Конспект на тему: «История школьных принадлежностей»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сапрыкина Евгения Анатольевна

Конспект на тему:  «История школьных принадлежностей»

 

Цель:  побудить познавательный интерес к истории создания школьных принадлежностей;

 

Задачи: познакомить с историей создания школьных принадлежностей: тетрадь, ручка, карандаш, линейка; рассказать о материалах, которые использовали люди  для письма в древности; способствовать формированию познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_nod.docx_1.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему:  «История школьных принадлежностей»

Цель:  побудить познавательный интерес к истории создания школьных принадлежностей;

Задачи: познакомить с историей создания школьных принадлежностей: тетрадь, ручка, карандаш, линейка; рассказать о материалах, которые использовали люди  для письма в древности; способствовать формированию познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий

Оборудование и ресурсы: презентация «Школьные принадлежности»; рисунки и опорные слова по теме занятия для оформления классной доски; костюмы для персонажей – школьные принадлежности: портфель, учебники, пенал, линейка, тетрадь, карандаш, ручка; чернильница и перо;

Образовательная деятельность

Воспитатель

Знаю я чудесный дом,

Жильцов занятных много в нём.

Дом тот, друг мой, не простой:

Ходит в школу он с тобой.

Проживают в доме том

Карандаши и книжки,

Дружат и не тужат в нём

И тетради, и альбом,

Что такое этот  дом?         (портфель)    

               Чтение стихов о школьных принадлежностях

Портфель:

Фу - у! Наконец-то я могу говорить!

Я учусь, учусь, учусь,

Я туда-сюда верчусь:

Утром - в школу, днём обратно.

Тяжело, зато приятно!

Здравствуйте, ребята!

Я – портфель, чудесный дом,

Дружить я буду с вами.

Ну а мои друзья – жильцы,

Пусть о себе расскажут сами.

Учебники:

Мы – учебники. Без нас

Не приходят дети в класс.

Ты нас бережно храни,

Непременно оберни!

Твой учебник - не альбом!

Рисовать не надо в нём.

Бейся над любой задачкой,

А страницу не испачкай.

Пенал:

В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, ластик и линейку –

Что угодно для души.

Линейка:

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь  линейка.

Тетрадь:

Тетрадки бывают

В линейку и в клетку.

За кляксы в них ставят

Плохую отметку.

А если написано ровно, опрятно,

То это тетрадке очень приятно.

Карандаш:

Я родился длинный очень,

А подрос – и стал короче.

Я товарищ верный ваш,

Ваш помощник – карандаш!

Ручка:

– Я вас приветствую, друзья,
Я – ручка шариковая.
Писать умею на бегу.
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет –
Столько он хороших слов
Написать сумеет.

Портфель:

Мы хорошие друзья.
Вам без нас никак нельзя.
Берегите нас, ребята, –
Мы поможем вам всегда!

(Рассаживаются на заранее отведённые места)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете историю появления в жизни людей школьных принадлежностей? Хотели бы узнать? А почему?   (ответы детей)

- Правильно - «История школьных принадлежностей». Вы узнаете много интересных фактов из истории возникновения привычных нам школьных предметов. Будьте очень внимательны, потому что в конце занятия вам предстоит выполнить задания – показать, что вы узнали об истории школьных принадлежностей.

Просмотр презентации

Тетрадь:

- Чтобы было, где писать, в школе нам нужна тетрадь.

А на чем писали люди в древности?   Сначала, они общались при помощи наскальных рисунков.                (слайд 1)  

 

 Позже стали использовать для письма различные материалы. В  Китае -  на  дощечках, сделанных из растения бамбук.

 В Древнем Вавилоне писали заострённой палочкой – клином, выдавливая изображение  на  сырых глиняных дощечках.  ( слайд 2)

   

Учебник 1 При раскопках в Ассирии и Вавилоне нашли библиотеки из глиняных книг, которые сохранились даже при пожарах.        

В Древней Индии писали на пальмовых листьях.

 В Египте использовали папирус – водное растение.

 Европейцы использовали  пергамент   -   выделанные шкуры животных, чаще всего бизона.

В Древней Руси жители Великого Новгорода и других северных городов писали на бересте.                          

Воспитатель :

- Для того чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, её, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. Берестяные грамоты царапали “писалом” – металлическим или костяным инструментом, закругленным с одного конца и заостренным с другого. Закругление на конце писала служило для заглаживания ошибок, так как оно было заполнено воском.    (слайд 3)

     

Учебник 2:

- Древняя тетрадь называлась «цера» -  это четырёхугольная дощечка, намазанная воском. По нему писали костяной или металлической палочкой - стилем или писалом. Писало – стержень 8-16 см длиной. Их делали из железа, бронзы или кости. Со временем восковые дощечки были заменены,  состоящими из сложенных вчетверо листов и обложки. Из-за сложенных вчетверо листов тетрадь и получила свое название, ведь по-латыни «тетрадос» означает «четвертая часть».  (слайд 4)

Воспитатель :

-  Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году. Однако бумагу в Китае начали производить еще раньше. Просто Цай Лунь, будучи образованным человеком, обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги. В России бумагу начали изготовлять гораздо позже, аж в ХVI веке при Иване Грозном.                         (слайд 5)

Ручка:

- Первую на свете ручку придумали древние египтяне. Прошли три тысячелетия, прежде чем ручка приняла современный вид.  В Древней Руси берестяные грамоты царапали “писалом”.  В школах, до появления шариковых ручек, писали чернилами и перьевыми ручками.  Для чернил служила  чернильница из толстого стекла. Стояла она на каждой парте. Два человека, сидящие за одной партой макали в нее ручки. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила. После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой. Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри портфеля.            (слайд 6)

Воспитатель :

- Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях и «чернильного мешочка» каракатиц. Еще использовали железные опилки с вишневым клеем (смола). Варили чернила на квасе или меду. Для выделения первой строки использовали красную краску, которую добывали из растений – драконова кровь.                    (слайд 7)

Пенал:

- С конца 19  века химики всех стран пытались придумать состав пасты для шариковой ручки. Это удалось только в 1938 году венгерскому химику Йозифу Биро. Именно ему мы обязаны появлением самой удобной ручки на свете! В нашей стране первая ручка появилась лишь 64 года назад.                   (слайд 8)

Воспитатель :

- Современным карандашам не более 200 лет. Примерно 500 лет назад в шахтах города Камберленд в Англии был обнаружен графит. Считается, что тогда же начали изготовлять и графитовые карандаши. В германском городе Нюрнберг знаменитая семья Фабер с 1760 года начала изготовление карандашей, используя графитовый порошок, но не совсем успешно. Наконец в 1795 году некий Конт изобрел карандаши, изготовленные из смеси графита и некоторых сортов глины и обожженные в печи.

 Карандаш:

- Эта технология используется и сегодня. «Простые» карандаши изготовлены из графита, который оставляет на бумаге темный след. Чтобы изготовить карандаш, необходим сибирский кедр. Благодаря нему карандаш не лохматится и не упрямится при заточке, а режется гладко и ровно.

(слайд 9)

 

Линейка:

- Линейками – гладкими обструганными дощечками – пользовались еще древние египтяне при строительстве своих пирамид. Линейка, которой сейчас широко пользуемся мы, появилась во  Франции 220 лет назад. Изготавливают их в основном из груши. Лучшие умы подсчитали и поделили ее на сантиметры и миллиметры. Сантиметр – это сорокамиллионная часть географического меридиана, который проходит через Париж.   (слайд 10)

 

                                                 

Задание «Дополни пословицу»:

Пишут не пером, а ………….( умом)

Возьми книгу в руки – не будет …………..(скуки)

Хорошо того учить, кто всё ……………..(хочет знать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме: История Александро - Невской лавры

Презентация. История Александро - Невской лавры. ...

Конспект занятия. Тема: «История водяной капельки» с детьми подготовительной группы.

Тема:«История водяной капельки»с детьми подготовительной  группы( область: экологическое познание окружающей среды, исследовательская деятельность детей.)( с использованием технических сред...

Конспект занятия по окружающему миру на тему "Истории из школьного портфеля"

Данное занятие можно провести в два этапа. Первое занятие- знакомство со школьными принадлежностями. Второе - изготовление глиняных табличек....

НОД (Конспект подгруппового логопедического занятия) "Школьные принадлежности"

НОД. Данные задания помогут педагогам при закреплении лексической темы "Школа", задания будут полезны и родителям....

Конспект НОД " Школа и школьные принадлежности" в подготовительной к школе группе

Конспект НОД " Школа и школьные принадлежности" в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по теме "Школьные принадлежности" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР

Закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о школьных принадлежностях...

Конспект занятия по лепке "Школьные принадлежности"

Цель: уточнять и расширять знания детей о школе и школьных принадлежностях. Задачи: Образовательные: Активизировать словарь детей по теме. Продолжать учить детей составлять рассказ по картин...