Конспект на тему: «История школьных принадлежностей»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект на тему: «История школьных принадлежностей»
Цель: побудить познавательный интерес к истории создания школьных принадлежностей;
Задачи: познакомить с историей создания школьных принадлежностей: тетрадь, ручка, карандаш, линейка; рассказать о материалах, которые использовали люди для письма в древности; способствовать формированию познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itog_nod.docx_1.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект на тему: «История школьных принадлежностей»
Цель: побудить познавательный интерес к истории создания школьных принадлежностей;
Задачи: познакомить с историей создания школьных принадлежностей: тетрадь, ручка, карандаш, линейка; рассказать о материалах, которые использовали люди для письма в древности; способствовать формированию познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий
Оборудование и ресурсы: презентация «Школьные принадлежности»; рисунки и опорные слова по теме занятия для оформления классной доски; костюмы для персонажей – школьные принадлежности: портфель, учебники, пенал, линейка, тетрадь, карандаш, ручка; чернильница и перо;
Образовательная деятельность
Воспитатель
Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нём.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нём
И тетради, и альбом,
Что такое этот дом? (портфель)
Чтение стихов о школьных принадлежностях
Портфель:
Фу - у! Наконец-то я могу говорить!
Я учусь, учусь, учусь,
Я туда-сюда верчусь:
Утром - в школу, днём обратно.
Тяжело, зато приятно!
Здравствуйте, ребята!
Я – портфель, чудесный дом,
Дружить я буду с вами.
Ну а мои друзья – жильцы,
Пусть о себе расскажут сами.
Учебники:
Мы – учебники. Без нас
Не приходят дети в класс.
Ты нас бережно храни,
Непременно оберни!
Твой учебник - не альбом!
Рисовать не надо в нём.
Бейся над любой задачкой,
А страницу не испачкай.
Пенал:
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, ластик и линейку –
Что угодно для души.
Линейка:
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь линейка.
Тетрадь:
Тетрадки бывают
В линейку и в клетку.
За кляксы в них ставят
Плохую отметку.
А если написано ровно, опрятно,
То это тетрадке очень приятно.
Карандаш:
Я родился длинный очень,
А подрос – и стал короче.
Я товарищ верный ваш,
Ваш помощник – карандаш!
Ручка:
– Я вас приветствую, друзья,
Я – ручка шариковая.
Писать умею на бегу.
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет –
Столько он хороших слов
Написать сумеет.
Портфель:
Мы хорошие друзья.
Вам без нас никак нельзя.
Берегите нас, ребята, –
Мы поможем вам всегда!
(Рассаживаются на заранее отведённые места)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете историю появления в жизни людей школьных принадлежностей? Хотели бы узнать? А почему? (ответы детей)
- Правильно - «История школьных принадлежностей». Вы узнаете много интересных фактов из истории возникновения привычных нам школьных предметов. Будьте очень внимательны, потому что в конце занятия вам предстоит выполнить задания – показать, что вы узнали об истории школьных принадлежностей.
Просмотр презентации
Тетрадь:
- Чтобы было, где писать, в школе нам нужна тетрадь.
А на чем писали люди в древности? Сначала, они общались при помощи наскальных рисунков. (слайд 1)
Позже стали использовать для письма различные материалы. В Китае - на дощечках, сделанных из растения бамбук.
В Древнем Вавилоне писали заострённой палочкой – клином, выдавливая изображение на сырых глиняных дощечках. ( слайд 2)
Учебник 1 При раскопках в Ассирии и Вавилоне нашли библиотеки из глиняных книг, которые сохранились даже при пожарах.
В Древней Индии писали на пальмовых листьях.
В Египте использовали папирус – водное растение.
Европейцы использовали пергамент - выделанные шкуры животных, чаще всего бизона.
В Древней Руси жители Великого Новгорода и других северных городов писали на бересте.
Воспитатель :
- Для того чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, её, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. Берестяные грамоты царапали “писалом” – металлическим или костяным инструментом, закругленным с одного конца и заостренным с другого. Закругление на конце писала служило для заглаживания ошибок, так как оно было заполнено воском. (слайд 3)
Учебник 2:
- Древняя тетрадь называлась «цера» - это четырёхугольная дощечка, намазанная воском. По нему писали костяной или металлической палочкой - стилем или писалом. Писало – стержень 8-16 см длиной. Их делали из железа, бронзы или кости. Со временем восковые дощечки были заменены, состоящими из сложенных вчетверо листов и обложки. Из-за сложенных вчетверо листов тетрадь и получила свое название, ведь по-латыни «тетрадос» означает «четвертая часть». (слайд 4)
Воспитатель :
- Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году. Однако бумагу в Китае начали производить еще раньше. Просто Цай Лунь, будучи образованным человеком, обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги. В России бумагу начали изготовлять гораздо позже, аж в ХVI веке при Иване Грозном. (слайд 5)
Ручка:
- Первую на свете ручку придумали древние египтяне. Прошли три тысячелетия, прежде чем ручка приняла современный вид. В Древней Руси берестяные грамоты царапали “писалом”. В школах, до появления шариковых ручек, писали чернилами и перьевыми ручками. Для чернил служила чернильница из толстого стекла. Стояла она на каждой парте. Два человека, сидящие за одной партой макали в нее ручки. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила. После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой. Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри портфеля. (слайд 6)
Воспитатель :
- Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях и «чернильного мешочка» каракатиц. Еще использовали железные опилки с вишневым клеем (смола). Варили чернила на квасе или меду. Для выделения первой строки использовали красную краску, которую добывали из растений – драконова кровь. (слайд 7)
Пенал:
- С конца 19 века химики всех стран пытались придумать состав пасты для шариковой ручки. Это удалось только в 1938 году венгерскому химику Йозифу Биро. Именно ему мы обязаны появлением самой удобной ручки на свете! В нашей стране первая ручка появилась лишь 64 года назад. (слайд 8)
Воспитатель :
- Современным карандашам не более 200 лет. Примерно 500 лет назад в шахтах города Камберленд в Англии был обнаружен графит. Считается, что тогда же начали изготовлять и графитовые карандаши. В германском городе Нюрнберг знаменитая семья Фабер с 1760 года начала изготовление карандашей, используя графитовый порошок, но не совсем успешно. Наконец в 1795 году некий Конт изобрел карандаши, изготовленные из смеси графита и некоторых сортов глины и обожженные в печи.
Карандаш:
- Эта технология используется и сегодня. «Простые» карандаши изготовлены из графита, который оставляет на бумаге темный след. Чтобы изготовить карандаш, необходим сибирский кедр. Благодаря нему карандаш не лохматится и не упрямится при заточке, а режется гладко и ровно.
(слайд 9)
Линейка:
- Линейками – гладкими обструганными дощечками – пользовались еще древние египтяне при строительстве своих пирамид. Линейка, которой сейчас широко пользуемся мы, появилась во Франции 220 лет назад. Изготавливают их в основном из груши. Лучшие умы подсчитали и поделили ее на сантиметры и миллиметры. Сантиметр – это сорокамиллионная часть географического меридиана, который проходит через Париж. (слайд 10)
Задание «Дополни пословицу»:
Пишут не пером, а ………….( умом)
Возьми книгу в руки – не будет …………..(скуки)
Хорошо того учить, кто всё ……………..(хочет знать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по теме: История Александро - Невской лавры
Презентация. История Александро - Невской лавры. ...
Конспект занятия. Тема: «История водяной капельки» с детьми подготовительной группы.
Тема:«История водяной капельки»с детьми подготовительной группы( область: экологическое познание окружающей среды, исследовательская деятельность детей.)( с использованием технических сред...
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Истории из школьного портфеля"
Данное занятие можно провести в два этапа. Первое занятие- знакомство со школьными принадлежностями. Второе - изготовление глиняных табличек....
НОД (Конспект подгруппового логопедического занятия) "Школьные принадлежности"
НОД. Данные задания помогут педагогам при закреплении лексической темы "Школа", задания будут полезны и родителям....
Конспект НОД " Школа и школьные принадлежности" в подготовительной к школе группе
Конспект НОД " Школа и школьные принадлежности" в подготовительной к школе группе...
Конспект НОД по теме "Школьные принадлежности" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
Закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о школьных принадлежностях...
Конспект занятия по лепке "Школьные принадлежности"
Цель: уточнять и расширять знания детей о школе и школьных принадлежностях. Задачи: Образовательные: Активизировать словарь детей по теме. Продолжать учить детей составлять рассказ по картин...