Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие порусской народной сказке «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,познание, коммуникация, здоровье.
Задачи:
Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.
Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развиватькоммуникативные навыки общения
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди»,игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок».
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент.
(Дети встают в круг.)
Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.
«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)
Здравствуй весь наш общий круг»
Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:
1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
2. Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко);
3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);
4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);
5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);
6. Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).Слайд 1.
Основная часть
Воспитатель:Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно,дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет,то говорят хором: «Да, да, да».
• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).
• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет). (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).
• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).
• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт).
• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).
•Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.
Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька. Давайте спросим у неё,почему она плачет.
Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?
Маша: Здравствуйте. дети! (Тяжело вздыхает).Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси-лебеди его унесли.
Воспитатель:(обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с яблоней.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).
Воспитатель:Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!
Дети: Здравствуй,яблонька!
Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня:(голос в микрофоне).
Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке (дети считают яблоки)
Воспитатель:Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)
Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.
Дети:Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с печкой.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).
Воспитатель: А это что,дети?
Дети: Это печка!
Печка (говорит голос в микрофоне)
Мимо,путник,не пройди-
Пирожок мой прихвати!
Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?
Печка:Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.
Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”
Тесто мнём,мнём,мнём!
(Давят кулаками вображаемое тесто)
Тесто жмём,жмём,жмём!
(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)
Пирожки мы испечём!
(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,
Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.
Воспитатель:Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?
Дети:Молочную речку с кисельными берегами.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с речкой.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).
Воспитатель:Почему речку назвали молочной? (Она из молока).Что значит кисельные берега (Берега из киселя).Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится. (По окончании считалки дети делятся на две команды.)
Воспитатель:Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов. Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод. Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель. Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”, ,кисель из клюквы”?
Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота. Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках. Там и живёт баба-яга. Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.
Дорога к Бабе-Яге.
Воспитатель:Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая. то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек. Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)
У избушки на курьих ножках.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).
Воспитатель:Ну-ка послушаем,что тут творится!
Баба-Яга:(голос в микрофоне).Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей. Ты,Ванюша,не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.
Воспитатель:Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)
Воспитатель:Она молодая? (Нет,старая)
Воспитатель: Она красивая? (Нет,она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).
(На экране появляется Ваня)
Дети:Ваня!Ванюша!
Воспитатель:Ванечка,мы тебя спасём. Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться (молочная речка-кисельные берега).Изобразим речку с помощью рук. (Дети руками изображают волны).
Воспитатель:Кто ещё поможет (Печка)Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).
Воспитатель:А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)
Возвращение Вани.
Выходит мальчик в костюме Иванушки.
Маша:Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.)Вот моё угощение. А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся. До свидания!Слайд 7.
Дети:До свидания!
Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).Теперь нам пора в группу возвращаться.
Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,познание, коммуникация, здоровье.
Задачи:
Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.
Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развиватькоммуникативные навыки общения
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди»,игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок».
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент.
(Дети встают в круг.)
Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.
«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)
Здравствуй весь наш общий круг»
Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:
1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
2. Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко);
3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);
4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);
5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);
6. Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).Слайд 1.
Основная часть
Воспитатель:Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно,дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет,то говорят хором: «Да, да, да».
• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).
• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет). (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).
• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).
• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт).
• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).
•Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.
Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька. Давайте спросим у неё,почему она плачет.
Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?
Маша: Здравствуйте. дети! (Тяжело вздыхает).Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси-лебеди его унесли.
Воспитатель:(обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с яблоней.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).
Воспитатель:Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!
Дети: Здравствуй,яблонька!
Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня:(голос в микрофоне).
Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке (дети считают яблоки)
Воспитатель:Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)
Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.
Дети:Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с печкой.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).
Воспитатель: А это что,дети?
Дети: Это печка!
Печка (говорит голос в микрофоне)
Мимо,путник,не пройди-
Пирожок мой прихвати!
Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?
Печка:Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.
Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”
Тесто мнём,мнём,мнём!
(Давят кулаками вображаемое тесто)
Тесто жмём,жмём,жмём!
(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)
Пирожки мы испечём!
(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,
Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.
Воспитатель:Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?
Дети:Молочную речку с кисельными берегами.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с речкой.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).
Воспитатель:Почему речку назвали молочной? (Она из молока).Что значит кисельные берега (Берега из киселя).Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится. (По окончании считалки дети делятся на две команды.)
Воспитатель:Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов. Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод. Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель. Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”, ,кисель из клюквы”?
Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота. Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках. Там и живёт баба-яга. Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.
Дорога к Бабе-Яге.
Воспитатель:Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая. то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек. Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)
У избушки на курьих ножках.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).
Воспитатель:Ну-ка послушаем,что тут творится!
Баба-Яга:(голос в микрофоне).Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей. Ты,Ванюша,не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.
Воспитатель:Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)
Воспитатель:Она молодая? (Нет,старая)
Воспитатель: Она красивая? (Нет,она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).
(На экране появляется Ваня)
Дети:Ваня!Ванюша!
Воспитатель:Ванечка,мы тебя спасём. Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться (молочная речка-кисельные берега).Изобразим речку с помощью рук. (Дети руками изображают волны).
Воспитатель:Кто ещё поможет (Печка)Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).
Воспитатель:А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)
Возвращение Вани.
Выходит мальчик в костюме Иванушки.
Маша:Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.)Вот моё угощение. А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся. До свидания!Слайд 7.
Дети:До свидания!
Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).Теперь нам пора в группу возвращаться.
Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"
В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "пересказ русской народной сказки Репка"
Цель занятия: совершенствовать монологическую речь детей.Задачи:Образовательная: учить детей пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, используя сказочные повторы.Развивающая: побуждать ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ русской народной сказки «Лиса лапотница»
Образовательная область: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку «Лиса и...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Формирование умения слушать, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев....