Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
материал по рисованию (подготовительная группа) по теме
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma006.doc | 43 КБ |
podgotovitelnaya_gruppa_planirovanie.docx | 19.53 КБ |
boretskaya_rospis_uroki.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«школа№883»
……………………………………………
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор Л.А.Куклева «01» сентября_2016г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИЗОСТУДИЯ
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7лет
Срок реализации программы: 1год
Автор-составитель программы:
Бауман Елена Анатольевна
Педагог дополнительного образования.
Москва – 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время.
На занятиях я помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Отличительная особенность данной программы состоит в том , что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид. Продуктивной деятельности лежит в основе приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность , инновационность, креативность, целеустремлённость в перспективу развития не исключают , а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у детей художественного творчества.
При разработке программы учитывала принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.
Целесообразность .Мы живём там, где нет возможности увидеть технологический процесс изготовления художественной посуды , предметов быта и и игрушек. Поэтому я перед собой поставила задачу познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. В работе использую различные методы и приёмы ; например метод обследования , наглядности(рассматривание изделий , иллюстраций, альбомов и др, наглядных пособий );словесный (беседа, использование художественного слова, указания , пояснения);практический(самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий , использован е различных инструментов и материалов для изображения);проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);метод «подмастерья» взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);сотворчество ;мотивационный (убеждение, поощрение).
Программа разработана на основе методических рекомендаций Лыковой И.А, Грибовской А.А., Шпикалёва Т.Я и моих методических разработок созданных на основе документов из запасников Русского музея г.Санкт-Петербург.
Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развить художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Помочь ребёнку проявлять свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности;
- Разбудить фантазию детей ,настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
- Развивать мелкую моторику рук детей;
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать чувство ритма и композиции.
Направления: Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно прикладным искусством:
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Сочинение сказок ,рассказов о своих работах.
Возраст обучающихся по программе: 5-7 лет
Срок реализации программы:1 год
Предварительный просмотр:
Примерный календарно-тематический план
Подготовительная группа
1 2 3 4 | «Яркое впечатление лета»(пастель) «Сказочный домик»-вспомнить формы треугольник , квадрат и декоративные элименты, располагать красиво на листе Дымковская роспись «Дымковский орнамент» «Чудо Дымковский петух» |
Сентябрь |
1 2 3 4 |
«Травки и ягоды» знакомство с хохломской росписью. «Сказочный сад» хохломской узор в прямоугольнике. Учить составлять композицию в листе определённой формы. «Золотые краски осени» составление композиции. «Укрась предмет в хохломской росписи» знакомство с композицией .ленточная ,в круге , квадрат ..Роспись в композиционной форме на выбор. |
Октябрь |
1 2 3 4 | «Жар птица или « Перо жар птицы» золотая птица в стиле хохломской росписи ,беседа о сказочных птицах , иллюстрации (подготовка руки к письму),совершенствовать навыки рисования кистью. «Портрет зимы » Учить рисовать лицо ,соблюдая пропорции, учить сочетать разные художественные материалы. Холодная гамма. Знакомство с Гжельским промыслом. «Гжельский узор на чашке .Розан.» «Царство снежной королевы» -Коллективная работа (составлять композицию в стиле гжели, учить передавать в рисунке образ сказочного зимнего царства, развивать воображение) | Ноябрь |
1 2 3 4 | «Салфетки для Гжелочки»- расписать салфетку цветами , ажурные украшения кайма «Елочка декоративная » гуашь. Показать характер , ритм , движение и направление линий. Закрепить умение работать кистью. «Зимушка хрустальная» декоративное панно, аппликация. «Новогодняя открытка» симметричное вырезание ёлки , украшение декор. элементами. |
Декабрь |
1 2 3 4 | «Матрёшки Полхов- Майдана» знакмство с русской матрёшкой загорской ,семёновской «Полхов-Майданский шиповник Мезенская роспись знакомство ,понятие прялка «Полотенце из Лешуконья» украшение геометрическим северным орнаментом (полоски, треугольники ,квадраты заштрихованные) |
Январь |
1 2 3 4 | «Утушка –кутушка» составление узора в круге с элементом утушкой. Развитие чувства ритма и композиции. «Что за кони в Лешуконье» Составление узора на листе в форме «прялки» с элементом конём или оленем. Городецкая роспись «Бутоны и листья» о разнообразии элементов и цветов. Познакомить рассмотреть предмет , обратить внимание на цветы по цвету. «Рисование купавки» (дать понятие оживки) |
Февраль |
1 2 3 4 | «Городецкий розан» знакомство с последовательностью «На луг прилетели сказочные птицы» Рисование городецкого петушка. «Скачут кони на просторе»Городецкий узор с конём (умение рисовать коня последовательно) «Жили-Были» сюжетная композиция в стиле городецкой росписи. (Чаепитие , Прогулки) | Март |
1 2 3 4 | Северодвинская роспись ( группа росписей Северной Двины) Пермогорская роспись «Что за чудо в пермогорье -Трилистник».Учить рисовать трилистник,закрепть знания о пермогорской росписи. Пермогорская роспись « Сирин- птица счастья»знакомство, учить рисовать птицу Сирин в стиле Пермогорской росписи. .Борецкая роспись – «Древо жизни»элементы ,цветовая гамма ,сюжеты | Апрель |
1 2 3. | «Прялка для Аленки» понятие прялка ,когда дарили, разъяснение композиционной задачи, составление узоров в несколько ярусов, самостоятельное составление орнамента, пословицы и поговорки о трудолюбии «Ярмарка» роспись разных шаблонов предметов в росписи на выбор. «Итоговое занятие» диагностика умений и навыков. | Май
|
Используемая литература:
1.А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
3. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М.2007г.
4. И.А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
8.И.А.Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду:Путешествия.»-М.: Издательский дом «Карапуз»2008
9.А.А.Грибовская «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством»М:.1999г.
10.Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом»Изд.Детство-пресс,Санкт-Петербург ,1999г.
11.Шпин Т.Я «Возращение к истокам.Народное искусство
и детское творчество.Учебно-Методическое пособие.»
М:.1990 г.
12 .Шпикалёва Т.Я «Детям о традициях народного мастерства».Учебно-методическое пособие .- М:2001г.
13. Круглова О.В «Народная роспись Северной Двины»-М.,1982г.
14.Соболев Н.Н. «Русский орнамент».-М.,1948г
15.Тимофеева Н.В. «Борецкая роспись».-М.,2000 г.
Предварительный просмотр:
Борецкая роспись .Знакомство с борецкой росписью.
- Познакомить с историей борецкой росписи
- Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанием их изучать
- Развивать у детей навыки творческого рассказывания составления рассказа о предмете
- Уметь рассматривать «читать» роспись
- Подбирать цвет
- Закреплять умение правильно держать кисточку
- Учить делать «обводку»
Материалы:
Предметы с борецкой росписью,кисточки,бумага,гуашь
Ход занятия
История борецкой росписи
Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи. Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок - от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень. Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий. Вначале, как видно, существовал один центр росписи - Борок в среднем течении Северной Двины. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучугской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская). Прялочки, украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины - пермогорской и ракульской.
ленточный орнамент.Из треугольников. Проводим две параллельные прямые, вертикальные или горизонтальные, в зависимости от одну из них назначения. Делим одну из них на равные отрезки, а на другой откладываем те же отрезки, но сдвинув их на величины отрезка. Соединив между собой противоположные точки на прямых, получим треугольники, образующие орнамент бордюра или столбика. Из прямоугольников. Проводим две параллельные прямые Делим их на равные отрезки и соединяем концы вертикальными линиями. В зависимости от рисунка орнамента в прямоугольнике могут быть треугольники, ромбы, цветы, ягоды. Из ромбов. Следует разделить две параллельные прямые на равные отрезки, а концы их соединить прямыми крест на крест. Из скобок с ромбиками и капельками. Проводим две линии построения, одна из них основная, а другая вспомогательная, ограничивающая высоту полукружия. Затем делим основную линию на одинаковые отрезки и выполняем элементы росписи (скобки, ромбы, капельки).
Ленточный орнамент "змейка".
Проводим две параллельные линии и делим их на небольшие одинаковые отрезки, равные основанию меньшего треугольника, а затем тонкой линией под наклоном соединяем концы противоположно лежащих отрезков прямых. Далее выявляем форму "змейки", обводя получившиеся треугольники более толстой линией, и дополняем орнамент небольшими точками
Ленточный орнамент "зернышки".Если в орнаменте присутствуют элементы круглой формы, то центры их располагаются на вспомогательной прямой, проходящей между двумя вспомогательными прямыми, и отстоят друг от друга на одинаковом расстоянии. Для получения кругов можно воспользоваться циркулем или тычком.
Занятие
«Древо жизни». Борецкая роспись
- Учить составлять узор из трилистника
- Закреплдять знания о борецкой росписи
- Учить составлять законченную композицию,используя известные элименты
- Воспитывать любовь к народному творчеству
- Закреплять умение делать обводку аккуратно
Материалы:
Изделия с росписью ,плакаты,гуашь,кисточки.
Ленточный орнамент, состоящий из полукружий и точек, образующих декоративный цветок.
Между двух параллельных прямых размещены половинки декоративных цветков, а в середине, чуть выше, - маленькие, состоящие из точек. Точки - лепестки можно выполнять тычком. Тычок делается из корпуса шариковой ручки, в один конец которого вставлен кусочек поролона. Тычки изготавливаются разных размеров. Их погружают в краску, затем прикладывают к дереву, получая точку необходимой для данного орнамента величины.
Ленточный растительный орнамент.Его можно увидеть на столбиках и бордюрах расписных прялок. Повторяющийся элемент (раппорт), будь то цветок, гроздь винограда, ягодка располагается в орнаменте в определенной последовательности.
Занятие
Пермогорская роспись «Ленточки,бордюрчики»
- Познакомить с историей пермогорской росписи
- Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанием их изучать
- Развиватьу детей навыки творческого рассказывания составления рассказа о предмете
- Уметь рассматривать«читать»роспись
- Учить рисовать новые элименты узора
- Учить составлять узор
- Самостоятельно выбирать элименты для своего узора
- Учить составлять законченную композицию,используя известные элименты
Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Мы отправимся с вами в путешествие по Северной Двине - в гости к мастерам Пермогорья. Чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы. Вот и Пермогорье, расположенное на самом высоком берегу Северной Двины. Поэтому и названа Пристань "Пермогорье", что здесь первые по высоте горы. От дебаркадера вверх идет крутая лестница - 130 ступенек. Зато когда поднимешься на самый верх, открываются такие дали, что невольно хочется остановиться и оглядеться: алый цвет зари, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо...
Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепанове. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома, и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты людьки „хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
роспись превращала их в подлинные произведения искусства. Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирии, а также жанровые сценки из повседневной жизни, небогатую палитру - красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо, пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу.
Обратить внимание на цветовую гамму преимущественно в тёплых тонах и оранжеве лепестки.
Основные элементы пермогорской росписи
Схемы фризовых орнаментов. Ленточки. Бордюры.
Некоторые предметы украшались только ленточками-бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером. Ленточки и бордюры строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками. Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа: 1 - вся ленточка выполняется желтым цветом 2 - отдельные элементы выполняются зеленым цветом, 3 - красным цветом выполняются остальные элементы бордюра, 4 -тонкой живой линией прорисовывается оживка, контур элементов бордюра. Такой порядок нанесения красок наиболее удачен
Углы в пермогорской росписи выделяются и оформляются особенно затейлив Приписки характерны для ранних образцов пермогорской росписи.
15 Занятие
«Что за чудо в пермогорье –трилистик»
- Учить рисовать новые элименты узора -трилистник
- Учить составлять узор
- Самостоятельно выбирать элименты для своего узора
- Закреплять знания о пермогоской росписи.
- Учить составлять законченную композицию,используя известные элименты
- Воспитывать любовь к народному творчеству
Матерьялы:изделия в пермогорской росписи ,пакаты,гуашь,кисточки
Трилистник-основной растительный мотив пермогорской росписи - образ цветка, проклюнувшегося зерна. Цветок бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. Сердцевинка цветка может состоять из большой капельки желтого и зеленого цветка и из кустика тех же цветков.
Занятие
«Сирин-птица счастья»
- Учить рисовать птицу сирин по этапам
- Развивать чувство композиции ,умение красиво расположить фигуру в заданной форме
- Упражнять в рисовании уже изветных элиментов узора-трилистник,бордюры,ягодки.
- Уметь соблюдать цветовую гамму росписи
Матерьялы:
Схема рисования птицы,плакаты,гуашь,кисточки.
Ход занятия:
Птица Сирин птица счастья.Птица - дева, птица-оберег!На гибкие побеги нанизаны трехлопастные изогнутые листья - цветы с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, иди них кустики из округлых листьев и ягодок.В этот растительный узор вписывается птица с женским лицом - Сирин. Элемент росписи, который всегда присутствовал в росписи прялки. Дети не должны путать северную птицу Сирин, которая считается оберегом, птицей, несущей добро, счастье в дом, с легендарными птицами - девами, поющими сладостные мелодии, зазывающими морские корабли на рифы.После изучения этого элемента желательно составить композицию в круге, т.к. птица Сирии всегда обрамлялась кругом с одним из видов бордюра. В растительный узор росписи пермогорские мастера вписывали также сценки из повседневной жизни (жанровые сценки):катание на лошадях, выезд, посиделки, чаепитие, свадьбу и т.д.Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные - это торжество жизни: цветы, домашние животные (например, кошка - символ домашнего уюта). Эти рисунки могут нам рассказать о текущей ситуации или о занятии хозяина. Мастер в своей росписи изображал окружающую его жизнь, отражал какие-то яркие события из этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянского труда.
Лежа добра не добыть,Горе не избыть,Чести и любви не нажить,Красной одежды не носить.Эта мысль проходит красной нитью через все композиции мастеров.
А теперь ребята давайте нарисуем птицу,и пусть она принесёт нам счастья.
Выставка детских работ, обсуждение.
- Развивать чувство прекрасного, стремление к творчеству.
Матерьялы:
изделия в борецкой росписи, бумага А4,гуашь,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».
Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.Вид проекта...
«Художественно-эстетическое развитие как один из аспектов социализации детей дошкольного возраста»
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, реализ...
Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению в рамках развития творческих способностей детей дошкольного возраста
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский ...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.Предлагаемая программа кружка ...
Семинар «Формирование художественно-эстетических способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитие на тему: «Пришла весна» для детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Пришла весна»Цель: Знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и ...
Авторская разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста»
Авторская разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста"...