Театральный кружок
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Театральный кружок,дополнительное бесплатное образование Бабкиной Татьяны Евгеньевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnyy_kruzhok.docx | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Соловьёвский детский сад»
Утверждено
Заведующей МБДОУ
«Соловьевский детский сад»
Тодоровская Ж.К
________________________
План - программа
кружка «Театральный сундучок»
для детей подготовительной группы (5 - 7 лет)
Срок реализации программы 2021-2023гг
Руководитель: Бабкина Татьяна Евгеньевна,
воспитатель
Соловьёвка, 2021
Содержание
1. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, принципы и т.д.)
1. Учебно-тематическое планирование
2. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
3. Диагностический инструментарий (механизм оценки получаемых результатов)
4. Диагностика уровня развития речи у детей
5. Содержание работы с родителями
6. Список литературы
7. Приложение
- Краткий словарь театральных терминов
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и
нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного
мира детей…
(Б. М. Теплов)
Большие резервы в деле приобщения детей дошкольного возраста к миру духовной красоты скрыты в детской театральной игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективным участием, развитием творческой инициативы, разнообразными воспитательными и образовательными возможностями.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.
Театр - это средство эмоционально – эстетического воспитатия детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, стремиться превносить в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
В своей работе в театральном кружке нами предпринята попытка
по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.
Цель программы.
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.).
- Развивать и совершенствовать все стороны речи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь.
- Развить интерес к театру как искусству.
- Развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки.
- Воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру.
Методы работы.
Основными методами работы по данной программе являются:
- Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ.
- Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
- Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
- Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание сказок.
Содержание программы
Программа предусматривает работу с детьми по 5 видам творческой деятельности.
Виды творческой деятельности | Содержание деятельности | Цель | Средства обучения |
Литературная | Выразительное пересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство. | Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей, их артикуляционный аппарат | Сказки, рассказы, стихотворения. |
Игровая деятельность | Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игра-терапия. | Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас, образный строй речи. | Атрибуты, необходимые для проведения игры. |
Драматизация | Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество. | Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Формировать умение слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку | Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному замыслу |
Кукловедение | Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов. | Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук | Пальчиковый и перчаточный тетры, материалы для изодеятельности. |
Театральная азбука | Посещение театральных спектаклей, беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов | Формировать представления детей о театре, знакомить с его историей, устройством. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях | Видиотека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам. |
Реализация работы по программе.
1. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.
2. Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.
3. Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности
4. Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.
5. Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра.
Принципы проведения занятий.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих
способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.
- игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций.
- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала.
Часть 3. Завершающая
Цель – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изодеятельности организуются выставки детских работ.
Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результат | Способы проверки |
1. Ребенок знает различные виды театра, правила поведения в общественных местах (театре); различает жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказы, басни). | диагностика |
2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; умеет придумывать сказке новое начало, конец, изменять героев; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец); охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками; формулирует полные предложения | Наблюдения, беседы, творческие задания |
3. Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние | Беседы, наблюдения |
4. У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией) | Наблюдения |
Учебно-тематический план
Месяц | Виды детской деятельности | Тема | Формы работы с детьми |
Сентябрь | Подбор методической литературы Составление учебного плана Анкетирование родителей Диагностика уровня развития речи детей | ||
Октябрь | Театральная азбука | «Все о театре» | Беседа, просмотр презентации, мультфильма. Посещение спектакля |
Игровая деятельность | Сказкотерапия «Ласковый цветок и сердитые тучки» | Разыгрывание этюдов, заучивание стихотворения | |
Литературная деятельность | Чтение сказка братьев Гримм «Волк и семеро маленьких козлят» | Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят» | |
Драматизация | Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» | Драматизация музыкальной сказки | |
Ноябрь
| Кукловедение | «Волшебный сундучок» | Беседа, изобразительная деятельность (изготовление масок) |
Игровая деятельность | Игровое занятие «Одну простую сказку хотим мы рассказать» | Игра на выразительность «Дедушка молчок», Чтение стихотворений и их изображение с помощью мимики и жестов. Введение понятия «пантомима». Творческая игра «Что это за сказка?» | |
Литературная деятельность | А. Барто «В театре» | Знакомство с литературным произведением Заучивание стихотворения | |
Драматизация | Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» | Инсценировка для родителей и младших групп | |
Декабрь | Игровая деятельность | «Учимся говорить правильно» | Объяснение понятия «интонация» Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности, разучивание скороговорок |
Литературная деятельность | «Постучимся в теремок» | Чтение В. Бианки «Теремок» Пересказ сказки Игра-загадка «Угадай - кто это?» Этюд на расслабление. | |
Азбука театра | «Волшебные руки» | Беседа «Как устроена перчаточная кукла» Просмотр презентации Упражнения для развития крупной моторики рук | |
Кукловедение | Перчаточный театр «Теремок» | Интонационные упражнения Драматизация сказки для младших групп | |
Январь | Игровая деятельность | «Играем пальчиками» | Повторение и закрепление понятия «пантомима» Игровые упражнения с помощью пальчиков |
Литературная деятельность | «Угадай сказку» | Викторина | |
Драматизация | «Сочиняем сказку» | Занятие по развитию речи Знакомство с жанровыми особенностями сказок | |
Февраль | Азбука театра | «Театральные профессии» | Знакомство с театральными профессиями. Рисование афиш |
Игровая деятельность | «Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять» | Повторение понятия скороговорка Введение понятия «рифма» | |
Литературная деятельность | Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка». | Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | |
Кукловедение | Пальчиковый театр «Репка» | Инсценировка сказки с детьми | |
Март | Игровая деятельность | «Волшебные слова» | Сказкотерапия |
Литературная деятельность | Чтение сказки «Колобок в хлебном царстве» | Знакомство с новой сказкой Распределение ролей Обсуждение персонажей, их характер | |
Драматизация | «Колобок в хлебном царстве» | Репетиция по сказке Разучивание по ролям Разучивание песен, танцев | |
Кукловедение | «Волшебный сундучок» | Изготовление атрибутов к сказке | |
Апрель | Литературная деятельность | Сказка «Золушка»
| Цель: - Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; |
Драматизация | Распределение ролей в сказке «Золушка». | Цель: - Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа; Выражать состояние персонажа с помощью мимики. | |
Показ сказки «Золушка» | Цель: Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях. | ||
Май | Литературная деятельность | «У страха глаза велики» | Чтение русской народной сказки Рассказы детей из личного опыта |
Драматизация | «Наши эмоции» | Объяснения понятия «»эмоция Рассматривание сюжетных картинок, беседа, упражнения Инсценировка сказки «У страха глаза велики» | |
Кукловедение | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | Театр теней | |
Азбука театра | «Почему я люблю театр» | Беседа Викторина «Мы любим сказки» |
Диагностика развития речи у детей 5-7 лет
Методика «словарная мобильность»
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 6 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А.
Придумай как можно больше слов на букву С.
Время 1 мин.
Оценка.
6 - 7 слов - высокий уровень;
4 - 5 слов - средний,
2 - 3 слова - низкий.
Задание Б.
Закончи слова.
Ход работы.
Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? На... " и т. д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9)ку, 10) зо.
Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.
Задание В.
Образование предложений с данными словами.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценивается правильность составления фразы.
Задание Г.
Подбор рифмы.
Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день".
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.
Время работы с одним словом - одна минута.
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание Д.
Словообразование.
Как будет называться маленький предмет?
мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла - низкий.
Задание Е.
Словообразование.
Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....
Оценка.
4-5 баллов - высокий уровень,
2-3 балла - средний,
0-1 балл - низкий.
Задание Ж.
Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла – низкий.
Задание З.
Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на звук "д", сразу хлопнешь в ладоши".
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.
Безошибочное выполнение - высокий уровень,
1-2 ошибки - средний,
3 и более ошибок - низкий.
Таблица для диагностики развития речи
(сентябрь)
№ | Ф.И ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | У |
1 | Щербина Инесса | |||||||||
2 | Бабанин Евгений | |||||||||
3 | Лихтенвальд Елизавета | |||||||||
4 | Токарев Денис | |||||||||
5 | Каменев Максим | |||||||||
6 | Прокопенко Лев | |||||||||
7 | Черенщикова Дарья | |||||||||
8 | Клещенкова Тамара | |||||||||
9 | Умнов Максим | |||||||||
10 | Тарзанов Андрей | |||||||||
11 | Зеленый Александр | |||||||||
12 | Демиденко Макар | |||||||||
13 | Гринев Михаил | |||||||||
14 | Лаутеншлегер Инесса |
Таблица для диагностики развития речи
(май)
№ | Ф.И ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | У |
1 | Щербина Инесса | |||||||||
2 | Бабанин Евгений | |||||||||
3 | Лихтенвальд Елизавета | |||||||||
4 | Токарев Денис | |||||||||
5 | Каменев Максим | |||||||||
6 | Прокопенко Лев | |||||||||
7 | Черенщикова Дарья | |||||||||
8 | Клещенкова Тамара | |||||||||
9 | Умнов Максим | |||||||||
10 | Тарзанов Андрей | |||||||||
11 | Зеленый Александр | |||||||||
12 | Демиденко Макар | |||||||||
13 | Гринев Михаил | |||||||||
14 | Лаутеншлегер Инесса |
Список используемой литературы.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986г.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003г.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002г.
4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г.
- Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет Волгоград 2009г.
- Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., 1962г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.
- Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников ТЦ «Сфера» 2006г.
9. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989г.
Краткий словарь театральных терминов
Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер — деятельный, действующий (акт — действие) участник игры.
Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за партером.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.
Афиша — объявление о представлении.
Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.
Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.), внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма — сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика— мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.
Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценические действие.
Театр — место для зрелищ.
Штанкет — металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральный кружок Крошка
Цель кружка Задачи Перспективный план Используемая литература «Руководство театральными играми во второй половине дня» 1. Исполнительские театрализованные игры 2. Творческие театрализованные игр...
Театральный кружок «Щелкунчик» для детей старшей группы
Цель кружка: формировать творческой личности ребенка средствами театральной деятельности....
Театральный кружок "В гостях к сказки" для детей старшего возраста
Пояснительная записка и перспективный план работы на учебный год...
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
План работы театрального кружка «В гостях у сказки»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6863697","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 470px; height...
Театральный кружок "Нескучайка"
Кружок направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театральный кружок «В гостях у сказки
старший возраст...
Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа). ...