яйцо» по количеству детей

Закрепление  знаний детей о геометрических фигурах;

Развитие умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее.

выстраивание логических цепочек

22

Февраль (третья неделя)

«Открытка для папы» (танграм)

60/1

15

45

Конструирование на плоскости

индивидуальная

Клей, ножницы, геометрические фигуры,  клеенка, кисточка

Умение  конструировать на плоскости. Закрепление: умения предвидеть сочетание фигур, умения вырезать, правильно держать ножницы и пользоваться ими и навыков аккуратного наклеивания.

аппликация из геометрических фигур

23

Февраль (четвертая неделя)

«Корабль» (танграм)

30/0,5

7

23

Составление

фигуру-силуэт

групповая индивидуальная

Образцы готовых работ

Развитие логико-математического мышления и творческих способностей

фигура-силуэт «Корабль»

«Подарок маме»  (колумбово яйцо)

30/0,5

10

20

Конструирование  на плоскости различных силуэтов. Создают силуэт моделирующего характера, работают по рисунке-схеме.

индивидуальная

головоломка «Колумбово яйцо». Шаблон  головоломки для вырезывания, альбомные листы для наклеивания, ножницы, клей, салфетки, фломастеры

Развитие  пространственного воображения, комбинаторных способностей, сообразительности, смекалки, находчивости, а также сенсорных способностей.

Закрепление умения вырезать, правильно держать ножницы и пользоваться ими, а также навыков аккуратного наклеивания.

аппликация из геометрических фигур

24

Март (первая неделя)

30/,05

-

30

«Курочка Ряба» (колумбово яйцо)

30/0,5

10

20

Дети делятся на пары. Собирают скорлупки разбитого яйца (тем самым утешают бабу и деда), соединив детали в круг.

работа в паре

игра «Колумбово яйцо». Рассказ сказки «Курочка Ряба»

Развитие сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия;

умение анализировать расположение частей.

фигура яйца

25

Март (вторая неделя)

«Загадочный Танграм»

60/1

20

40

Дети отгадывают загадки, после чего выкладывают из деталей танграма по образцу предметы-отгадки (гусь, курица, цапля, рыба, параход).

групповая

геометрические фигуры

Развитие логического мышления, памяти, геометрической интуиции.

фигуры предметов-отгадок

26

Март (третья неделя)

«Простые задачки» (колумбово яйцо)

Решение задачек по преобразованию геометрических форм. Составление картинки способом наложения на образец.

групповая индивидуальная

геометрические фигуры

Развитие зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации.

Закрепление знаний составлять фигуры способам наложения.

геометрические фигуры

27

Март (четвертая неделя)

«Павлин» (колумбово яйцо)

60/1

15

45

Воссоздание фигур по заданному примеру

Вырезают яйцо и разрезают его на детали по линиям

индивидуальная

игра «Колумбово яйцо» (по количеству детей)

Развитие конструкторских способностей.

выставка фигурок «Павлин»

28

Апрель  (первая неделя)

«Черепаха Мила в гости торопилась»

(танрам)

60/1

15

45

Составление фигуры из частей «Танграма»

индивидуальная

рассматривание иллюстраций, рассказы

воспитателя, детей из личного опыта,

беседы на тему, отгадывание загадок,

разбор по частям.

Развитие логико-математического мышления и творческих способностей.

Развитие пространственных представлений, конструктивного мышления, логики, воображения, сообразительности.

силуэт

человека,

пьющий чай

29

Апрель  (вторая неделя)

«Черепаха» (колумбово яйцо)

30/0,5

10

20

Дети рассказывают о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планируют ход действий

индивидуальная

игра «Колумбово яйцо» (по количеству детей)

Развитие конструкторских способностей. Развитие памяти

Развитие зрительно-моторной координации.

фигура «Черепаха»

«Черепаха, пеликан» (колумбово яйцо)

30/0,5

10

20

Дети высказывают предположения о способе размещения частей фигур (из каких частей может состоять голова, шея, лапы птиц), прикладывают элементы головоломки, ища правильный результат. Дети собирают картинки  по памяти.

групповая индивидуальная

30

Апрель  (третья  неделя)

«Лис и

мышонок» (танграм)

60/1

15

45

Дети делятся на две команды. Составление героев по сказке К. Ушинского «Лис и

мышонок»

 

работа в команде

геометрические фигуры

Развитие логического мышления, геометрической интуиции. Умение договариваться и работать сообща. Закрепление полученных ранее навыков.

выставка героев по сказке К. Ушинского «Лис и мышонок»

31

Апрель  (четвертая неделя)

«Помоги Айболиту» (колумбово яйцо)

60/1

10

50

Делятся на две команды, решают, кто какую фигуру будет  собирать

Дети собирают фигурки петушка, черепашки, зайца, жирафа

работа в команде

геометрические фигуры

Развитие логического мышления, геометрической интуиции. Умение договариваться и работать сообща

развлечение

32

Май   (первая неделя)

Картина из элементов танграм и колумбово яйцо

60/1

15

45

Создание коллективной картины из геометрических фигур

коллективная

Закрепление полученных знаний

картина

33

Май (вторая неделя)

60/1

5

55

34

Май   (третья неделя)

Диагностика на конец учебного года

60/1

30

30

индивидуальная

наблюдение, беседа

35

Май (четвертая неделя)

60/1

30

30

Всего часов

35

10

25

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Задачи:

  1. установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
  2. объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
  3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы:

  1. доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
  2. индивидуальный подход;
  3. сотрудничество;
  4. динамичность.

Формы работы с родителями:

  1. индивидуальные собеседования;
  2. консультации, беседы;
  3. общие и групповые родительские собрания;
  4. совместные досуги и развлечения;
  5. привлечение родителей (законных представителей) к организации конкурсов, семейных праздников, выставок творческих работ;
  6. совместное проведение мероприятий.

Условия работы с родителями:

  1. целенаправленность;
  2. систематичность;
  3. дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
  4. доброжелательность и внимание.
  5. установление партнерских отношений.

2.5.1. План работы с семьями воспитанников. Первый год обучения (5-6) лет

Месяц

Содержание

Сентябрь

Ознакомление с результатами диагностики уровня развития пространственного мышления дошкольников на начало учебного года (5-6 лет).

Октябрь

Родительское собрание: «Игра-головоломка «танграм» для совместной деятельности родителей и детей»

Индивидуальные консультации

Ноябрь

Консультация «Танграм для дошкольников – развивающая головоломка».

Индивидуальные консультации.

Декабрь

Композиция по сказке «Колобок» (танграм)

Выставка для родителей «Фигура ёлочки» (танграм)

Январь

Рекомендация для родителей «Игра-головоломка «колумбово яйцо»

Индивидуальные консультации

Февраль

Мастер-класс «Колумбово яйцо в старшем дошкольном возраста».

Индивидуальные консультации

Март

Выставка для родителей «Фигура вороны» (колумбово яйцо)

Индивидуальные консультации

Апрель

Памятка для родителей «Игры-головоломки для развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста»

Индивидуальные консультации

Май

Ознакомление с результатами диагностики уровня развития пространственного мышления дошкольников на конец учебного года (5-6 лет).

2.5.2. План работы с семьями воспитанников. Второй год обучения (6-7) лет

Месяц

Содержание

Сентябрь

Ознакомление с результатами диагностики уровня развития пространственного мышления дошкольников на начало учебного года (6-7 лет).

Индивидуальные консультации

Октябрь

Родительское собрание «Использование игр-головоломок в развитии представлений о форме и геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь

Показ итогового занятия  «Числовой ряд» (танграм)

Открытка для мамы к празднику «День матери» (танграм)

Индивидуальные консультации

Декабрь

Выставка детских работ для родителей «Фигуры из колумбово яйца»

Индивидуальные консультации

Январь

Показ итогового занятия  «Занимательное путешествие в страну Математики» (колумбово яйцо)

Индивидуальные консультации

Февраль

Мастер-класс по изготовление игр-головоломок своими руками («Танграм» и «Колумбово яйцо)

«Открытка для папы» (танграм)»

Март

«Подарок маме»  (колумбово яйцо).

Выставка фигурок «Павлин» для родителей  (колумбово яйцо)

Памятка для родителей «Педагогические рекомендации по обучению детей играм-головоломкам в домашних условиях»

Апрель

Выставка героев по сказке К. Ушинского для родителей «Лис и мышонок» (танграм).

Развлечение для родителей «Помоги Айболиту» (колумбово яйцо).

Индивидуальные консультации

Май

Показ коллективной картины из элементов танграм и колумбово яйцо.

Ознакомление с результатами диагностики уровня развития пространственного мышления дошкольников на конец учебного года (6-7 лет).

2.6. Формы аттестации. Система оценки результатов освоения Программы

Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится мониторинг развития пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами.

Диагностическое обследование проводится индивидуально с каждым ребёнком в начале и в конце учебного года (вводный – сентябрь; итоговый – май) (Приложение).

Критерии диагностического обследования:

Высокий уровень (В) – у ребёнка развито пространственное мышление через игры с геометрическими фигурами.

Средний уровень (С) – у ребёнка частично развито пространственное мышление через игры с геометрическими фигурами.

Низкий уровень (Н) - у ребёнка не развито пространственное мышление через игры с геометрическими фигурами.

В основе диагностики развития дошкольников лежат: метод педагогического наблюдения; индивидуальная беседа. Педагогическое наблюдение носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы и отличается конкретностью объекта наблюдения.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации Программы

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с развитием пространственного мышления у дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками. Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей достаточно велико.

Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группах был оформлен математический уголок «Мир головоломок». Организация уголка осуществлялась с активным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. В художественном оформлении уголка использовались геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, герои детской литературы. Подбор игрового материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя.

Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.

3.2. Методическое и дидактическое обеспечение, необходимое для реализации Программы

Оборудование, инструменты, ножницы, карандаши, линейки, фломастеры, клей, краски. Материалы: картон и бумага.

Организация рабочего пространства ребенка осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. В ходе занятия в обязательном порядке проводится физкультпаузы, направленные на снятие общего и локального мышечного напряжения. В содержание физкультурных минуток включаются упражнения на снятие зрительного и слухового напряжения, напряжения мышц туловища и мелких мышц кистей, на восстановление умственной работоспособности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023).
  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 от 31.03.2022 №678-р;
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 
  7. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020  № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 СПЗ ½ 4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»
  10. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  11. Постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 № 342а (с изменениями на 10.07.2023) «Об утверждении государственной программы «Развитие образования в Томской области».
  12. Владимирова, Е. Е. Танграм: от истории к современности Е. Е. Владимирова, С. Н. Васильева. Юный ученый. – 2015. - №2. - С. 88-90
  13. Игнатьев, И. Колумбово яйцо / И. Игнатьев. – Москва, 2020. – 189 с.
  14. Кац, Е. Танграм / Е. Кац //Сказка с заданиями. – Москва, 2023. – 32 с.
  15. Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: Игры-головоломки / Сост. М.В. Драко. – Минск, 2019.
  16. Леонтьев, В. И. Развиваем математическое мышление / В. И. Леонтьев. – Москва : Айрис-Пресс, 2015. – 96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мониторинг развития пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами.

Первый год обучения (5-6 лет)

№ п/п

ФИО ребенка

Умеет анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры

Умеет обдумывать и планировать свои действия, осуществляет  решение в соответствии с заданными правилами, проверяет результат своих действий.

Умеет составлять из элементов заданную модель

Сопоставляет, обобщает, устанавливает последовательность, определяет отношений «целое» - «часть»

Развито логическое мышление, геометрическая интуиции, целеустремлённость, коммуникативность

Развиты сенсорные способности, пространственное мышление, воображение, смекалка и сообразительность

Развиты привычки к умственному труду, навыки контроля и самоконтроля

Умеет работать в паре, коллективе, распределяет обязанности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Мониторинг развития пространственного мышления дошкольников через игры с геометрическими фигурами.

Второй год обучения (6-7 лет)

№ п/п

ФИО ребенка

Умеет анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры

Анализирует сложные формы и воссоздает их из частей на основе восприятия и сформированного представления

Развито умение составлять из элементов заданную модель

Развито логическое мышление, геометрическая интуиции, целеустремлённость, коммуникативность

Развиты сенсорные способности, пространственное мышление, воображение, смекалка и сообразительность

Развиты привычки к умственному труду, навыки контроля и самоконтроля

Умеет работать в паре, коллективе, распределяет обязанности

Закреплены умения работать по правилам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)

Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию «Финансовая культура» в старшей группе

Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему развитию «Малыш и музыка» с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программапо раннему развитию «Малыш  и музыка» с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по речевому развитию «Звуковичок»

Актуальность программы:  Актуальность создания кружка «Звуковичок» возникла в результате потребности развития речи, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммун...