Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья и кустарники"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Обогащение словаря, развитие диалогической речи, грамматического строя (закрепление у детей правильного употребления в речи относительных прилагательных, единственного и множественного числа прилагательных, образование простой сравнительной степени прилагательного); обогащение лексического запаса антонимами; развитие умения отвечать на вопросы полным предложением. Составление описательного рассказа о дереве (с опорой на схему). Воспитание бережного отношения к деревьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_derevya_i_kustarniki.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Деревья и кустарники»
Цели: Обогащение словаря, развитие диалогической речи, грамматического строя (закрепление у детей правильного употребления в речи относительных прилагательных, единственного и множественного числа прилагательных, образование простой сравнительной степени прилагательного); обогащение лексического запаса антонимами; развитие умения отвечать на вопросы полным предложением. Составление описательного рассказа о дереве (с опорой на схему). Воспитание бережного отношения к деревьям.
Оборудование: предметные картинки деревьев и кустарников, схема «Расскажи о дереве», листья и ветки деревьев.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Узнай дерево по листу, веточке»
Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.
2. Беседа по теме.
- Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Какие - в лиственном?
- Как называются листики ели и сосны? (Хвоя.)
- На что они похожи?
- Какой лес всегда зелёный?
- В каком лесу деревья сбрасывают на зиму листву?
- Чем деревья отличаются от кустарников? (Кустарник — жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много).
3. Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.
- Рассмотрите картинку.
- Как называется это дерево?
- Какое оно по величине?
- Из каких частей состоит? (ствол, корни, крона, ветки, кора, листья, семена)
- Какая форма листьев?
- Как называются плоды?
- Вид дерева. Хвойное или лиственное?
- Как изменяется в разные времена года?
- Какую пользу может принести людям?
- Почему люди сажают деревья на улицах города?
4. Рассказ по схеме.
Логопед предлагает образец рассказа.
- Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях.
Примерный рассказ
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. Питается береза с помощью корней. На ветках листья округлой формы. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки.
5. Рассказы детей.
Например: о ели, клене, дубе и т.д.
6. Физкультминутка.
- Давайте представим, как мы гуляем по лесу.
Мы к лесной полянке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенёчки. | Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнём, А потом гулять пойдём. |
Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.
7. Игра «Узнай лист, листья, ветку»
(образование относительных прилагательных, единственное и множественное число прилагательных).
Лист ивы – ивовый, листья ивы – ивовые, ветка ивы – ивовая.
Лист дуба – дубовый, листья дуба – дубовые, ветка дуба – дубовая.
Лист клёна – кленовый, листья клёна – кленовые, ветка клёна – кленовая.
Лист липы – липовый, листья липы – липовые, ветка липы – липовая.
Иголка (хвоя) ели – еловая, ветка ели – еловая.
Лист осины – осиновый, листья осины – осиновые, ветка осины – осиновая.
Лист рябины – рябиновый, листья рябины –рябиновые, ветка рябины – рябиновая.
Иголки (хвоя) сосны – сосновые, ветка сосны – сосновая.
Лист берёзы – берёзовый, листья берёзы – берёзовые, ветка берёзы – берёзовая.
Лист осины – осиновый, листья осины – осиновые, ветка осины – осиновая.
8. Игра «Один – много».
Одна ветка осины – много веток осины.
Одна ветка липы – много веток липы.
Одна ветка рябины – много веток рябины.
Одна ветка дуба – много веток дуба.
Одна ветка клёна - много веток клёна.
Одна ветка сосны – много веток сосны.
9. Игра «Догадайся, какое слово будет последним в предложении?»
(образование простой сравнительной степени прилагательного).
Берёза тонкая, а рябина ещё тоньше.
Липа высокая, а клён ещё (выше).
Сосна пышная, а ель ещё (пышнее).
Ива красивая, а берёза ещё (красивее).
Рябина нарядная, а ель ещё … (наряднее).
Осина яркая, а рябина ещё (ярче).
Берёза стройная, а осина ещё (стройнее).
Тополь старый, а дуб ещё (старее).
Клён мощный, а дуб ещё (мощнее).
Дуб зелёный, а берёза ещё (зеленее).
Клён молодой, а осина ещё (моложе).
У липы ствол толстый, а у дуба ещё (толще).
10. Игра «Слова - «неприятели». (Обогащение лексического запаса антонимами).
Рябина - низкая, а клён (высокий).
Дуб - старый, а берёза (молодая).
У дуба ствол толстый, а у рябины (тонкий).
Осенью деревья - яркие, а зимой – (блеклые).
Летом деревья - пышные, а зимой - (голые).
Ель - колючая, а кедр - (мягкий).
Весной деревья – расцветающие, а осенью - (увядающие).
В жару у деревьев - летний наряд, а в холод - (зимний).
11. «Отгадай загадку»
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза) | На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается … Сирень | Великан осенний рад бурый свой надеть наряд. С веток, словно для затей, набросает желудей. (Дуб) |
У меня иголки Длиннее, чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки только на макушке. (Сосна) | Я на розу так похож, Разве, что не так хорош. Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. (Шиповник) | Он стоит высокий стройный. Лист на нем резной, узорный, Ветками качает он. Кто скажите это?.. Клен |
Зимой и летом - Одним цветом. (Ель) |
12. Итог занятия.
- О каких деревьях и кустарниках говорили?
- Какие бывают деревья?
- Что люди могут сделать из дерева?
- Что вам показалось трудным?
- Что вам понравилось больше всего?
- Дети, деревья – наши друзья. Они защищают нас с вами от жары летом своими листьями, очищают воздух от пыли, лес дарит грибы и ягоды, радует нас своей красотой в разное время года. Лес – это наше богатство. Берегите лес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.
Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....